Методическая разработка по речевому развитию с применением технологии логопедического игрового массажа и самомассажа.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Третьякова Светлана Олеговна

В методической разработке  по речевому развитию, используется здоровьесберегающая технология логопедического игрового  массажа и самомассажа.  Данная технология применяется в совместной деятельности старших дошкольников и учителя логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_uchitel-zdorovya_tretyakova.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного  возраста  по речевому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии логопедического игрового массажа и самомассажа .

Тема: «Лаборатория Бабы Яги»

Цель: Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики путем применения различных видов игрового логопедического массажа и самомассажа, в совместной деятельности старших дошкольников и учителя логопеда

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:  

-расширение и уточнение  представлений у детей по  теме «Лес»

- совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; буквенного гнозиса

- формирование и закрепление навыка  связного высказывания

- формирование и закрепление  навыка  согласования речи с движением; темп и ритм речи

                   - формирование  и закрепление  навыка  проведения самомассажа; 

Коррекционно - развивающие задачи: 

                 - развитие     познавательной   активности дошкольников; 

- развитие общей  моторики, и кинестетических ощущений, зрительного и слухового внимания

- развитие  мышечного тонуса рук посредством  приемов   самомассажа с применением су - джок шариков

- формирование направленного речевого выдоха.

Воспитательные задачи: 

- воспитание  желания и  умения слушать товарища; умения работать в группе; 

воспитание  у детей эмоциональной отзывчивости; чувства ответственности;

- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье

Использование современных образовательных технологий:  здоровьесберегающие, здоровьесозидающие технологии, ИКТ, игровые; коррекционно-развивающие, технологии сотрудничества:

Образовательные области:  речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие 

Оборудование: ИКТ, су-джок шарики, камни, шишки, кастрюля, бутылочки с водой, сумка, буквы разрезной азбуки, влажные салфетки, ромашки из бумаги, ковёр, игрушка – букашка.

  Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент 

(дети входят в зал , здороваются с гостями)

Логопед: Ребята, вы любите сказки и волшебство?

(ответы детей)

Логопед: Нас с вами попросил о помощи один сказочный герой. Узнаете  кто это?.

(На интерактивной доске, по частям,  появляется изображение Бабы Яги).  Дети смотрят и отгадывают героя.

Дети : Баба Яга.

Баба Яга: (видео №1)

Помогите мне детишки, девчонки и мальчишки  сварить волшебное зелье жизни, здоровья и силы.

Логопед: Ребята поможем Бабе Яге. Как вы думаете, что нужно, чтобы приготовить зелье? (ответы детей)

                  Логопед: Смотрите,  какую большую кастрюлю приготовила Баба Яга.

Ну что готовы. Тогда отправляемся на поиск нужных компонентов.  

2.  Основная часть

Логопед: Дорога предстоит трудная  и нам необходимо призвать на помощь все наши силы. Укрепить наши ножки и ручки.

(Дети выполняют комплекс общего самомассажа.)

                                    «Зарядка».

Ты ладошки покажи                                  

Вытягивают руки вперед,

 Показывают ладошки.

Сильно- сильно их потри,

Трут ладонью о ладонь.

По предплечьям постучим.                      

Постукивают по предплечьям.

По бокам мы пробежим.                          

Поглаживающие движения вдоль туловища.

Ножки лучше разотрем,                                      

Растирающие движения от щиколоток вдоль ноги к коленям.

И легонечко побьём                                    

Постукивают  по икроножным мышцам.

По коленям хлопнем                              

 Хлопки по коленям.

И пятачками топнем.

Стучат пятками, не отрывая носков от пола

Вкруговую пробежим

Бег вокруг себя,

И в дорогу поспешим.

Шаги на месте.

Логопед: Почувствовали,  какими вы стали сильными?  Какой же первый  компонент нам нужно найти?

Баба Яга:  Посмотрите на экран, из названия каждой картинки возьмите первые звуки и составьте из них слово. (видео №2)

(Дети находят нужные буквы, соответствующие названным звукам,  и выставляют их на наборное полотно.  Дети самостоятельно   или с помощью логопеда читают слово:

Кот,  арбуз, шляпа, тапки, апельсин, носки – к а ш т а н.)

(Из коробочки достаются су- джок шарики и проводится комплекс игрового самомассажа « Каштан» сидя на ковре).

Вот каштан зелёный круглый

Катаем су - джок шарик между ладошками.

Он колючками покрыт.

Легонько сжимаем шарик то в одной,  то в другой руке.

Если снять с него рубашку,

Прокатываем шарик  между большим и указательным пальцами.

Гладкий плод внутри лежит.

Прокатываем шарик  между большим и средним  пальцами.

Мы возьмём каштан и будем

Прокатываем шарик  между большим и безымянным  пальцами.

Дальше путь наш продолжать.

Прокатываем шарик  между большим пальцем  и мизинцем.  

Сварим зелье для здоровья,

Будем всех им   угощать.

Прокатываем шарик от ладошки поочерёдно к каждому пальчику вперёд назад.

Логопед: Итак,  первый компонент мы добыли. А вы знаете,  какую пользу для здоровья могут принести  каштаны?  Каштан содержит витамины, укрепляющие вены. Идем дальше.

Баба Яга: (видео № 3)

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ...(воды)

Логопед: Ребята, где же нам раздобыть воду?

(ответы детей: из крана, в  река, в озере, в океане, дождь и др.)

Логопед: Молодцы. А давайте позовём на помощь дождик.

( Детям раздаются влажные салфетки для обработки  рук,  и проводится комплекс лицевого самомассажа  «Дождик»)

Плыла по небу тучка дождевая.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам.

Тучку эту ветер к нам пригнал,

Производим спиралевидные  движения указательными пальцами  по лбу

от середины к вискам.

А из тучки, весело играя

 Производим постукивающие движения по лбу пальцами обеих рук от середины к вискам.

Дождик резвый звонко застучал

Шёл он, то дорожками косыми,

Производим зигзагообразные движения указательными пальцами по бровям от начала к вискам.

 То кругами,

Совершаем содружественные движения вокруг глаз указательными пальцами.

То ручьями тёк

Сжав руки в кулаки, средними фалангами указательных пальцев растереть крылья носа

                                                                                    

Появились лужи вдруг большие

Совершаем содружественные  круговые движения  по щекам.

Ну а дождь бежал всё дальше наутёк.

Большим и указательным пальцами обеих рук захватываем губы и производим разводящие движения.

Он  стучал по крышам очень долго,

Производим постукивающие движения по подбородку  пальцами обеих рук от середины к скулам.

То слабее, то сильней стучал.

Пощипываем подбородок от центра к скулам большими,  указательными и средними  пальцами обеих рук.

А потом затих и вместе с тучкой

Дождевою, дальше побежал.

Пальцами обеих рук проводим прямые линии от корней волос вниз к подбородку.

                                                               

Логопед: Дождик помог нам добыть  второй компонент.

Баба Яга: (видео № 4) Посмотрите  на картинки. Ваши умные головки обязательно найдут ответы на мои вопросы.  (Картинки : шапка, шуба, шина,  шарф)

Логопед: Какие предметы вы видите на экране?

 Какой общий звук вы слышите в  названии всех этих картинок?

Где находится  звук [ш] во всех этих словах? Какой предмет лишний?

 (ответы детей)

Логопед: Ребята, какой предмет мы можем найти в лесу, название которого  тоже начинается со звука [ш]  

(ответы детей)

Логопед: Правильно шишка. Вот они лежат в корзинке.  Берите в каждую руку по шишке и вставайте друг за другом.

Проводится комплекс игрового  массажа  «Шишка»

Шишку можно покатать.

Прокатываем шишки по спине ладошками обеих рук.

Шишкой можно рисовать.

Проводим прямые содружественные линии шишками  вдоль спины от поясницы к плечам.

Шишку можно покрутить,

Одновременно двумя руками  с шишками проводим вкручивающие движения в области трапециевидной мышцы.

И легонько надавить

Производим надавливающие содружественные движения от широчайшей мышцы спины к трапециевидной.

Шишка кружится юлой

Производим содружественные  круговые движения по широчайшей мышце и трапециевидной.

Мы возьмём её с собой.

Производим лёгкие постукивающие содружественные  движения вдоль спины.

Логопед: Мы добыли третий компонент. А хотите узнать  какую пользу для укрепления здоровья могут принести  сосновые шишки?  В них содержатся вещества,  которые уничтожают опасные бактерии и повышают наш с вами иммунитет. Идём дальше.

Логопед: К следующему  компоненту  вас  выведет каменная дорожка .

Но дорожку эту нужно построить вам самим.

 (дети выкладывают дорожку из камней,  на травяном ковре, проходят по ней)

 Что- то я ничего не вижу. Наверно наши глазки устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз. (Проводится комплекс гимнастики для глаз.)

Солнце светит, щурится.

Надо нам зажмуриться.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Вдруг букашка прилетела.

На плечо букашка села.

Вот взлетела высоко,

Опустилась низко.

Улетела далеко,

Подлетела близко.

Влево, села на цветок,

Вправо, села на листок.

Крыльями махала, глазками моргала.

Упорхнула тут букашка

Села на цветок……(ромашки).

                      ( Дети находят ромашки)

Логопед: Как называются эти цветы? А вы знаете,  какую пользу приносят ромашки? (ответы детей)

Логопед: Вы молодцы. Ну,  вот все компоненты мы собрали. Давайте позовем Бабу Ягу и узнаем,  как же приготовить зелье здоровья.

( Дети зовут тихо, затем громче, затем ещё громче).  

Баба Яга:  (Видео № 5)  Все,  что вы собрали,  положите в кастрюлю. Затем обойдите вокруг кастрюли. Скажите волшебные слова и подуйте три раза.

Логопед: Мы сделали всё,  что сказала нам Баба Яга. А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось?

( Из кастрюли достаём маленькие бутылочки с питьевой водой).

Логопед:  Как вы думаете,  почему Баба Яга назвала воду зельем жизни,  здоровья и силы.

(ответы детей)

Логопед: Понравилось вам помогать Бабе Яге? А что больше всего понравилось? Хотели бы вы  помочь другим сказочным героям?

Молодцы. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой массаж и самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация является наглядным дополнением к докладу  и практическому материалу по данной теме. Тезисно представляет содержание теориетического материала и практического приложения к тему....

Вышла в свет книга-пособие по игровому массажу и самомассажу "Речь, ум и здоровье в ваших руках!"

Пособие по игровому массажу и самомассажу адресовано заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, няням и учителям  начально...

методическая разработка"Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме, как средства подготовки и обучения детей дошкольного возраста плаванию"

Использование здоровьесберегающих технологий в игровой формепозволяет более эффективно  решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей,а обучение плаванию более интересным для ребенка....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Игровой массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Возникла необходимость о...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа.

Массажи и самомассажи разбиты по темам, в стихотворной форме....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на с...