Буклет для воспитателей "Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста"
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Гибадуллина Наталья Александровна

Буклет для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_gr._roza.docx759.08 КБ
Файл prilozhenie_k_bukletu.docx103.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащаем словарь детей через игру:

«Нужные вещи»

Правила игры:

На игровом поле изображены различные предметы. Предметы разделены на 4 группы, которые  имеют соответствующие названия: Кухня, Ванная, Детская, Магазин.

Игроки рассаживаются вокруг стола. Каждый игрок выбирает одну группу предметов. Самый младший игрок ходит первым. Остальные, по очереди, по часовой стрелке.

Карточки предварительно перемешиваются и устанавливаются стопкой в центре игрового поля или укладываются на стол изображением вниз.  Игроки по очереди берут по 4 карточки. Если какая-то карточка с изображением предмета совпала с изображением предмета на игровом поле, то игрок накрывает этот предмет своей карточкой. Остальные карточки возвращаются и кладутся в стопку снизу. Ход переходит к другому игроку.

Побеждает тот, кто первым накроет все предметы из своей группы.

 Воспитателям на заметку!

Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста.

Подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, дидактические игры играют большую роль  в обеспечении полноценного, гармоничного и всестороннего развития личности старших дошкольников, формируя такие ценные личностные качества, как самостоятельность, умение доказывать свою точку зрения.

МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

старшая группа «Роза»

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста

Буклет для воспитателей

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Значение дидактической игры в формировании словаря детей дошкольного возраста

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры  реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.

Активизировать речевое развитие  помогает вовлечение детей в игровую деятельность

Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Дидактические делятся на:

  • игр на игры с предметами;
  • настольно – печатные;
  • словесные.

Игры, развивающие речь

дошкольников:

  • Игры на развитие звуковой культуры речи;
  • Игры на формирование грамматического строя речи
  • Игры на обогащение словарного запаса
  • Игры на развитие связной речи



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

старшая группа «Роза»

Картотека дидактических игр                                                                                       на развитие словаря прилагательных.

(приложение к буклету «Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста”)

                                                    2014г.

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Перед проведением игры предварительно ребенку объясняются, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится  работа по картинкам, после чего данная тема закрепляется в игре с мячом.

Ход игры. Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель игры - формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.

В ходе игры я, бросая мяч ребенку, называла прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называл существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный - мак, огонь, флаг, оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т. д.

Игра «Чья голова?»

Цель игры - расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

В ходе игры я, бросая мяч кому-либо из детей, говорила: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «...воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы - рыбья, у кошки - кошачья, у сороки - сорочья, у зайца - заячья, у кролика - кроличья, у верблюда - верблюжья, у лошади - лошадиная, у утки –утиная, лебедя - лебединая, у оленя - оленья, у лисы - лисья, у собаки - собачья, у птицы - птичья, у овцы - овечья, у белки — беличья, у медведя - медвежья, у тигра - тигриная, у курицы - куриная, у голубя - голубиная, у орла - орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.

Игра «Горячий — холодный»

Цель: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый - Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий - низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  • 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
  • 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
  • 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
  • 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
  • 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
  • 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
  • 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
  • 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
  • 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
  • 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
  • 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  • 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

Игра «Угадай игрушку»

Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Игра «Скажи какой»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий").

Игра «Сравни зверей»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще, какой Мишка... (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая... (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка... (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...

Влияние социальной среды ДОУ на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста

Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структу...

Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и...