«В стране Дружландии» (сборнике «Традиции и новации образовательной системы» в Международных педагогических чтениях)
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Галина Васильевна Ларионова

 Главной задачей  в ДОУ при организации физкультурно- оздоровительной работе с детьми  сделать так, чтобы, играя, дети научились спокойно разрешать конфликты, в том числе и телесные, чтобы страх не вызвал у них ни эффекта агрессии, ни эффекта загнанной жертвы.

Данная методическая разработка построена с учетом всех компонентов физического развития. Рекомендуется проводить с детьми подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_druzhlandii.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного  занятия

 (двигательная деятельность и социально- эмоциональное развитие)

в подготовительной к школе группе

Тема: «В стране Дружландии

Разработала: инструктор по физической культуре

Ларионова Галина Васильевна

МДОУ «Детский сад № 40 «Радость»

Г. Новочебоксарск-2011

Г.В. Ларионова, инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарск, Чувашская Республика

В стране Дружландии.

Введение

Что делать с детской агрессивностью, с потребностью детей драться?

Реутский С.В[2] отмечает, что, «драку» отчасти полезно легализовать. По всей видимости, любая потребность должна быть реализована, - но в культурной форме. Таков опыт человечества.

К сожалению, большинство игр в варианте спортивных, где главное - активное движения, физические достижения и победа. На физкультуре остальные компоненты здоровья человека - психологический, социальный и нравственный - оказываются затушеваны. Хорошо бы, чтобы наша культура игр несколько изменилась, а мы поняли бы, насколько это богатый мир и насколько большую помощь он может нам оказать.

Вообще-то мальчишки дрались во все времена. Почему же считается, что именно сегодняшние драки отличаются особенной разнузданностью, жестокостью, чуть ли не истеричностью. Культура общества не дает нам сейчас опыта разрешения конфликтных ситуаций. И раз в общественном сознании таких моделей нет (или мало) и родители со своими детьми этим не занимаются, значит, это должны делать те, кто понимает проблему. Прививать детям культуру поведения в конфликте я считаю делом чрезвычайно важным.

Потребность в движении, в выяснении, кто сильнее, в выплескивании накопившихся агрессивных импульсов остается, а возможности ее реализовать становится все меньше и меньше. Что дает детям борьба? Во-первых, на занятиях по борьбе дети учатся реализовать потребность в телесном общении между собой. Во – вторых учатся правильно реагировать на ситуацию конфликта. В-третьих, только созданием культурного места для противоборств можно способствовать воспитанию культурного отношения к ним. А культивирование опытов доброжелательного противоборства, чуткого мудрого поведения в конфликте - хорошая прививка и от агрессии, и от беспомощности.

И поэтому нашей главной задачей  в ДОУ при организации физкультурно- оздоровительной работе с детьми  сделать так, чтобы, играя, дети научились спокойно разрешать конфликты, в том числе и телесные, чтобы страх не вызвал у них ни эффекта агрессии, ни эффекта загнанной жертвы.

Данная методическая разработка построена с учетом всех компонентов физического развития. Рекомендуется проводить с детьми подготовительной к школе группы.

Предполагаемые результаты:

* дети учатся контролировать свое состояние, (агрессию, страх) в современных условиях жизни;

* приобретут умение правильно реагировать на ситуацию конфликта и потребность в здоровом образе жизни;

 * позволит улучшить состояние здоровья детей и воспитать уверенность в себе, повысить  самооценку.

Тема: «В стране Дружландии».

Методы и приемы:

1.Организационные:

  • Наглядные (показ, помощь);
  • Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
  • Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

2.Мотивационные (убеждение, поощрение);

3.Контрольно – коррекционные.

Коррекционная направленность методической разработки

  • Формирование навыков двигательной активности;
  • Установление ошибок в выполнении упражнений;
  • Развитие точности в выполнении упражнений

Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного взаимодействия друг с другом посредством двигательной деятельности

Задачи:

Образовательные: обучение выполнению ОРУ с партнером, тактике и технике упражнений на единоборства, овладевать элементами борьбы на поясах «керешу»

Развивающие: повышение уровня двигательных умений,  развитие силы, ловкости, выносливости

Воспитательные: упражнять в умении контролировать свое состояние, развивать умение реализовать свои негативные эмоции через позитивные движения, воспитывать терпеливое отношение к сверстникам, чувство сплоченности и единства группы

Оборудование: маты, пояса, ориентиры

Предварительная работа:

- индивидуальная работа над движениями, чтобы помочь каждому ребенку, учитывая пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорно- двигательного аппарата и физическую подготовленность;

Ход занятия:

1 часть. Построение. Сообщение задач занятия.

Педагог: давайте поговорим сегодня о том, что лучше: драться или не драться?

Дети иногда дерутся точно так же, как и многие животные. Вы наблюдали, что щенки и котята ссорятся между собой? А если вы попадете на ферму, то увидите, как дерутся петухи и цыплята, как кусают друг дружку поросята, как приходят в ярость быки. Животные не умеют мирно улаживать споры, договориться между собой. Потому что они не могут разговаривать.  Но детям, когда между ними возникают разногласия, совсем не обязательно драться, подобно животным. Можно спокойно договориться с другом - и проблема будет решена без всякой драки.

А хотите, мы с вами поедем в волшебную  страну «Дружландию», там живут очень добрые, дружные человечки, которые владеют тайной, как при помощи борьбы стать лучше. Вы хотите узнать эту тайну? Хотите стать лучше? (ответы детей). Итак, отправляемся Дружландию.

А можно выразить свои         и  эмоции в спорте.  Давайте повторим наши заветные слова:

«Будешь ты без дела драться,

Будут звать все драчуном.

Станешь часто задаваться,

Прослывешь ты хвастуном»

1. Ходьба по залу: на носках, на пятках, в полуприседе, в полном приседе, в ходьбе разминаем руки.

2. Игровое упражнение «Бегом – шагом - стой» Дети двигаются по команде. После одного хлопка останавливаются, после двух хлопков - переходят на шаг, после трех - переходят на бег.

3.  Бег: бег без задания, спиной вперед, перестроение в колонну по два: приставным шагом в парах правым (левым) боком держась за руки, бег «ручеек».

Держать дистанцию между парами и в паре между собой. До команды педагога выполнять бег, не берясь за руки в паре (второй раз поменять местами ребят в паре, чтобы выполняли и по внешнему и по внутреннему кругу)

4. Ходьба по залу, восстанавливая дыхание

Детей встречает переодетый ребенок в кимоно Дружландец  

Он житель Дружландия . Он здоровается с детьми по- дружландски: «Кулачок об кулачок, локоток об локоток, пяточкой об пяточку».

Что вас сюда привело? Я вам помогу, повторяйте за мной.

2 часть. ОРУ в парах[2] (схема № 1)

  1. Стоя спиной друг другу, поднимание рук через стороны вверх, не расцепляя рук повернуться вокруг себя (рис 1)
  2. Лицом друг другу, взявшись за руки - кружение вокруг себя, не расцепляя рук
  3. Стоя спиной друг другу поднимание рук в стороны, не расцепляя рук, выпад вправо и влево
  4. Стоя лицом друг другу, первый берет за руку и тянет к себе, другой сопротивляется, далее меняются
  5. Дети стоят друг за другом - впереди стоящий толкает спиной сзади стоящего.
  6. Стоя лицом друг другу взявшись за руки сопротивляются - кто сильнее толкнет
  7. стоя лицом друг другу - один хочет прорваться вперед и убежать, другой не дает этого делать. То же один стоит спиной, тот кто прорывается вперед стоит лицом
  8. Стоя спиной другу – сначала первый ложится на спину второго, потом меняются
  9. Перепрыгивание друг через друга «чехарда»
  10. Проползание - первый стоит: ноги врозь, руки на поясе, другой проползает под его ногой
  11. Прыжки на одной ноге - первый держит за одну ногу второму и прыжками на одной на другую сторону зала, далее меняются местами
  12. Прыжки в приседе - один прыгает в приседе, другой держит за голову, далее меняются местами
  13. Прыжки на одной ноге - первый держит за одну ногу второму, а второй тоже держит за его ногу и прыжками на одной на другую сторону зала
  14. переползание на руках - первый принимает упор лежа, второй берет за его ноги, переползают на другую сторону зала, далее меняются местами
  15. Прыжки галопом, взявшись за руки скрестно

(СХЕМА №1)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\пр.jpg

  1. Упражнения на единоборство:

«Спортивная толкучка»[2]

  • упираясь ладошками о ладошки
  • положив руки на плечи друг другу
  • упираясь спинами друг в друга
  • упираясь в позе «паучка» спинами друг в друга
  • хватом правой (левой) рукой за запястье друг друга
  •  «Толкаем палку» -хватом двумя руками за гимнастическую палку: дети стоят парами. Раздать детям палки длиной 1 м. палки своими концами должны быть направлены на соперников. Каждый из них правой рукой берется за середину  палки, другой рукой – за ближний край, а правую ногу выставляет вперед

Задача: мы не тянем, а толкаем палку на противника, пытаясь сдвинуть его к границе

  • «петушиный бой» Дети распределяются парами, соперники закладывают руки за спину, встают на одну ногу (любую) и толкаются плечами, напрыгивая друг на друга боком. Кто потерял равновесие и встал на две ноги - проиграл
  • от середины зала  кто кого вытолкнет за боковую линию, кто кого перетянет за линию
  • стоя на одной ноге (вторую придерживаем рукой) выталкиваем соперника за линию

Приемы борьбы на поясах «керешу»

- элемент схватки за пояс

Техника выполнения: дети распределяются по парам и стоят лицом друг другу, ноги на ширине плеч, схватившись двумя руками за пояс соперника. По сигналу оба борца начинают, не отцепляя рук от пояса , ронять соперника на мат. Побеждает  тот  борец, который первым уронил соперника на мат, не расцепляя рук.

Упражнения на дыхания  «Спокойствие»[1]

И.п.- стоя, ступни ног развернуть. Медленно вдох с одноименным подъемом рук ладонями до уровня плеч. Сжать пальцы в кулак. Задержать дыхание и несколько раз  быстро согнуть руки в локтях, руки максимально напряжены. Выдох, опустить расслабленные руки

Игра «Голова и хвост» Все участники игры выстраиваются в колонну по одному. Каждый игрок  берет за пояс впереди стоящего. Первый игрок - это «голова», последний- «хвост». По сигналу тренера «голова» старается догнать «хвост». Через определенное время команды меняются местами.

 «Успей поймать» Участники образуют круг, взявшись за руки, соединив их в локтях или лучезапястных суставах. Одни стоят лицом внутрь круга, другие- наружу. По команде все начинают движение приставными шагами то вправо, то влево, а по хлопку начинают тянуть каждый в свою сторону, т.е. внутрь или наружу Участник, не сумевший удержаться и переступивший черту круга хотя бы одной ногой, выходит из игры.

3 часть. Заключительная часть.

Упражнение «Дружба» Дружландец говорит: «Вы здорово боролись! Мне очень понравилось. Но я хочу посмотреть, умеете ли вы дружить или только толкаться? Для этого надо выполнить задание, а выполнить его смогут только очень дружные ребята. Парам, которые закончили бороться, нужно вместе пронести мяч вокруг спортивного зала, не дотрагиваясь до него руками. Одни зажимают мяч своими спинами, другие - животами. Для удобства - возьмитесь за руки»

«Я вижу, что вы действительно дружные ребята» Вы теперь владеете тайной борьбы по правилам, и в память об этом я дарю вам волшебные медальоны, при помощи которых вы сможете всегда посещать эту волшебную страну.

Релаксация “Злюка успокоилась”.[1]

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

 А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

 Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Построение. Подведение итога занятия.

Педагог: сегодня вы упражнялись в умении выражать свои эмоции с помощью движений, борьбы, соревнований. Хотя вы и боролись, соревновались, но вы были очень дружны, улыбались друг другу, помогали вставать, если кто-то падал, болели за свою команду.

Список литературы.

1.Мулько И.Ф. Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. Москва, 2006.

2. Реутский С.В. Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми. 2-е изд.- СПб: речь, Образовательные проекты; Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Традиции, новации, инновации – понимание и определение педагогическим коллективом своей роли в образовательной системе ДО.

Мы с педагогами ГБДОУ № 35 Фрунзенского района СПб столкнулись с тем, что те формы работы, которые мы активно используем, кажутся нам достаточно традиционным, это то, что мы делали и делаем уже много ...

Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Статья по теме : "Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: традиции и новации (из опыта работы воспитателя младшей группы)."...

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...

Публикация в сборнике материалов городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте»

В сборнике городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте» представлены материалы из опыта   работы педагогов м...

Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"

В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...