Программа "Путь к здоровью"
рабочая программа по физкультуре на тему

Ивашина Ольга Валерьевна

“…забота о здоровье –

это важнейший  труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_put_k_zdorovyu.doc622.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

        

1 раздел. Целевой

 Пояснительная записка  __________________________________________ 3                                                                              

  1. Принципы  программы ________________________________________ 4
  2. Цель  и  задачи программы  ____________________________________ 4-5

  2раздел. Содержательный

2.1 Объекты программы __________________________________________  5

         2.2   Временные рамки и основные этапы реализации программы _______ 5

         2.3  Группы здоровьесберегающих технологий ______________________  6

         2.4. Условия для реализации программы ____________________________ 7

         3.   Работа с детьми ______________________________________________ 8

         3.1.Система эффективного закаливания _____________________________9

         3.2. Организация рациональной двигательной активности _____________ 9-11

         3.3. Создание представлений о здоровом образе жизни _______________  11

         4.    Работа с педагогами _________________________________________ 11

         4.1. Организационные методические мероприятия ___________________ 12

         4.2. Методические рекомендации по оздоровлению __________________ 12

         5.   Работа с родителями _________________________________________ 12-14

         6.   Ожидаемые результаты реализации программы __________________ 14

         7.   Мероприятия по реализации программы ________________________ 14-15

    8.   Литература _________________________________________________ 16

 

“…забота о здоровье –

это важнейший  труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная  записка

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма  высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой,  В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

 Программа  «Путь к здоровью» рассчитана на 3 года и  направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

1.1 Основные принципы программы:

  • научности (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками)
  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
  • активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
  • сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
  • систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);
  • целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
  • оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

1.2 Цель  и задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  • Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
  • Формирование устойчивой мотивации на сохранение и укрепление здоровья;
  • Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
  • Формировать привычку к здоровому образу жизни
  • создавать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности
  • прививать культурно-гигиенические навыки
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

2.1 Объекты программы:

  • Дети ДОУ;
  • Педагогический коллектив;
  • Родители (законные представители) детей,  посещающих ДОУ;
  • Социальные партнёры.

2.2 Временные рамки и основные этапы реализации программы.

I этап. 2015-2016гг. – организационно-мотивационный.

Координация деятельности педагогов и родителей ДОУ на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в

условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

II этап. 2016-2017 гг. – основной.

Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.

III этап. 2017-2018 гг. – итогово-аналитический.

Оценка и анализ положительных и отрицательных тенденций в реализации программы, определение новых ближних и дальних перспектив.

Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения производится в конце каждого учебного года и отражается в письменном отчёте с представлением итоговых данных в диаграммах с пояснениями к ним и предложениями.

Диагностические данные будут оформляться в «Паспорта здоровья групп».

        2.3Условия для реализации:

     Для осуществления программы в детском саду созданы необходимые условия:

 

  • развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных, спальных комнат, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке;
  • в группах оборудованы спортивные уголки;
  •  оборудованы «уголки уединения», где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике;
  • эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносят в это музыкальный руководитель и воспитатели групп. проходят в детском саду празднования дней рождения, ярмарки, посиделки, экологические мероприятия, спортивные праздники и развлечения: «масленица», «веселые старты», «папа, мама, я – спортивная семья» и др.;
  •   снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигается мотивацией к занятию, построением занятий на интересе ребёнка и индивидуальный подход  к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  • появлению положительных эмоций способствуют сюжетно – ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность.

 

приложение 4

3.  Работа с детьми.

Формы и методы

Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

  • щадящий режим (адаптационный период);
  • гибкий режим.

2.

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика;
  • физкультурно-оздоровительные занятия;
  • подвижные и динамические игры;
  • спортивные игры;
  • пешие прогулки (походы, экскурсии).

3.

Гигиенические и водные процедуры

  • умывание;
  • мытье рук;
  • обеспечение чистоты среды;
  • занятия с водой (центр вода и песок);

4.

Свето-воздушные ванны

  • проветривание помещений;
  • сон при открытых фрамугах;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5.

Активный отдых

  • развлечения, праздники;
  • игры-забавы;
  • дни здоровья.

6.

Арома- и фитотерапия

  • ароматизация помещений;
  • витаминизация напитков.

7.

Диетотерапия

  • рациональное питание.

8.

Светотерапия

  • обеспечение светового режима.

9.

Музтерапия

  • музыкальное сопровождение режимных моментов;
  • музыкальное оформление фона занятий;
  • музыкально-театральная деятельность.

10.

Спецзакаливание

  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • стопотерапия;
  • игровой массаж.

11.

Пропаганда здорового образа жизни

  • экологичекое воспитание;
  • периодическая печать;
  • курс бесед;
  • специальные занятия.

3.1 Система эффективного закаливания.

 

1.

Основные факторы закаливания

  • закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

2.

Комплекс закаливающих мероприятий

  • соблюдение температурного режима в течение дня;
  • правильная организация прогулки и её длительности;
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей;
  • облегченная одежда для детей в детском саду;
  • дыхательная гимнастика после сна;

3.

     Методы оздоровления:

  • ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
  • дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
  • хождение босиком по спортивной площадке (летом);
  • релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

 

 

3.2. Организация рациональной двигательной активности.

     Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

1.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду

  • физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
  • сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
  • медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;

2.

Формы организации физического воспитания

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке;
  • туризм (прогулки – походы);
  • дозированная ходьба;
  • оздоровительный бег;
  • физкультминутки;
  • физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
  • утренняя гимнастика;
  • индивидуальная работа с детьми.

3.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач

  • традиционные;
  • игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  • сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Путешествие в весенний лес» и др.;
  • Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла»; они могут быть с одним предметом, например, «Поиграй со мной, дружок» (мяч);
  • занятия – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
  • занятия – походы;
  • занятия в форме оздоровительного бега;
  • музыкальные путешествия – тесная интеграция  музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам;
  • Занятия на «экологической тропе»;

 

 

 

3.3. Создание представлений о здоровом образе жизни.

 

     Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется

по следующим направлениям:

  • привитие стойких культурно – гигиенических навыков;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения;
  • обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
  • вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

 

  1. Работа с педагогами.

     Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
  • просветительная работа по направлениям программы «Здоровый малыш» и т.д.;
  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
  • обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

  1. Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуальном подходе.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
  5. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Обучение дошкольников здоровому образу жизни,  проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

  1. Методические рекомендации по оздоровлению:

  1. Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
  2. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультурных минуток, включение элементов  пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
  3. Необходимо широкое использование игровых приёмов, создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
  4. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
  5. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
  6.  Беседы, валеологические занятия.

 

5. Работа с родителями.

     Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

     Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровой поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Задачи работы с родителями:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
  5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через   тренинги, консультации, семинары.
  6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
  7. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. Дни открытых дверей.
  4. Экскурсии по детскому саду.
  5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
  6. Совместные занятия для детей и родителей.
  7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
  8. Организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе:

  1. Анкета для родителей.
  2. Беседы с родителями.
  3. Беседы с ребёнком.
  4. Наблюдение за ребёнком.
  5. Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
  6. Посещение семьи ребёнка.

План работы с родителями:

  1. Продолжить  проведение совместных мероприятий: «Дней Здоровья», туристических походов, праздников, субботников.
  2. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
  3. Организовывать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей».
  4. Посещение родителями занятий валеологической направленности, с целью педагогической пропаганды здорового образа жизни.
  5. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.

 

 

  1. Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении  здоровья дошкольников.
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 

                                                                                                                                                   

Мероприятия по реализации программы:

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Продолжить внедрение в ОП ДОУ новых спортивных и оздоровительных мероприятий с участием родителей (Олимпиада, спартакиада, досуги , недели здоровья)

2015-2018г.

Руководитель физического воспитания, воспитатели.

Провести ряд семенаров и консультаций по качественной организации прогулок, усилить контроль за двигательной активностью детей в группе и прогулке.

2015-2018г.

Старший воспитатель,

Руководитель физического воспитания

Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья детей.

ежегодно

Медсестра, Руководитель физического воспитания

Организация работы по физической

культуре для детей:

  • разработка здоровьесберегающего

компонента содержания занятий по

физической культуре;

  • ведение кружковой работы (физкультурный кружок «Крепыш»)
  • создание видеоряда занятий с показом

коррекционной работы с детьми;

  • создание дидактического и

методического комплекса для

индивидуальной коррекционной работы

по физической культуре

2015-2018г.

Руководитель физического воспитания

5

Консультация для педагогов «Двигательная деятельность детей на прогулке»

Руководитель физического воспитания

6

Консультация «Подвижные игры»

Руководитель физического воспитания

Список использованной  литературы:

  1. Здоровый образ жизни  «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г.
  2. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
  3. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009г.
  4. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.
  5. Научно- методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2014г.
  6. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
  7. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
  8.  «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.
  9. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.
  10.  Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004;

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет

Цель- формирование  у  старших  дошкольников  интереса к  техническим  видам  творчества  и  развитие конструктивного  мышления  средствами робот...