" Влияние народных игр на развитие дошкольников"
статья по физкультуре на тему
народная игра является неотъемлимой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно велика роль игры в физическом развитии малыша. Народная игра знакомит детей с культурой, бытом. народным фольклором. Игры бывают сюжетные и бессюжетные, зависят от возраста, и климатических условий, но никогда не бывают неинтересными. Очень важна роль взрослых в этой игре: он не сторонний наблюдатель, а роавноправный партнер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой. Народные игры имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о смелости, чести, выдержке и стремление к победе.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, соревновательного задора. В них отражается исконная любовь народа к веселью и удальству. Это определяет педагогическую ценность народных игр, т.к. доброжелательный смех действует на ребенка сильнее, чем замечания.
Многие из них незаслуженно забыты. Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.
Народные игры хорошо развивают физически, укрепляют силу воли и выдержку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развивают мышление, воображение, активизируют умственную деятельность, воспитывают активность, сноровку и сообразительность.
Игры создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Формирует чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями. Развивает нравственные и патриотические чувства, учат преодолевать неудачи, переживать неуспех.
Народные игры знакомят с различными видами фольклора. Это – считалки, перевертыши, загадки, зачины, хороводы, заклички, народные песни. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый народный колорит.
Большую помощь по приобщению детей к истокам культуры может принести сотрудничество с семьей. Первые участники игр малышей – родители. При проведении развлечений и праздников дети совместно с родителями разучивают слова, готовят костюмы, знакомятся с правилами игры. Это объединяет семью, наполняет ее досуг новым содержанием. Помогает родителям лучше узнать своего ребенка, стать его другом. Народные игры – одно из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье между взрослыми и детьми.
Народные игры не требуют сложного оборудования, специально отведенного места и времени. В соответствии с требованиями ознакомление с этими играми необходимо проводить постоянно, а не от случая к случаю. Педагог должен сам хорошо знать народные игры, историю их появления, а также уметь заинтересовать детей. Воспитатель, кроме всего прочего, должен знать разные варианты одной и той же игры, способы окончания и начала игры, знать считалки, владеть различными способами сбора детей на игру. А самое главное - он должен иметь гибкую позицию: он равноправный партнер в игре, а не равнодушный взрослый, наблюдающий со стороны.
Для подбора игр надо учитывать возраст детей, климатические и сезонные условия, разновидности движений, физическую и эмоциональную нагрузку.
В начале обучения игре воспитатель должен четко, лаконично и образно объяснить детям правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил игровые ситуации, а для этого можно задать один-два уточняющих вопроса. На игру детей можно собрать зачином, а роли распределить с помощью жеребьевки. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям.
После игры надо подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, проанализировать игровые действия вместе с детьми. Обязательно надо положительно отметить поступки тех ребят, кто проявил смелость, выдержку, ловкость, товарищескую взаимопомощь.
Для детей младших групп рекомендуются элементарные по содержанию и правилам игры. Основная роль здесь отводится педагогу. В средней группе педагог может усложнить правила и даже назначить водящего. В средних группах широко используются сюжетные игры «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. Для детей старших групп игры усложняются по содержанию, по количеству ролей, вводятся задания на коллективное соревнование. Дети этого возраста могут быстро переключиться с одной деятельности на другую, например «День и ночь», «Салки в кругу», «Совушка».
Дети подготовительных групп играют в более сложные игры, развивающие морально-волевые качества. Они могут придумать и организовать самостоятельно игры, например в игре «Заморожу», дети придумывают «лыжников» и «конькобежцев», которых заморозить нельзя, но они могут «разморозить» детей. Дети проявляют свое творчество и в малоподвижных играх, таких как «Как у дядюшки Трифона», «Жмурки».
Народные игры можно и нужно использовать в работе с дошкольниками, т.к., играя, мы сохраняем культурное наследие, воспитываем достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. А это и есть основы духовно-нравственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...

Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...

Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.
Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....

Влияние народного творчества на развитие дошкольников
« Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве» /В.Сухомлинский/ Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно! Оно похоже на чудотворную сказочную воду, пост...

Представление своего педагогического опыта по теме самообразования «Влияние народного творчества на развитие речи детей»
Представление своего педагогического опыта...

Влияние народного искусства на развитие детского творчества
В статье представлен опыт работы по развитию детского творчества в ДОУ....

Влияние народных сказок на развитие речи дошкольника
Статья о необходимости чтения народных сказок и их влияние на развитие и становление речи детей дошкольного возраста....