Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»
статья по физкультуре на тему
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Чеченкова Екатерина Владимировна
Санкт – Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом – интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт – Петербурга (СПб ГБСУСО ДДИ №1, ГБОУ школа № 439)
Детский церебральный паралич – это видоизменяющееся нарушение контроля за движениями и позой.
При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность.
Сегодня существует несколько классификаций форм детского церебрального паралича. Рассмотрим общепринятую систему, которая отражена в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ–10):
1. Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).
2. Дискинетическая форма.
3. Атаксическая форма.
4. Смешанные формы ДЦП.
5. Неуточненная форма.
Цель: Учить детей максимально проявлять свои возможности, целенаправленно действовать, познавать окружающий мир, расти и взрослеть, расширяя свой опыт.
Специалисты, работающие с данной категорией детей, испытывают значительные трудности по подбору общеразвивающих упражнений, вспомогательных приспособлений и методики работы. Для того, чтобы методы занятий с ребёнком были эффективными, нужно хорошо понимать, по каким критериям они подбираются.
Метод обследования педагога – это наблюдение. Результаты наблюдения за спонтанными движениями, за взаимодействием со взрослым могут многое сказать об «уровне компетентности» ребёнка. Учитывая индивидуальные особенности сенсомоторного развития, педагог сможет подобрать комплекс общеразвивающих упражнений для конкретного ребёнка.
Не забывайте: двигательное развитие, развитие коммуникации и социальных навыков не происходят изолированно друг от друга.
Ребёнок учиться, когда:
прикасается к чему – то;
смотрит;
слушает и общается.
У ребёнка важно не только развивать тот или иной навык, но и воспитывать правильное представление через ощущение движения.
Дети осваивают навыки управления своим телом в одинаковой последовательности, определяемой двумя общими законами:
¾ Развитие идёт сверху вниз (цефалокаудальный закон): сначала ребёнок осваивает контроль за мышцами шеи, затем – спины, затем – бёдер и ног.
¾ Развитие идёт по направлению от туловища (проксимодистальный закон). Вначале ребёнок учиться опираться на локти, затем на ладони; сначала учиться стоять на коленях, и только потом – на выпрямленных ногах.
Занимаясь с ребёнком, соблюдайте следующие правила:
¾ выяснить, почему и насколько тяжело ему выполнить то или иное движение;
¾ определите, как нарушение позы и движений отражаются на движении всех частей тела ребёнка и какие специальные приёмы могут помочь ослабить или изменить это влияние;
¾ старайтесь чувствовать изменения тонуса ребёнка, которые происходят под вашими руками. Как только потребность в вашей помощи отпадёт, сразу же дайте малышу возможность действовать самостоятельно;
¾ дайте ребёнку возможность тренировать навыки, которые он приобрёл на занятиях, в повседневной жизни.
Направление работы по развитию двигательных навыков предусматривает 3 ступени обучения: 1 ступень – пассивные упражнения; 2 ступень – активные упражнения (лечение положением); 3 ступень – активные движения
Структура занятия
«Комплекс оживления»
1. Установление эмоционального контакта
Ритуал «Приветствие»
Кто здесь?
Кто здесь? Кто пришёл?
Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке
(имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога
(имя ребёнка), привет! - рукопожатие
Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.
¾ Упражнения: «Платочек», «Ку-ку», «Прятки»
2. Массаж рук, ног, спины, живота, стоп (приёмы поглаживания, растирание, похлопывание)
¾ Метод базальной стимуляции
3. Общеразвивающие упражнения:
¾ Выкладывание на живот на колени педагога, на валик, на модуль «Валик», «Уголок», мат «Альма»
Упр. «Дотянись до игрушки (предмета)», «Возьми игрушку», «Прокатим машинку», «Плавец», «Постучим, погремим!», «Тук – тук»; захватывание предметов на высоте: «Поймай мяч»
¾ Переворачивание со спины на живот, используя вспомогательные средства (одеяло, полотенце)
¾ Повороты головы
Упр. «Сияющий мяч», «Найди кольцо»
¾ Подползание на животе, опираясь на руки вперёд
Упр. «Доползи до игрушки»
¾ Пассивное движение в виде «топания» лёжа на спине
Упр. «Велосипед», «Оттолкни мяч» (мяч на верёвке)
¾ Продвижение вперёд на животе на мягкой роликовой доске
¾ Ползанье на четвереньках с помощью полотенца, рук педагога или широкого пояса
Упр. «Догони мяч», «Достань игрушку», «Собери игрушки»
¾ Постепенное поднимание спинки коляски в вертикальное положение
Упр. на захват предметов на высоте: «Воздушные шары», «Мыльные пузыри», «Поймай комарика»
¾ Пассивное присаживание из положения лёжа на спине за обе отведённые руки с помощью педагога, кольца, шнура, подушки
¾ Высаживание ребёнка на мягкий пуфик, в «сухой бассейн» в течение короткого, затем длительного времени
¾ Повороты туловища в стороны за игрушкой в положении сидя
¾ Удерживание ребёнка в положение сидя на одной коленке педагога, опираясь двумя руками, на подлокотнике кресла, между ног взрослого
Упр. «Качели», «Часики», «Ладушки», «Коза рогатая»
¾ Катание на мяче (фитболе) на животе, на спине, на попе с помощью
¾ Наклон и выпрямление туловища из вертикального положения при фиксации коленей и живота
Упр. «Подними игрушку», «Прокати мяч»
¾ Стоять на коленях с опорой и без
Упр. «Брось мяч» (в «сухой бассейн»)
¾ Привстование из положения сидя в положение стоя с опорой на поручни, диван
¾ Удерживание равновесия, держась за поручни, диван, коляску, стул
¾ Самостоятельное вставание на ноги, цепляясь за неподвижную опору
¾ Продвижение вперёд на попе, на коляске
4. Дыхательная гимнастика
Упр. «Лети, бабочка!», «Осенние листочки», «Ветерок», «Весёлые шарики», «Волшебные пузырики», «Плыви, кораблик!»
5. Ритуал «Прощание».
До свиданье (имя ребёнка)!
Пока, пока, пока! - помахивание рукой
Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.
Для развития двигательной активности следует использовать вспомогательные приспособления, которые сохраняют устойчивую симметричную позу в положении лёжа, сидя или стоя. Благодаря этому ребёнок может осваивать новые или совершенствовать уже имеющиеся навыки крупной и мелкой моторики. Выбор вспомогательного приспособления определяется индивидуальными возможностями ребёнка, характером двигательных нарушений, наличием деформаций и стадией развития ребёнка.
Литература
1. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: курс лекций и практических занятий для персонала мед. учреждений; Сост. К. Грюневальд и др. ) Пер. с англ. Е.М. Видре; Ред. Е.В. Кожевникова и др. – 2 изд. – СПб.: СПб ин-т раннего вмешательства, 2000. – 136 с., илл.
2. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с. – (Особый ребёнок).
3. Финни Н.Р.Ребёнок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.В. Клочковой;[пер. с англ. Ю.В.Липес, А.В. Снеговской]. – 3-е изд.- М.: Теревинф, 2009.- 336 с.- /Серия «Особый ребёнок»)
4. Янушко, Елена Помогитемалышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко – изд. 7-е – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chechenkova_e.v._fizra.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (дети с контрактурами) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Чеченкова Екатерина Владимировна
Санкт – Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом – интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике и Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт – Петербурга (СПб ГБСУСО ДДИ №1, ГБОУ школа № 439)
Детский церебральный паралич – это видоизменяющееся нарушение контроля за движениями и позой.
При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность.
Сегодня существует несколько классификаций форм детского церебрального паралича. Рассмотрим общепринятую систему, которая отражена в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ–10):
1. Спастическая форма ДЦП (спастическая тетраплегия, диплегия, гемиплегия).
2. Дискинетическая форма.
3. Атаксическая форма.
4. Смешанные формы ДЦП.
5. Неуточненная форма.
Цель: Учить детей максимально проявлять свои возможности, целенаправленно действовать, познавать окружающий мир, расти и взрослеть, расширяя свой опыт.
Специалисты, работающие с данной категорией детей, испытывают значительные трудности по подбору общеразвивающих упражнений, вспомогательных приспособлений и методики работы. Для того, чтобы методы занятий с ребёнком были эффективными, нужно хорошо понимать, по каким критериям они подбираются.
Метод обследования педагога – это наблюдение. Результаты наблюдения за спонтанными движениями, за взаимодействием со взрослым могут многое сказать об «уровне компетентности» ребёнка. Учитывая индивидуальные особенности сенсомоторного развития, педагог сможет подобрать комплекс общеразвивающих упражнений для конкретного ребёнка.
Не забывайте: двигательное развитие, развитие коммуникации и социальных навыков не происходят изолированно друг от друга.
Ребёнок учиться, когда:
прикасается к чему – то;
смотрит;
слушает и общается.
У ребёнка важно не только развивать тот или иной навык, но и воспитывать правильное представление через ощущение движения.
Дети осваивают навыки управления своим телом в одинаковой последовательности, определяемой двумя общими законами:
- Развитие идёт сверху вниз (цефалокаудальный закон): сначала ребёнок осваивает контроль за мышцами шеи, затем – спины, затем – бёдер и ног.
- Развитие идёт по направлению от туловища (проксимодистальный закон). Вначале ребёнок учиться опираться на локти, затем на ладони; сначала учиться стоять на коленях, и только потом – на выпрямленных ногах.
Занимаясь с ребёнком, соблюдайте следующие правила:
- выяснить, почему и насколько тяжело ему выполнить то или иное движение;
- определите, как нарушение позы и движений отражаются на движении всех частей тела ребёнка и какие специальные приёмы могут помочь ослабить или изменить это влияние;
- старайтесь чувствовать изменения тонуса ребёнка, которые происходят под вашими руками. Как только потребность в вашей помощи отпадёт, сразу же дайте малышу возможность действовать самостоятельно;
- дайте ребёнку возможность тренировать навыки, которые он приобрёл на занятиях, в повседневной жизни.
Направление работы по развитию двигательных навыков предусматривает 3 ступени обучения: 1 ступень – пассивные упражнения; 2 ступень – активные упражнения (лечение положением); 3 ступень – активные движения
Структура занятия
«Комплекс оживления»
- Установление эмоционального контакта
Ритуал «Приветствие»
Кто здесь?
Кто здесь? Кто пришёл?
Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке
(имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога
(имя ребёнка), привет! - рукопожатие
Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.
- Упражнения: «Платочек», «Ку-ку», «Прятки»
- Массаж рук, ног, спины, живота, стоп (приёмы поглаживания, растирание, похлопывание)
- Метод базальной стимуляции
- Общеразвивающие упражнения:
- Выкладывание на живот на колени педагога, на валик, на модуль «Валик», «Уголок», мат «Альма»
Упр. «Дотянись до игрушки (предмета)», «Возьми игрушку», «Прокатим машинку», «Плавец», «Постучим, погремим!», «Тук – тук»; захватывание предметов на высоте: «Поймай мяч»
- Переворачивание со спины на живот, используя вспомогательные средства (одеяло, полотенце)
- Повороты головы
Упр. «Сияющий мяч», «Найди кольцо»
- Подползание на животе, опираясь на руки вперёд
Упр. «Доползи до игрушки»
- Пассивное движение в виде «топания» лёжа на спине
Упр. «Велосипед», «Оттолкни мяч» (мяч на верёвке)
- Продвижение вперёд на животе на мягкой роликовой доске
- Ползанье на четвереньках с помощью полотенца, рук педагога или широкого пояса
Упр. «Догони мяч», «Достань игрушку», «Собери игрушки»
- Постепенное поднимание спинки коляски в вертикальное положение
Упр. на захват предметов на высоте: «Воздушные шары», «Мыльные пузыри», «Поймай комарика»
- Пассивное присаживание из положения лёжа на спине за обе отведённые руки с помощью педагога, кольца, шнура, подушки
- Высаживание ребёнка на мягкий пуфик, в «сухой бассейн» в течение короткого, затем длительного времени
- Повороты туловища в стороны за игрушкой в положении сидя
- Удерживание ребёнка в положение сидя на одной коленке педагога, опираясь двумя руками, на подлокотнике кресла, между ног взрослого
Упр. «Качели», «Часики», «Ладушки», «Коза рогатая»
- Катание на мяче (фитболе) на животе, на спине, на попе с помощью
- Наклон и выпрямление туловища из вертикального положения при фиксации коленей и живота
Упр. «Подними игрушку», «Прокати мяч»
- Стоять на коленях с опорой и без
Упр. «Брось мяч» (в «сухой бассейн»)
- Привстование из положения сидя в положение стоя с опорой на поручни, диван
- Удерживание равновесия, держась за поручни, диван, коляску, стул
- Самостоятельное вставание на ноги, цепляясь за неподвижную опору
- Продвижение вперёд на попе, на коляске
- Дыхательная гимнастика
Упр. «Лети, бабочка!», «Осенние листочки», «Ветерок», «Весёлые шарики», «Волшебные пузырики», «Плыви, кораблик!»
- Ритуал «Прощание».
До свиданье (имя ребёнка)!
Пока, пока, пока! - помахивание рукой
Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.
Для развития двигательной активности следует использовать вспомогательные приспособления, которые сохраняют устойчивую симметричную позу в положении лёжа, сидя или стоя. Благодаря этому ребёнок может осваивать новые или совершенствовать уже имеющиеся навыки крупной и мелкой моторики. Выбор вспомогательного приспособления определяется индивидуальными возможностями ребёнка, характером двигательных нарушений, наличием деформаций и стадией развития ребёнка.
Литература
- Как учить и развивать детей с нарушениями развития: курс лекций и практических занятий для персонала мед. учреждений; Сост. К. Грюневальд и др. ) Пер. с англ. Е.М. Видре; Ред. Е.В. Кожевникова и др. – 2 изд. – СПб.: СПб ин-т раннего вмешательства, 2000. – 136 с., илл.
- Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с. – (Особый ребёнок).
- Финни Н.Р.Ребёнок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.В. Клочковой;[пер. с англ. Ю.В.Липес, А.В. Снеговской]. – 3-е изд.- М.: Теревинф, 2009.- 336 с.- /Серия «Особый ребёнок»)
- Янушко, Елена Помогитемалышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко – изд. 7-е – М.: Теревинф, 2010. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре
Опыт работы по формированию жизненно необходимых двигательных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре...
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями
Проектная деятельность Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями...
«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»
Коррекционно -оздоровительные мероприятия по двигательному режиму детей с ЗПР....
Проект:«Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»
laquo;Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Доклад на тему Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)
Доклад на темуФормирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)...
Методы и приемы, реализуемые в процессе воспитания и обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, работающими в учреждениях социального обслуживания для детей с интеллектуальными нарушениями, является эффективная организация ...