конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Земля наш общий дом".
план-конспект занятия (старшая группа)
Может ли человек вмешиваться по-своему в дела природы? Есть ли у природы вредные или полезные животные?
Как поступить, если встретишьбездомных кошку или собаку?
Нам надо заботиться о братьях наших меньших - ведь Земля -наш общий дом!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_nash_obshchiy_dom.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 67 комбинированного вида
Московского района
Санкт - Петербурга
Конспект занятия
по экологическому развитию
детей старшей группы с общим недоразвитием речи
«Земля – наш общий дом».
по теме проекта:
«Люблю природу русскую»
Выполнила: Андреева Елена Михайловна
воспитатель
Цель:
Поддержание интереса к работе по проекту: «Люблю природу русскую»
Задачи:
1.Образовательные:
Уточнить и расширить представления детей о зверях;
Обогащать активный и пассивный словарь по теме;
2.Воспитательные:
Продолжать воспитывать в детях гордость за многообразие и красоту природы родного края;
Воспитывать в детях бережное и заботливое отношение к хрупкому равновесию в природе;
3. Коррекционно-развивающие:
Развитие монологической речи;
Развитие диалогической речи;
Развитие выразительности при чтении стихов.
Использование технологий:
- Технология проектирования:
- Оздоровительные технологии:
Речь с движением
Используемое оборудование:
Персонажи: игрушка Лесовичок, украшенный конверт, веточка ели (выполнена в технике объёмной аппликации),персонажи для театра картинок(заяц и белка, декорации) и театра игрушек(котёнок, лиса, мышь),атрибуты для театра человека(передник, шляпа, игрушка котик).
Раздаточный материал (карточки – пиктограммы). Шипицина Л. М. и другие «Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство пресс», 2000.
Демонстрационный материал (карточки – схемы для дифференциации зверей на дикие домашние, на травоядных и хищных). Светлана Вохринцева «Окружающий мир».- Издательство: «Страна фантазий».
Загадки о животных из книги Е.А. Алябьевой «Итоговые дни по лексическим темам».
Предварительная работа:
Беседы с детьми о животных зимой, их приспособляемости к сложным условиям, о важности каждого звена в экологических цепочках.
Закрепление полученных знаний в различных видах художественной деятельности.
Разучивание стихов о природе.
Театрализованные игры.
Ход НОД:
Слова воспитателя. 1.Организационный момент:Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела на своём столе письмо, вот это… Кто – то бросил мне в оконце Золотое письмецо! Может, это лучик солнца, Что щекочет мне лицо? Может это воробьишка, Пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил? (Открывает конверт и читает письмо) «Приглашаю детский сад В лес наш зимний погулять…» Как вы думаете, кто может нас пригласить в лес? Правильно, а вы можете вспомнить, о чем мы говорили с Лесовиком в наши прошлые встречи? (Заглядывает в письмо) Лесник просит нас сегодня вспомнить про зверей. Согласны? Вынимает из конверта веточку ели. Эта еловая ветка нам поможет в лесу. Кто решится сделать первый шаг в нашем путешествии? | Слова детей. Лесовичок! Мы говорили про воду, проводили опыты и определяли свойства воды. А потом мы ещё встречались и рассказывали про птиц. Да! Первый доброволец произносит за воспитателем: Еловая ветка, с нами покружи! Еловая ветка, дрогу покажи! |
Основная часть:Примечание. Задания могут выполняться в свободной последовательности. Даётся примерная схема. 1 задание. Напоминает, что есть разное настроение, раздаёт детям пиктограммы и читает стихотворение Остера Г. «Вредные советы» Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. И могучими руками Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. Бейте палками лягушек- Это очень интересно. Отрывайте крылья мухам – Пусть побегают пешком. Тренируйтесь ежедневно, И наступит день счастливый – Вас в какое-нибудь царство Примут главным палачом. Как вы думаете, почему эта книга называется «Вредные советы»? Давайте подумаем, что могло бы произойти, если мы воспользуемся этими советами… Как вы думаете, ребята, может человек вмешиваться по-своему в дела природы? Есть в природе вредные или полезные животные? Предлагает детям прочитать стихотворение на эту тему «Про всех на свете» Б. Заходер. Молодцы, вы так старались прочитать стихотворение, что вас услышал Лесовичок, вот и он (показывает игрушку). Он просит нас продолжать. Кто будет следующим? 2 задание. Поднимает карточку с нарисованной ёлочкой. Про каких животных мы будем говорить сейчас? Читает загадки: Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чёрненькие глазки, остренькие зубки. Кто нагуливает жир, чтобы спать зимою, а весной выходит сразу с детками на волю? Есть у нас такой обычай: ходим стаей за добычей, прячемся у тёмной ёлки. Кто мы – лисы или волки? Быстрый прыжок, тёплый пушок, красный глазок. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. У меня есть дупло, в нём и сухо и тепло. Укрываюсь я хвостом, сплю в дупле я сладким сном. В клубок свернётся, а взять не дается. Ношу огромные рога, сохатым все зовут меня, питаюсь я в лесу травой, к реке хожу на водопой. Люблю я под дубами кормиться жёлудями. Хоть я и родственник свиней, но выносливей, сильней. Смелость, ловкость мне дана. Узнаёте … Мы ребята хваткие, себе строим хатки мы. Спилим ивы и осины и соорудим плотины. 3 задание Поднимает выбранную ребёнком карточку – схему, обозначающую класс растениеядных животных. Вы хотите показать нашим гостям и Лесовичку Сценку про Зайчика и Белочку? Тогда сначала немножко подвигаемся ведь наши герои такие быстрые, ведь иначе им не выжить в лесу. Физкультминутка. Рассказывает стихотворение из логоритмики И.Лопухина «Логопедия: Речь. Ритм. Движение». Зайка. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал Вдруг у Зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздается: Кто – то по лесу крадётся. Заяц путает следы, убегает от беды. Прыгнул вбок и обернулся И под кустиком свернулся. Словно беленький клубок – Чтоб никто найти не смог. Белочка. Мы маленькие белочки, прыг – прыг – прыг, Мы прыгаем по веточкам, прыг – прыг – прыг, У нас хвосты пушистые, прыг – прыг – прыг, И лапки наши быстрые, прыг – прыг – прыг. Молодцы, очень хорошо показали. А теперь, покажем сценку. Сказка «Дружба» (театр картинок). Летом подружилась Белочка с Зайчиком… Белочка была рыженькой, а Зайчик серенький. Каждый день прибегали они на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, орехи, шишки, а Зайчик – морковку и капусту. Но вот прошло лето, наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку дуба. Она увидела зайчика и не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. А зайчик тоже увидел Белочку и тоже не узнал её. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а эта была серая. -Неужели я никогда не увижу своего рыженького друга? – с грустью думал Зайчик. А белочка сидела в своём дупле и вспоминала, как они с сереньким зайчишкой встречались на полянке. - Ну как, Лесовичок, понравилась тебе наша сказка? ( Подносит игрушку к уху.) -Ему очень понравилось! Предлагает придумать конец сказки. Предлагает детям выбрать модель, которая подскажет, почему зайчик и белка не узнали друг друга зимой. 4 задание. Берёт у помощника схему хищных животных: «Что обозначает эта карточка? Давайте расскажем Лесовику». Правильно, ребята. В наших лесах живёт очень много зверей, они отличаются друг от друга своим внешним видом, звуками, которые они издают.…Вставайте рядышком со мной и расскажем лесовичку об этом. Речь с движением «Какая у кого песенка». У ходиков песня такая: - Тик. Тик. Тик. У птички – синички – такая: - пик. Пик. Пик. У поросёнка – такая: - Рюх. Рюх. Рюх. У ёжика песня такая: Плюх. Плюх. Плюх. У кисоньки песня такая: - Мяу. Мяу. А у рыбёшки – какая? Лесовичку понравилась наша картина. Расскажите, кто здесь изображён? Что у них общего? Совершенно верно, хотя они такие разные: -одна живет с человеком, другая в лесу, -отличаются размером, часто цветом, но обе хищницы. Вот какой случай произошёл однажды в лесу:
Сценка «Кошка и лиса». Театр кукол. Что ты, кошка, сторожишь? - Сторожу у норки мышь. Если выйдет невзначай Приглашу её … на чай. Лесовичок нас спрашивает: «Можно забирать диких животных домой? Кто из людей может заботиться о лесных жителях и как. 5 задание. Показывает картинку с домиком - что она обозначает? Какую пользу приносят нам домашние животные? Как мы должны заботиться о них? Познакомим Лесовика со сценкой «Про котёнка». Роли исполняют: Девочка – Маша, Мама – Даша, Дедушка – Рома. Как вы поступите, если встретите бездомных кошку или собаку? Молодцы! Нам надо заботиться о братьях наших меньших – ведь Земля – наш общий дом! Давайте на прощание прочитаем об этом стихотворение… -Лесовику очень понравилась наша прогулка по лесу, давайте с ним попрощаемся, а нам пора возвращаться в сад. Еловая ветка, нам помоги, Еловая ветка в сад нас верни! Раздача призов и подарков от Лесовика. | Ребёнок показывает карточку с изображением грустного и весёлого лица. Дети поднимают пиктограммы, подходящую по содержанию текста. Потому что они вредят … Дети стараются составить экологические цепочки, например: Обидим лягушек – будет много комаров. Уничтожим мух – исчезнут птицы. Исчезнут птицы – будут голодать хищники. Пропадут хищники – остальные звери будут болеть. Нет. Иначе нарушиться равновесие. Нет. Все нужны. Даня. Все – все, все на свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд И кто делает яд. Миша. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников – Очень свирепых. Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки. Ваня. Да если мы с кем – то не очень дружны, Мы всё – таки очень Друг другу нужны. А если нам кто- нибудь, Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется… Саша. Все – все, все На свете, На свете нужны, И это все дети Запомнить должны!!! Ребёнок раскручивает веточку по кругу, произносит слова, выбирает задание по ходу часовой стрелки. Мы расскажем лесовичку про лесных животных. Мышки. Медведь. Волки. Заяц. Лиса. Белка. Ёж. Лось Кабана. Бобры. Следующий желающий выбирает задание. Мы будем рассказывать Лесовичку о зверях, которые питаются растениями. Приводят примеры таких животных. Да, хотим! Руки перед грудью. Мелкие подскоки сразу на 2 – ух ногах. Ладошки над головой поочерёдно наклоняются. Пугливо оглядывает по сторонам. Скачут по кругу, петляют. Прыжок в сторону. Свернуться клубочком. Пружинки, присев на корточки. Выпрыгивают высоко вверх. Помахивают воображаемым хвостом. Как будто срывают орешки и едят их. Прикрепляют к ковролину траву и солнышко. Показывают главных героев. Добавляют несколько деревьев. Прикрепляют плоды и овощи. Меняют летние декорации на зимние. Перемещают героев согласно тексту. Меняют у героев цвет шубки. Заменяют на картинках настроение. - Пришло лето, Зайчик и Белочка надели свои знакомые шубки, встретились и узнали друг друга! Дети объясняют изображение на модели и рассказывают, как ещё приспосабливаются зимой звери(впадают в спячку, шерсть становится более густой, делают запасы). Эта карточка обозначает животных – хищников. Руки – «стрелки». Ладошки – «клювики». Ладошки – «пятачки». Пальчики – «колючки». Ладошки гладят за ушками. Молча надувать щёки. Кошка и лиса. Рассуждают, подходят к правильному ответу: «Они хищные». Нет. Вспоминают о профессиях лесничего и ветеринара. Мы будем вспоминать о домашних животных. Дают нам шерсть, продукты питания, лечат нас, спасают от врагов. Кормить и лечить. Да! Девочка. Я нашла в саду котёнка… Он мяукал тонко – тонко, Он мяукал и дрожал, Может быть, его побили. Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал? Мама! Мама. Лучше не проси, Где взяла, туда неси! Девочка. Летом я бы не просила, Но сейчас темно и сыро Мама! Мама. У меня забот и без котёнка – полон рот! Где живут лесные звери? Девочка. В норке.…В логове.…В пещере…. Иль в каком – нибудь дупле, Вместе с матерью в тепле! А у этого зверька Ни кормушки, ни кутка… Мама. Прекрати волынку эту! Дедушка. Стой, стой, стой, Где найдёныш этот? Ой! До чего же страшный зверь! Вот что сделаем теперь: Ты пойди к себе умойся. Да найдённому плеснуть Молочка не позабудь… Дедушка к маме. Разве ты забыла. Как у нас в семействе было: Две собаки, два кота, куры, гуси. Красота! Не могу поверить, чтобы… Мама. У котов в шерсти микробы! И собаки и коты все заразны!.. Дедушка. Это ты говоришь слова такие? Без любви к животным злые вырастают дети… Дочь! Ты отбрось сомнения прочь, Разреши коту остаться.…Ну, куда ему деваться? Оставляем, значит? Мама. Да! Дедушка. Внученька, иди сюда! Всё уладилось прекрасно! Девочка. Он хорошенький ужасно. Мама! Дедушка! Дедушка. Ну вот, как по маслу всё идёт. Если б каждому ребёнку по щенку или котёнку, Не осталось бы зверька без кормушки и кутка. Рассказывают. Читают: Ева. Ты можешь удивиться, Узнав,- Земля наш дом! Живут в нём звери, птицы, И мы с тобой живём. Денис. Земля наш дом огромный, В нём много этажей Для жителей подводных и для лесных ужей. Рома. Для всех квартир хватило: Для буйволов и коз, Для сов и крокодилов, для зайцев и стрекоз. Даша. Земля – наш дом огромный, И пусть сооружён он не из плит бетонных, Но суть совсем не в том, Маша. А в том, что мы соседи, И мы должны сберечь Оленей и медведей. Об этом наша речь! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе
ВОЛШЕБНИЦА – ВОДАЦЕЛЬ: расширить знания детей об одной из экологических проблем -загрязнении водного бассейна.ЗАДАЧИ:- способствовать формированию познавательного интереса к экологии своего края...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Воздух и его свойства"
Познакомить детей с воздухом.Показать детям, что воздух есть везде вокруг нас. Познакомить с...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Уход за комнатными растениями, их первая подкормка".
Программное содержание: Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период, формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...
План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Мы - друзья природы."
Министерство Образования Российской ФедерацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ № 1 План-конспект занятия по э...
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Растения вокруг нас».
Цель: расширять знания детей о растениях, которые нас окружают. Программные задачи: закреплять знания детей о растениях нашего края; познакомить с лекарственными растениями, рассказать об их поль...