Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме

Семенова  Татьяна Васильевна

 Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 вера в свои силы.

                                                                            В.А. Сухомлинский                               

В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьёзные преобразования в экономической ,политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к , казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Итак, знание культуры собственного народа, умение понять её, желание  приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

 

Основная часть.

Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания .Один из путей решения данной задачи - в этнопедагогизации физкультурно – оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении, что предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Обращение к фольклору в этом отношении актуально и своевременно. Произведения устного народного творчества, созданные много веков назад, не утратили силу своего воздействия на ребенка и в наши дни. Дети любят сказки, песенки, загадки, которые привлекают их яркостью образов, меткостью и красотой народного языка. Более того, занимательность всегда несет в себе элементы игрового настроения, делает занятия физическими упражнениями эмоционально насыщенными.

. Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в  этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития,  приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в эффективных разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы.

Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

         Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников. Это отмечал в своих работах Ян Амос Коменский:

«Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могу усваивать, а в какой только сам он желает».

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.

         Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.

К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.

 «В народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей»,- отмечал П.Ф.Лесгафт. Он считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности, развития у него нравственных качеств - честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребёнка к жизни. 

Несомненна роль игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Подвижные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, быстрота, ловкость, сноровка, внимание, координация речи с движениями, инициатива, фантазия, воображение, чувство коллективизма и дружелюбия.

 Использование в физическом воспитании дошкольников подвижных игр способствует повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движений.

Известно, что подвижные игры требуют от ребёнка активного проявления разнообразных физических возможностей. В то же время игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на совершенствование личности ребёнка, психическое и умственное развитие.

Подвижные игры полностью удовлетворяют природное состояние ребёнка, его потребность в жизнерадостных движениях, ознакомлении с окружающее средой непосредственно через игру, приобретении трудовых навыков в интересных видах движений. Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много весёлых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребёнка, – «каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

В играх не только развлечение, но и веселье и радость. Характер многих подвижных игр таков, что они имеют важное значение в физическом, нравственном, художественном воспитании. Дети ближе знакомятся друг с другом, глубже узнают друг друга.

В процессе организации подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий определят новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др.

Использование в практике народные подвижные игры позволяет не только

повысить эффективность физкультурно – оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.   

  Таким образом, в общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.

 

 

 

 

  Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 вера в свои силы.

                                                                            В.А. Сухомлинский                               

В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьёзные преобразования в экономической ,политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к , казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Итак, знание культуры собственного народа, умение понять её, желание  приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

 Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 вера в свои силы.

                                                                 В.А. Сухомлинский                                

В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьёзные преобразования в экономической ,политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к , казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Итак, знание культуры собственного народа, умение понять её, желание  приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

Основная часть.

Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания .Один из путей решения данной задачи - в этнопедагогизации физкультурно – оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении, что предполагает включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Обращение к фольклору в этом отношении актуально и своевременно. Произведения устного народного творчества, созданные много веков назад, не утратили силу своего воздействия на ребенка и в наши дни. Дети любят сказки, песенки, загадки, которые привлекают их яркостью образов, меткостью и красотой народного языка. Более того, занимательность всегда несет в себе элементы игрового настроения, делает занятия физическими упражнениями эмоционально насыщенными.

. Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в  этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития,  приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в эффективных разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы.

Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

        Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников. Это отмечал в своих работах Ян Амос Коменский:

«Совершенно не разумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могу усваивать, а в какой только сам он желает».

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры.

         Народные игры – традиционное средство педагогики. Издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, чести, смелости.

К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.

 «В народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей»,- отмечал П.Ф.Лесгафт. Он считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности, развития у него нравственных качеств - честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребёнка к жизни.  

Несомненна роль игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память. Подвижные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма, быстрота, ловкость, сноровка, внимание, координация речи с движениями, инициатива, фантазия, воображение, чувство коллективизма и дружелюбия.

 Использование в физическом воспитании дошкольников подвижных игр способствует повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движений.

Известно, что подвижные игры требуют от ребёнка активного проявления разнообразных физических возможностей. В то же время игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на совершенствование личности ребёнка, психическое и умственное развитие.

Подвижные игры полностью удовлетворяют природное состояние ребёнка, его потребность в жизнерадостных движениях, ознакомлении с окружающее средой непосредственно через игру, приобретении трудовых навыков в интересных видах движений. Игра – всегда инициатива, фантазия, творчество, круговорот эмоций. В ней всегда много весёлых неожиданностей, обыденное явление становится необычным, сказочным, чудным. Игра имеет чрезвычайное значение в жизни ребёнка, – «каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

В играх не только развлечение, но и веселье и радость. Характер многих подвижных игр таков, что они имеют важное значение в физическом, нравственном, художественном воспитании. Дети ближе знакомятся друг с другом, глубже узнают друг друга.

В процессе организации подвижных игр необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу, создающего в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий определят новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

Заключение.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др.

Использование в практике народные подвижные игры позволяет не только

повысить эффективность физкультурно – оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.    

  Таким образом, в общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.

Список использованной литературы:

  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр "Академия", 2001. – 368 с.
  2. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.
  3.  Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада-М.: Просвещение, 1979. –
  4. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой.  М.: Просвещение, 1986.

5.   Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и              развития ребенка. М.: Издательский центр / Академия, 2001.

6. Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду: Учебно – методическое пособие. – Чебоксары: Новое время, 2006.- 164с.

7. Л. С. Куприна., Т. А. Бударина и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПБ.: (ДЕТСТВО – ПРЕСС), 2004.-400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной сторон...

"Подвижные (сюжетные) игры - эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основ...

«Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.               Теоретические основы изучаемой проблемы....

Консультация для родителей "Народные подвижные игры и их значение в воспитании детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой час...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Материал содержит народные игры народа Чувашии, которые можно использовать в работе  с детьми жошкльношо возраста и детьми начальных классов...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

В статье анализируется значение народных подвижных игр в системе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста для полноценного физического развития дошкольников и формирования физических...