Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта.(дошкольный возраст).
статья
Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по ЗОЖ | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни, физическое воспитание и здоровьесбережение лиц различных возрастных групп средствами физической культуры и спорта. (дошкольный возраст).
Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим , психическим и социальным благополучием. Забота о здоровье во всем мире занимает приоритетные позиции. Высокая заболеваемость, плохая экология, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Сохранение и обеспечение здоровья детей - главное условие и показатель личностно направленного образования, а так же одна из основных задач системы образования. Особенно важно создание условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребенка. Модернизация дошкольного образования позволяет искать новые формы оздоровительной работы с детьми в образовательных учреждениях разного вида.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач здоровьезбережения и здоровьеформирования:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Формирование культурно-гигиенических навыков, начальных представлений и ценностей здорового образа жизни; овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании.
В основе задач по физическому развитию лежит понятийная интеграция вокруг темы «здоровый образ жизни» (далее как – ЗОЖ).
Существует множество его трактовок. Медицинская энциклопедия дает такое его определение: это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья. [46].
В литературе, посвященной общенаучным проблемам здоровья человека, освящаются социологические проблемы и психофизиологические аспекты ЗОЖ(В,В, Корченов, Т.А.Петухова). научно-теоретические и методические основы ЗОЖ (Е.Ю.Барзелович, Э.Н.Вайнер, И.А.Виноградов).
При этом под основами ЗОЖ ребенка дошкольного возраста ученые понимают:
- Правильно организованную двигательную деятельность.
- Рациональное закаливание.
- Оптимальный режим дня.
- Сбалансированное питание.
- Удовлетворительный психологический климат в семье и детском саду.
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Всю работу по ЗОЖ можно условно разделить на два компонента:
- формирование ЗОЖ на основе валеологического воспитания, включающего изучение дошкольниками своего организма. Освоение гигиенических навыков, развитие представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др.;
- создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность становятся мощными стимулирующими факторами формирования ресурсов здоровья в процессе интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение его в систему занятий физическими упражнениями.
Данные компоненты нашли отражение в следующих программах.
Перечень парциальных программ к тематическому модулю «Здоровье» (автор ПрищепинаС.С.)
Название программы | Автор программы | Год издания |
Парциальные программы | ||
«Здоровье» | В.Г. Алямвская | 1993 |
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» | Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина | 1997 |
«Здоровье с детства» | Т.С.Казаковцева | 1997 |
Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада | В.Н.Зимонина | 2013 |
Дополнительные программы | ||
«Программа обучения плаванию в детском саду» | Е.К. Воронова | 2003 |
«Играйте на здоровье» | Л.Н.Волошина | 2004 |
К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые позволяют реализовать оба направления работы с детьми , можно отнести:
- Специально подобранные физические упражнения во всех формах физкультурно-оздоровительной работы;
- Интеграцию физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты;
- Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности воспитанников.
Освоению данных механизмов способствуют другие технологии, которые могут применяться в практике методической работы детского сада.
Метод кейсов(Case study) – анализа ситуации. Воспитатели и специалисты по здоровьюсбережению ( в частности, медицинский персонал и воспитатели по физической культуре ДОО) участвуют в непосредственном обсуждении педагогических ситуаций и задач , взятых из реальной практики здоровьесберегающей деятельности в ДОО.
Метод проектов – состоит в том, что деятельность воспитателей и специалистов ДОО имеет характер проектирования, что подразумевает получение конкретного (практического) результата и его публичное предьявление (презентацию продукта).
При планировании содержания образовательной области в соответствии с приведенными выше программами необходимо учитывать уровень детей и под него формулировать задачи, связанные с освоением воспитанниками тех или иных компетенций.
Задачи | Компетенция | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
1 | 2 | 3 |
#1057;охранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей | Ребенок может усваивать разучиваемые движения, их элементы при мотивации и организующей помощи взрослого. Заболеваемость в течении года колеблется. Ребенок может привлечь внимание взрослого в случае недомогания и плохого самочувствия. | Ребенок положительно относится к двигательным действиям, пытается проявлять самостоятельность и инициативу в двигательной деятельности, проявляет интерес к спорту. Заболева5мость в течении года сильно колеблется. Ребенок огорчается по поводу ухудшения состояния здоровья себя и других. |
2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. | Ребенок самостоятельно и правильно выполняет процессы умывания и мытья рук. Помогает взрослому в организации процесса питания. Самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования. Действия ребенка требуют небольшой коррекции и напоминания со стороны взрослого. | Ребенок может выполнять все действия, связанные с организацией самообслуживания, но при этом требуется напоминание со стороны взрослого. |
3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. | Ребенок знаком с понятиями «здоровье», «болезнь». С помощью взрослого может назвать некоторые понятия ЗОЖ. Имеет представление о пользе утренней гимнастики и физических упражнений. Однако знания ребенка могут расходиться со стремлением их реализовать на практике. | Ребенок демонстрирует неполные и недостаточно систематизированные представления и ЗОЖ и рациональном питании, он не может включиться в беседу о значении двигательной активности в жизни человека, привести примеры из своей жизни. Имеет представления о правилах и видах закаливания, пользе закаливающих процедур и роли естественных природных средств на здоровье человека, однако не всегда применяет их в жизни, поскольку не считает их ценностью для себя. |
Данные задачи решаются в процессе совместной деятельности педагогов и воспитанников, общения и игры дошкольников между собой и в процессе взаимодействия детей и родителей.
Как известно, родители среди всех программ дошкольного образования отдают предпочтение подготовке ребенка к школе. При этом они забывают, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от физического и психического здоровья ребенка. Между тем не секрет, что популярность ДОО на сегодняшний день зависит от того, на сколько оно способно удовлетворить запросы родителей. Поэтому, активизация интереса к ЗОЖ способствует организация совместных детско-родительских мероприятий. В частности: спортивных досугов, праздников, выходов на природу, создание клубов типа:»Хочу быть здоровым», программ «Фитнес в детском саду»/, «Аэробика», когда совместные физкультурные занятия детей и родителей проходят с музыкальным сопровождением под руководством специалистов.
Работа в таких клубах создает атмосферу доброжелательности, непринужденности и в тоже время стимулирует как детей, так и взрослых выполнять движения правильно и качественно. В результате повышаются адаптивные возможности дошкольника и его устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом. Это означает, что проблема охраны и укрепления здоровья воспитанников современного детского сада можно решать в аспекте взаимодействия родителей и педагогов.
Литература:
- Микляева Н.В. Физическое развитие дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2015 год.
- Маханева М.Д.Программа оздоровления детей дошкольного возраста. М.,2013.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Презентация для педагогов детский садов о воспитании у детей здорового образа жизни....
Консультация "Формирование культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
«Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состои...
Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
программа для вооспитателей детских садов...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Добрынина Татьяна Владимировна ...
Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»
ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...
«Формирование основ здорового образа жизни» Физическое развитие Тема: « Я здоровье берегу» Возрастная группа: средняя
laquo;Формирование основ здорового образа жизни»Физическое развитие Тема: « Я здоровье берегу»Возрастная группа: средняя...
Программа по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
Программа по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»...