Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровой массаж и самомассаж.
консультация по физкультуре по теме
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровой самомассаж и массаж.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение детей (частые компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно громко звучащая музыка), а также социальная напряженность в обществе и интенсивность процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового массажа спины друг друга и самомассажа, с предметами и без, ходьба по массажным дорожкам, гимнастики пробуждения, стретчинга и другие.
Игровой метод придает воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка, помогает в становлении правильного звукопроизношения.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и традиционная гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь специального образования. Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Цель проведения игрового самомассажа – благотворно влиять на внутренние органы и на биологически активные точки тела.
Как вы уже знаете существует много видов самомассажа: самомассаж тела, массаж головы, массаж ушей, лица, щёк, глаз, рук, спины, точечный массаж, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, а так же используются различные подручные средства (колючие мячи, карандаши, прищепки, шишки, бигуди и др.).
Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста.
Игровой самомассаж является одной из основ при закаливании и оздоровлении детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме; с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием при выполнении различных форм самомассажа является постоянное наблюдение со стороны воспитателя за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка. При проведении массажа и самомассажа рекомендуется учить детей не надавливать с силой на указанные точки и части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру, то есть от кистей рук к плечу; начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрации, то есть лёгкому потряхиванию. Самомассаж может осуществляться с помощью различных подручных предметов, способных оказать расслабляющее и приятное воздействие на тело (к примеру, катание шишек, массажных мячиков по рукам и ногам или по спине друга). Главное – объяснить ребёнку, что все это очень полезно, и что мышцам необходимо время от времени давать передышку, ведь иначе сил будет в разы меньше.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога, можно использовать уже знакомые детям стихи и песни. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников. Длительность упражнений 5-10 минут в день. Лучше всего проводить их в утреннее время перед традиционной гимнастикой и после дневного сна.
Освоив технику массажа, малыш сможет не только правильно массировать себе ноги и руки, но и оказать первую помощь при ушибе, к примеру, или же самостоятельно справиться с мурашками, которые многих пугают.
http://www.aif.ru/health/life/1151256
http://www.aif.ru/health/life/24597
Точечный массаж при простуде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация является наглядным дополнением к докладу и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....
Вышла в свет книга-пособие по игровому массажу и самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"
Пособие по игровому массажу и самомассажу адресовано заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, няням и учителям начально...
Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»
В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе по теме "Мойдодыр" с применением здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, игровой массаж)
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе по теме "Мойдодыр" с применением здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, игровой массаж)...
«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...
Современные здоровьесберегающие технологии. Самомассаж
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и ...
Методическая разработка по речевому развитию с применением технологии логопедического игрового массажа и самомассажа.
В методической разработке по речевому развитию, используется здоровьесберегающая технология логопедического игрового массажа и самомассажа. Данная технология применяется в совместной...