Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта.(дошкольный возраст).
статья

Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по ЗОЖ26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст).

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим , психическим и социальным благополучием. Забота о здоровье во всем мире занимает приоритетные позиции. Высокая заболеваемость, плохая экология, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Сохранение и обеспечение здоровья детей - главное условие и показатель личностно направленного образования, а так же одна из основных задач системы образования. Особенно важно создание условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребенка. Модернизация дошкольного образования позволяет искать новые формы оздоровительной работы с детьми в образовательных учреждениях разного вида.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач здоровьезбережения и здоровьеформирования:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  3. Формирование культурно-гигиенических навыков, начальных представлений и ценностей здорового образа жизни; овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании.

В основе задач по физическому развитию лежит понятийная интеграция вокруг темы «здоровый образ жизни» (далее как – ЗОЖ).

Существует множество его трактовок. Медицинская энциклопедия дает такое его определение: это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья. [46].

В литературе, посвященной общенаучным проблемам здоровья человека, освящаются социологические проблемы и психофизиологические аспекты ЗОЖ(В,В, Корченов, Т.А.Петухова). научно-теоретические и методические основы ЗОЖ (Е.Ю.Барзелович, Э.Н.Вайнер, И.А.Виноградов).

При этом под основами ЗОЖ ребенка дошкольного возраста ученые понимают:

  1. Правильно организованную двигательную деятельность.
  2. Рациональное закаливание.
  3. Оптимальный режим дня.
  4. Сбалансированное питание.
  5. Удовлетворительный психологический климат в семье и детском саду.
  6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Всю работу по ЗОЖ можно условно разделить на два компонента:

- формирование ЗОЖ на основе валеологического воспитания, включающего изучение дошкольниками своего организма. Освоение гигиенических навыков, развитие представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;

- создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность становятся мощными стимулирующими факторами формирования ресурсов здоровья в процессе интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение его в систему занятий физическими упражнениями.

Данные компоненты нашли отражение в следующих программах.

Перечень парциальных программ к тематическому модулю «Здоровье» (автор ПрищепинаС.С.)

Название программы

Автор программы

Год издания

Парциальные программы

«Здоровье»

В.Г. Алямвская

1993

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина

1997

«Здоровье с детства»

Т.С.Казаковцева

1997

Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада

В.Н.Зимонина

2013

Дополнительные программы

«Программа обучения плаванию в детском саду»

Е.К. Воронова

2003

«Играйте на здоровье»

Л.Н.Волошина

2004

К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми , можно отнести:

  1. Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы;
  2. Интеграцию физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты;
  3. Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности воспитанников.

Освоению данных механизмов способствуют другие технологии, которые могут применяться в практике методической работы детского сада.

Метод кейсов(Case study) – анализа ситуации. Воспитатели и специалисты по здоровьюсбережению ( в частности, медицинский персонал и воспитатели по физической культуре ДОО) участвуют в непосредственном обсуждении педагогических ситуаций и задач , взятых из реальной практики здоровьесберегающей деятельности в ДОО.

Метод проектов – состоит в том, что деятельность воспитателей и специалистов ДОО имеет характер проектирования, что подразумевает получение конкретного (практического) результата и его публичное предьявление (презентацию продукта).

При планировании содержания образовательной области в соответствии с приведенными выше программами необходимо учитывать уровень детей и под него формулировать задачи, связанные с освоением воспитанниками тех или иных компетенций.

Задачи

Компетенция

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1

2

3

#1057;охранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей

Ребенок может усваивать разучиваемые движения, их элементы при мотивации и организующей помощи взрослого. Заболеваемость в течении года колеблется.

Ребенок может привлечь внимание взрослого в случае недомогания и плохого самочувствия.

Ребенок положительно относится к двигательным действиям, пытается проявлять самостоятельность и инициативу в двигательной деятельности, проявляет интерес к спорту.

Заболева5мость в течении года сильно колеблется.

Ребенок огорчается по поводу ухудшения состояния здоровья себя и других.

2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Ребенок самостоятельно и правильно выполняет процессы умывания и мытья рук.

Помогает взрослому в организации процесса питания.

Самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

Действия ребенка требуют небольшой коррекции и напоминания со стороны взрослого.

Ребенок может выполнять все действия, связанные с организацией самообслуживания, но при этом требуется напоминание со стороны взрослого.

3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Ребенок знаком с понятиями «здоровье», «болезнь».

С помощью взрослого может назвать некоторые понятия ЗОЖ.

Имеет представление о пользе утренней гимнастики и физических упражнений.

Однако знания ребенка могут расходиться со стремлением их реализовать на практике.

Ребенок демонстрирует неполные и недостаточно систематизированные представления и ЗОЖ и рациональном питании, он не может включиться в беседу о значении двигательной активности в жизни человека, привести примеры из своей жизни.

Имеет представления о правилах и видах закаливания, пользе закаливающих процедур и роли естественных природных средств на здоровье человека, однако не всегда применяет их в жизни, поскольку не считает их ценностью для себя.

Данные задачи решаются в процессе совместной деятельности педагогов и воспитанников, общения и игры дошкольников между собой и в процессе взаимодействия детей и родителей.

Как известно, родители среди всех программ дошкольного образования отдают предпочтение подготовке ребенка к школе. При этом они забывают, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от физического и психического здоровья ребенка. Между тем не секрет, что популярность ДОО на сегодняшний день зависит от того, на сколько оно способно удовлетворить запросы родителей. Поэтому, активизация интереса к ЗОЖ способствует организация совместных детско-родительских мероприятий. В частности: спортивных досугов, праздников, выходов на природу, создание клубов типа:»Хочу быть здоровым», программ «Фитнес в детском саду»/, «Аэробика», когда совместные физкультурные занятия детей и родителей проходят с музыкальным сопровождением под руководством специалистов.

Работа в таких клубах создает атмосферу доброжелательности, непринужденности и в тоже время стимулирует как детей, так и взрослых выполнять движения правильно и качественно. В результате повышаются адаптивные возможности дошкольника и его устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом. Это означает, что проблема охраны и укрепления здоровья воспитанников современного детского сада можно решать в аспекте взаимодействия родителей и педагогов.

Литература:

  1. Микляева Н.В. Физическое развитие дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2015 год.
  2. Маханева М.Д.Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.,2013.
  3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Презентация для педагогов детский садов о воспитании у детей здорового образа жизни....

Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".

«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Добрынина Татьяна Владимировна  ...

Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»

ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...

«Формирование основ здорового образа жизни» Физическое развитие Тема: « Я здоровье берегу» Возрастная группа: средняя

laquo;Формирование основ здорового образа жизни»Физическое развитие Тема: « Я здоровье берегу»Возрастная группа: средняя...

Программа по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»

Программа по формированию культуры  здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»...