Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему
Проблема исследования заключается в поиске и выборе средств здоровьеформирующих мероприятий, улучшающих здоровье и оптимизирующих психические процессы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:«Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет»
Составитель:
Инструктор физической культуры
Клочкова Лина Ивановна
МБДОУ «ЦРР-детский сад №121»
В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей дошкольного возраста приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствует о тенденции снижения численности здоровых детей.
Поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования актуален поиск средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Острая ситуация, связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения определяется не только рядом социально-экономических и экологических факторов, но также серьезными недостатками в методике физического воспитания, психологического развития, нерациональной организацией двигательного режима в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Результаты исследований последних лет, касающиеся причин ухудшения здоровья нации, позволили по-новому оценить оздоровительно-развивающие возможности физической культуры. Однако разобщенность действий педагогов и психологов, не дает возможности обеспечить полифункциональное воздействие здоровьеформирующих мероприятий, направленных на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Становится приоритетным направлением в деятельности нашего детского сада№121 разработка и реализация новых педагогических методик, технологий и альтернативных подходов к совершенствованию психофизического воспитания и образования детей.
Мною, были проанализированы разнообразные вариативные образовательные программы, в содержание которых предусмотрен раздел «здоровье и физическое развитие детей». Это программы: «Детство», «Радуга», «Старт», «Здоровье». Все это обусловливает необходимость разработки системного подхода для создания современной программы, которая бы объединила усилия инструктора по физической культуре и педагога-психолога, работающих в сфере дошкольного образования.
Актуальность названной проблемы и недостаточность ее разработанности на теоретическом и практическом уровнях обусловили выбор темы проекта: «Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет».
Проблема исследования заключается в поиске и выборе средств здоровьеформирующих мероприятий, улучшающих здоровье и оптимизирующих психические процессы дошкольников.
Мною, инструктором МБДОУ "ЦРР - детский сад №121", Клочковой Линой Ивановной совместно с педагогом - психологом была освоена и введена в работу такая инновационная методика в физическом воспитании как «Интегрированные здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольного учреждения как средство оптимизации психофизического развития детей 5-6 лет».
Задача заключается в поиске и выборе средств здоровьеформирующих мероприятий, улучшающих здоровье и оптимизирующих психические процессы дошкольников.
Цель - выявить, определить и обосновать педагогические возможности здоровьеформирующих мероприятий в оптимизации психофизического развития старших дошкольников.
Интеграция здоровьеформирующих мероприятий в другие виды учебно-воспитательной деятельности, возможно, будет способствовать оптимизации процессов в двигательной и психической сфере детей, что, вероятно, снизит повышенную тревожность ребенка и улучшит его физическое развитие развитие.
Эффективность внедряемых мероприятий будет зависеть от педагогических условий образовательно-воспитательного процесса доу и наличия структуры по реализации здоровьеформирующего комплекса.
Внедрение здоровьеформирующих мероприятий в образовательный процесс доу позволит интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, а диагностические тесты личностно-ориентированной направленности будут способствовать своевременному выявлению отклонений от нормативных требований с последующей их коррекцией.
Разрабатывая и внедряя в образовательный процесс дошкольного учреждения комплекс здоровьеформирующих мероприятий, это способствует расширению адаптивно-приспособительных ресурсов, снижению заболеваемости, улучшению психофизического здоровья и эмоционально-аффективной сферы ребенка;
С помощью психолого-педагогических методов можно определить эффективность воздействия здоровьеформирующих мероприятий, направленных на оптимизацию психофизических функций дошкольников.
В нашем детском саду создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, нетрадиционным физкультурно-игровым оборудованием.
. Согласно принципу интеграции, психофизическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности.
Используется нетрадиционное физкультурное оборудование в укреплении психофизического здоровья детей дошкольного возраста.
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует двигательной сфере дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для “поддержания здоровья”, и совсем другое – помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием нестандартного оборудования у детей формируются двигательные навыки.
Во время занятий с использованием нестандартного физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений.
Разработанное и изготовленное нами нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.
Дети узнали, что цветными карандашами можно не только рисовать: они легко превращаются в массажер для пальцев рук и ног, так же как и камешки, пуговицы, каштаны.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий вызывает у детей положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у детей привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Положительный опыт проведения занятий с дошкольниками показывает, что все перечисленные задачи можно решать путем введения инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений.
Литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ/ К. Ю. Белая – М: Эксмо, 2012. -190 с.
2. Макарова Л. П. Особенности состояния здоровья современных дошкольников/ Л. П. Макарова, Г. А. Корчагина – СПБ: Питер, 2012
3. О.В. Козырева Лечебная физкультура для дошкольников 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»
Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....
«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».
«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...
Индивидуальный образовательный маршрут (составлен на основании Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования с учётом особенностей психофизического развития детей с РАС (нозологическая группа)
Цель ИОМ: планирование и организация системы работы с ребенком, имеющим РАС и когнитивные нарушения....
Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель проектаРазработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения...