Влияние народных сказок на развитие речи дошкольника
статья по развитию речи (старшая группа)

Полуянова Анастасия Олеговна

Статья о необходимости чтения народных сказок и их влияние на развитие и становление речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_statya.odt28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние народной сказки на развитие речи дошкольника

В наши дни мы наблюдаем процесс упрощения русского языка. Мы теряем его красоту, уникальность и отражение нашей культуры в речи. Общение взрослых людей стало крайне примитивным и дети быстро перенимают эту особенность.

Дошкольный возраст считается важным периодом для развития речи детей. В детском саду работа по развитию речи ведется в различных формах: дидактические и сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с художественным словом, музыкальная деятельность, игры-театрализации и, конечно же, чтение художественной литературы — его и рассмотрим подробно.

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» является необходимой основой для освоения других областей. Без устной речи невозможно познание окружающего мира, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, а так же развитие личности в целом.

Чтение развивает фантазию и обогащает словарный запас ребенка, а русские народные сказки являются могущественным средством формирования образности речи. Именно в народной сказке имеются все необходимые элементы образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Детям легко воспринимать сказки и примерять на себя различные роли, тем самым развивая воображение и фантазию.

Развитие воображения и речи происходит благодаря конкретности и  образности обрисовки героев. Связь их внешнего вида с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Положительные герои характеризуются традиционной формулой – «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, интегрирует их в свою речь.

Точно описал сказки К.Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Также Ушинский говорил, что «Язык народа является лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина…Усвоение родного языка легкое и без труда каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Дети, развитие которых не было извращено насильственно, по большой части, в пять или шесть лет говорят уже очень бойко и правильно на своем родном языке».

Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми все богатство русского языка.  Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Работа со сказкой не ограничивается прочтением, содержание прочитанного нужно подробно обсудить и проанализировать с детьми,  обязательно сделать выводы. В ходе данной деятельности речь не только наполнится новыми словами, но и возрастет понимание их значений. Для полного погружения ребенка в атмосферу сказки часто необходимо визуализировать услышанное — обыграть, инсценировать и пересказать сказку. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в процесс слушания сказки и ее обсуждение. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка, развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Во время чтения сказки и беседы по ее содержанию между педагогом и воспитанниками возникает очень яркая эмоциональная связь, что в свою очередь благотворно влияет на усвоение нравственных ценностей, заложенных в произведении.

В наш цифровой век педагогам и родителям необходимо чаще читать детям. Чтение русских народных сказок способствует развитию связной и грамотной речи у детей, развивает воображение и мышление, воспитывает нравственность. И нам взрослым нужно чаще прикасаться к этому сказочному миру, чтобы не забывать о красоте и богатстве русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного творчества на развитие речи дошкольника.

Статья о влиянии изучения народного фольклора на развитие речи у дошкольников, а так же воспитание нравственности и духовности при изучении народного творчества....

Консультация для воспитателей.«Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Проанализировав со‏̣сто‏̣яние‏̣ про‏̣бле‏̣мы влияния сказки на эмо‏...

Консультация «Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.Исследования многих учённых показывают на то что во&rlm...

Занимательные факты «Влияние башкирских народных сказок на развитие речи дошкольников»

Башкирские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство....

"Влияние чтения русских народных сказок на развитие речи дошкольников"

В статье говорится о влиянии чтения русских народных сказок на формирование внутреннего мира ребёнка и на развитие речи дошкольника....

Сообщение "Влияние русских народных сказок на развитие речи детей младшей группы".

Сообщение "Влияние русских народных сказок на развитие речи детей младшей группы"....