Диагностический материал по плаванию
учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Система мониторинга результатов плавательных навыков детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностический материал по плаванию | 66.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Диагностический материал
для измерения результатов по плаванию
детей дошкольного возраста»
Подготовила: инструктор по плаванию МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Слепнева Татьяна Николаевна
Характеристика методик исследования
Для определения воздействия занятий плаванием с элементами аквааэробики на детей старшего дошкольного возраста используются следующие методы исследования:
1.Объективные исследования: рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы.
2.Функциональные методические исследования: артериальное давление и частота сердечных сокращений, проба Штанге.
3.Исследование физического состояния (тест на быстроту, координацию, силу, выносливость, гибкость).
1.Антропометрические исследования
Измерения проводятся при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты.
Измерение роста (длины тела) осуществляется с помощью вертикального ростомера. Порядок измерения: ребенок вставал босыми ногами на площадку ростомера спиной к шкале, тело выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливалась в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной горизонтальной плоскости (линии). Измеряемый касается шкалы тремя точками: межлопаточной областью спины, областью крестца и пятками. Подвижная планка ростомера плотно, но без надавливания прижималась к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребенок спускался с площадки ростомера и снимались показания.
Определение массы тела проводится без верхней одежды, утром, до завтрака. Дети взвешиваются на напольных электронных весах. Во время взвешивания ребенок стоит неподвижно на середине площадки весов. Показания записываются в килограммах с точностью до 0.1 кг.
Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя (паузы дыхания) при свободно опущенных руках. Для этого используется сантиметровая лента. Лента накладывается сзади под углом лопаток, а спереди под сосками так, чтобы она прикрывала нижние сегменты околососковых кружков.
Измерение окружности головы производится через наиболее выступающие точки затылочного бугра и надбровные дуги. Для этого также используется сантиметровая лента.
Средние показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице
Таблица
Средние показатели физического развития детей 6 лет (Пономарев С.А.)
Показатель, единица измерений | ||||
Рост (см) | Вес (кг) | Окружность (см) | ||
головы (см) | гр клетки (см) | |||
мальчики | 111- 121 | 19.7 – 24.1 | 51 | 57 |
девочки | 111 - 120 | 19.0 – 23.6 | 50 | 55 |
2.Методы оценки физиологических функций
Для оценки физиологических функций применяется измерения артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений(ЧСС) до и после занятий плаванием. Для этого применяется электронный тонометр на запястье. Ребенок садится на стул, опираясь на спинку стула, ноги не скрещены, на запястье одевался тонометр. Рука сгибаются в локтевом суставе, запястье поднималось на уровне сердца. Полученные данные АД и ЧСС вносятся в протокол.
Для измерения дыхательной системы применяется Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе. Проба проводится в начале и в конце исследования. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов ребенок задерживает дыхание на глубоком вдохе на максимальное для него время. Время замеряется секундомером. Результаты оценивались на основании таблицы
Таблица
Продолжительность задержки дыхания (с) на вдохе у детей 6 лет (проба Штанге) (Потапчук А.А. 2007г.)
Оценка | мальчики | девочки |
Удовлетворительно | 13 | 10 |
Хорошо | 15 | 12 |
Отлично | 17 | 15 |
3.Методы оценки физических качеств
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Для определения параметров физических качеств используются стандартные нормативы на уроке физической культуры. Для этого используется: беговая дорожка, прыжковая яма с песком, теннисные мячи для метания, гимнастическая скамейка, рулетка для измерения, секундомер.
Для оценки ловкости применяется и челночный бег 5х6 метров. В забеге принимают участие один-два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт» дети выходят к линии старта. По команде «Внимание» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш» бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также переносят его на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включается по команде «Марш» и выключается в момент, когда кубик касается пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1с.
Для определения быстроты применяется бег на 30 метров. Выполняется с высокого старта. В забеге принимают участие два-три человека. По команде «На старт» дети подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание» наклоняются вперед и по команде «Марш» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с помощью секундомера с точностью до 0,1с.
Скоростно-силовые способности определяются по прыжкам в длину с места и с разбега. На площадке в прыжковой яме проводится линия и перпендикулярно к ней закрепляется рулетка. Ребенок становится около линии, не касаясь ее носками, затем отводит руки назад, сгибая ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, делает резкий взмах руками вперед и прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется по линии до пятки ноги, стоящей сзади. Дается три попытки, лучший результат записывается. Для прыжка с разбега ребенок отходит от намеченной линии на несколько метров, разбегается и, отталкиваясь ногой, прыгает вдоль разметки. Дается также три попытки и лучший результат фиксируется.
Для оценки гибкости используется тест на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке. Упражнение выполняется на гимнастической скамейке высотой 20—25см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка. Ребенок встает на скамейку так, чтобы кончики пальцев ног были вровень с краем скамейки. По команде он наклоняется вперед, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев края скамейки, и фиксирует это положение в течение 5 секунд. Этот показатель считается нормой. Если ребенок не смог удержаться в этом положении 5 секунд или не дотянулся до края скамейки, не сгибая при этом коленей, — результат считается неудовлетворительным.
Для оценки координационных способностей применяется метание мяча в цель из пяти попыток. Ребенку с расстояния двух метров предлагается попасть в щит с нарисованным кругом теннисным мячом из пяти попыток. Фиксируется количество попаданий в нарисованный круг.
Методы статистической обработки данных
Для обработки полученных данных используется статистическая обработка. Для этого применяется персональный компьютер и программа Microsoft Excel. Рассчитывается средняя арифметическая и ошибка среднего значения.
Антропометрические показатели детей в начале и конце исследования
Показатель, единица измерения | ||||||||
Имя | Рост (см) | Масса (кг) | Окружность головы (см) | Окружность грудной клетки (см) | ||||
до | после | до | после | до | после | до | после | |
Лева | 122,1 | 23,6 | 51 | 63 | ||||
Катя | 120,2 | 20,7 | 50 | 55 | ||||
Лиза | 125,2 | 25,3 | 52 | 60 | ||||
Ваня | 116,6 | 20,8 | 50 | 58 | ||||
Кирилл | 118,3 | 21,1 | 50 | 56 | ||||
Артем | 118,1 | 21,1 | 51 | 57 | ||||
Саша М. | 125,2 | 24,0 | 50 | 59 | ||||
Соня | 125,0 | 22,5 | 51 | 62 | ||||
Сережа | 126,2 | 23 | 50 | 59 | ||||
Вадим | 121,0 | 21,5 | 50 | 62 | ||||
Маша | 127 | 24,2 | 50 | 64 | ||||
Юля | 122 | 22,5 | 51 | 58 | ||||
Илья | 120,1 | 19,9 | 52 | 58 | ||||
Люба | 118,2 | 24,6 | 51 | 62 | ||||
Лера | 120,1 | 20,9 | 52 | 59 | ||||
Тима | 115,8 | 20,7 | 49 | 57 | ||||
Максим | 123,2 | 21,4 | 52 | 59 | ||||
Ника | 122 | 23,2 | 50 | 59 | ||||
Даша | 120 | 20,6 | 50 | 55 | ||||
Саша П. | 119,1 | 20,4 | 50 | 55 |
В таблице представлены показатели роста, массы, окружности головы и груди до и после исследования. Динамика средних показателей представлена в таблице «Динамика средних антропометрических показателей
Динамика средних антропометрических показателей за два месяца
Показатель, единица измерения | Не занимались | Занимались | |
Рост (см) | до | 121,76±1.23 | 120.06±0.74 |
после |
|
| |
Масса (кг) | до | 22.22±0.54 | 21.58±0.51 |
после |
|
| |
окружность головы(см) | до | 50.44±0.24 | 50.78±0.36 |
после |
|
| |
Окружность грудной клетки (см) | до | 58.67±0.82 | 58.00±0.73 |
после |
|
|
Таблица
Динамика средних показателей физических данных за весь период исследования
Показатель, единица измерения | Не занимались | Занимались | ||
до | после | до | после | |
гибкость (см) | 2.22±1.29 | 4.56±1.17 | ||
челночный бег 5х6 м (с) | 13.06±0.19 | 13.87±0.49 | ||
прыжки в длину с места (см) | 107.78±4.41 | 108.89±3.75 | ||
прыжки в длину с разбега (см) | 131.00±7.61 | 120.67±8.30 | ||
метание в цель (кол-во попаданий) | 1.78±0.22 | 1.67±0.58 | ||
бег 30 м(с) | 7.3±0.24 | 7.36±0.13 | ||
Таблица
Динамика индивидуальных физиологических показателей за одно занятие плаванием
Показатели. Единица измерений | ||||||
Имя | ЧСС (мин) | Давление систолическое (мм.рт.ст) | Давление диастолическое (мм.рт.ст) | |||
до | после | до | после | до | после | |
Маша | 101 |
| 100 | 72 | ||
Юля | 118 | 102 | 64 | |||
Илья | 111 | 100 | 60 | |||
Люба | 102 | 105 | 64 | |||
Лера | 113 | 100 | 60 | |||
Тима | 83 | 105 | 55 | |||
Максим | 120 | 103 | 69 | |||
Ника | 84 | 96 | 55 | |||
Даша | 93 | 97 | 64 | |||
Саша П | 96 | 98 | 62 |
Таблица
Динамика средних физиологических показателей за одно занятие
Показатели | до | после | |
ЧСС (уд/ мин) | 95,67 ± 4,88 | ||
Давление | Систолическое (мм.рт.ст) | 103,89 ± 3,35 | |
Диастолическое (мм.рт.ст) | 63,89 ± 2,16 |
Таблица
Динамика средних показателей пробы Штанге за весь период исследования
Показатель, единица измерения | ||
Начало исследования (с) | Конец исследования(с) | |
Не занимались | 15.67±2.72 | |
Занимались | 19.22±2.30 |
Таблица
Динамика средних показателей ЧСС и АД по каждому ребенку и по всей группе за весь период исследования
Имя | Показатель, единица измерения | |||||
ЧСС (уд/мин) | давление систолическое (мм.рт.ст) | Давление диастолическое (мм.рт.ст) | ||||
до | после | до | после | до | после | |
Маша | 96,14 | 99 | 61,72 | |||
Юля | 94,29 | 108,86 | 67,71 | |||
Илья | 99,29 | 100,71 | 62,14 | |||
Люба | 107,29 | 101,29 | 65,57 | |||
Лера | 108,71 | 99,29 | 58,43 | |||
Тима | 84,43 | 101,74 | 60,57 | |||
Максим | 108,29 | 99,14 | 61,43 | |||
Ника | 105,29 | 92,29 | 57,14 | |||
Даша | 103,43 | 96,29 | 60,72 | |||
Саша П. | 90 | 100,14 | 60,57 | |||
Среднее и ошибка | 100.11 ±2.92 | 99.97 ±1.48 | 61.29 ±1.09 |
Таблица
Динамика индивидуальных физических качеств у обследованных лиц за период обследования с _______________________________
Имя | Показатель, единица измерения | |||||||||||
Гибкость (см) | Челночный бег 5*6 (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Прыжки с разбега (см) | Метание в цель | Бег 30 м (сек) | |||||||
| до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после |
Лева | 0 | 14,2 | 114 | 100 | 1 | 7,9 | ||||||
Катя | 5 | 12,8 | 119 | 137 | 1 | 6,7 | ||||||
Лиза | 9 | 14 | 102 | 83 | 2 | 7,1 | ||||||
Ваня | 0 | 12,9 | 118 | 168 | 1 | 6,2 | ||||||
Кирилл | 7 | 13,3 | 102 | 140 | 3 | 7,3 | ||||||
Артем | -2 | 12,5 | 108 | 126 | 2 | 7,9 | ||||||
Саша М. | 0 | 13,4 | 105 | 120 | 2 | 7,4 | ||||||
Соня | 0 | 12,1 | 130 | 146 | 1 | 6,7 | ||||||
Сережа | -1 | 13,5 | 84 | 130 | 2 | 8 | ||||||
Вадим | 2 | 13 | 102 | 129 | 2 | 8,4 | ||||||
Маша | 15 | 12,5 | 102 | 162 | 0 | 6,8 | ||||||
Юля | 9 | 13,1 | 112 | 158 | 1 | 7 | ||||||
Илья | 5 | 11,8 | 134 | 150 | 5 | 6,9 | ||||||
Люба | 5 | 13,3 | 108 | 95 | 1 | 7,3 | ||||||
Лера | 8 | 16,7 | 100 | 117 | 0 | 8,1 | ||||||
Тима | 5 | 13,5 | 110 | 124 | 1 | 7,2 | ||||||
Максим | 1 | 14,8 | 107 | 110 | 4 | 7,7 | ||||||
Ника | 8 | 13,8 | 112 | 116 | 2 | 7,1 | ||||||
Даша | 0 | 15,2 | 93 | 80 | 0 | 7,7 | ||||||
Саша П. | 0 | 12,6 | 104 | 136 | 1 | 7,2 | 7,2 |
Таблица
Показатели АД, ЧСС за весь период исследования
Показатели АД, ЧСС за весь период исследования | |||||||||
| Дни |
|
|
|
|
|
|
| |
Показатель/Имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
До занятия | пульс (Маша) | 101 | 102 | 102 | 89 | 86 | 87 | 109 | 98 |
систолическое | 100 | 102 | 106 | 98 | 114 | 103 | 68 | 102 | |
диастолическое | 72 | 75 | 70 | 58 | 60 | 64 | 43 | 62 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Юля) | 99 | 118 | 125 | 64 | 75 | 95 | 99 | 84 |
систолическое | 105 | 102 | 89 | 129 | 117 | 101 | 126 | 98 | |
диастолическое | 67 | 64 | 52 | 86 | 66 | 66 | 76 | 64 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Илья) | 81 | 101 | 88 | 106 | 83 | 93 | 122 | 102 |
систолическое | 109 | 100 | 116 | 104 | 98 | 94 | 97 | 96 | |
диастолическое | 66 | 60 | 60 | 70 | 65 | 61 | 57 | 62 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Люба) | 82 | 102 | 89 | 97 | 114 | 123 | 98 | 128 |
систолическое | 127 | 105 | 122 | 97 | 100 | 104 | 88 | 93 | |
диастолическое | 75 | 64 | 98 | 48 | 67 | 63 | 59 | 60 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Тима) | 83 | 62 | 83 | 104 | 91 | 73 | 83 | 95 |
систолическое | 105 | 94 | 64 | 87 | 106 | 105 | 116 | 140 | |
диастолическое | 55 | 62 | 46 | 64 | 66 | 49 | 57 | 80 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Максим) | 120 | 113 | 109 | 129 | 115 | 69 | 99 | 124 |
систолическое | 103 | 93 | 95 | 99 | 96 | 103 | 98 | 110 | |
диастолическое | 69 | 60 | 62 | 52 | 62 | 70 | 64 | 60 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Ника) | 84 | 80 | 100 | 101 | 135 | 105 | 77 | 139 |
систолическое | 96 | 90 | 82 | 93 | 97 | 96 | 90 | 98 | |
диастолическое | 55 | 61 | 54 | 58 | 65 | 58 | 55 | 49 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Даша) | 93 | 97 | 108 | 109 | 104 | 92 | 104 | 110 |
систолическое | 97 | 100 | 94 | 95 | 100 | 95 | 93 | 97 | |
диастолическое | 64 | 60 | 54 | 59 | 68 | 70 | 58 | 56 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Лера) | 113 | 108 | 116 | 101 | 107 | 112 | 106 | 111 |
систолическое | 100 | 100 | 94 | 102 | 98 | 103 | 98 | 100 | |
диастолическое | 60 | 57 | 53 | 61 | 60 | 62 | 58 | 58 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое | |||||||||
До занятия | пульс (Саша П) | 106 | 95 | 99 | 84 | 83 | 82 | 86 | 101 |
систолическое | 93 | 95 | 126 | 98 | 95 | 88 | 101 | 98 | |
диастолическое | 64 | 66 | 76 | 64 | 60 | 57 | 57 | 44 | |
После занятия | пульс | ||||||||
систолическое | |||||||||
диастолическое |
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
Оценка качества обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста проводится по методике А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» и строится на методах педагогического и медицинского контроля физического состояния детей. Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков. Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4-балльной системе. Сумма баллов по тестам на каждом этапе обучения делится на количество тестов - получается средний балл. Данные заносятся в протокол и далее, с учётом оценки качества выполнения плавательного упражнения (см. табл.3), анализируется.
3,5 балла и выше - высокий уровень,
2,5- 3,4 балла - средний уровень,
2,4 балла и ниже - низкий уровень.
Оценочные тесты по 1 этапу обучения плаванию детей 5-6 лет
Табл.1
№п/п | Ф.И. ребёнка | Скольжение на груди, м | балл | Скольжение на спине, м | балл | Плавание с доской, м | балл | Плавание произвольным способом, м | балл |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
Тестовые задании и критерии:
1. Скольжение на груди: 4 б- ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б- 3 м; 2 б- 2 м; 1 б- 1 м.
2. Скольжение на спине: 4 б- ребёнок проскользил 4 м и более; 3 б- 3 м; 2 б- 2 м; 1 б- 1 м.
3. Плавание с доской при помощи движений ног способом кроль на груди:
4 б- ребёнок проплыл 14- 16 м; 3 б- 11-13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б- менее 8 м.
4. Плавание произвольным способом: 4 б- 8м и более; 3 б- 6-7 м; 2 б 4-5 м; 1 б- менее 4 м.
Методика проведения диагностики.
1. Скольжение на груди: стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрела» на груди. Тело ребёнка должно у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
2. Скольжение на спине: Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна бассейна и выполнить упражнение «Стрела» на спине. Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо - на поверхности воды.
3. Плавание с доской при помощи движений ног способом кроль на груди: положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами, носки оттянуты, повёрнуты вовнутрь, дыхание произвольное.
4. Плавание произвольным способом: проплыть любым способом при помощи движений ног, рук. Дыхание произвольное
Оценочные тесты для детей 6-7 лет
№п/п | Ф.И. ребёнка | «Торпеда | балл | Кроль на груди | балл | Кроль на спине | балл | Плавание произвольным способом | балл |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 |
Тестовые задания и критерии:
1. «Торпеда» на груди или на спине: 4 б- 8 м; 3 б- 6-7 м; 2 б- 4-5 м; 1 б - менее 4 м.
2. Кроль на груди в полной координации: 4 б- 14-16 м; 3 б- 11- 13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б - менее 8 м.
3. Кроль на спине в полной координации: 4 б- 14-16 м; 3 б- 11- 13 м; 2 б- 8- 10 м; 1 б - менее 8 м.
4. Плавание произвольным способом: 4 б- 8м и более; 3 б- 6-7 м; 2 б 4-5 м; 1 б - менее 4 м.
Методика проведения диагностики.
1. «Торпеда» на груди или на спине: оттолкнувшись ногами от дна бассейна, лечь на воду, опустив лицо в воду, руки вытянуты вперёд. Плыть при помощи движений ног способом кроль на груди на задержке дыхания (можно выполнить 1 вдох) или на спине, руки вытянуты за головой.
2. Кроль на груди в полной координации: проплыть 16 метров (с выполнением поворота) кролем на груди в полной координации, вдох можно выполнить через 1,3,5 гребков руками.
3. Кроль на спине в полной координации: проплыть 16 метров (с выполнением поворота) кролем на спине в полной координации, дыхание произвольное.
4. Плавание произвольным способом: проплыть 8 м комбинированным способом (руки - брасс, ноги – кроль) в согласовании с дыханием.
Качественная оценка техники выполнения плавательных упражнений и плавания спортивными способами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностический материал
приложение...
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе. Рекомендуемые материалы предполага...
Диагностический материал к программе "От рождения до школы" средняя группа
Диагностический материал по всем разделам программы " От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...
диагностический материал по программе "Мы - туристы"
Данный материал будет полезен педагогам, которые увлечены туризмом и краеведением....
Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.
Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...
Диагностический материал "Восприятие"
Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....
Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»
Диагностика разработана на основе пособия Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка». Диагностика переработана, адаптирована, дополнена может применяться как для детей с ЗПР, та...