Статья "Роль физической культуры в воспитании детей логопедических групп с общим недоразвитием речи"
статья по физкультуре на тему
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я выявила, что воспитанники с трудом могут сосредоточиться на выполнении задания, не запоминают и не понимают правила игры, быстро утомляются, кроме того чаще всего имеют нарушения общей и мелкой моторики, они с трудом удерживают равновесие, поэтому в своей статье я предложила свои варианты заданий, игр и упражнений для детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_25_marta.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Захарова Мария Алексеевна.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Я работаю в детском саду инструктором по физкультуре. Важную роль в выборе профессии сыграло мое занятие спортом. Именно спорт помог мне осознать, что настойчивость и работа над собой помогает мне в достижении любых целей по физической культуре.
Дошкольный возраст-это ответственный период в жизни когда закладываются основы физического, психического и личностного характера.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, превращается
сейчас в наше время в первоочередную социальную задачу.
В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья у детей. Растет количество детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушением речи, осанки. И дети очень страдают от недостатка движения. А потребность движения и физической нагрузке заложено в человеке природой с самого рождения.
Еще древний Аристотель говорил «Ничто так не истощает и не разрушает организм человеческий, как физическое бездействие»
Одной из важнейших задач, поставленных федеральными государственными образовательными стандартами, в приказе Министерства образование и науки РФ от 17 октября 2013,является охрана и укрепление физического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
В наше дошкольное учреждения приходят дети с общим недоразвитием речи - ОНР (это сложное речевое расстройство).
Проявления общей физической недостаточности у детей с ОНР вариативны и неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений иногда с ограничением объема движений.
У других детей, отмечается явления двигательной гиперактивности, беспокойства, большое количество лишних движений при выполнении физических упражнений, а отсюда и быстрая утомляемость.
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения упражнений. Поэтому многим из них непосильны те задания по физической культуре, которые могут выполнять дети с нормальным развитием. Многие дети с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. В связи с этим, я уделяю серьезное внимание тем видам деятельности, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки и догнать своих сверстников по физическому развитию.
Основной формой организации занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность, в структуру которой включены сочетание и чередование основных видах движений:
1.Ведение мяча в ходьбе (расст.6м.)
2.Прыжки на двух ногах через бруски.
3.Равновесие-ходьба по гимнастической скамейке, боком приставным шагом, с мешочкам на голове.
4.Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
5.Метание мягких мячей в корзину расстояние 3м.
6.Лазание на гимнастическую стенку одноименным способом ,затем спуск не пропуская реек.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире.
Также, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия, пальчиковую гимнастику, игры на внимание. Использую больше подвижных игр с речевым сопровождением и ритмичными движениями и привлекаю детей к проговариванию текстов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушением.
Хочу представить группу – это воспитанники ГБДОУ №30.
Ребята посещают смешанную по возрасту средне-старшую группу. Среди особенностей развития детей данной группы можно отметить общее недоразвитие речи 2 и 3 уровня; наличие у некоторых воспитанников черт аутистического спектра. Мышечный тонус неустойчив, движения напряжены и несоразмерны. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Ребята с трудом запоминают последовательность движений затрудняются при переключении с одного движения на другое. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении детям необходимы наглядные образцы.
Работая с детьми данной группы, в процессе непосредственной образовательной деятельности, мы выявили, что воспитанники с трудом могут сосредоточиться на выполнении задания, не запоминают и не понимают правила игры, быстро утомляются. Кроме того, многие дети не умеют ловить мяч, с трудом удерживают равновесие.
В результате занятий у дошкольников данной группы выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культуры: они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Ребята очень полюбили физкультуру, они стали более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей средней логопедической группы с общим недоразвитием речи на тему «Радостные встречи»
Занятие направленно на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации непосредственно организованной деятельности детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи.
В помощь воспитателю....
Развлечение для детей логопедической группы с общим недоразвитием речи " Лягушка в гостях".
Конспект логопедического занятия....
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...
Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»
Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"
Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"...
конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Земля наш общий дом".
Может ли человек вмешиваться по-своему в дела природы? Есть ли у природы вредные или полезные животные?Как поступить, если встретишьбездомных кошку или собаку?Нам надо заботиться о братьях наших меньш...