дипломная работа на тему "Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте"
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая группа) на тему

Сидоркина Анастасия Валерьевна

Хочу представить Вам дипломную работу по физическому воспитанию старших дошкольников. В данной работе акцент сделать на утреннию гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx95.99 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт решает ряд задач направленных на физическое развитие дошкольников. Главной задачей является - охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  [1,3]

Самой важной и необходимой задачей дошкольного воспитания и обучения является создание в дошкольном учреждение  здоровьесберегающей среды, привитие детям навыков здорового образа жизни, желания быть здоровыми и заниматься спортом. Мы заботимся о здоровье детей всегда и везде: на любом занятии, при проведении любого режимного момента, любой формы работы. Большое значение в формировании у ребят здорового образа жизни имеет конечно же физическая культура. В дошкольных учреждениях очень большое внимание уделяется этому разделу дошкольной педагогики. Программа «От рождения до школы» предусматривает разнообразные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста: утренняя гимнастика; физические упражнения в течение всего дня; физкультурные занятия; физкультминутки; подвижные игры; организация ОРУ, основных движений во время прогулки; физкультурные праздники и развлечения; организация Дней здоровья. [3,304]

Все мы знаем, как тяжело заинтересовать ребенка простой, повторяющейся деятельностью. Любой педагог заметит, как счастливы дети, когда с ними организуют какую-либо новую форму работы. А радость ребенка – это не только положительные эмоции, это очередной «заряд» здоровья, ведь ничто так не улучшает состояние человека как положительные эмоции. Необходимо подумать, пофантазировать и приукрасить будни ребенка в дошкольном учреждении. Почему бы не пригласить на обычное физкультурное занятие какого-либо забавного героя, который внесет больше эмоций, красок в казалось бы совсем неожиданном для нас месте. Почему бы не превратить утреннюю гимнастику в праздник для ребенка. Взрослым известна вся польза утренней гимнастики, а дети ее считают только каким-то скучным мероприятием, которое придумали взрослые. А если ребенок просыпается и просит родителей быстрее вести его в детский садик только потому, что сегодня будет что-то новое, интересное, увлекательное. [21] Значит можно сказать о том, что сформируются у него и навыки здорового образа жизни, и желание заниматься спортом, потому что в обучающий процесс включается – игра.

Мы задумались над этой проблемой и решили проанализировать проблему использования при проведении утренней гимнастики игровых и развлекающих моментов, использование ее в организации различных мероприятиях в дошкольном учреждении.

В настоящее время не достаточно много внимания уделяется данной проблеме. Методические пособия в основном содержат комплексы упражнений для проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах и нет никаких рекомендаций по проведению занимательной утренней гимнастики. Это связано с несколькими факторами:

Во-первых, все исследования ученых сконцентрированы, в основном, на структуре, содержании, технике выполнения движений.

Во-вторых, все виды деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста иногда бывают чрезмерно заорганизованными, мало чего дающие любопытному уму и отзывчивому сердцу малышей, которые вынуждены делать и выполнять все по указанию, распоряжению или готовому сценарию взрослого.

В-третьих, организация физического воспитания по остаточному принципу снизили естественный природный интерес, стремление ребенка к жизненно важным и необходимым движениям. Стандартность проведения занятий приводит к тому, что они становятся безликой, безвкусной необходимостью.[14,34]

А все это говорит о том, что необходим поиск новых, интересных форм работы и обогащения уже известных дополнительным содержанием развивающего и воспитывающего характера.

Все это касается утренней гимнастики. Утренняя гимнастика призвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т.д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду. [4, 40-41]

Но эффективность данной формы работы может быть повышена, если синтезировать ее с другими видами деятельности, творчески подойти к пересмотру ее структуры, содержания, методов организации, использования оборудования, атрибутики, условий окружающей обстановки. Ведь гимнастику можно проводить не только утром, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, но и после сна, чтобы до конца проснуться, настроится на новые дела.

Проблемам обучения дошкольников общеразвивающих упражнениям были посвящены работы П.П.Буцинской, В.И.Васюковой, Н.А.Метлова, С.Г.Меринова, Н.А.Ноткина и другие.  Проблемам построения оптимального двигательного режима в детском саду З.И.Ермаковой, Ю.Ф.Ермаковой, Ю.Ф.Змановкого, Г.В.Сендек, О.В.Силиной, Р.В.Силла и другие.

Таким образом, на основе всего выше сказанного мы пришли к выводу, что взятая нами проблема достаточно актуальна.

Объект: образовательная область «Физическое развитие»

Предмет: утренняя гимнастика

Цель исследования – обосновать влияние интереса к утренней гимнастике на воспитание потребностей заниматься физическими упражнениями.  

Задачи

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме с целью её обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников наметить пути развития интереса к утренней гимнастике.

3. Выявить уровень интереса  к утренней гимнастике у детей старшей группы «Б», МБДОУ «Солнышко»

4. Разработать и апробировать в практике работы  с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Солнышко» проект «Мы зарядке скажем, ДА»

5.Разработать методические рекомендации по реализации проекта.

Гипотеза: Мы предполагаем, что роль утренней гимнастике  будет эффективна при условии сформированности интереса.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных картотек и проекта «Мы зарядке скажем, ДА!», которые могут быть использованы воспитателями  в процессе физического воспитания, студентами на практике.

 Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы  и ряда приложений. 

Глава 1. Теоретические основы организации утренней гимнастики как средство физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

1.1. Цель, задачи и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Физическое воспитание дошкольников базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и строится с учетом возрастных, психологических особенностей детей и направлено на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие дошкольников.

В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные  задачи в целях формирования у детей двигательного опыта.

В процессе физического воспитания ребенок приобретает знания о физических упражнениях, об их воздействии на организм и рациональном использовании, о том, что только правильное выполнение движений оказывает положительное влияние на здоровье, о закаливании как средстве профилактики заболеваний, учится использовать в целях оздоровления природные факторы. В процессе физического воспитания ребенок приобщается к физической культуре как одной из важнейшей составляющей культуры человека.

Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, достижение гармоничного, физического и психического, развития, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка.

Для решения задач физического воспитания используется комплекс средств, которые позволяют разносторонне воздействовать на организм и способствуют физическому совершенствованию ребенка.

Средствами физического воспитания являются:

  • Физические упражнения. Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания. Целостный двигательный режим, отвечающий возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка;
  • Психогигиенические факторы. Их использование повышает эффективность воздействия физических упражнений, что создает психологический комфорт ребенка;
  • Природные факторы. Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность; используются для закаливания организма.

Не каждое действие может быть названо физическим упражнением. Только те действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены его закономерностям, являются физическими упражнениями. Например, в физическом воспитании используются ходьба, бег, метание, прыжки и т.д. Но они станут средствами физического воспитания только в том случае, если будут обеспечивать морфофункциональное совершенствование организма.

Упражнение — это направленно повторяющееся действие, оказывающее влияние на физические и психические свойства человека и совершенствование способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие, а с другой стороны — как процесс многократного повторения действий.

Педагог должен знать содержание физических упражнений, чтобы правильно определять значение каждого из них в решении задач физического воспитания.

Задачи физического воспитания:

  • Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма); на всестороннее совершенствование функций организма; на повышение работоспособность и закаливания.
  • Образовательные задачи направлены на формирование двигательных умений и навыков; на развитие физических качеств; на овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
  • Воспитательные задачи направлены на формирование интереса и потребности к занятиям физического упражнениями; на всестороннее гармоничное развитие ребенка (умственное, эстетическое, трудовое). [4,14 – 17]

В настоящее время в дошкольном учреждении физические упражнения проводятся в различных формах. Среди них:  физкультурные занятие; физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, гимнастика после дневного сна); активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы); самостоятельная двигательная деятельность, индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющимися отклонения в физическом и двигательном развитии), секционно-кружковые занятия, домашние задания по физкультуре.

Каждая форма двигательной активности детей имеет свои специфические назначение и место в режиме дня. [4,160-161]

1.2.Понятие и значение утренней гимнастики в физическом развитие дошкольников

Утренняя гимнастика является ценным средством физического воспитания и развитием детей старшего дошкольного возраста.

Утренняя гимнастика – это обязательная часть двигательного режима. Физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. У систематически занимающихся утренней гимнастики пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный  подъем, повышается работоспособность. [4,166-168]

Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

 Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Утренняя гимнастика сохраняет огромное оздоровительное значение. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.[9, 122-131]

          Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

            Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. Утренняя гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Утренняя гимнастика улучшает деятельность сердечно-сосудестойнервной и дыхательной системусиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует приобретения хорошей осанки. Активизируя деятельность всех органов и систем, утренняя гимнастика содействует  укреплению здоровья.[17,120-122]

Очень важно соблюдать и правильный ритм дыхания: глубокий вдох делается через нос, а продолжительный выдох – через рот. Дыхание обязательно соизмеряется с выполняемым движением.

Утренняя гимнастика призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день. Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически.

 Утренняя гимнастика проводится до завтрака. После ее проведения необходимо предусмотреть некоторое время для перехода детского организма с двигательной деятельности на режим пищеварения. Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка. В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект.

При проведении утренней гимнастики в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила – помещение должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха, ковровое покрытие должно быть чистое. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание. Нет смысла переодеваться в физкультурную форму, так как продолжительность гимнастики невелика (8-12 минут). Обувь для занятий должна быть легкой – чешки, спортивные тапки. Допускается выполнение упражнений в носках при условии, что поверхность пола не скользкая.

 Упражнения, используемые в утренней гимнастике, должны быть просты и знакомы детям, разучены на физкультурных, а некоторые на музыкальных занятиях или в свободное время в группе. «Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением их по словесной команде под счет для дошкольников непригодна. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения в этом возрасте носят игровой, имитационный характер. [10,28-32]

 Утренняя гимнастика может проводиться с музыкальным сопровождением. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движений, тем самым способствуя более четкому и правильному выполнения упражнения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Следует отметить, что всем практически детям можно выполнять утреннюю гимнастику. [12,323]

Виды утренней гимнастики:

  • Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ  с пособиями
  • Гимнастика игрового характера, построенная  на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.
  • Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и  доставляет радость детям.
  • Гимнастика на тренажерах  дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения. Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов дыхания и всех групп мышц.
  • Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений, а также умение ориентироваться в пространстве важным дополнением является атрибутика, которая  делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику. [4,166 – 168]

1.3. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела

Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка 5 лет составляет около 106,0- 107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков

Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей, их физиометрические данные, в частности на величину показателей становой и кистевой динамометрии.

Эти данные свидетельствуют о том, что шестой год в описываемом плане неоднозначен. У мальчиков на протяжении года синхронизм, т. е. совпадение изменений основных антропометрических показателей, несколько снижается, нарушается. У девочек пяти лет он почти отсутствует, а к шести годам постепенно устанавливается.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или багажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья-подростки). [9, 17 – 18]

У детей пяти-семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. [9, 122 - 131]

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость.

Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.  [5, 13 - 18]

Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.

Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых.

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту.  [5, 13 – 23]

1.4. Методика проведение утренней гимнастики в старшем дошкольном возрасте

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.

В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу). А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же, как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.).

Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться.

Приемы руководства. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги по шире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз, - говорит воспитатель, на мгновение оставив группу: он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились».

Таким образом, указания воспитателя сопутствуют выполнению упражнения. В ряде случаев воспитатель может прибегать к имитациям. Пояснения воспитателя чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа воспитателя. Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время поскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд. Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т.п.)

Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики. Но не следует их рассматривать как обязательные. Они предлагаются воспитателем, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является реакцией на интенсивные движения, не надо этого бояться, частота дыхания быстро входит в норму и без дополнительных мер. [3, 130 – 135]

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что утренняя гимнастика при соблюдении определенных правил способствует решению воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребёнка.

Глава 2. Описание опытно-практической работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к утренней гимнастике

2.1.  Анализ работы на констатирующем этапе исследования

В целях реализации поставленных целей и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа в МБДОУ №17 «Солнышко» при участии воспитателя  и под руководством научного руководителя Работа проводилась с 29.02.16 по 26.03.16 года в два этапа: констатирующий и формирующий. Была обследована группа из 20 воспитанников в составе 8 мальчиков и 12 девочек. Констатирующий этап проводился с 29.02.16 по 2.03.16 года.

На констатирующем  этапе решались следующие задачи:

  • Выявить уровень  интереса к утренней гимнастике у детей старшей группы МБДОУ «Солнышко» Проанализировать условия развивающей среды группы и спортивного зала;
  • Разработать проект «Мы зарядке скажем, Да!»

           Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:

  1. Наблюдение;
  2. Беседа;
  3. Анализ развивающей среды

Работа на констатирующем этапе проводилась по плану (приложение 1).

Для выявления уровня интереса к утренней гимнастике у детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие критерии:

  1. Желание ребенка постоянно заниматься физической культурой, как на занятиях, так и в свободное от занятий время;
  2. Стремление выполнять движения при организации утренней гимнастики, точно, без ошибок;
  3. Наличие положительных эмоций во время занятий физической культурой вообще и утренней гимнастикой в частности, проявлять инициативу.

Высокий уровень (3 балла): у ребенка есть устойчивое желание заниматься постоянно физической культурой, как на занятиях, так и в свободное от занятий время, ребенок проявляет устойчивый интерес к деятельности, активно двигается, выполняется упражнения, делает это с удовольствием, испытывает положительные эмоции. Радуется успехам своей деятельности, проявляет самостоятельность  инициативу активно.

Средний уровень (2 балла): есть желание заниматься физической культурой, ребенок проявляет устойчивый интерес к деятельности, занимается утренней гимнастикой с удовольствием и положительными эмоциями, но, в основном, по инициативе взрослого. Не всегда проявляется инициативу, но радуется успехам в своей деятельности.

Низкий уровень (1 балл): отсутствует желание заниматься физической культурой, как на занятиях, так и в свободное время. Интерес к утренней гимнастике неустойчив, занимается данным видом неохотно, не всегда точно выполняет упражнения и рекомендации взрослого, не проявляет инициативы

29.02.16г. было проведено наблюдение за детьми на утренней гимнастике

  Цель: выявить уровень интереса к утренней гимнастике у детей.

Наблюдала за детьми в процессе организации воспитателем детей на утреннюю гимнастику, сам процесс утренней гимнастики и настроение детей после утренней гимнастики.

В ходе наблюдений было выявлено, что Трофим Б., Вадим Д., Никита В., Марьяна П., Оля К., Лера Л., Ариша Л., и Рома П.  испытывают желание постоянно заниматься физической культурой, как на занятиях, так и в свободное от занятий время, с удовольствием собираются на утреннюю гимнастику, пытаются сами организовать детей на зарядку, это означает, что у детей есть инициатива. Интересуются чем будут заниматься на зарядке, с какими предметами. Эвелина В., Настя Г., Эльвира К., Женя Е., Максим С., Рома С., Настя К. не особо испытывают желание заниматься, на гимнастику собираются не достаточно организованно. Ксюша Г. и Вова З. не испытывают желание заниматься утренний гимнастикой и физической культурой.  

Трофим Б., Вадим Д., Никита В.,  Марьяна П. стараются выполнять упражнения точно, как показывает воспитатель, так же без ошибок выполняют самостоятельно упражнения.  Эвелина В., Настя К., Женя Е., Максим С., Эльвира К., Рома П., Настя Г., Рома С., Лера Л., Ариша Л., Вова З., выполняют упражнения по показу воспитателя, пытаются в счете и не правильно выполняют самостоятельно упражнения, часто отвлекаются и получают замечания. Всеволод П., Ксюша Г., Полина Р.  выполняют упражнения только по показу воспитателя, не стремятся самостоятельно выполнять упражнения, если не получается то не выполняют.

Трофим Б., Вадим Д., Никита В., Марьяна П., Рома П. Настя К., Ариша Л., Женя у них наблюдаются наличие положительных эмоций во время занятий физической культурой вообще и утренней гимнастикой в частности.  Эвелина В., Ксюша Г., Эльвира К., Вова З., Оля К., Е., Всеволод П., Рома С., Настя Г., Полина Р., Максим С. не испытывают положительных эмоций, ходят на зарядку по инициативе воспитателя.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам, что   5  детей, что составило 25%  (Марьяна П., Трофим Б. , Никита В., Вадим Д, Рома П.) проявляют устойчивый интерес к деятельности, активно двигаются, проявляют самостоятельность, выполняются упражнения, делает это с удовольствием, испытывают положительные эмоции. Радуется успехам своей деятельности, их можно отнести к высокому уровню.  9  детей, что составило 45%  (Эвелина В., Настя Г., Женя Е., Оля К., Настя К., Лера Л., Люда Н., Рома., С Ариша Л.) проявляют устойчивый интерес к деятельности, занимаются утренней гимнастикой с удовольствием и положительными эмоциями, но, в основном, по инициативе взрослого. Не всегда проявляется инициативу, но радуется успехам в своей деятельности, их можно отнести к среднему уровню.  6 детей, что составило 30% (Ксюша Г., Вова З., Эльвира К., Всеволод П., Полина Р., Максим С.) интерес к утренней гимнастике неустойчив, занимается данным видом неохотно, не всегда точно выполняет упражнения и рекомендации взрослого,  не проявляют самостоятельность и инициативу, их можно отнести к низкому уровню.

Данные исследования были занесены в  таблицу (приложение 2) и диаграмме (приложение 3).

29.02.16г. Была проведена беседа с детьми

Цель: Выявить знания детей об утренней гимнастике.

 Детям были заданы следующие вопросы:

  1. Знаешь ли ты что такое зарядка?
  2. Зачем нужно заниматься зарядкой?
  3. Нравится тебе ходить на  гимнастику?
  4. С какими предметами нравится выполнять зарядку?
  5. Хотели бы вы сами проводить утреннюю гимнастику?

На первый вопрос все дети, ответили, что знают, что такое зарядка.      

На второй вопрос Никита В., Трофим Б., Вадим Д., Марьяна П., Рома П., Лера Л. ответили, что зарядкой нужно заниматься, чтобы стать сильным, здоровым, крепким. Эвелина В., Настя К., Настя Г., Женя Е., Максим С.,  Всеволод П., Рома П., Люда Н., Эльвира К., Оля К. ответили, чтобы не болеть,  стать  красивым, здоровым.  Ксюша Г.,  Рома С., ответили, что не знают,  зачем  нужно заниматься зарядкой.

На третий вопрос Никита В., Вадим Д., Марьяна П., Рома П., ответили, что с удовольствием ходят на зарядку. Эвелина В., Настя Г., Женя Е., Максим С., Всеволод П., Лера Л., Полина Р., Настя К., Люда Н.,  им тоже нравится, ходит на зарядку, но не любят делать упражнения. Они считают их скучными. Упражнения не имеют названия. Ксюша Г., и Рома С., Вова З. ответили, что они не любят ходить, им не интересно.

На четвертой вопрос Вадим Д.,, Марьяна П., Лера Л., Ариша Л., Рома П., Настя Г., Максим С., Трофим Б., ответили, что им нравится, когда на зарядке они занимаются со скакалками, кеглями, мячами, флажками. Женя Е., Настя К., Эвелина В., Оля К., Всеволод П., Люда Н., Эльвира К., Никита В., ответили, что  им нравится, когда на зарядке они занимаются с мячами, потому что можно поиграть. Ксюша, ответила, что ей не нравятся заниматься с предметами.

На пятый вопрос Никита В., Вадим Д., Марьяна П. и Трофим Б., ответили, что им нравится самим показывать ребятам упражнения, воспитатель часто им позволяет. Женя Е., Настя Г., Эвелина В., Оля К., Люда Н., Эльвира К.,, Ариша Л., Ксюша Г., Лера  Л.,  Всеволод П., Полина Р., Рома С., Вова З., ответили, что им нравится, когда им проводят  им зарядку.

Беседа показала, что детям нужна на утренней гимнастике игра, нужно, что бы упражнения имели названия, что бы могли сами проводить гимнастику, что бы можно было и поиграть.

29.02.16г. был проведен анализ предметно-развивающий среды в группе и спортивного зала.

Цель:  выявить созданы ли в группе и в спортзале условия позволяющие повысить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда данной группе оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка.  В группе создан спортивный уголок, который имеет название «Здоровичок». Для утренней зарядки применяются мячи, флажки, кубики, скакалки, гимнастические палки, обручи. Они находятся в уголке и в другое время, но в более ограниченном количестве. В спортивном  уголке еще храниться некоторые предметы для закаливания — например, массажные дорожки.

Физкультурный зал оборудован для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием: дугами для подлезания, мячами различной формы, обручами, скакалками, ребристыми дорожками для хождения, трубами для лазания и индивидуальным спортивным комплексом, шведской стенкой с канатами  и тренажерами для детей.

1.03.16г. была проведена беседа с воспитателем .

Цель: выяснить, какие виды утренний гимнастики использует воспитатель.

Воспитателю были заданы следующие вопросы:

  1. Проводите ли вы утреннюю гимнастику  с музыкальным сопровождением?
  2. Как обычно проходит организация утренний гимнастики.
  3. Какими приемами организуете детей?
  4. Какие виды утренний гимнастики вы используете?
  5. Считаете  ли вы необходимым  развивать у детей  интерес к утренней гимнастике?

Анализ беседы показал, что воспитатель проводит  утреннюю гимнастику под бубен и счет, так как группа старшая. Гимнастика  летом и поздней весной, когда на улице тепло, проводят на улице. Комплекс рассчитан на две недели, на второй недели заменяются одно-два упражнения. Обычно она вводит в комплекс разные виды ходьбы, бега. Упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы. Музыкальное сопровождение отсутствует, так как нет музыкального руководителя.

Обычно воспитатель просто зовет детей на построение на зарядку, но речевки воспитатель не использует при организации детей. В основном воспитатель использует традиционную гимнастику.  Вся работа идет строго по плану. Воспитатель считает, что нужно развивать у детей интерес к утренней гимнастики, так как некоторые дети не очень любят зарядку.

Таким образом, проведя работу на констатирующим этапе мы пришли к выводу, что интерес к занятию утренний гимнастике не воспитывается. Так же  воспитатель редко использует разные виды гимнастик.  В результате проведенного исследования на констатирующим этапе мы узнали,  что 5  детей (Марьяна П., Трофим Б. , Никита В., Вадим Д, Рома П) имеют высокий уровень,  что составило 25 %, 9 детей (Эвелина В., Настя Г., Женя Е., Оля К., Настя К., Лера Л., Люда Н., Рома., С Ариша Л.) имеют средний уровень, что составило 45 %, 5 детей (Ксюша Г., Вова З., Эльвира К., Всеволод П., Полина Р., Максим С.) имеют низкий уровень, что составило 30 %. Западающими критериями у них являются:

  • наличие положительных эмоций во время занятий физической культурой вообще и утренней гимнастикой в частности;
  • желание ребенка постоянно заниматься физической культурой, как на занятиях, так и в свободное от занятий время.

 Вот на эти критерии мы обратим внимание на формирующем этапе. Для дальнейшего успешного формирования у старших дошкольников интереса к утренней гимнастике, её необходимо разнообразить.  Что и послужило для разработки проекта «Мы зарядке скажем, ДА!»

Результаты констатирующего этапа позволили перейти к формирующему этапу

2.2. Описание работы по реализации проекта «Мы зарядке скажем, ДА!» на формирующем этапе

Формирующий этап  проводился с 4.03 по 24.03.2016.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:

  1. Апробировать проект «Мы зарядке скажем, Да»  с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ «Солнышко»
  2. Включить воспитанников старшей  группы в образовательную деятельность по  реализации проекта.
  3. Разработать методические  рекомендации

Для решения поставленных задач на  данном этапе был апробирован  проект «Мы зарядке скажем, Да!» (приложение 4)

Актуальность проекта.  Все мы знаем, как тяжело заинтересовать ребенка простой, повторяющейся деятельностью. Любой педагог заметит, как счастливы дети, когда с ними организуют какую-либо новую форму работы. А радость ребенка - это не только положительные эмоции, это очередной «заряд» здоровья, ведь ничто так не улучшает состояние человека как положительные эмоции. Просто необходимо подумать, пофантазировать и приукрасить будни ребенка в дошкольном учреждении. Почему бы не пригласить на обычное физкультурное занятие какого-либо забавного героя, которые, внесет больше эмоций, красок в казалось бы, совсем неожиданном для нас месте. Почему бы не превратить утреннюю гимнастику в праздник для ребенка. Взрослым, известна вся польза утренней гимнастики, а дети ее считают только каким-то скучным мероприятием, которое придумали взрослые. А если ребенок просыпается и просит родителей быстрее завести его в детский садик только потому, что сегодня будет что-то новое, интересное, увлекательное. Значит можно сказать о том, что сформируются у него и навыки здорового образа жизни, и желание заниматься спортом, потому что в обучающий процесс, включается его любимая, и так необходимая всем детям - игра.

Дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

Цель проекта: Формировать у детей интерес к утренний гимнастики и понимание ценностей физической культуры и спорта для человека.

 Задачи проекта:

  • формировать потребность у детей к освоению ценностей физической культуры и создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • воспитывать физические качества необходимые для полноценного развития личности;
  • развивать  у детей интерес к выполнению утренний гимнастики

Тип проекта - практико-ориентированный

Участники проекта – дети, воспитатель, родители

Продолжительность проекта – 2 недели

Интеграция образовательных областей – Художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие.

Работа спланирована по блокам: организованная образовательная деятельность; совместная образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность в центрах развития; работа с родителями. (приложение 5)

9.03.16. Совместная работа с детьми на тему «Мы зарядке скажем, Да!»

Цель: познакомить детей с предстоящим проектом; развивать у детей интерес.

Детям с низким и со среднем уровнем было предложено нарисовать совместный проект «Мы зарядке скажем, ДА!». Большую активность проявили дети с высоким уровнем. Дети предлагали, что можно нарисовать, что они хотят узнать о зарядке.  Дети с низким уровнем просто сидели и смотрели, только одна девочка согласилась разукрашивать.  

С детьми выделили ряд вопрос, которые мы будем решать в ходе реализации проекта такие как, «Что мы знаем о зарядке?», «У кого можно спросить?», «Что мы узнали о зарядке». Объяснила детям, что нашу газету будем заполнять по мере узнавание нового материала.

10.03.16 Беседа «Что мы знаем о зарядке»

Цель:  узнать, что дети знают о зарядке; заинтересовать делать зарядку каждый день.

Детей организовала в утренний прием для беседы. В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы: Что такое зарядка?, Зачем её нужно делать?, Какая зарядка тебе нравится? С кем ты делаешь зарядку?. Ответы детей были разными.  На вопрос какая зарядка тебе нравиться, дети все отвечали веселая, с музыкой. Детям было предложено разучить речевку на зарядку.

В конце беседы сказала детям, что зарядка для них пройдет по-новому. Ответы детей позволили, провести гимнастику под музыку.

10.03.16. утренняя гимнастика

Задачи:

-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;

-формирование правильной осанки;
-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;

- способствовать укреплению сердечно-сосудестой и дыхательной системы;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;

На утреннюю гимнастику детей собрала с помощью речевки. Дети с высоким и средним уровнем быстро построились, а дети с низким уровнем недолго собираются и неохотно становились на зарядку.  Зарядка для них прошла по-новому, вместо бубна и счета была музыка.  В конце зарядки вместо обычной ходьбы мы с детьми поиграли в игру, которая называется «Удочка». Игра у детей вызвала заинтересованность.

10.03.16. ООД на тему «Нарисуй свое любимое упражнение с зарядке»

Задачи:

-Закрепить умение  рисовать простейшие формы человека;

-развивать у детей к изодеятельности;

-воспитывать желание заниматься на занятии.

В ходе проведение ООД детям было предложено нарисовать свое любимое упражнение с утренней гимнастики. Не все дети принялись рисовать свои любимые упражнения. Дети с низким уровнем долго не могли нарисовать, так как они не выполняют зарядку. В конце занятие детям было предложено показать свое нарисованное упражнение самим,  а другие дети должны были угадать. Это вызвало у детей положительные эмоции.

11.03.16. была проведена д/и «Найди пару»

Цель: закрепить знания детей о спортивном инвентаре.

Данная игра была предложена детям с низким уровнем. Что бы заинтересовать перед игрой детей, им напомнила, какой есть спортивный инвентарь. Объяснила, что к определенному спортивному инвентарю нужно подобрать упражнение с картинки. В ходе игры у детей возникали различные вопросы, например,  зачем нужны гимнастические палки?  

11.03.16. Рассматривание  иллюстраций с изображением утренней гимнастике

Цель: уточнить знания детей о утренней гимнастики; показать что могут приходить сказочные персонажи.

Детям была создана ситуация. В группу пришло письмо. Чтобы открыть конверт, нужно было отгадать загадку. После того как отгадали загадку детям были показаны различные цветные иллюстрации с зарядкой, где были изображены дети и сказочный персонаж. Детям понравилось рассматривать картинки, и у детей с низким уровнем  возник вопрос, сможет ли к ним придти кто нибудь на зарядку. Это означает, что у детей с низким и средним уровнем начинается появляться интерес.  

11.03.16. Сюжетно-ролевая игра «Мы спортивные журналисты»

Цель: Развивать коммуникативные и личностные взаимодействия детей друг с другом и взрослыми; воспитывать интерес к утренней гимнастике.

В группе создалась проблемная ситуация появилась камера, что можно сделать. Дети с высоким и низким  уровнем предложили поиграть в журналистов и снять репортаж. Детям были предложены следующие роли: оператор и  два корреспондента. В роли оператора выступала я, один ребенок со средним и высоким уровнем стали корреспондентами. Юные  корреспонденты ходили по детскому саду и брали на камеру интервью у детей с низким и среднем уровнем, у физинструктора, так же дети рассказывали, что они знают о зарядке, рассказывали стихотворение.  В конце игры дети делились впечатлениями,  менялись ролями. После игры мы решили с детьми показать видео ролик родителям.

14.03.16. раскрашивание раскрасок на тему «веселая зарядка»

Цель: вызвать интерес к зарядке.

Детям с низким уровнем  была задана ситуация, что картинки потеряли цвета. Что нужно  сделать, чтобы вернуть картинкам цвет. Дети со средним и низким уровнем предложили разукрасить. Сказала, что они ответили правильно. Раздала детям раскраски, каждый ребенок сам выбрал себе нужные цветные карандаши.  Когда, дети разукрашивали картинки, то начали дорисовывать элементы, таким образом, проявляя интерес и творчество. Дети с высоким уровнем тоже заинтересовались и приняли участие в разукрашивании и дорисовывания картинок. Одна девочка со средним уровнем предложила организовать выставку. Раскраски были помещены в центр развития «Островок рисования».

14.03.16 утренняя гимнастика

Задачи:

-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;

-формирование правильной осанки;
-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;

- способствовать укреплению сердечно-сосудестой и дыхательной системы;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;

В гости на зарядку пришел олимпийский мишка. С помощью раннее разученной речевки детей собрала на гимнастику. Дети с низким уровнем начали проявлять интерес. Начали спрашивать, будет ли мишка смотреть зарядку. Дети с высоким уровнем предложили, показать мишке как они делают зарядку. Одни мальчик со средним уровнем вызвался делать зарядку вместо воспитателя. Детям понравилось, и они начали договариваться, кто проведет следующую зарядку.

15.03.16. Чтение сказки «Зарядка и Простуда»

Цель: расширять представления о причинах возникновения инфекционных заболеваниях; вызвать у детей интерес выполнять утреннюю гимнастику каждый день.

Была создана игровая ситуация олимпийский мишка прислал детям в подарок книжку «Зарядка и Простуда». Детей рассадила полукругом. Начала читать эмоционально, что бы заинтересовать детей. После прочтение сказки с детьми сделали физминутку «Буратино», что бы дети отдохнули и не потеряли интерес к чтению. После задала детям вопросы по сказки. Кто главные герои сказки? Зачем простуда утроилась в детский сад? Кто обманул девочку-Зарядку? Повышенный интерес проявляли дети с высоким уровнем. Один мальчик полностью пересказал сказку. Детям с низким уровнем предложила разыграть сказку, что бы повысить интерес у них. Сначала с детьми выделили главных персонажей, действия. Организовали с детьми сцену. Детям с низким уровнем раздали роли, а дети со средним и высоким уровнем были зрителями. Один мальчик, который запомнил всю сказку, помогал другим, если кто забыл свои слова. В конце у детей было хорошее настроение и положительный настрой на весь день.

15.03.16 Чтение стихов о зарядке

Цель: Развивать интерес к художественной литературе;  продолжать развивать интерес к утренний гимнастики.

Детям с низким уровнем предложила прочитать веселые стихи о зарядке. Что бы заинтересовать детей на чтение использовала цветные иллюстрации.

16.03.16. Д/и «Стройся по порядку на зарядку!»

Цель: закрепить счет до 10; развивать интерес к занятию утренний гимнастики

В утренний прием детям с низким уровнем была предположена д/и «стройся по прядку на зарядку». Детям предложила сесть за стол, а потом заинтересовала игрой, где нужно было  собрать мышат на зарядку. Дети все дружно собирали мышат на зарядку и параллельно повторяли счет до 10.  После игры дети уже собирали свои игрушки и делали с ними зарядку.

16.03.16. Утренняя гимнастика

Задачи:

-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;

-формирование правильной осанки;
-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;

- способствовать укреплению сердечно-сосудестой и дыхательной системы;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;

В гости на зарядку пришла Простуда. Дети сразу узнали, кто к ним пришел, и предложили старушке Простуде сделать зарядку. Один мальчик с высоким уровнем предложил сам собрать детей на зарядку. Дети под речевку прошли в спортивный зал. В зал дети заходили под марш. Они показывали старушке простуде как нужно правильно делать упражнения, что бы выздороветь и не болеть. Дети с низким уровнем подходили к простуде и рассказывали, что нужно заниматься зарядкой, чтобы не болеть.  В конце зарядки старушка простуда с ними поиграла в игру, которая называется «Автомобили». Ребенок с высоким уровнем собрал детей в одну колонну и  вывел  из спортивного зала в группу.

16.03.16. ООД по рисованию «Дети делают Зарядку»

Задачи:

 - закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с   последующим закрашиванием цветными карандашами;

- формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца.

- развивать мелкую моторику;

- вызвать интерес к занятию спортом.

К детям в гости пришла Совушка. И просит рассказать о зарядке, как они её делают, кому нравится делать. Дети по  очереди рассказывали, как она делают зарядку. После рассказа ребята из счетных палочек делали своих человечков и по тексту стихотворения показывали упражнения. Детям создалась проблемная ситуация. Совушка не запомнила все упражнения, как ей можно помочь.  Дети со средним уровнем предложили нарисовать свою зарядку.  В конце занятия дети организовали Совушке выставку.

17.03.16. Беседа «Осанка – стройная спина»

Цель: познакомить с понятием «Осанка» и её значением в жизни человека; воспитывать у детей интерес к собственному телу и здоровью.

С детьми была проведена беседа на тему «Осанка – стройная спина». В начале беседы у детей спросила, кто знает, что такое осанка. Дети затруднялись отвечать.  Рассказала детям, что такое осанка и при этом показывая иллюстрации правильной и не правильной осанки у человека. Это вызвало у детей интерес. Рассказала, почему может быть плохая осанка. В конце беседы детям показала, какие можно делать упражнения, что бы была красивая и ровная спина. Дети после беседы организовали игру-соревнование, кто принесет мешочек на голове и не уронит. Было организованно две команды. Все старались пронести так, чтобы мешочек не упал. Детям с низким и со средним уровнем  понравилось играть. После с детьми вспомнили, что такое осанка, что нужно делать, что бы она была ровной, красивой. Дети без проблем называли правильные ответы.

17.03.16 Д/и «Собери гимнастический инвентарь на зарядку»

Цель: закрепить знания детей о гимнастическом инвентаре; воспитывать интерес к занятию утренний гимнастикой.

Детям было предложено поиграть в игру, но для начала нужно было вспомнить, с какими предметами мы занимаемся зарядке. Дети со средним уровнем называли мячи, флажки, кегли, гимнастические палки, скакалки, дуги. Дети с высоким уровнем могли ассоциировать, например, кегля похоже на микрофон, грушу,  мяч на яблоко, флажки на ветку. Задача детей состояла в том, что мальчику и девочке нужно подобрать нужный инвентарь из разных карточек для занятий зарядкой. Игра проводилась по музыку, чтобы дети не потеряли интерес к игре. Через некоторое время дети со средним уровнем тоже присоединились к игре, а дети с высоким уровнем объясняли правила игры.  Дидактическая игра была помещена в центр развития «Разыграй-ка».

17.03.16. д/и «спортивное лото»

Цель: формировать знания детей о разных видах спорта

Детям со средним и низким уровнем была предложена очередная игра. Рассадила детей за столы, всем раздала карточки. Мальчика с высоким уровнем назначала ведущим. Ребятам нужно было распределить необходимые вещи спортсменов, которые им нужны в том или ином виде спорте. В конце игре дети уже по очереди становились ведущими. Игра им понравилась.

18.03.16. «Найди лишнюю карточку»

Цель: развивать у детей мышление; развивать интерес к утренний гимнастики

В утренний прием детям с низким уровнем предложила сыграть в дидактическую игру «Найди лишнюю». Вначале с ребятами  вспомнили, с какими предметами занимаемся на зарядке. Дети отвечали со скакалками, гимнастическими палками, мячами, флажками, обручами. Объяснила, что нужно среди разных карточек найти те карточки, которые нам понадобятся на зарядке.

18.03.16. Заучивание поговорки

Цель: развивать у детей речь, память; развивать интерес к утренней гимнастике.

В гости к детям пришел игровой персонаж «Совушка» и просит детей вспомнить поговорки или пословицы про зарядку. Выясняется, что дети не знаю поговорок и пословиц. Совушка предлагает ребятам выучить поговорку «Утро встречай с зарядкой, а вечер провожай прогулкой».  Спрашиваю, как дети понимают эту поговорку. Дети высказывают свои предположения, после  предлагаю детям выучить поговорку. Сначала повторяем хором, а после спрашиваю детей с низким уровнем. В конце Совушка всех хвалит  и говорит, что пора идти на зарядку. Просит одного из детей с низким уровнем собрать всех детей на зарядку с помощью речевки.  Ребенок не растерялся, а громко при помощи раннее разученной речевки собрал детей.

18.03.16. ООД по развитию речи «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Задачи:

- формирование у детей потребности в здоровом образе жизни

- Закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности

- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение

- Побуждать детей отвечать на вопросы, упражнять делать выводы, умозаключения.

- Воспитывать желание быть здоровым. Внимательно относиться к себе.

В группу приходит почтальон приносит почту.  Оказывается, что ребятам прислал письмо со стихотворениями о зарядке, но в них не хватает слов. Предлагаю детям добавлять нужные слова, когда я читаю. Все дети справились заданием, так как стихотворения были им уже знакомы. После рассказала, как в разных странах в древние времена разные народы делали зарядку. После рассказа предложила поиграть с ними в игру, которая называется «повтори». Детям нужно было вспомнить, как дети раньше делали зарядку и повторить. Игра детям понравилась.

21.03.16. Загадывание загадок о зарядке

Цель: продолжать развивать у детей интерес к утренней гимнастики

Детей собрала около себя и предложила отгадать интересные загадки:

Дети с высоким и средним уровнем быстро с ними справлялись, 2 ребенка с низким уровнем проявили интерес и  тоже справились хорошо.

22.03.16. заучивание стихов к мероприятию «Праздник зарядки»

Цель: развитие памяти;  воспитывать интерес к утренней гимнастике.        

Детям с низким и со средним уровнем было предложено разучить стихотворения к празднику:

22.03.16. ООД художественно-эстетическое развитие (аппликации) «любимый вид спорта»

Задачи:

- Формирование интереса к физической культуре и спорту у детей старшего дошкольного возраста;

- Расширять представление представления детей о многообразии видов спорта;

- Закреплять умение вырезать фигуру человека в движении, создавать в аппликации образ спортсмена, передавая характерные особенности определенного вида спорта;

- Продолжать обогащать словарь детей спортивными терминами.

В гости на занятие пришел «Олимпийский мишка» он решил узнать у ребят, какие виды спорта они знают. Дети с высоким уровнем быстро отвечали, что знают хоккей, футбол, фигурное катание и т.д.  Дети с низким и средним уровнем испытывали затруднения, но в скорее они могли рассказать «Олимпийскому мишку», что есть зимние и летние виды спорта. Например, хоккей – это зимний вид спорта, ответила девочка со средним уровнем, а футбол – это летний вид спорта, ответил мальчик с низкого уровня. После побеседовала о разных видах спорта. Спросила, какие виды спорта нравятся детям. Вся беседа сопровождалась иллюстрациями. После беседы сделали физминутку «Любопытная Варвара». Физминутку провели дети сами, читая стихотворение, сопровождая движениями. После того, когда дети сели за стол, обращая внимание детей, что пока они делали физминутку «Олимпийский мишка» оставил им цветную бумагу, клей, ножницы, картон, шаблоны частей тела человека. Говорю детям, что сегодня каждый из них сделает аппликацию своего любимого вида спорта. Показываю образец, спрашиваю, как нужно обращаться с ножницами. Дети с высоким и средним уровнем отвечали по очереди.  После это включаю музыку, и дети самостоятельно делают аппликацию. Если возникают затруднения, помогаю. Затруднения возникали у детей с низким уровнем, но они быстро их решали с моей помощью. В конце занятия была организованна выставка. Каждый ребенок рассказывал о своем любимом виде спорта. Больше всего проявляли интерес дети со средним и низким уровнем.

23.03.16. Слушание музыки «Зарядка» гр.Непоседы

Цель: продолжать развивать интерес к утренней гимнастики;  развивать музыкальный слух.

После сна детям включила песню «Зарядка» дети под музыку начали выполнять упражнения и движение из музыки. Детям с низким уровнем понравилась музыка, и они просили несколько раз включить заново.

24.03.16. Д/и «Режим дня»

Цель: закрепить знания детей о своем режиме дня

Детям с низким уровнем предложила вспомнить, что такое режим. После предложила детям сыграть в настольную игру, которая называется «Режим дня». Объяснила правило игры, что нужно к одной карточке подобрать ещё четыре карточки, которые соответствуют режиму дня, изображенному на карточке. Дети с интересом играли, подбирали,  интересовались, правильно ли они собирают.  

24.03.16. Утренняя гимнастика

Задачи:

-создать условия для формирования основных двигательных умений и навыков;
- обеспечить условия для формирования устойчивого интереса к утренней гимнастике;
- создать условия для формирования готовности детей к совместной деятельности;

-формирование правильной осанки;

-способствовать развитию самостоятельности и инициативы;

-способствовать укреплению сердечно-сосудестой и дыхательной системы;
- создать условия для радостного настроения, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день;

На зарядку детей собрал ребенок с высоким уровнем с помощью речевки. Все дети послушали его и собрались на зарядку и прошли в спортивный зал. Комплекс утренний гимнастики был с кеглями.  В начале зарядки провела игру. После вводной части ребенок со средним уровнем организовал детей в две колоны. После начали выполнять ОРУ, все упражнения имели свое название и проводились по музыку. В завершающий части ребенку со средним уровнем предложила провести игру «Удочка». Ребенок справился хорошо, после один ребенок с низким уровнем собрал всех ребят в одну колону и провел детей в группу.

25.03.16 Совместное с родителями мероприятие «Праздник Зарядки»

Задачи:

-Формирование интереса к игровому экспериментированию с предметами – Подушками;

-Развитие скоростно-силовых, скоростных качеств, выносливости;

- Формирование интереса детей, осознанного отношения к утренней гимнастике, физической культуре;

- Развитие меткости, глазомера в метании в вертикальную цель;

- Развитие речи через проговаривание стихов, речевок;

- Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

- Совершенствование правил проведения эстафет, подвижных игр;

- Закрепление умения детей производить математические действия (сложение, вычитание, сравнение количества групп предметов)

- Воспитывать положительное отношение к соперникам.

Было проведено совместное мероприятие с родителями. Дети говорили своим родителям, что сегодня их ожидает праздник и отправляли их в спортивный зал. Так же дети показывали родителям стен газету, которую они делали на протяжении двух недель. Один ребенок со средним уровнем собрал детей в одну колону, и после они под речевку пошли в спортивный зал. В спортивном зале дети прошли по спортивному залу и остановились в колонне. После это в  гости к детям пришла Девочка-Зарядка из сказки  и провела с детьми зарядку.  После девочка зарядка предложила провести вместе с родителями и деть веселые старты. Родители с удовольствием принимали участие, дети сами вызывались своих родителей для соревнований. Так же в гости пришел сказочный персонаж ленивый король. Ребята рассказали, показали, зачем нужно заниматься и какая интересная может быть утренняя гимнастика. Ленивый король тоже  поиграл в свои игры. После игры он сказал, что теперь и в его сонном царстве все будут делать зарядку. Сказал ребятам спасибо и с улыбкой покинул ребят. После всех игр с детьми была проведена релаксация, что восстановить дыхание, успокоится. В конце мероприятия Девочка-Зарядка вручила всем детям медальки и грамоту, а дети раздали своим родителям буклеты на тему «Зарядка дома без проблем». После спортивного мероприятия у всех было хорошее настроение.

По итогам проведенного мероприятия можно сделать вывод о том, что у детей с низким и среднем уровнем повысился интерес к утренней гимнастике.

Для эффективного развития интереса  детей к утренней гимнастике проводилась работа с родителями:

  • Была оформлена папка-передвижка «Утренняя гимнастика без проблем»
  • Были изготовлены буклеты «Утренняя гимнастика дома без проблем»

После реализации проекта с целью подтверждения  гипотезы была проведена повторная беседа, которая показала следующие изменения: детям нравится зарядка под музыку, использование речевок,  приглашенных персонажей, они начали проявлять инициативу, самостоятельность, получать удовольствие от выполнения физических упражнений, дети с низким уровнем начали испытывать желание заниматься и выполнять движения правильно, точно. У детей повышалось настроение.

  Дети, которые на констатирующем этапе были с низким уровнем перешли на средний и высокий уровень, всего два ребенка остались на низком уровне.

Результаты  повторного исследования  представлены в таблицах и диаграмме (Приложение 6 - 8).

Таким образом, проведя работу на констатирующем, формирующем этапе, мы доказали, что апробированный нами проект будет способствовать повышению уровня интереса к утренней гимнастике. Разработанный нами проект имел успехи в его реализации.  

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя практическую работу по теме дипломной работы можно сделать следующий вывод, что утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня  в  старшем дошкольном возрасте благоприятно воздействуют на оздоровление и укрепление организма ребенка. Ежедневные занятия физическими упражнениями развивают детей  физически, психически и эмоционально. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции.

Утренняя гимнастика позволяет привести организм в рабочее состояние, придает бодрость и хорошее настроение, а так же улучшает самочувствие. Поэтому следует включать в утреннюю гимнастику игровые моменты, приходы сказочных персонажей, разнообразить комплексы. Так как игра – является ведущей деятельность детей в дошкольном возрасте.

Применяемые на утренней гимнастике сюрпризные моменты способствуют повышению интереса к физическим упражнения.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует, глубоких знаний и творческого подхода. Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое воспитание.

Организованная физкультурно-оздоровительная работа, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.  Если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Разработанный нами проект «Мы зарядке скажем, ДА!», который был направлен на развитие у детей интереса к утренний гимнастике, в ходе проведение практической части был реализован, что способствовало у детей улучшению физических, психических и эмоциональных качеств. У детей появилась  самостоятельность, инициатива, активность, повысилось желание заниматься каждое утро зарядкой. Это говорит об эффективности проведенного нами исследования.

Если на констатирующем этапе к высокому уровню можно было отнести 25 %, то на формирующим этапе 55 %, к среднему уровню на  констатирующем этапе 45 % на формирующим  35%.   низкому уровню на констатирующем этапе 30 % , то на формирующим этапе составило всего 10 %. .

Таким образом, со среднего на высокий уровень перешло 15 % , с низкого уровня на средний  10 % дошкольников, и с низкого на высокий уровень перешло 10%.

Наша гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась. Мы доказали, что утренняя гимнастика при условии сформированности интереса, эффективна.  

Практическая значимость работы заключается в том, что были разработаны две картотеки «Комплекса утренней гимнастике на 3 месяца» и «Стройся по порядку на зарядку!», так же были подобраны и составлены дидактические игры по теме дипломной работы, папка-передвижка и буклеты для работы с родителями. Все это может быть использовано в ходе педагогической практики воспитателями ДОУ в процессе организации воспитательной работы с детьми и в качестве пособия для студентов-практикантов.

Рекомендации:

  1. Использовать дифференцированный подход к проведению к проведению гимнастики в зависимости от возраста и подготовленности детей; 
  2. Проводить веселые и разнообразные комплексы и сюрпризные моменты, которые будут повышать интерес детей к утренней гимнастике. 
  3. Проводить просветительскую работу с родителями, которая позволяет сделать утреннюю гимнастику более организованной и продуктивной.
  4. Утреннюю гимнастику проводить под музыкальное сопровождение; 
  5. Использование речевок до и после утренней гимнастики;
  6. Использовать разные виды утренней гимнастике;
  7. Для развития интереса так же использовать дидактические игры по физическому развитию;
  8. Проводить познавательные беседы по физическому развитию для развития интереса;

        

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3с.
  2.  Апокина Е.В. Утренняя гимнастика [Электронный ресурс] // QRZ.RV: Педагогическая копилка. 2014. URL:  http://nenuda.ru/утренняя-гимнастика-это-не-скучно.html (дата обращения: 12.03.2016г.)
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы». М.: Мозаика синтез, 2010. 254с.
  4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – С.14 – 17, 40 – 41, 160-161, 166-168.
  5. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.// Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – Новокузнецк. – 2014. – С.13-23.
  6. Козлов В. И. Утренняя гимнастика. – М.: Просвещение. – 1994 – 252с.
  7.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 2012. С. 201– 203, 130 – 135.
  8. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014. – С.63 – 64.
  9. Нарскин Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Мн.: «Полымя», 2010. – С.17 – 18, 122 – 131.
  10. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. – М., «Просвещение», 2013. С. 47 – 49, 53 – 55.
  11.  Тарасова З.И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ. – Мн., 2012. 25с.
  12. Фирилева Ж. Е. "Са-Фи-Дансе". Танцев.-игровая гимнастика для детей / Ж. Е. Фирилева. - СПб. : Детство-пресс , 2013. 323с.
  13. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика для детей 5-7 лет // Дошк. педагогика. - 2013. - N 6. - С. 28-32
  14. Харченко Т.Е. Утренняя зарядка для дошкольников.//Дошкольное воспитание -№3-2016г. 34с.
  15.  Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., «Просвещение», 2013. С.189 – 192.
  16.  Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В., Физкульт – ура! – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 2014.65с.
  17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников – М: Издательский центр «Академия», 2010. – С.120 – 122.
  18. Шишкина В.А., М.В. Мащенко. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мозырь: Белый ветер, 2015г.С.76-77.
  19. Юрко Г.П. Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 – 7 лет в дошкольных учреждениях. – М., 2014. С.84 – 86.
  20. Яценюк П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада / П. П. Яценюк - М : Просвещение , 2010. С.175.
  21. Утренняя гимнастика в ДОУ. [Электронный ресурс] Дети-клуб. 2015 URL\ http://nsportal.ru (дата обращения: 25.04. 2016).
  22. Картотека утренней гимнастики. [Электронный ресурс] Педагогическая копилка. 2014. URL\ http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija (дата обращения 25.04.2016).
  23. Конспект утренний гимнастики  [Электронный ресурс] Педагогический портал http://nenuda.ru/ neskuchno\zaradka (дата обращения 25.04.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к дипломной работе выполненная на тему «Подвижных игр как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста».

Данная презентация включает 11 слайдов,на которых кратко показано содержание моей дипломной работы....

Дипломная работа ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воображение – один из важных познавательных процессов, поэтому так важно развивать его в дошкольном возрасте, так как ребенок активно исследует окружающий мир и легко усваивает информацию. Ребен...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня для детей раннего возраста

Предлагаю подвижные игры для детей раннего возраста направленые на укрепление здоровья, а также на физическое развитие. В этих играх ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, необходимыми ...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...

Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...