Научно исследовательская разработка "Здоровьесберегающих технологий" в образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 957.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников
МБДОУ ЦРР детский сад №8 «Буратино»
Протасова Т.В.
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий. Высокая потребность обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детей год от года ухудшается (данные официальной статистики, общая заболеваемость детей в возрасте о 0 до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, подростков - на 18%). Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
В системе комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение плаванию. Однако анализ методической литературы, образовательной деятельности указывает на недостаточность использования плавания и оздоровительных процедур в развитии ребенка. Ю.Ф Змановский, замечательный педагог, разработчик развивающей педагогики оздоровления считал, что плавание содействует увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению и становлению здорового образа жизни. Поэтому главной целью обучения плаванию дошкольников должно быть, не только приобщение детей к воде и приобретение плавательных навыков, но и закаливание, укрепление детского организма, психологическая разгрузка, формирование здорового образа жизни.
Проведение непосредственно образовательной деятельности в бассейне способствует: повышению двигательной активности детей, разнообразию закаливающих процедур, усилению оздоровительной направленности образовательного процесса, снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма. А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Исходя из вышесказанного определена тема научно-исследовательской работы: «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников»
Цель исследования: обосновать эффективность использования здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников.
Задачи исследования
- Дать теоретическое обоснование использования здоровьесберегающих технологий в обучении плаванию дощкольников.
- Разработать и внедрить систему мероприятий по организации плавания дошкольников на основе использования здоровьесберегающих технологий.
- Выявить эффективность использования здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности по обучению плаванию детей дошкольного возраста.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования: обучение плаванию детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование в организации плавания дошкольников здоровьесберегающих технологий, будет способствовать укреплению здоровья, повышению уровня плавательной подготовленности детей, формированию здорового образа жизни
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими в детских дошкольных учреждениях, имеющих бассейны малых размеров для обучения плаванию, а также сауну.
Организация исследования
Исследование проводилось с сентября 2014г. по май 2015г. на базе МБДОУ детский сад №8 «Буратино». В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы (20 человек) и их родители (20 человек).
Исследование было организовано в три этапа.
Констатирующий этап (сентябрь - октябрь 2014г.) - были изучены литературные источники по вопросам исследуемой темы, велось наблюдение и контроль над двигательной активностью детей, за усвоением программного материала. Выявлена актуальность исследования, определены цель, задачи, предмет и объект, гипотеза. Подобрана контрольная и экспериментальная группа, проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления отношения к проведению оздоровительных мероприятий и занятий по плаванию в детском дошкольном учреждении. Результаты анкетирования показали следующие данные.
Получены следующие показатели тестирования плавательной подготовленности детей в контрольной и экспериментальной групп.
В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений:
- погружение с выдохом в воду (в секундах) ;
- умение лежать на воде, на груди и на спине (в секундах);
- скольжение в воде на груди и на спине (в метрах);
- плавание способом «кроль» на груди и на спине (в метрах).
С целью изучения влияния закаливающих мероприятий и дыхательной гимнастики на функции дыхательной системы мы исследовали физиологические показатели дыхательной системы (спирометрия).
По итогам констатирующего этапа можно сделать вывод, что физиометрические показатели, плавательная подготовленность подготовительной группы, и уровень грамотности родителей по вопросам закаливания и обучения плаванию не достаточно высоки, а интерес к занятиям относительно низкий.
На формирующем этапе (ноябрь 2014г. – апрель 2015 г.) проводилась практическая часть исследования, которая включала ряд действий, направленных на изменение привычных условий педагогического процесса, проходила физкультурно - оздоровительная работа на основе использования здоровьесберегающих технологий.
Для работы был отобран ряд здоровьесберегающих технологий: сауна, массаж (самомассаж, взаимомассаж, точечный массаж), пальчиковая гимнастика, тропинка здоровья – массаж биологически активных точек стопы, упражнения релаксации и восстановления, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на дыхание, комплексы аквааэробики, фигурное плавание.
Определены основные направления работы:
- Обучение плаванию (непосредственно образовательная деятельность в ДОУ и выезд в спортивный комплекс «Дельфин»)
- Использование оздоровительно – профилактического комплекса сауна - бассейн
- Непосредственно образовательная деятельность по дополнительному образованию (кружок по акваэробике)
- Проведение оздоровительных праздников и развлечений в бассейне
- Проведение соревнований и первенства по плаванию
- Сотрудничество с семьей
- Работа с педагогами
- Мониторинг результатов деятельности
На заключительном этапе исследования (май 2012г.) после реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование плавательных умений и здорового образа жизни детей дошкольного возраста на основе использования здоровьесберегающих технологий, подводились итоги исследования.
Респондентам было предложено снова ответить на вопросы анкеты на предмет выявления отношения к проведению оздоровительных мероприятий и занятий по плаванию в детском дошкольном учреждении, получен следующие данные. По результатам проведения повторного анкетирования выявлено снижение с 60% до 40% частоты заболеваемости детей, а также повышение с 50% до 100% отношение родителей к необходимости обучения плаванию детей дошкольного возраста. Родители на 100% уверены, что плавание является мощнейшим средством закаливания, и хотели бы, чтоб их дети не только знакомились, но и продолжали обучение с использованием здоровьесберегающих технологий. За счет посещения городского спортивного комплекса существенно повысились с 25% до 60% показатели использования водных закаливающих процедур дома. Родители убедились в том, что не каждый плавающий умеет плавать и что плавание действительно укрепляет здоровье детей, приносит им радость и пользу, они стали активными союзниками в процессе обучения.
Проведено заключительное тестирование плавательной подготовленности детей, физиометрических показателей.
Результат общей плавательной подготовленности на последнем этапе исследования, имеет следующие данные: в контрольной группе - высокий уровень –51%, средний уровень – 30%, низкий уровень – 19%; в экспериментальной группе - высокий уровень –70%, средний уровень – 30%, низкий уровень – отсутствует.
По данным исследования в контрольной группе на 13% до 19% снизилось количество детей с низким уровнем развития плавательных способностей, на 6% - со средним, на 27% повысился высокий уровень. В экспериментальной группе на 33% до 0% снизилось количество детей с низким уровнем, на 10% - со средним, на 43% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень плавательной подготовленности.
Таким образом, мы видим, что после эксперимента результаты контрольной группы повысились не значительно, а результаты экспериментальной группы увеличились более существенно, хотя на начало исследования результаты были относительно равные.
Выводы:
- Изучив теоретические основы использования здоровьеберегающих технологий в обучении плаванию детей, мы сделали вывод о том, что плавание является средством здоровьясбережения, непосредственно образовательная деятельность и условия ее проведения позволяют использовать широкий круг здоровьесберегющих технологий, что будет способствовать формированию здорового образа жизни, расширению кругозора еще с дошкольных лет, поддержанию интерес к различным видам оздоровления.
- Мы определили во время исследования, что целесообразно применять следующие здоровьесберегющие технологии: сауна, массаж (самомассаж, взаимомассаж, точечный массаж), пальчиковая гимнастика, тропинка здоровья – массаж биологически активных точек стопы, упражнения релаксации и восстановления, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на дыхание, комплексы аквааэробики, фигурное плавание, которые направленны на развитие у детей плавательных умений, расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма и творческого самовыражения детей. Разнообразие средств, позволяетт эффективнее решать поставленные задачи в обучении плаванию детей дошкольного возраста.
- Результаты исследования доказали эффективность использования здоровьесберегающих технологий в обучении плаванию детей дошкольного возраста, это отражено в показателях исследования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает не только результативность воспитательно-образовательного процесса, но и формирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Именно здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, поэтому важно, начиная с раннего детства, воспитывать у ребенка активное отношение к своему здоровью, понимание того, что это – величайшая ценность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение плаванию дошкольников 2-7 лет
Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством физического воспитания и закаливания организма ребёнка. Плавание повышает устойчивость организма к воздействию окружающей среды, низких темп...
Алгоритм обучения плаванию дошкольников
Раскрыта система обучения плаванию дошкольников....
Технология обучения плавания дошкольников
В материале раскрыты основные проблемыи их решение, возникающие при начальном обучении плаванию дошкольников....
«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Конспект занятия по плаванию для детей средней группы...
Научно-методическая лаборатория в ДОУ по обучению плавания детей (на базе ФОКа).
Научно-методическая лаборатория в МДОУ «Детский сад №4». Согласно Приказа комитета по образованию...
Научно-исследовательская работа. Формирование коммуникативно-речевой активности младших дошкольников средствами малых фольклорных форм.
Коммуникативно-речевая активность ребенка в дошкольный период оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Исследование было ориентировано на изучение влияния малых фольклорных форм на коммун...
Научно-исследовательская работа на тему: Развитие творческого мышления дошкольников средствами арт-терапии
Научно-исследовательская работа...