Методы и средства воспитания культуры поведения старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx40.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и средства воспитания культуры поведения старших дошкольников

 

Основными задачами по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста являются:

  • воспитание культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности в их выполнении;
  • воспитание представлений о полезных и вредных привычках;
  • развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • развитие умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей;
  • воспитание готовности детей к совместной деятельности;
  • воспитание умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).  

Методы воспитания культуры поведения старших дошкольников представлены на рис. 1.

 

 

Первая группа методов – методы воспитания и сознания личности, как правило, используют в том случае, когда до сознания старшего дошкольника необходимо донести те нормы и правила поведения, которые помогут ему вести себя в обществе надлежащим образом. Для достижения этой цели применяются разумные, логичные, но простые доказательства, которые помогают убедить старшего дошкольника в том, что определенный поступок или поведение является положительным или отрицательным, приемлемым в обществе или наоборот.

Вторая группа методов – методы организации деятельности и опыта общественного поведения, применяется с целью организации деятельности и опыта поведения старших дошкольников. Главное в данном случае – педагогическое воздействие на старших дошкольников.

Третья группа методов применяется с целью ускорения либо торможения определенных действий, то есть для стимулирования действий, которые необходимы педагогу для достижения воспитательных целей.

Выбор методов воспитания культуры поведения у старших дошкольников необходимо производить, учитывая следующие положения:  

  • соответствие метода цели и задачам воспитания;  
  • гуманный характер метода;  
  • реальность метода;  
  • избирательность отбора метода;  
  • тактичность применения метода;  
  • проявление педагогом терпения и терпимости (толерантности) при использовании метода;  
  • преобладающая         практическая         направленность         метода         в нравственном воспитании старших дошкольников.  

Результат воспитания культуры поведения у старших дошкольников появится том случае, если педагог будет умело и грамотно использовать         совокупность         методов         воспитания, в комплексе, во взаимосвязи.  

Воспитание культуры поведения старших дошкольников осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо выделить следующие четыре группы:  

  • художественные средства, они включают художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, видеофильмы. Художественные средства воспитания содействуют эмоциональной окраске моральных явлений, которые познает старший дошкольник;
  • природа, как правило, вызывает у старших дошкольников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию культуры общения;
  • собственная деятельность детей включает игру, труд, учение, художественную деятельность, способствует осознанию и воспитанию культуры деятельности, общения в совместной деятельности детей и сверстников, также детей и взрослых;  
  • окружающая обстановка или социальная среда – это семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и прочие влияет на ценностные ориентации ребенка, тем самым активизирует механизм нравственного воспитания и влияет на воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры общения, культуры деятельности.  

К.Д. Ушинский выделил следующие средства, способствующие воспитанию культурного поведения детей: нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания.  

Для воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста можно использовать информационные интерактивные средства, которые на сегодняшний день активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций.  

Дошкольные образовательные учреждения чаще всего используют следующие технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Воспитывать культуру поведения необходимо непрерывно, систематически и планомерно, воспитание культуры поведения старших дошкольников от случая к случаю не даст необходимых результатов.  

Результат использования методов воспитания будет эффективным при соблюдении следующих требований:

  • любой метод или группа методов должны быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;
  • метод         должен         быть         реально         осуществимым         и         логически

завешенным, каждый метод должен быть весомым и значимым;

  • для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;
  • метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
  • методы воспитания необходимо применять тактично;
  • при подборе методов следует учитывать степень сложности воспитываемого качества;  
  • проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на определенного ребенка;
  • применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;
  • в воспитании культуры поведения должны преобладать методы, которые предполагают обучение ребенка различным способам действия;
  • применение методов в комплексе, во взаимосвязи.

К         старшему         дошкольному         возрасту, как         утверждает         И.Н. Курочкина, у детей существует комплекс навыков, который помогает им проявлять         культуру поведения.         Навыки и привычки – это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.

Процесс выработки таких навыков происходит в жизни ребенка ежедневно. Дети старшего дошкольного возраста учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами общения, с учетом ситуации общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т.д. Все это является основой для воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки дают возможность экономить силы, а также достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Именно поэтому в работе со старшими дошкольниками необходимо обращать особое внимание на их выработку.  

Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. Содержанию поступков всегда должна соответствовать и внешняя форма их проявления.  

Выделяют следующие три этапа процесса воспитания культуры поведения старших дошкольников.

На первом этапе устанавливается определенный круг требований, выделяются конкретные способы действий, «образы поведения», которые необходимо усвоить детям; воспитание культурного поведения

осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.  

На втором этапе объединяются отдельные действия, навыки и происходит их закрепление.  

На третьем этапе происходит закрепление навыков культурного поведения, применение их в разнообразных условиях.  

Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, научение необходимым способам действий и упражнение в них. На данном этапе используется система упражнений, игр, занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной жизни, играх.  

Второй этап направлен на закрепление навыков, является условием их усвоения. В данном случае часто используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фото-пособий, художественной литературы.  

На третьем этапе происходит закрепление культурного поведения в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, контроль, пример).  

По мнению такого автора, как С.Г. Якобсон, при воспитании культуры поведения дошкольников необходимо придерживаться определенных этапов, он выделяет следующие этапы:  

  • упражнение в поощряемом обществом поведении для накопления

опыта;  

  • объяснение старшим дошкольникам, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение.  

Методика предвосхищения является стимулом к тому, чтобы ребенок вел себя культурно. На данном этапе создаются условия для того, чтобы старший дошкольник получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения.

Таким образом, выделяют три группы методов воспитания культуры поведения старших дошкольников: методы формирования личности, методы организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. Средства воспитания культуры поведения старших дошкольников включают художественные средства, природу, собственную деятельность детей, окружающую обстановку. Предпосылками воспитания культуры поведения старших дошкольников являются выполнение указаний взрослого, следование нормам поведения, сосредоточение на определенном деле и доведение его до конца, планирование своих действий, выполнение многих действий быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

"Воспитание культуры поведения старших дошкольников"

Считаю формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей  и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе...

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности ...

Воспитание культуры поведения старших дошкольников

Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далек...

Образовательные проекты как средство воспитания культуры поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста

Одним из компонентов культуры человека по праву можно выделить культуру взаимодействия с миром природы – культуру экологическую. Жить в согласии с природой – одно из условий сохранения цив...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В своей статье будем отталкиваться от определения «культура поведения» С.В. Петериной. Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения...