«Развитие ловкости у детей дошкольного возраста средствами элементов спортивных игр»
статья по физкультуре на тему

Марков Юрий Владимирович

Изучение работ и методических рекомендаций  специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста  показывает, что развитию ловкости  в процессе организации подвижных игр и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания. Можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества в подвижных играх - с другой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста средствами элементов спортивных игр»

Марков Юрий Владимирович, инструктор по физической культуре

МАДОУ «Детский сад № 70 комбинированного вида»

Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Среди физических качеств ловкость  занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

В современной теории физического воспитания методика развития ловкости у детей дошкольного возраста является наименее  разработанной. Именно ловкость отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, способность овладения новыми движениями, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.

Специалистами установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6 до 13 лет ловкость не только прекращает развитие, но и нередко ухудшается. Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данную способность у детей, начиная с дошкольного возраста.

Изучение работ и методических рекомендаций  специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста  показывает, что развитию ловкости  в процессе организации подвижных игр и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания. Можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества в подвижных играх - с другой.

Пути развития ловкости:

1.  Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

2.  Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях, а  именно в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

Одна из наиболее доступных, следовательно, массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, среди спортивных игр, это игра в волейбол. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.

Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно - силового характера.

Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и  массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой не только средство физического развития, но и вид спорта для активного отдыха.

Волейбол – одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры в целом. Играя в волейбол, занимающиеся тренируют  выдержку, глазомер, внимание, развивают силу, быстроту ловкость, т.е. те качества, умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Тренировки по волейболу воспитывают чувство коллективизма, целеустремленность, собранность, решительность и прочие качества.      

При игре в волейбол необходимо быть сильным, быстрым, ловким, выносливым, уметь проявлять эти качества непосредственно в игре.

В работе с дошкольниками, первоочередной задачей овладения навыками игры в волейбол является умение владеть мячом. Этому способствуют такие игры, как "Вышибалы", "Штандер". В своей работе я постоянно использую эти игры во время индивидуальной и дополнительной работе с детьми. Дети с огромным удовольствием принимают в них участие, это способствует развитию их физической выносливости, двигательной активности и, конечно же, ловкости.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать ра...

Сборник подвижных игр для развитие ловкости у детей дошкольного возраста.

В сборник вошли подвижные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста, в которых совершенствуются двигательные умения и навыки, а также развиваются физические качества.Сборник адресован пе...

План по самообразованию «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста»

Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзыв...

Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"

Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов о способах развития ловкости у дошкольноков...