Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
проект по физкультуре (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района
Проект
«Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила ст. воспитатель
МБДОУ детский сад №1 «Колосок»
Каримуллина Тензиле Ринатовна
с. Комсомольское-2016 г.
Содержание
Введение 3
1. Анализ ситуаций 5
- Внешняя среда 5
- Внутренняя среда 8
2. Проблема курсового проекта 10
2.1. Цель и задачи проекта. 10
2.2.. Ожидаемые результаты 11
3. Реализация проекта 12
3.1 Этапы реализации 13
3.2. Совместная деятельность с детьми 14
- Гендерный подбор подвижных игр для девочек и мальчиков
4. Ресурсы проекта 15
4.1. Результаты работы 16
Заключения 17
Мониторинг 18
Список использованной и рекомендуемой литературы 20
Приложения 21
Введение
Дошкольное детство - это время интенсивного формирования тела, развития функций всех систем организма и становления фундамента личности, а также это благоприятный период для положительного воздействия физической культуры на развитие телесного и духовного в жизни ребенка.
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания нашего правительства. Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
В современном обществе наблюдается следующее противоречии. С одной стороны, очевидна и общепризнана роль движений в целостном развитии ребёнка. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка - дошкольника.
Детство немыслимо без игры. Подвижная игра - способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Подвижные игры являются для ребенка не только развлечением, они хорошо тренируют память и воображение, развивают двигательную функцию, дают заряд положительных эмоций. Игра по определенным правилам приучает ребенка к дисциплине, учит выдержке, способствует развитию умения быстро ориентироваться в окружающей обстановке.
Индивидуальные подвижные игры вырабатывают у детей также волевой характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижные игры необходимо достаточно большое количество играющих детей. Игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Кроме того, подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Активное внедрение в образовательный процесс ДОУ народных подвижных игр, календарных праздников, национальных видов спорта предполагает использование здоровье сберегающего потенциала чувашской национальной культуры в реализации образовательной области «Физическое развитие».
Анализ ситуации
- Внешняя среда.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральные, многофункциональные по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра.
В практике широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 6 до 7 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
Политические | |
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 2.Закон «Об образовании» РФ и ЧР; | Недостаточность знаний |
Экономические | |
1.Ежемесячные премирование в ДОУ по трудам воспитателей; 2.Возможность внебюджетного финансирования | 1.Низкая заработная плата педагогов; 2.Текучесть педагогических кадров; 3.Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения технических средств. |
Социальные | |
Разнообразие ДОУ; Демографический взрыв; Повышение культурного уровня родителей. | Отсутствие мест в ДОУ; Разный социальный статус родителей. |
Технологические | |
Использование различных технологий с учетом ФГОС ДО; Использование ресурсов в ДОУ; Поддержка руководства ДОУ. | - Дисбаланс между нормативно-правовой методической обеспеченность в соответствии с ФГОС ДО и готовностью предметно-пространственной развивающей среды детского сада. |
1 .2. Обзор литературы
Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П. Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К. Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным "материалом" для детей. (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру. Большое внимание игре уделяла чувашская народная педагогика. Игры и праздники, как показал известный специалист по этнопедагогике профессор Г. Н. Волков, издревле рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания детей.
В книге «Подвижные детские игры» ( Л. Г. Ягодова, И. В. Махалова, - Чебоксары, 2005) учитывая современные подходы к возрастным разграничениями, в пособии раскрывается многообразие детских подвижных игр. Структурирование игр дается по видам и типам игр, что позволяет педагогам выбирать данный материал, реализовывать дифференцированную работу в соответствии с развитием ребенка. Таким образом, учебно – методическая литература позволяет способствовать содержанию физического развития и оздоровления детей.
1. 3. Внутренняя среда
Я работаю в МБДОУ детский сад №1 «Колосок» общеразвивающего вида Комсомольского района Чувашской Республики, введен в эксплуатацию в декабре 1985 года и рассчитан на 142 мест. В ДОУ работают 6 возрастных групп. Детский сад работает по «Программе от рождения до школы».
Педагогический коллектив работает по проблеме на «развитие подвижных игр». С детьми проводятся занятия, беседы, экскурсии в школьный музей и музей села; проводятся различные игры.
В деятельности ДОУ большое значение имеет физическое развитие детей, охрана жизни и здоровья. Для занятий физической культурой оборудован спортивный уголок, оснащенный разнообразным спортивным инвентарем, современным оборудованием. Большое значение уделяется развитию творческих способностей детей.
Воспитатели стараются находить новые методы работы. В детском саду разработана программа «Обучение дошкольников
правилам дорожного движения». Детский сад «Колосок»- дипломат
республиканского конкурса «Лучший детский сад по формированию у воспитанников безопасного поведения на улице».
Несмотря на большую работу в воспитании дошкольников, ДОУ имеет проблемы. На территории ДОУ не созданы условия для всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, творческой).
Задачи физического воспитания в дошкольном возрасте - развивать у детей интерес к процессу движений, очаровать несложными игровыми действиями, которые помогут детям в координации движений и дальнейшем физическом совершенствовании; знакомить ребенка с народными подвижными играми и спортивными упражнениями и др.
В ходе работы над проектом я выявила сильные и слабые стороны внутренней среды.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Желание педагогического коллектива участвовать в реализации проекта; Заинтересовать детей и родителей в участии в различных мероприятиях, конкурсах, выставках и других мероприятиях. | Недостаточное финансирование детского сада; Отсутствие ноутбуков/ компьютеров в группе; Недостаточное знание и умение использования ИКТ |
Возможности | Угроза препятствий |
Получение специального дошкольного образования; Повышение квалификации. |
2. Проблема курсового проекта
Через физическое воспитание в детском саду, я решила реализовать свой замысел через подвижные игры - воспитать любовь и уважение к своему народу. На основе «Программы от рождения до школы» ( под. ред. М. Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) и с учетом опыта работы дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня был разработан проект.
2.1. Цель:
Формирование у детей интереса к подвижным играм, развитие двигательной активности, гармоничное физическое развитие.
Задачи:
* Обогащение двигательного опыта детей играми.
*Воспитание у детей интереса к подвижным играм.
*Познакомить детей особенностями физического воспитания детей (игры и упражнения на воздухе).
2.2. Целеполагание
Цель. Разработать перспективный план и внедрить в систему работы по формированию двигательных интересов у детей 6-7 лет.
Задачи.
- Изучить психолого-педагогическую литературу.
- Подобрать атрибуты для детей.
- Пополнить развивающую среду для подвижных игр.
2.3. Ожидаемые результаты
Участники проекта | Ожидаемые результаты |
Дети | Дети будут самостоятельно использовать в своей деятельности, в играх друг с другом, на прогулках и т.д. Постепенно научиться составлять несложные игры Научатся внимательно слушать условия игры. |
Педагоги | Пополнят литературный и дидактический материал Расширят демонстративный материал для игры с детьми. Пополнится «Игротека» в группе |
Родители | Приобретут магнитофон с аудиодисками Будут принимать активное участие в играх, проводимых в детском саду. Изготовят атрибуты для игр. |
3. Реализация проекта
Программное содержание | Тема | Дата |
Развивать у детей интерес к двигательной активности | «Как приучить ребенка к зарядке» | декабрь |
Развивать мелкую моторику рук | Семинар-практикум «Играем пальчиками» | декабрь |
Учить сравнивать и доказывать, развивать мышление и речь | Вечер вопросов и ответов | декабрь |
Развивать наблюдательность, обогащать и активизировать активный словарь детей | Игровая программа с участием родителей «Цирк зажигает огни» | январь |
Приобщение родителей к изготовлению снежных построек на участке | «Зимние забавы» | январь |
Развивать память, наблюдательность | «Мороз - Красный нос» | январь |
Развитие мышления, внимания, координации | «Съедобное – несъедобное | февраль |
Учить выделять, называть характерные признаки предметов, запоминать | «Найди пару» | февраль |
3.1. Этапы реализации
На реализацию проекта после анализа поставленной цели и задач и опираясь на идеи: забота о здоровье детей опора на чувашские традиции и игры, воспитанников сотрудничество с родителями решила осуществить это поэтапно: познавательной, основной, творческой.
I этап – Изготовление пособий и атрибутов для игр
II этап – Знакомство детей с подвижными играми
III этап – Разучивание игр, заучивание считалок, жеребьевок, объяснение содержания, правил игр. Подведение итогов мониторинга.
Проектная идея состоит в том, чтобы разработать этапы работы с детьми 6-го года жизни по развитию психического и физического развития детей, используя для этого разнообразные методы и формы работы
3. 2. Работа с детьми
Направления | Содержание | Ответственные | Сроки |
- беседы об играх; | Тема: «Встреча с | ||
- рассказы с | бабушками и дедушками» | ||
использованием | и их рассказы старинных | ||
иллюстраций; | игр, как они играли в | ||
рассматривание | детстве. | ||
воспитатели | январь | ||
И.В.Махалова, Е. И. | Тема «Играй веселей» | ||
Николаева | |||
«Воспитание | |||
здорового ребенка | |||
на подвижных играх» | |||
чувашского | |||
народа», Детские | |||
народные | |||
подвижные игры» | |||
Кн. для | Январь | ||
воспитателей дет. | |||
сада и родителей- | |||
сост. А. В.Кенеман, | |||
Т.И. Осокина-2 изд. | |||
М. «Просвещение» | |||
1995г.; | |||
наблюдение игр | |||
старших детей; | |||
Заучивание | |||
считалок; | |||
знакомство с | |||
играми; | |||
изготовление | Мастерская здоровья» «Умелые | воспитатели | январь |
атрибутов для игр | |||
вместе детьми Использованием разученных игр |
3.4 Гендерный подбор подвижных игр для девочек и мальчиков.
При обучении детей подвижных игр важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают на слух и для них лучше использовать визуальные средства для игр, которые построены на зрительном восприятии.
- Ресурсы проекта
Первое звено - это обеспечение необходимых условий:
- для внедрения работы в детском саду, изготовить пособия, оборудования и атрибуты для игр;
- создать благоприятные условия: в группе, в спортивном зале и в площадке детского сада, обеспечить с необходимыми оборудованием, в т. ч. нестандартными оборудованиями; - должна быть создана предметно – пространственная развивающая среда;
Второе звено - возрастные особенности детей:
- учитывая возрастные особенности детей должен соответствовать и подбор игр;
Третье звено - поддержать связь с родителями воспитанников;
- создать среду, привлечь родителей в организации подвижных игр в дошкольном учреждении.
4.1. Результаты работы
Дети в конце проекта станут большим интересом и успехом участвовать подвижных играх.
Я, вместе с детьми будут использовать выученные считалки и жеребьевки во время игр.
Родители познакомятся со структурой подвижных игр, ее историей, правилами; будут заинтересованы темой, и получать новую и полезную информацию.
Родители вместе с детьми примут активное участие в развлечении «Папа, мама и я - спортивная семья».
Заключение
Моя работа над данной проектом позволяет утверждать, что использование двигательной деятельности позволяет повысить эффективность физкультурно - оздоровительного процесса, окажет положительное влияние на состояние здоровье, динамику и также сформируется интерес к подвижным играм.
Коллективу предстоит реализовать следующие задачи:
- Разработка оздоровительно-воспитательной системы, интеграция оздоровительной в образовательный процесс;
- Создание условий для психофизического благополучия детей в ДОУ и в семье;
- Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье;
- Создание условий для самореализации ребёнка в образовательном процессе;
- Сотрудничество с семьей по проблеме формирования здорового образа жизни у детей.
Мои решения позволяют утверждать, что применения выше перечисленных средств, методов и организованных приемов, направлены на активизацию игровой деятельности на развитие подвижных игр оказывают огромное влияние на целостное развитие и физического воспитания дошкольника.
Мониторинг
Для детей шестого года жизни провели мониторинг. В мониторинге участвовали 26 детей. Появился большой интерес к подвижным играм, активизировалась мыслительная деятельность детей. У детей формировалась двигательная активность и это способствовало укреплению здоровья детей
Литература
- Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 2008. -250 с.
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.- М.:Просвещение, 1991. – 96 с.
- Вильчковский Э.С. Развивайте способности детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1991. -177 с.
- Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. –Киев: Здоровье/ 1991. -177 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. –М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200с.
- Кенеман А. В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
- Килпио Н.Н. 80 игр для детского сада. – «Просвещение». 1998. 57 с.
Приложение
Жмурки
«Жмурки» - старинная игра, которая проводится у всех народов. Она
имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна:
водящий с закрытыми глазами должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
Разновидность - «Жмурки с голосом». Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока
водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а
водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь
произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжаем водить.
Правила.
- Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен
сказать, кто держит его за руку (или палочку). - Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по
жребию или выбору.
3. Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.
Разновидность «Яша и Маша» {Другое название - «Двое слепых»)
Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них - «Яша», другая - «Маша». Им завязывают глаза.
«Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) - и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.
Расходитесь!
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Прятки
Играющие делятся на две команды. Одна прячется, другая ищет. Водящая команда начинает искать играков после подачи ими сигнала «Ку- ку!» Когда игрока увидят, называют его имя:
Эй, Миша,
Ты вон там, Выйди тут же!
Обнаруженные игроки предупреждают членов своей команды об опасности быть найденными, произносятся громко слова:
Низенько, низенько, Будь не выше бочки!
Правила игры. Игроки водящей команды не должны подсматривать за прячущимися. После того как будут найдены все спрятавшиеся игроки, команды меняются ролями.
Зайчики
Игроки по жребию выбирают волка, остальные зайцы. Когда зайцы выбегают на полянку пощипать травку, появляется волк и поочередно ловит их. После того как волк поймает всех зайцев, игра начинается с начала.
Правила игры. Волк осаливает зайцев касанием руки только после сигнала волк, который подает ведущий. Зайцы могут спастись от волка в заранее обозначенном месте (домике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
Упражнять детей в ходьбе, беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...
Формирование волевых качеств личности через подвижную игру у детей старшего дошкольного возраста.
рекомендации по формированию волевых качеств детей...
Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"
Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"Составитель: Тюленева Любовь Витальевна, воспитатель, высшая категория, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск...
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.
«Гор«Горелки», «Весёлые ребята», «Космонавты» и т.д....
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста
В данной таблице собраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста и распределены по темам недель....
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой ...