Подвижные народные игры - полезное развлечение детей.
статья по физкультуре на тему

Щербатенко Елена Николаевна

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. нам захотелось  сделать их достоянием наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные народные игры - полезное развлечение детей.

        Известно, что ребёнок, лишённый двигательной активности, заметно отстаёт в физическом развитии. Цель дошкольного образования - воспитание здоровых детей. Выдающийся возрастной физиолог и психофизиолог, педиатр, педагог  Юрий Филиппович Змановский описывает в своей брошюре "К здоровью без лекарств" здорового дошкольника как - "Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям — взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела." (Змановский Ю. Ф. 3—69     К    здоровью    без    лекарств.— М.:    «Советский спорт», 1990.— С. 64: ил.)

        В числе условий нормального роста и развития ребёнка - повышение сопротивляемости его организма, достаточная двигательная активность, которая проявляется в играх и на занятиях. Первые участники игр малышей - родители. Чем активнее общение матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям радость и удовольствие, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его другом. Поэтому в нашем детском саду существует многолетняя традиция организации совместных развлечений "Взрослый и ребёнок", где дети совместно со своими родителями, братьями, сёстрами, а иногда и бабушками или дедушками играют веселятся, обыгрывают сказки и конечно не забывают про русские народные игры.

        В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Шуткам и юмору, характерным для народных игр, присуща безобидность. Они определяют педагогическую ценность таких игр, поскольку доброжелательный смех партнёров, взрослых, товарищей действует на ребёнка сильнее, чем замечания или наказания. Большинство родителей убеждены, что просто играть, баловать, разговаривать с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. Вот и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остается какая-то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.

        Подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В своей практике, я, как инструктор по физической культуре, использую народные подвижные игры - они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Игры всегда проходят довольно эмоционально, оживленно, дети живо включаются в процесс, а, как известно, все, что производит положительное впечатление на человека, особенно, на ребенка, надолго остается в памяти. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает дошкольника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

        Наша Родина — великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают люди разных национальностей — русские, татары, башкиры, марийцы, дагестанцы, якуты и многие другие. Некоторые живут, где очень холодно, некоторые – где очень жарко, а некоторые - высоко в горах. Все дети, где бы они не проживали, любят играть, у каждого народа есть свои игры, свои традиции и обычаи. Сегодня мы стараемся познакомить детей с подвижными играми разных народов, которые передаются из поколения в поколение.

        Мы все знаем, что движение-главное проявление жизни ребёнка, а также, движения являются для ребёнка важнейшим источником получения представлений и сведений об окружающей действительности. На физкультурных занятиях я познакомила детей с некоторыми национальными играми России.

        На праздниках и развлечениях я использую народные подвижные игры, такие как:

Салки в два круга.

Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга двигаются в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга (т. е. дотронуться до кого-либо рукой) раньше, чем они успеют присесть. Пойманные встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (5—6 человек).

Горелки.

Участники игры становятся парами в затылок друг Другу. Впереди всех пар встает водящий, он громко говорит:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, Последняя пара, беги!
После последнего слова «беги» играющие последней пары бегут вперед (каждый со своей стороны) до условного места, а водящий старается задержать одного из бегущих прикосновением руки до момента, когда игроки встретятся. Тот, кого задержали, встает рядом с водящим впереди первой пары, а второй становится водящим.

К своим флажкам

Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – игрок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. По сигналу «К своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые: Я – Мороз Красный Нос, Я – Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать,

считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Городки

На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договоренности, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки - рюхи. Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не разожжен город, т. е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т. е. ближе к расположению фигур. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры - выбить из города противника все рюхи. Складываются рюхи так:

Плашмя, одна рюха около другой.

Плашмя, одна рюха стоит.

Рюхи лежат боковой поверхностью вперед.

Рюхи стоят в два ряда.

По одной.

Парами.

Фигура «Гвоздь».

Фигура «Слон».

Фигура «Ворота».

Фигура «Поезд».

Фигура «Колотушка».

Фигура «Фонарь».

Фигура «Бутылка».

Фигура «Колодец».

Игра кончается, когда из города выбиты все рюхи. Проигрывает та команда, которая не успела выбить все городки. Правила игры. Каждый играющий бьет только один раз. Если первый игрок выбил рюху, то все остальные бьют с полукона. Если бита при отбивании рюх не выкатилась из города, то остается там, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе

с рюхами. По окончании игры команды меняются городами. Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Каждая команда имеет по две биты. Рюхи ставят у передней черты города или на ней на равном расстоянии от боковых сторон.

«Волк во рву»

На площадке чертятся две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие - козочки - находятся на одной стороне рва, а во рву 2-3 водящих (волки). По сигналу «козочки» прыгают через ров, а «волки» стараются осалить прыгающих. Осаленные «козочки» выходят из игры. Когда число непойманных «козочек» сравняется с числом «волков», игра заканчивается.

        По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. В народных подвижных играх отражается уклад жизни людей того или иного народа: быт, традиции, обычаи и пр. Посредством таких игр на занятиях по физической культуре я знакомлю детей с народами, проживающими на территории нашей республики. Кроме этого, чтобы выбрать ведущего для игры, активно использую на занятиях народные считалки.

         К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми  позволяет педагогам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. И конечно же огромное преимущество использование народных игр в практике семейного воспитания. Прежде всего  в простоте и доступности их организации. Они не требуют сложного оборудования, специального отведённого места и времени. С ребёнком можно поиграть по дороге в детский сад, во время прогулки, путешествия, в поезде или машине. следует помнить, что главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно. Только  в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Использованная литература:

  • Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка».
  • «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии» под редакцией Осокиной Т.И.
  • "Организация двигательной активности ребёнка в семье" Холодок Л.Г., Костюк Р.Г. //Медработник № 8, 2015
  • Змановский Ю. Ф. 3—69     К    здоровью    без    лекарств.— М.:    «Советский спорт», 1990.— С. 64: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные народные игры

В нашем детском саду проходил районный семинар на тему "Игра -это серьезно". Для этого мероприятия мною была подготовлена подборка подвижных народных игр....

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: "Подвижные народные игры"

Развлечение по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста очень увлекательное, веселое, а главное развивает у детей умение работать в команде, ловкость, силу и скорость движений....

Спортивное развлечение для старшей группы Тема: "Подвижные народные игры"

                     Спортивное развлечение для старшей группы...

Физкультурный досуг для детей старшей и подготовительной группы «Подвижные народные игры»

Цель. Знакомить с традициями и культурой русского народа. Развивать желание играть в русские народные подвижные игры, умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровых ситуациях, со...

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....

«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

          Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне...