"Подвижные (сюжетные) игры - эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста".
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Исайкина Светлана Петровна

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время условия воспитания детей в семье такие, что создается высокий риск нарушения здоровья детей. Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и не закаленностью. Родители не обращают должного внимания развитию физической культуры ребенка. Дети предоставлены сами себе. Они просиживают большую часть времени за компьютером, заняты тем, что играют различные игры в мобильных телефонах, планшетах. Все это влияет на ослабление зрения, нарушение функций нервной системы и всего организма в целом. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей. Улучшение уровня физического воспитания в дошкольных учреждениях возможно только при постоянном совершенствовании методов педагогического процесса. Поэтому, необходимо развивать физические качества, расширять двигательный опыт. Физическая подготовка способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных отношений.

Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольникам, создает условие для развития и совершенствования двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Одной из эффективных форм развития физических качеств у детей дошкольного возраста, по мнению многих специалистов по физическому воспитанию Е.Н. Вавиловой, Д.В. Хухлаевой, Т.М. Осокиной, являются подвижные игры.

В настоящее время проблема подвижной игры как средства развития физических качеств у дошкольников продолжает быть предметом исследования научных и практических работников.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_k.r.docx562.53 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть…………………………………………………………………..4

Практическая часть……………………………………………………………... 8

Заключение…………………………………………………………….................12

Список используемых источников……………………………………...............13

Введение.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время условия воспитания детей в семье такие, что создается высокий риск нарушения здоровья детей. Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и не закаленностью. Родители не обращают должного внимания развитию физической культуры ребенка. Дети предоставлены сами себе. Они просиживают большую часть времени за компьютером, заняты тем, что играют различные игры в мобильных телефонах, планшетах. Все это влияет на ослабление зрения, нарушение функций нервной системы и всего организма в целом. Отсюда одной из главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей. Улучшение уровня физического воспитания в дошкольных учреждениях возможно только при постоянном совершенствовании методов педагогического процесса. Поэтому, необходимо развивать физические качества, расширять двигательный опыт. Физическая подготовка способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных отношений.

Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольникам, создает условие для развития и совершенствования двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Одной из эффективных форм развития физических качеств у детей дошкольного возраста, по мнению многих специалистов по физическому воспитанию Е.Н. Вавиловой, Д.В. Хухлаевой, Т.М. Осокиной, являются подвижные игры.

В настоящее время проблема подвижной игры как средства развития физических качеств у дошкольников продолжает быть предметом исследования научных и практических работников.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др. 

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование.

Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

 Подвижная игра носит коллективный характер. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего, к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Организация малышей требует от воспитателя большей находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание малышей, должен сам начать с увлечением играть, таинственным голосом предлагать.

Распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

 В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений. Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога в игре, который чаще всего сам выполняет главную роль, в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. С детьми старшего возраста руководство опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

  1.  Практическая часть.

В своей работе, я использую различные подвижные игры. Чтобы было удобно проводить игры, я создала картотеку подвижных игр в группе, что позволяет очень быстро находить игры по плану или тематике недели. Подвижные игры в своей группе я включаю во все режимные моменты: во время НОД (в качестве физ. минутки), во время физкультурных занятий, во время прогулок, в развлечениях  и т.д. В своей работе с детьми я расширяю и систематизирую знания детей о подвижных и спортивных играх, закрепляю и совершенствую двигательные умения и навыки. Особое внимание обращаю  на правила безопасности при проведении игр.

При организации подвижных игр с детьми, стоит, я думаю, помнить следующие правила: игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям) и безопасной для него. И еще, я считаю: заставлять – нельзя, заинтересовывать – можно и нужно, обеспечивать безопасность – необходимо.

Приведу примеры некоторых из них:

Подвижные игры для детей младшей группы

«У медведя во бору»: На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другой - обозначается дом, в котором живут дети. Педагог выбирает медведя, который должен сидеть в берлоге.

 Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т.п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей нельзя ловить.

 После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=816256277966&id=816256277966&plc=WEB&tkn=*dO87DHYYS5qzuG7ZagcyTsBQiXI

«Паучок»: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок - "паучок". Дети идут по кругу и хором говорят:

Паучок, Паучок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставим,

Танцевать заставим.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

 «Паучок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «паучком».

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=839411952590&id=839411952590&plc=WEB&tkn=*rLQByyNQ-hIk00PFZHZyKiHlzVo

«Воробушки и автомобиль»: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Солнышко и дождик»: Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=812154073550&id=812154073550&plc=WEB&tkn=*7vBy8oQhe-OdkM8AfCzdhnMVsMc

«Курочка и цыплята»: Указания взрослого:

- Я буду мамой курочкой. А вы мои цыплятки. Внимательно меня слушайте и выполняйте все, что я скажу.

                             Вышла курочка гулять,

                             Свежей травки пощипать.

                             А за ней ребятки

                                                 (идут гурьбой за воспитателем)

                             Желтые цыплятки.

                            Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

                            Не ходите далеко.

                            Лапками гребите,

                            Зернышки ищите.

                                                  (имитируют все движения по тексту)

                            Съели толстого жука,

                            Дождевого червяка,

                            Выпили водицы,

                            Полное корытце.

                            Ты побегай поищи.

                            Только дождик вдруг польет –

                            Нам намочит гребешок.

                            Мама курочка зовет,

                            Всех под крылышко берет.

                            Кап-кап-кап!

                                                   ( Детки бегут к воспитателю)

https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=834892230862&id=834892230862&plc=WEB&tkn=*ZmZu8Rq8LcgycHzUtx0Bi6Tmeck

 

«Пузырь»,  «Лохматый пес», «Найди себе пару»

  1. Заключение.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что подвижные игры являются важным элементом в жизни ребенка и его здорового развития, так как влияние подвижных игр велико:

  • они  совершенствуют  физические способности ребенка;
  • укрепляют здоровье и повышают защитные силы организма;
  • укрепляют нервную  систему ребенка;
  • способствуют созданию условий для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • помогают развитию психических качеств: внимания, памяти, воображения, самостоятельности и инициативы, а так же помогают в воспитании и формировании личностных качеств.

Тем самым подвижные игры сочетают в себе два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Таким образом, подвижные игры - одно из комплексных средств воспитания: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Список используемых источников:

1. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-priemy-yefektivnogo-rukovodstva-podvizhnoi-igroi.html 

2. https://infourok.ru/material.html?mid=175122

3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3 - 4 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной сторон...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

«Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.               Теоретические основы изучаемой проблемы....

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Материал содержит народные игры народа Чувашии, которые можно использовать в работе  с детьми жошкльношо возраста и детьми начальных классов...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

В статье анализируется значение народных подвижных игр в системе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста для полноценного физического развития дошкольников и формирования физических...