Диагностический материал по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ
материал по теме

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГТ по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе. Рекомендуемые материалы предполагают общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале ("Экспресс-анализ и оценка детской деятельности" (методические основы) под ред.О.А.Сафоновой, Н.Новгород, 1995 г.):
4 балла - деятельность соответствует норме,
3 балла - незначительное отклонение от нормы,
2 балла - существенное отклонение от нормы,
1 балл - практическое несоответствие уровню нормы.
Если по совокупности выполненных заданий диагностирования качества развития образовательных областей, баллы, набранные ребенком, попадают в диапазон от 3,5 до 4 баллов - его деятельность находится на оптимальном уровне; от 2,4 до 3,4 балла - деятельность высокого уровня; от 1,3 до 2,3 балла - деятельность среднего уровня; ниже 1,2 балла - деятельность низкого уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познание»

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Предметное и социальное окружение»

  1. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения:

А) Дидактическая игра «Что это?»

Материал: предметные картинки – игрушки (мяч, кукла, машина), посуда (тарелка, чашка, ложка), одежда (платье, носки, шорты), обувь (сапоги, сандалии, туфли), мебель (стол, кровать, стул).

Задание:

- Воспитатель показывает картинки и просит ребенка рассказать, что это такое.

- Воспитатель самостоятельно распределяет картинки по группам и просит ребенка объяснить, для чего нужны предметы, собранные вместе (игрушки – чтобы играть; посуда – чтобы кушать, одежда – чтобы одеваться; обувь – на ноги надевать; мебель – чтобы можно было спать, кушать).

Б) Дидактическая игра «Подбери пару».

Материал: парные картинки.

Задание:

Найди такую же картинку.

В) Дидактическая игра «Найди игрушку».

Материал: игрушка из бумаги (например: лисичка), деревянная лошадка, кукла, сшитая из ткани, глиняная игрушка.

Задание:

- Найди и принеси лисичку (деревянную лошадку…).

- Какого она цвета? Большая или маленькая? Из чего сделана?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок уверенно и самостоятельно называет предметы по картинкам, может установить простейшие связи между предметами и объяснить, для чего они нужны; правильно подбирает предметы по тождеству, сравнивая разные предметы; достаточно хорошо сформировано умение называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), величину (большой – маленький), материал, из которого сделан предмет.

3 балла – ребенок самостоятельно называет предметы по картинкам, может с небольшой помощью воспитателя установить простейшие связи между предметами и объяснить, для чего они нужны; правильно, но не очень уверенно, подбирает предметы по тождеству, сравнивая разные предметы; достаточно хорошо сформировано умение называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), величину (большой – маленький), материал, из которого сделан предмет.

2 балла – ребенок называет предметы по картинкам, но не может установить  связи между предметами и объяснить, для чего они нужны; правильно, но не очень уверенно, подбирает предметы по тождеству, сравнивая разные предметы; достаточно хорошо сформировано умение называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), величину (большой – маленький), но не может назвать материал, из которого сделан предмет.

1 балл – ребенок называет отдельные предметы по картинкам, с другими заданиями не справляется.

  1. Уровень знаний о своей семье и детском саде:

- Как зовут твоих маму и папу?

- Как зовут воспитателей (младшего воспитателя)?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно называет имена родителей и воспитателей, последних по имени-отчеству.

3 балла – ребенок самостоятельно называет родителей и воспитателей по именам.

2 балла – ребенок может назвать имена родителей, а воспитателей, только с помощью взрослого.

1 балл – ребенок не может назвать имен.

  1. Уровень знаний о транспортных средствах ближайшего окружения:

Игровое задание «Найди и покажи».

Материал: на столе воспитателя игрушки или картинки – грузовик, легковая машина, автобус, трактор, велосипед.

Задание:

Воспитатель просит детей найти на столе отдельные игрушки и показать, назвав или повторив название за воспитателем.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно находит и называет транспортные средства ближайшего окружения.

3 балла – ребенок самостоятельно находит и называет транспортные средства ближайшего окружения, но не очень уверенно.

2 балла – ребенок называет не все транспортные средства, делает 1-2 ошибки.

1 балл – ребенок не может найти и назвать большинство машин или показывает и называет лишь 1.

  1. Ориентировка детей в пространстве:

- Покажи, где у нас в группе находится спальная комната.

- А где мы играем? Умываемся?

- Где у тебя голова? Лицо? Руки? Ноги? Спина?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно ориентируется в групповых помещениях, в частях своего тела.

3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно ориентируется                          в групповых помещениях, в частях своего тела.

2 балла – ребенок делает 1-2 ошибки.

1 балл – ребенок не может показать групповые помещения, путается даже                     в частях своего тела.

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой»

  1. Уровень знаний детей о растениях:

А) Дидактическая игра «Назови овощи и фрукты»

Материал: предметные картинки или муляжи овощей (морковь, огурец, помидор), фруктов (яблоко, груша, апельсин).

Задание:

- Посмотри на картинку и скажи, что это такое?

Б) Игровое упражнение «Бежим до дерева».

Материал: большие плоскостные модели ели и березы (или на участке живые деревья).

Задание:

- Посмотри вокруг и добеги до березы (елочки). Как называется это дерево?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно называет растения с опорой на наглядность.

3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно называет растения                с опорой на наглядность.

2 балла – ребенок называет не все растения, делает 1-2 ошибки.

1 балл – ребенок не может назвать большинство овощей и фруктов, путает деревья.

  1. Уровень знаний детей о животных:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Материал: игрушки домашних животных (курочка, корова, собака, кошка) и их детенышей, диких животных (медведь, лиса, зайчик), чудесный  мешочек.

Задание:

- Вытащи из чудесного мешочка игрушку и скажи, кто это.

- Мамы - курочка, корова, собака и кошка хотят найти своих малышей. Ты поможешь? (воспитатель выставляет на отдельный стол детенышей домашних животных и просит найти малышей для мам – домашних животных).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно называет диких, домашних животных и их детенышей.

3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно называет диких, домашних животных и их детенышей.

2 балла – ребенок правильно называет взрослых животных, но не может назвать  всех детенышей, делает 1-2 ошибки.

1 балл – ребенок путается в названиях даже взрослых домашних и диких животных.

  1. Уровень знаний о сезонных изменениях в природе:

Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Материал: сюжетные картинки по временам года; предметные картинки – осенние листочки, снежинки, проталинки, яркое солнце.

Задание:

- Положи маленькие картинки на большие, которые подходят.

- Какое это время года?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и уверенно раскладывает предметные картинки на сюжетные в соответствии со временем года, может назвать его.

3 балла – ребенок самостоятельно, но не очень уверенно раскладывает предметные картинки на сюжетные в соответствии со временем года, может назвать его.

2 балла – ребенок правильно раскладывает предметные картинки, но путается в названиях времен года.

1 балл – ребенок не справляется с заданием, действия выполняются наугад.

Образовательная область «Познание»

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ  ГРУППА

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

  1. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, трехграннная призма (крыша).

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их.

  1. Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию:

Материал: мелкий конструктор.

Задание:

А) Построй гараж для машинки.

Б) Поиграй с ней.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно называет строительные детали, умеет сооружать и обыгрывать игровые постройки.

3 балла – ребенок называет почти все строительные детали; достаточно хорошо строит и обыгрывает постройки.

2 балла – ребенок может назвать только кубик и кирпичик, но умеет строить.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познание»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Предметное и социальное окружение»

  1. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения:

А) Дидактическая игра «Разложи картинки»

Материал: предметные картинки посуды и одежды.

Задание:

- Рассмотри картинки, расскажи, что на них нарисовано и разложи на две группы.

- Что это? (посуда)

- А эти картинки назови одним словом (одежда).

Б) Дидактическая игра «Что из чего?»

Материал: игрушки, изготовленные из следующих материалов: дерево, бумага, ткань, глина (деревянная лошадка, игрушка-оригами, мягкая кукла, глиняная игрушка).

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть игрушки и сказать, из какого материала они сделаны.

- Какая игрушка самая твердая? (из дерева)

- Какая игрушка самая мягкая? (из ткани)

- Какие игрушки прочные? (из дерева, ткани). А какую, быстрее всего сломать? Почему? (бумага рвется, а глину можно разбить, если уронишь)

В) Дидактическая игра «Помоги бабушке Федоре разобрать посуду»

Материал: предметные картинки с чайной (чашка, блюдце, чайник заварочный), столовой (глубокая и мелкая тарелка, ложки) и кухонной посудой (кастрюля, сковородка).

Задание:

- Бабушка Федора всю посуду перемыла и теперь хочет расставить ее по своим местам, давай поможем разделить посуду на такие группы: чтобы пить чай, обедать и готовить на кухне.

- Это какая посуда, если из нее можно пить чай?

- А если посуду в обед ставим на стол, как называется такая посуда?

- Кастрюля, сковородка – это какая посуда? (кухонная)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок быстро и самостоятельно называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

3 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

2 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но не может соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет, даже с помощью воспитателя; проявляет недостаточный интерес к предметам и явлениям.

1 балл – ребенок называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают

2. Уровень знаний детей о ближайшем окружении:

 Дидактическое упражнение «Что здесь находится?»

Материал: сюжетные картинки с изображением дома, улицы, магазина, больницы, парикмахерской, детского сада.

Вопросы:

- Как называется наш поселок?

- Что это? (рассматривание сюжетных картинок)

- Кто работает в магазине? (продавец)

- Кто работает в больнице? (врач)

-  Кто следит за порядком на улице, чтобы машины правильно ездили? (полицейские)

- Кто может сделать красивую прическу? (парикмахер)

- Кто работает с детьми в детском саду? (воспитатель)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и достаточно быстро определяет название нашего поселка,  зданий на картинках, знает их назначение, называет профессии по представлению; проявляет интерес к объектам и людям ближайшего окружения, которые он имел возможности видеть.

3 балла – ребенок определяет название нашего поселка, зданий, знает их назначение, но затрудняется назвать профессии, с небольшой подсказкой воспитателя справляется самостоятельно.

2 балла – ребенок называет здания, знает их назначение, но затрудняется назвать, как называется наш поселок и профессии даже после помощи воспитателя.

1 балл – ребенок называет наугад, что находится в этих зданиях, затрудняется рассказать об их назначении, допускает много ошибок при определении профессий.

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой»

  1. Уровень знаний о растениях:

А) Дидактическая игра «Собери урожай»:

Материал: 3 корзинки разной формы или цвета, предметные картинки                        с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, репа), фруктов (яблоко, груша, апельсин, банан) и ягод (малина, смородина, земляника, вишня).

Задание:

- Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты,                         в другой – овощи, а в третьей - ягоды.

- Назови одним словом, что у тебя в корзинке? (овощи, фрукты, ягоды)

Б) Дидактическое упражнение «Узнай растение по картинке»

Материал: картинки с изображением деревьев (ель, береза, рябина, клен), цветущих травянистых растений (одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, колокольчик).

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть и назвать растения, изображенные на картинках.

В) Дидактическое упражнение «Найди и покажи в группе комнатное растение (3-4 вида)»

Материал: уголок природы с программными комнатными растениями (бальзамин – ванька мокрый (огонек), бегония, колеус (крапивка), фикус, пеларгония зональная и душистая (герань), амариллис,

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку найти соответствующее возрасту и постоянно находящееся в группе комнатное растение.

Г) Беседа «Что нужно, чтобы растения красиво росли?»

- Что нужно сделать, чтобы посадить растение?

- Где лучше будет расти цветок: на окошке или в открытом шкафу? Почему?

- Чем можно покормит цветок?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно выполняет задания, самостоятельно определяет их классификацию, быстро называет растения и находит в группе комнатные растения по заданию воспитателя, имеет представление, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

3 балла – ребенок правильно выполняет задания, называет все картинки, определяет их классификацию, имеет представление, что для роста растений нужны земля, вода и воздух, находит комнатные растения после словесной подсказки воспитателя.

2 балла – ребенок знает и правильно называет все картинки,  но распределяет их в соответствии с заданием только по показу воспитателя, ошибается                        в классификации и нахождении комнатного растения в группе, называет                         1 условие для роста растений.

1 балл – ребенок ошибается и в назывании предметных картинок, не может классифицировать и найти комнатное растение даже с помощью воспитателя. Не имеет представлений об условиях роста растений.

  1. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных:

А) Дидактическая игра «Где мама?»

Материал: карточки с изображением домашних животных (собака, кошка, корова, коза, лошадь, овца, курица) и их детенышей (щенок, котенок, теленок, козленок, жеребенок, ягненок, цыпленок), предметные картинки (молоко, зерна, трава, косточка).

Задание:

- Воспитатель ребенку дает карточки с изображением домашних животных и их детенышей, просит найти каждому малышу маму.

- Затем просит выбрать картинку, чтобы накормить кошку (молоко), собаку (косточка), курицу (зернышки) и корову (трава).

Б) Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Материал: предметные картинки или игрушки (медведь, лиса, заяц, волк, белка, еж, лягушка).

Задание:

- Представь, что мы с тобой в лесу. Посмотри на картинки (игрушки) и расскажи, кого мы встретили в лесу.

В) Дидактическое упражнение «Кто это?»

Материал: предметные картинки с изображением насекомых (бабочка, майский  жук, божья коровка, стрекоза).

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен, и назвать обобщающее слово – насекомые.

Г) Дидактическая игра «Посади птицу на ветку»

Материал: на фланелеграфе или доске – ветка дерева, предметные картинки                    с изображением птиц (воробей, ворона, сорока, голубь).

- Посади на ветку воробья (ворону, голубя)?

- Какая птица осталась? (сорока)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, их детенышей, птиц и насекомых, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни домашних животных (особенностях поведения и питания).

3 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, их детенышей, птиц и насекомых, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни домашних животных (особенностях поведения и питания), но только с наводящими вопросами воспитателя.

2 балла – ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, детенышей, умеет их классифицировать только с помощью воспитателя, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни  домашних животных, путает названия птиц и насекомых.

1 балл – ребенок знает и называет некоторых домашних и диких животных, но допускает ошибки в их классификации и затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни домашних животных, называет наугад насекомых и птиц.

  1. Уровень представлений детей о свойствах воды, песка и снега:

Беседа «Расскажи о воде, песке и снеге»

Материал: вода в стакане, пустой стакан, песок, лейка, картинка                                     с изображением снега.

Задание:

- Что это такое? (вода) Что с водой можно сделать? Перелей воду в пустой стакан. Что ты сделал? (перелил). А вода что делала? (лилась  в стакан). Если воду налить в чайник и поставить на огонь, что будет с водой? (нагреется).                А если воду поставить в холодильник? (станет холодной и превратиться в лед).

- Что это такое? (песок) Песок какой? (сухой). Если песок сухой, то можно из него лепить пирожки? Почему? (сухой песок рассыпается). Что нужно сделать, чтобы можно было лепить из песка? (полить водой). Предложить полить немного песок и попробовать слепить из песка. Какой теперь стал песок? (влажный). Влажный песок лепится или нет? (лепится)

- Что нарисовано на картинке? (снег). Вспомни зиму и скажи, какой снег? (холодный, белый). А если снег с улицы занести в дом, что случится? (снег от тепла растает).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет хорошие представления о свойствах воды, песка и снега. Охотно делится своими познаниями.

3 балла – ребенок имеет достаточно хорошие представления о свойствах воды, песка и снега. Делится своими познаниями, только со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет воду, песок и снег, но познания                      об их свойствах  немногочисленны.

1 балл – односложные ответы по каждому вопросу; значительные затруднения при выполнении задания.

4. Уровень знаний детей о сезонных изменениях в природе:

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Материал: сюжетные картинки с изображением осени (собирают урожай овощей и фруктов), лета (дети купаются и собирают ягоды и цветы), весны (сажают  овощи на грядки, дети пускают кораблики), зимой (дети катаются на санках, подкармливают птиц).

Задание:

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, какое время года на ней изображено.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Охотно делится своими познаниями.

3 балла – ребенок имеет достаточно хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Делится своими познаниями, только со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет времена года, но познания                      о сезонных изменениях  немногочисленны.

1 балл – односложные ответы по каждой картинке; значительные затруднения при выполнении задания.

Образовательная область «Познание»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ  ГРУППА

Формирование элементарных математических представлений

  1. Уровень знаний о количестве:

А) Дидактическое упражнение «Сколько на картинке предметов?».

Материал: картинки с изображением предметов (много, один) ни одного).

Задания:

- Покажи картинки, на которых ты видишь много предметов.

- А теперь покажи картинки, где нарисован один предмет. Что это?

- Сколько предметов нарисовано на пустых карточках? (ни одного)

Б) Дидактическое упражнение «Грибочки и кружочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены грибы (5 штук). Рядом на подносе лежат кружочки                      (5 штук).

Задания:

- Как можно узнать: чего больше (меньше) грибов или кружочков?

- Возьми с подноса кружочки и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько грибочков в верхнем ряду. А как еще можно положить кружочки?

- Чего больше (меньше)?

- Как правильно сказать, если кружочков и грибочков одинаково? (поровну)

- Добавь еще один кружок. Чего стало  больше (меньше)?

В) Дидактическое упражнение «Назови, что общее»

Материал: игрушки, разделенные на три группы по одному общему признаку (мячи разных размеров и цветов – все они КРУГЛЫЕ,  флажок, карандаш, машина – все они КРАСНЫЕ, БОЛЬШИЕ мягкие игрушки).

Задание:

- Посмотри внимательно на эти игрушки (предметы) – отдельно на каждую, и скажи, что есть у них одинаковое.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок понимает и отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше (меньше)?»; при ответе пользуется словами - много, один, ни одного; умеет сравнивать две равные (неравные) группы предметов, используя приемы наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; умеет отвечать на вопросы, пользуясь предложениями: «Я на каждый грибок положил кружок. Кружков больше, а грибов меньше) или «Кружков столько же, сколько и грибов – поровну»; самостоятельно умеет выделять общий признак предметов группы.

3 балла – ребенок понимает и отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше (меньше)?»; при ответе пользуется словами - много, один, ни одного; умеет сравнивать две равные (неравные) группы предметов, используя один из приемов: наложения или приложения предметов одной группы к предметам другой; умеет отвечать на вопросы, пользуясь предложениями: «Я на каждый грибок положил кружок. Кружков больше, а грибов меньше) или «Кружков столько же, сколько и грибов – поровну»; умеет выделять общий признак предметов группы., но только после дополнительной словесной подсказки взрослого.

2 балла – ребенок понимает и отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше (меньше)?»; при ответе пользуется словами - много, один, ни одного;  но затрудняется сравнивать количество предметов путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции); не может определить общий признак группы предметов.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

  1. Уровень знаний об эталонах величины:

А) Дидактическая игра «Три квадрата»

Материал. Три квадрата разной величины.

Задание:

- Покажите самый большой квадрат, поменьше, самый маленький квадрат.

- Постройте из квадратов башни. Показывает, как это делается: снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. Сделай такую башню.

Б) Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик (или др.).

Задания:

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

В) Дидактическая игра «Три медведя»

Материал: три медведя игрушки или картинки, два медведя одинаковые по высоте, высокие), один низкий.

Задание:

- Жили-были три медведя. Как их звали?

- Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? (Высокий).

- А это кто? (Настасья Петровна). Она выше или ниже Михаила Ивановича? (Одинаковая)

-  А какой Мишутка? (Низкий).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные), используя приемы приложения их друг к другу или наложения, самостоятельно обозначает результат сравнения словами.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные), используя приемы приложения их друг к другу или наложения, обозначает результат сравнения словами, но после дополнительного объяснения взрослого.

2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения, не может рассказать о результатах сравнения словами, иногда путает понятие величины и использует слова – большой-маленький.

1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже.

  1. Уровень знаний о геометрических фигурах:

Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал: два набора фигур (у воспитателя и у ребенка) - круг, квадрат, треугольник.

Задание:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок различает и самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, используя зрение и осязание.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла - ребенок различает и называет круг, но путается в названиях квадрата и треугольника.

1 балл – ребенок не может назвать ни одной геометрической фигуры, не понимает задания воспитателя.

  1. Ориентировка в пространстве:

Дидактическая игра «Что находится?».

Задание:

- Что находится у тебя на туловище вверху? (голова)

- Что находится у тебя внизу? (ноги)

- Что находится у тебя впереди? (живот)

- Сзади? (спина)

- Покажи правую и левую руки.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает  пространственные  направления                       от себя, различает правую и левую руку; справляется  с заданиями, не сделав ни одной ошибки.

3 балла – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает  пространственные  направления                       от себя, хорошо различает правую  руку; справляется  с заданиями, не сделав ни одной ошибки, но выполняет все неуверенно, ждет подтверждения взрослого.

2 балла – ребенок после обширных дополнительных инструкций справляется                  с заданиями, но не знает левую и правую руки.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.

  1. Ориентировка во времени:

Игровое упражнение «Наш день»

Материал: сюжетные картинки с изображением частей суток.

Задание:

- Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия.

- Затем перемешивает картинки и просит детей показать утро и вечер, а затем день и ночь.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно определяет части суток; может самостоятельно определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь).

3 балла - ребенок правильно определяет части суток; может самостоятельно определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь)                       с небольшой словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет части суток; но затрудняется  определить контрастные части суток в сравнении.

1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток.

Образовательная область «Познание»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

  1. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, трехграннная призма.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их.

  1. Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию:

Материал: мелкий конструктор.

Задание:

А) Построй заборчик с воротами из кирпичиков.

Б) Укрась ворота призмой и сделай забор из кубиков.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Здоровье»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Уровень сформированности начальных представлений о ЗОЖ:

А) Дидактическая игра «Для чего нужны человеку части тела?».

Задание:

Воспитатель просит ребенка объяснить для чего нужны:

- руки (помогают делать много разных дел…)

- ноги (помогают двигаться)

- рот (говорить, есть)

- зубы (жуют)

- язык (помогает жевать, пробует на вкус, говорить)

- кожа (чувствует)

- нос (дышит, улавливает запахи)

- уши (слышат)

- глаза (видят).

Б) Дидактическое упражнение «Продолжи предложение».

Задание:

- «Я чищу зубы – значит, у меня они будут… (крепкими и здоровыми)».

- «Если я промочу ноги, то… (я заболею)».

- «Чтобы не болеть, нужно…(закаляться, делать зарядку, кушать овощи и фрукты, принимать витамины и др.)».

  1. Уровень соблюдения элементарных правил гигиены (в ходе наблюдений):

- по мере необходимости моет руки с мылом

- пользуется расческой, носовым платком

- прикрывает рот при кашле

- правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой

- полоскает рот после еды

Критерии оценки:

4 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.

3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.

2 балла – задания ребенок выполняет только с помощью взрослого, при этом не может ответить на все поставленные вопросы.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Безопасность»

СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Уровень представлений об основах безопасности собственной жизнедеятельности:

А) Дидактическое упражнение «Позвони по телефону».

Материал: телефон, картинки с изображением пожара, с заболевшим, в дом стучит страшный незнакомец.

Задание:

Предложить ребенку позвонить по телефону по предложенной ситуации: при пожаре – 01, вызов полиции – 02, скорая помощь – 03.

Б) Беседа «Правила поведения при пожаре».

Материал: сюжетные картинки «Пожарная безопасность».

Задание:

- Из-за чего может произойти пожар? (рассматривание и обсуждение картинок)

- Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар?

В) Дидактическое упражнение «Ребенок и незнакомые люди».

Материал: сюжетные картинки «Правила безопасности» (по теме).

Задание:

- Как ты поступишь, если тебя незнакомец угостит конфеткой, и пригласит покататься на машине?

- Можно ли приглашать незнакомого человека в дом, если он говорит, что работает вместе с мамой или папой?

- Когда ты один дома, в дверь кто-то постучит или зазвонит телефон, что ты сделаешь?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

  1. Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:

А) Дидактическая игра «Как правильно перейти улицу».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Задание:

Воспитатель просит ребенка ответить на вопросы:

- Что делает светофор? На какой сигнал можно переходить дорогу?

- Объясни, что это за знак?

- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.

- Где можно кататься на велосипеде детям? (во дворе, не мешая окружающим, в присутствии взрослых).

Б) Дидактическая игра «Специальные машины».

Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция».

Задание:

- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро отвечает на вопросы, выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно, но не очень уверенно отвечает на вопросы, выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

  1. Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:

Беседа «Правила поведения в природе».

Материал: предметные картинки с изображением природных явлений (гроза, туман, радуга, молния). Картинки с изображением оказания первой медицинской помощи.

Задание:

- Кто в природе главный: человек, растения или животные? (все взаимосвязано)

- Почему нельзя рвать и есть растения? (они могут быть ядовитыми)

- Что это за явление? (рассматривание картинок). Правила поведения при грозе. (нельзя стоять под одиноким деревом, купаться в реке, держаться за металлические предметы, пользоваться электроприборами и др.)

- Как оказать первую помощь при ушибах и укусах насекомых?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Безопасность»

СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Уровень представлений об основах безопасности собственной жизнедеятельности:

А) Дидактическое упражнение «Позвони по телефону».

Материал: телефон, картинки с изображением пожара, с заболевшим, в дом стучит страшный незнакомец.

Задание:

Предложить ребенку позвонить по телефону по предложенной ситуации: при пожаре – 01, вызов полиции – 02, скорая помощь – 03.

Б) Беседа «Правила поведения при пожаре».

Материал: сюжетные картинки «Пожарная безопасность».

Задание:

- Из-за чего может произойти пожар? (рассматривание и обсуждение картинок)

- Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар?

В) Дидактическое упражнение «Ребенок и незнакомые люди».

Материал: сюжетные картинки «Правила безопасности» (по теме).

Задание:

- Как ты поступишь, если тебя незнакомец угостит конфеткой, и пригласит покататься на машине?

- Можно ли приглашать незнакомого человека в дом, если он говорит, что работает вместе с мамой или папой?

- Когда ты один дома, в дверь кто-то постучит или зазвонит телефон, что ты сделаешь?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

  1. Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:

А) Дидактическая игра «Как правильно перейти улицу».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Задание:

Воспитатель просит ребенка ответить на вопросы:

- Что делает светофор? На какой сигнал можно переходить дорогу?

- Объясни, что это за знак?

- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.

- Где можно кататься на велосипеде детям? (во дворе, не мешая окружающим, в присутствии взрослых).

Б) Дидактическая игра «Специальные машины».

Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция».

Задание:

- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро отвечает на вопросы, выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно, но не очень уверенно отвечает на вопросы, выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.

  1. Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:

Беседа «Правила поведения в природе».

Материал: предметные картинки с изображением природных явлений (гроза, туман, радуга, молния). Картинки с изображением оказания первой медицинской помощи.

Задание:

- Кто в природе главный: человек, растения или животные? (все взаимосвязано)

- Почему нельзя рвать и есть растения? (они могут быть ядовитыми)

- Что это за явление? (рассматривание картинок). Правила поведения при грозе. (нельзя стоять под одиноким деревом, купаться в реке, держаться за металлические предметы, пользоваться электроприборами и др.)

- Как оказать первую помощь при ушибах и укусах насекомых?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно, правильно и быстро выполняет все задания.

3 балла – ребенок правильно и быстро выполняет все задания с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла – некоторые задания у ребенка вызывают затруднения, но с помощью взрослого он справляется.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий даже после конкретной помощи взрослого.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Музыка»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку:

     - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А.Гречанинова.

Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

  1. Звуковысотный слух:

Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки кварты – ре-соль; в пределах сексты, септимы). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?

        Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.

4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков.

3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»).

2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…).

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков.

  1. Чувство ритма:

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (медвежонок и лисенок) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю».

«Медвежонок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Лисенок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах.

        3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения  музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью игрушек). Задание повторяется.

        2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется).

       1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков.

  1. Динамический слух:

Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует очень громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание.

Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность – очень громко, тихо, громко).

4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков.

  1. Тембровый слух:

Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты, играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».

Последовательность: колокольчик, металлофон, треугольник.

4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

2 балла - ребенок  различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.

1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

  1. Пение:

Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).

4 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки,  берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы).

3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого.

  1. Музыкальное мышление:

А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе средней группы), определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения  (под музыку).

      4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере.

      3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

      2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

      1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.

     Б) продуктивное творческое мышление – сочинить мелодию колыбельной песни, ответить на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?» или «Что ты хочешь, кошечка?» или «Где ты?».

      4 балла – ребенок свободно сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом.

     3 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом после словесной помощи взрослого.

     2 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом, после оказания ему моторной помощи.

     1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

  1. Музыкальная память:

Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).

      4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию.

      3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню после элементарной словесной помощи.

      2 балла – ребенок  правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется).

      1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию после оказания любой помощи.

  1. Музыкально-ритмические движения:

Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки, ходьба – «торжественная», спокойная, «таинственная», бег – легкий и стремительный).

4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах:

Предложить ребенку подыграть на металлофоне (барабане) простейшую мелодию на одном звуке (н-р: «Андрей-воробей», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой).

4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм   в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым.

Образовательная область «Музыка»

СТАРШАЯ ГРУППА

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку:

     - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского.

Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

  1. Звуковысотный слух:

Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки терции – ми-соль; в пределах квинты). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?

        Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.

4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков.

3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»).

2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…).

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков.

  1. Чувство ритма:

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (петух, цыпленок, курица) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю».

«Петух»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Цыпленок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Курица»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах.

        3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения  музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью игрушек). Задание повторяется.

        2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется).

       1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков.

  1. Динамический слух:

Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует умеренно громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание.

Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность – умеренно громко, громко, тихо).

4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков.

  1. Тембровый слух:

Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой или включать запись, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».

Последовательность: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка, ксилофон, аккордеон, флейта (инструменты частично знакомые детям).

4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

2 балла - ребенок  различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.

1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

  1. Пение:

Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).

4 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, эмоционально передавая характер музыки,  берет дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчетливо произносит слова, поет легким звуком (в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы), своевременно  начинает и заканчивает песню.

3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого.

  1. Музыкальное мышление:

А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе старшей группы), определить жанр (марш, танец, песня), назвать композитора, рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения  (под музыку).

      4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения, композитора и эмоционально рассказывает о его общем характере.

      3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи, но не называет композитора.

      2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

      1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.

     Б) продуктивное творческое мышление – сочинить «свою» песню или танец, либо марш, т.е. ребенок может спеть или станцевать, или сыграть на металлофоне (по своему желанию).

      4 балла – ребенок свободно сочиняет и исполняет оригинальные песню или танец. Песню можно исполнять на металлофоне.

     3 балла - ребенок сочиняет и  исполняет после словесной помощи взрослого.

     2 балла - ребенок правильно исполняет знакомые произведения, после оказания ему моторной помощи.

     1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

  1. Музыкальная память:

Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).

      4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию.

      3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню после элементарной словесной помощи.

      2 балла – ребенок  правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется).

      1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию после оказания любой помощи.

  1. Музыкально-ритмические движения:

Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием,             с продвижением вперед, кружение; полуприседание с выставлением ноги на пятку).

4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, передает через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами.

3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах:

Предложить ребенку подыграть на металлофоне  простейшую мелодию  (н-р: «Небо синее», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой).

4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм   в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым.

Образовательная область «Музыка»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку:

     - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, «Пляска птиц» Н.А.Римского-Корсакова.

Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

  1. Звуковысотный слух:

Музыкальный руководитель показывает игрушки трех поросят и сажает на соответствующие ступеньки музыкальной лесенки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки секунды – фа-соль; в пределах квинты-терции). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?

        Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.

4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков.

3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»).

2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…).

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков.

  1. Чувство ритма:

Ребенку поясняют, что они пошли прогуляться в парк и там увидели красивую березу и услышали комара. Каждый из них любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какой встрече они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для кого я хлопаю».

«Я с комариком»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Ах  ты, береза»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах.

        3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения  музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью картинок). Задание повторяется.

        2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется).

       1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков.

  1. Динамический слух:

Ребенку показывают картинки-колокольчики и поясняют, что каждый колокольчик звучит по-разному: большому колокольчику соответствует очень громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание.

Теперь послушай, скажи и покажи, какой колокольчик звучит? (Последовательность – очень громко, громко, тихо, очень тихо).

4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков.

  1. Тембровый слух:

Ребенку показывают картинки и называют музыкальные инструменты. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть за ширмой или включу запись игры на каком-то музыкальном инструменте, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».

Последовательность: домра, металлофон, свирель, аккордеон, барабаны, русские народные инструменты (трещотки, погремушки, треугольники, ложки).

4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

2 балла - ребенок  различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.

1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

  1. Пение:

Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).

4 балла – ребенок самостоятельно и эмоционально поет, передавая характер музыки,  берет дыхание и удерживает его до конца фразы, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет выразительно (в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы).

3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого.

  1. Музыкальное мышление:

А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе подготовительной к школе  группы), определить жанр (песня, танец, марш), назвать композитора и рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения  (под музыку).

      4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения, композитора и эмоционально рассказывает о его общем характере.

      3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, называет композитора и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

      2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи, но не называет композитора.

      1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.

     Б) продуктивное творческое мышление – сочинить мелодию, используя в качестве образца русские или марийские народные мелодии; сымпровизировать под музыку образы соответствующего характера (лукавый котик, сердитый козлик).

      4 балла – ребенок свободно сочиняет и  импровизирует под музыку.

     3 балла - ребенок сочиняет и импровизирует после словесной помощи взрослого.

     2 балла - ребенок сочиняет и импровизирует после дополнительного показа действий взрослым.

     1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

  1. Музыкальная память:

-  Ребенку предлагается определить по картинкам музыкальные жанры (балет, опера, симфонический оркестр), профессии (пианист, дирижер, композитор, певец, балерина).

- Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).

- Ребенку предлагается прослушать мелодию и дать название (Государственный гимн Российской Федерации).

      4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию, правильно называет музыкальные жанры и профессии, называет гимн.

      3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню, называет музыкальные жанры и профессии, определяет гимн РФ,  после элементарной словесной помощи.

      2 балла – ребенок  правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется), но не может определить гимн РФ и называет не все музыкальные жанры и профессии.

      1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию и путается в названиях музыкальных жанров и профессий, не называет гимн РФ даже после оказания любой помощи.

  1. Музыкально-ритмические движения:

Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).

4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах:

Предложить ребенку подыграть на металлофоне, ударных музыкальных инструментах простейшую мелодию (н-р: «Во саду ли, в огороде», рус.нар.мелодию или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой).

4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм   в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический материал к программе "От рождения до школы" средняя группа

Диагностический материал по всем разделам программы " От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

Диагностические задания по программе от рождения до школы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯПОпрограмме «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.          ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППАПримечан...

Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса

Инструментарий к диагностике  по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса                               ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа.

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Средняя группа....

Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса

Инструментарий диагностических заданий по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой...

Диагностический материал по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса.

Инструментарий к диагностике  по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса....