МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по физкультуре на тему

Коробова Ольга Александровна

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ  ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ  С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 О. А. Коробова                                                                                                          Муниципальное автономное                                                                  общеобразовательное  учреждение                                                                         средняя общеобразовательная школа № 16                                                           структурное подразделение                                                                                           детский сад «Умка»                                                                                                                 г. Карпинск

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания.

Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.

Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических идей, здоровьеформирующих технологий на их основе.

С целью повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели,  в нашем детском саду  был создан мини-музей.

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики и в  последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

 Почему я решила работать по этой технологии?

Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и педагогов одной группы или всего дошкольного учреждения

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем  мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.                                                                                                                           Наш музей называется «Мячи». Да-да, из разнообразия спортивного инвентаря, необходимого для занятий физкультурой, ребёнок с наибольшим удовольствием выбирает именно его.

Чем же объяснить такую популярность мяча? Круглый, яркий, упругий, порой не предсказуемый в полёте и отскоке, мяч, возбуждая детскую фантазию, создаёт множество вариантов игры с ним, вызывая у детей только положительные эмоции.

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.

Для ребёнка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребёнок не просто играет в мяч, а варьирует им: берёт, переносит, кладёт, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

И вот, 14 октября 2013 года, в здании нашего детского сада был открыт музей «Мячи».  

          Музей создавался в три этапа. 

          1.  Подготовительный этап

         2. Этап реализации проекта

         3. Обобщающий этап.

 В физкультурном зале, мы выделила не большой уголок. В котором расположили мини - музей мяча. Где можно знакомить детей с различными видами спорта и приобщать к здоровому образу жизни. Были разработаны устав мини-музея «Мячи», положение о мини-музее,  паспорт мини-музея, план работы.

Первыми посетителями музея были дети подготовительной группы

Вниманию посетителей  были представлены самые разнообразные мячи, подборки игр с мячом, стихов, загадок о мяче, материалы об истории возникновения и эволюции мяча, а так же презентация с применением ИКТ «История развития мячей». Дети с большим интересом рассматривали мячи, а вечером  рассказывали своим родителям о нашей экскурсии и приглашали мам и пап  на выставку.

 На данный момент музей расположен в раздевалке спортивного  зала, что позволяет  удобное посещение выставки  родителями воспитанников.

С детьми проводятся следующие мероприятия: экскурсии взрослым для детей, детьми для детей, беседы, чтение художественной литературы, выставки рисунков, спортивные развлечения, праздники, НОД с использованием ИКТ.

Для родителей: консультации праздники, развлечения, выставки рисунков и т. д.

            На вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст расширение кругозора детей, обогащение двигательного опыта детей с мячом. Формирование знаний детей о правилах спортивных игр с мячом. Повышение уровня компетенции родителей в организации игр с мячом, их активности в образовательном процессе. 

Литература.

                   

1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

2. «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой,

   О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

3. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,

    Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

            4. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология.          Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.   (79.1  М89  к871426 кх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в развитии личности детей дошкольного возраста

Мини - музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Для того чтобынаправление музейной деятельности достигло своих результатов, необходимо объединить усилия учёных, муз...

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.

В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста»

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь  музей обладает большим образовательным потенциало...

Презентация «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»

Презентация. Выступление на научно-практической конференции.Тема: «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»...

Заочный этап Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"

Презентация "Музейная педагогика  как средство приобщения  детей дошкольного возраста  к миру профессий"...