Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики средствами физической культуры"
консультация по физкультуре ( группа) на тему
Роль физической культуры в развитии мелкой моторики детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_melkaya_motorika.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях модернизации дошкольного образования и поиска путей повышения его качества без ущерба для здоровья детей не может оставаться без вниманияя процесс их физического воспитания, прежде всего физическая подготовка к школе, являющаяся сложной и многоплановой проблемой.
В современных исследованиях отмечается: около 20% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости; 30 -40 - составляют группу риска с точки зрения развития психических нарушений; 21 - имеют дефекты речи; 74% - нарушения опорно-двигательного аппарата.
У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не просто невыполнимой - опасной задачей.
Важным условием полноценного овладения будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности.
Изучение уровня развития тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук первоклассников обычно приводит учителя к неутешительному выводу: движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует сложно- координированных движений руки. Поэтому при оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количественных показателей развития общей моторики, использовать диагностические методики типа «Теппинг-тест», «Смотай клубок!», «Палочки и коробочки», «Карты», позволяющие объективно оценить развитие тонкомоторных действий ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития тонкомоторных действий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому, на наш взгляд, в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно- игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
Многие авторы (Э.И. Адашкявичене, Ю.Д. Железняк, Т.П. Осокина, Ю.М. Порт- нов, В.И. Усаков) отмечают, что в спортивных играх взаимодействуют сенсорные системы различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения, т.е. действия с мячом, ракеткой, битой, клюшкой предоставляют широкие возможности для развития тонкой моторики.
При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка.
Специалисты (Е.И. Аркин, Н.А. Берн- штейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга. Так, В.М. Бехтерев доказал влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Как мы отмечали выше, сегодня становятся востребованными новые источники пополнения и обогащения средств физической подготовки детей 5-6 лет к школе.
Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряженно с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа:
- «Передай клюшку, городок, биту, ракетку» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).
- «Положи-возьми биту, городок, ракетку» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).
- «Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).
- «Барабан» (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).
Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук полезны детям, так как требуют их сопряженной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики и гимнастики после сна. Итак, общеразвивающие упражнения с ракетками, битами, клюшками - эффективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук.
Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности.
Предлагаем вашему вниманию игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий по авторской программе «Играйте на здоровье!».
- «Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).
- «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).
- «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».
- «Чье звено скорее передаст клюшки, мячики для пинг-понга, мячи?».
- «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).
- «Кто скорее измерит биту?» (перехват биты руками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"
Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....
Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»
Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»...
Формирование осмысленной моторики средствами физической культуры
Группировка игр по возрастам на снятие мышечной зажатости и преодоление двигательного автоматизма...
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитан...
Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание средствами физической культуры"
Консультация для педагогов: "Патриотическое воспитание средствами физической культуры" Цель: патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеств...
Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта.(дошкольный возраст).
Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст)....