"Школа мяча"
учебно-методический материал (старшая группа)
"Школа мяча"
Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное.
Возраст детей: программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.
Форма обучения:
специально организованные занятия;
игровые упражнения,
групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Цель программы «Школа мяча»
Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства мяча».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС № 26 (УЛ. КИРОВА, 5) |
Кружок |
«Школа мяча» |
Руководитель: Мухина Татьяна Витальевна, воспитатель |
г. Озерск Июнь, 2016 год |
Пояснительная записка
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем человечества является состояние здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы состояние здоровья дошкольников заметно ухудшилось.
Уже в дошкольных учреждениях отмечается мизерный процент детей, имеющих 1 группу здоровья. Так в нашем детском саду, на конец 2015 – 2016 учебного года только 2 ребёнка имеют 1 группу здоровья, 32 ребенка – 2 группу, 1 ребёнка – 4 группу здоровья.
Это вызвано рядом факторов: ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продукты питания, возрастающее электронно-лучевое, «метало звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка по телевидению и радио). На психическом здоровье детей сказывается и социальная напряженность в обществе.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие. Важное место в системе физического воспитания дошкольников занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение; они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное.
Возраст детей: программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.
Форма обучения:
- специально организованные занятия;
- игровые упражнения,
- групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Руководитель кружка: Мухина Татьяна Витальевна, воспитатель
Количество занятий: 2 занятие в неделю, 8 занятий в месяц, 24 занятия в период ЛОК (с 1-ой недели июня по август).
Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Цель программы «Школа мяча»
Овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные игры с мячом, развитие у дошкольников «чувства мяча».
Задачи:
Оздоровительные:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
-способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей
Образовательные:
-познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол;
-учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом
-познакомить родителей с умениями детей в играх с мячом.
Развивающие:
-развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;
-формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами, удар по воротам и умение применять их в игровой ситуации;
-развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Воспитательные:
-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели
-воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
-поддерживать интерес к физической культуре и спорту.
Принципы и подходы:
-реализация программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
-принцип индивидуально-дифференцированного подхода; индивидуализации дошкольного образования;
-принцип гармоничности образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество с семьёй;
-возрастная адекватность дошкольного образования;
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенности и особенностям развития);
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Направления работы:
1. Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
2. Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
Содержание программы
1. Теоретические беседы: проводятся в виде 5-10 минутных бесед, до начала занятий.
Тематика теоретических бесед:
Физическая культура и спорт в России.
История развития волейбола и пионербола.
Краткие сведения о строении и функциях организма.
Влияния физических упражнений на организм человека.
Предупреждения травм и оказание первой помощи.
Основы техники и тактики игры.
Правила игры.
Разбор проведенных игр.
2. Практические занятия:
- Изучение техники и тактики ведения мяча.
- Совершенствование физической подготовки детей.
В содержание практических занятий также входят: строевые упражнения, упражнения для различных групп мышц, с предметами и без, акробатические упражнения, специальные упражнения для развития быстроты, прыгучести, и ориентировки; элементы легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.
3. Технико-тактическая подготовка
- Стойка, разного рода перемещения,
- передачи мяча двумя руками,
- передачи одной рукой с выпадом и в падении,
- ловля мяча, отскочившего от сетки,
- подача мяча,
- страховка,
- расстановка игроков по площадке.
Занятия проводятся по подгруппам фронтально и индивидуально.
4. К концу ЛОК дети должны научиться:
Старшая группа
- действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
- играть с мячом, не мешая другим;
- согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных видах (эстафета или поточный метод);
- бросать и ловить мяч:
двумя руками снизу вверх;
двумя руками снизу вверх с хлопком впереди, за спиной;
- передача в парах двумя руками снизу;
- передача в парах двумя руками из-за головы;
- передача друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
- передача в парах двумя руками от груди;
- передача мяча через сетку;
- выбрасывание мяча ногой вперед.
- метать мяч:
в баскетбольный щит с места;
в баскетбольный щит с ведением;
- метать набивной мяч;
с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота)
- отбивать мяч:
на месте правой, левой рукой;
на месте правой с передачей из правой руки в левую;
правой, левой рукой с продвижением вперёд, змейкой;
- ловить мяч ногой.
Подготовительная группа
- вести мяч:
с продвижением вперёд, змейкой, по кругу;
приставным шагом;
с поворотом, бегом;
правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
ногой в движении;
с передачей напарнику;
с дополнительными заданиями.
- бросать мяч в кольцо:
двумя руками из-за головы;
двумя руками от груди;
забрасывание с трех шагов;
после ведения (с фиксацией остановки);
одной рукой от плеча;
- бросать мяч в ворота:
с ударом по неподвижному мячу;
с ударом по движущемуся мячу.
- вести и передавать мяч парами с продвижением вперёд (ходьба, бег);
- перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней;
- перебрасывание 2 мячей одновременно в парах с помощью рук;
- передача мяча в парах с помощью ног;
Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:
- показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и
включением в них детей;
- пояснение и показ упражнений;
- повторение упражнения;
- использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений;
- творческие задания;
- игровые и соревновательные задания.
Материально – техническое обеспечение программы
Спортивный инвентарь:
- Мячи
- Мелкие предметы для развития кисти руки:
- Баскетбольные корзины
- Напольные корзины
- Шнур для натягивания
- Футбольные ворота
- Обручи
- Кубики
- Кегли
- Гимнастические скамейки
- Мишени
Методическое обеспечение программы:
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983.
Алексанрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград, 2007.
Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.
Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983.
Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006.
Николаева Н.И. Школа мяча. М., 2008.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2008
Филлипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб., 2005
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011.
Сетка работы кружка «Школа мяча»
на летний период 2016 года
Группы | Понедельник | Среда | Четверг | Пятница |
Старшая группа №1 «Лучики» | 11.00 - 11.30 |
| 11.00 - 11.30 |
|
Подготовительная № 2 «Радуга» |
| 11.10 - 11.40 |
| 11.10 - 11.40 |
Кружок проводится на группах старшего дошкольного возраста; 2 раза в неделю, 8 раз в месяц; Продолжительность - 25 мин на старшей группе, 30 минут на подготовительной группе. |
Содержание программы
Старшая группа
Месяц | Тема занятия | Задачи | Содержание |
июнь | История возникновения мяча | Углубить представление детей о спортивных играх с мячом. Познакомить с историей возникновения мяча. Развивать ориентировку в | Знакомство с историей возникновения мяча. Р/н/и «Свечки», «Одноручье». Беседа «Спортивные игры с мячом». Д/и «Что это за мяч?» П/и «Пятнашки с мячом» |
Броски мяча | Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд. Закреплять умение самостоятельно принимать и.п. Воспитывать самостоятельность. | Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд. Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных и.п. между предметами (ширина 90-40см., длина 3-4м.) Прокатывание мяча ногами по прямой П/и «Ловкий стрелок» | |
Подбрасывание мяча | Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками. Упражнять в перебрасывании мяча. Воспитывать ловкость | Подбрасывание мяча вверх с хлопками Перебрасывание мяча друг другу из разных и.п. П/и «Ловишка с мячом» | |
Броски мяча | Отрабатывать броски мяча вверх в движении. Развивать глазомер, координации движений. Отрабатывать бросок мяча ногой в цель. | Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд) Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд) П/и «Ловишка с мячом» Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10) | |
Броски мяча | Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу. Воспитывать настойчивость. Учить передавать друг другу мяч ногами | Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 10 раз) Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя Передача мяча друг другу в парах П/и «Мяч в воздухе» | |
Перебрасывание мяча | Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами. Развивать ловкость, внимание, глазомер. | Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) с помощью ног П/и «Мяч в воздухе» | |
Перекатывание набивного мяча | Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу. Развивать координацию движений, внимание. | Забрасывание мяча в корзину Перекатывание набивного мяча друг другу Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч П/и «Кого назвали, тот и ловит» | |
Перебрасывание мяча | Учить перебрасывать мяч через сетку. Совершенствовать метание набивного мяча. Воспитывать выдержку. | Перебрасывание мяча через сетку. Метание набивного мяча из-за головы П/и «Гонка мячей по шеренгам» | |
июль | Перебрасывание мяча | Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным. | Перебрасывание мяча через сетку Прокатывание в ворота набивного мяча головой П/и «Мяч – капитану» |
Броски мяча | Упражнять в быстрой смене движений. Закреплять умение работать в парах. Развивать внимание. | Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза Перебрасывание мяча через сетку в парах Передача мяча друг другу парами с помощью ног П/и «Вышибалы» | |
Отбивание мяча | Учить отбивать мяч одной рукой на месте. Учить останавливать мяч ногой. Упражнять в быстрой смене движений. Развивать ловкость | Отбивание мяча правой и левой рукой на месте Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза Остановка мяча ногой П/и «Пятнашки на улиточках | |
Отбивание мяча | Учить отбивать мяч в движении. Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину. | Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (5 – 6 м.) Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо Забрасывание мяча в ворота П/и «Лови – не лови» | |
Забрасывание мяча | Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком. | Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо Подбрасывание мяча с хлопками в движении Прыжки на мячах Забрасывание мяча в ворота П/и «Ловкий стрелок» | |
Перебрасывание мяча | Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами. Развивать силу броска, точность движений, глазомер. | Перебрасывание мяча через сетку в парах Перебрасывание мяча одной рукой через сетку, ловля 2 руками П/и «Мельница» | |
Перебрасывание мяча | Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях. Развивать чувство ритма, точности. | Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли Перебрасывание мяча из одной руки в другую Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками П/и «Ловишка с мячом» | |
Забрасывание мяча | Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов. Продолжать учить принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель. Учить забрасывать мяч в ворота. Совершенствовать прыжки на мячах- | Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов) Метание мяча в вертикальную цель (с 3 – 4 м.) Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног Прыжки на мячах – хоппах П/и «Гонка мячей по шеренгам» | |
август | Броски мяча | Учить определять направление и скорость мяча. Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой. Развивать быстроту, выносливость. | Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком) Отбивание мяча одной рукой змейкой Броски мяча вверх, ловля мяча сидя П/и «Не урони мяч» |
Перебрасывание мяча | Учить правильно, ловить и бросать мяч, регулировать силу броска. Учить передавать мяч ногами друг другу. Развивать координацию движений, глазомер, внимание | Перебрасывании мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в парах) Перебрасывание мяча с одной руки в другую Передача мяча друг другу ногами П/и «Охотники и куропатки» | |
Отбивание мяча | Учить правильно, ловить мяч, удерживать кистями рук. отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места. Учить останавливать мяч ногой. Развивать ловкость, мышление | Отбивание мяча правой, левой рукой в движении Перебрасывание мяча друг другу в парах из разных и.п. Броски мяча вверх, дотронуться носков ног, поймать мяч Остановка мяча ногой П/и «Мельница» | |
Перебрасывание мяча | Продолжать учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук. Упражнять в непроизвольном действии с мячами. Развивать координацию | Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч Прыжки на мячах – хоппах П/и «Лови – не лови» | |
Перебрасывание мяча | Отрабатывать умение быстро и точно передавать мяч через сетку. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча. Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу. Совершенствовать прыжки. | Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из - за головы Передача мяча друг другу ногой Прыжки П/и «Мяч в воздухе» | |
Перебрасывание мяча | Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру. Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком. Упражнять в прыжках | Перебрасывание мяча через сетку (в парах) Броски мяча вверх с хлопками за спиной Прыжки на мячах Передача мяча в парах, тройках с помощью ног П/и «Попади мячом в цель» | |
Отбивание мяча | Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. Отрабатывать плавные движения при ведении мяча змейкой. Воспитывать уверенность. | Балансировка (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны) Отбивание мяча змейкой П/и «Догони мяч» | |
Школа мяча | Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. Закреплять умение занимать правильное и.п. при метании на дальность | Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов) Метание набивного мяча на дальность Перебрасывание набивного мяча друг другу П/и «Вышибалы» |
Работа с родителями:
Достичь высокого физического развития детей, возможно, только при взаимодействии детского сада и семьи.
Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем.
Педагоги поддерживают контакт с семьей, знают особенности, привычки своего воспитанника и учитывают их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
- Дать знания родителям о том, что должны уметь дети в работе с мячом по программе.
- Организация фотовыставки «Школа мяча».
- Наглядная информация для родителей:
- Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.)
- Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.)
- Папка «Физкультура - это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.)
- Пополнение картотек «Игры на улице»
Составила: Мухина Татьяна Витальевна, воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.
Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и уп...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Школа мяча"
Конспект интегрированного занятия по физической культуре подготовительная к школе группа...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...
«Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом
laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...
«Школа мяча» Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет
laquo;ШКОЛА МЯЧА»Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет...
« Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста
laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...