Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровой массаж и самомассаж.
консультация по физкультуре по теме

Лозовая Екатерина Витальевна

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии  в ДОУ. Игровой самомассаж и массаж.

 Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение детей (частые компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно громко звучащая музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсивность процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.

    Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека.

   В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.

   Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

   В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового массажа спины друг друга и самомассажа, с предметами и без, ходьба по массажным дорожкам, гимнастики пробуждения, стретчинга  и другие.

   Игровой метод придает воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка, помогает в становлении правильного звукопроизношения.

   В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и традиционная гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь специального образования. Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.        

   Цель проведения игрового самомассажа – благотворно влиять на внутренние органы и на биологически активные точки тела.

   Как вы уже знаете существует много видов самомассажа: самомассаж тела, массаж головы, массаж  ушей, лица, щёк, глаз, рук, спины, точечный массаж, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, а так же используются различные подручные средства (колючие мячи, карандаши, прищепки, шишки, бигуди и др.).

    Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста.

     Игровой самомассаж является одной из основ при закаливании и оздоровлении детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме; с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. 

      Непременным условием при выполнении различных форм самомассажа является постоянное наблюдение со стороны воспитателя за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка. При проведении массажа и самомассажа рекомендуется учить детей не надавливать с силой на указанные точки и части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру, то есть от кистей рук к плечу; начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрации, то есть лёгкому потряхиванию. Самомассаж может осуществляться с помощью различных подручных предметов, способных оказать расслабляющее и приятное воздействие на тело (к примеру, катание шишек, массажных мячиков по рукам и ногам или по спине друга). Главное – объяснить ребёнку, что все это очень полезно, и что мышцам необходимо время от времени давать передышку, ведь иначе сил будет в разы меньше.

      Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога, можно использовать уже знакомые детям стихи и песни. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников. Длительность упражнений 5-10 минут в день. Лучше всего проводить их в утреннее время перед традиционной гимнастикой и после дневного сна.

Освоив  технику массажа, малыш сможет не только правильно массировать себе ноги и руки, но и оказать первую помощь при ушибе, к примеру, или же самостоятельно справиться с мурашками, которые многих пугают.

http://static1.repo.aif.ru/1/97/144676/4c9fe5023469bbf5b37d9d0ae3f84f11.jpg

http://www.aif.ru/health/life/1151256 

http://www.aif.ru/health/life/24597

Точечный массаж при простуде


http://static1.repo.aif.ru/1/ca/51086/02714e2e40ba00e98beef2df22e72556.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация является наглядным дополнением к докладу  и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....

Вышла в свет книга-пособие по игровому массажу и самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"

Пособие по игровому массажу и самомассажу адресовано заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, няням и учителям  начально...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе по теме "Мойдодыр" с применением здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, игровой массаж)

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе по теме "Мойдодыр" с применением  здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, игровой массаж)...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Современные здоровьесберегающие технологии. Самомассаж

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...

Методическая разработка по речевому развитию с применением технологии логопедического игрового массажа и самомассажа.

В методической разработке  по речевому развитию, используется здоровьесберегающая технология логопедического игрового  массажа и самомассажа.  Данная технология применяется в совместной...