МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по физкультуре на тему
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_v_oblasti_fizicheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
О. А. Коробова Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 структурное подразделение детский сад «Умка» г. Карпинск
На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания.
Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.
Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических идей, здоровьеформирующих технологий на их основе.
С целью повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в нашем детском саду был создан мини-музей.
Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики и в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Почему я решила работать по этой технологии?
Потому что Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и педагогов одной группы или всего дошкольного учреждения
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Наш музей называется «Мячи». Да-да, из разнообразия спортивного инвентаря, необходимого для занятий физкультурой, ребёнок с наибольшим удовольствием выбирает именно его.
Чем же объяснить такую популярность мяча? Круглый, яркий, упругий, порой не предсказуемый в полёте и отскоке, мяч, возбуждая детскую фантазию, создаёт множество вариантов игры с ним, вызывая у детей только положительные эмоции.
История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Для ребёнка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребёнок не просто играет в мяч, а варьирует им: берёт, переносит, кладёт, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
И вот, 14 октября 2013 года, в здании нашего детского сада был открыт музей «Мячи».
Музей создавался в три этапа.
1. Подготовительный этап
2. Этап реализации проекта
3. Обобщающий этап.
В физкультурном зале, мы выделила не большой уголок. В котором расположили мини - музей мяча. Где можно знакомить детей с различными видами спорта и приобщать к здоровому образу жизни. Были разработаны устав мини-музея «Мячи», положение о мини-музее, паспорт мини-музея, план работы.
Первыми посетителями музея были дети подготовительной группы
Вниманию посетителей были представлены самые разнообразные мячи, подборки игр с мячом, стихов, загадок о мяче, материалы об истории возникновения и эволюции мяча, а так же презентация с применением ИКТ «История развития мячей». Дети с большим интересом рассматривали мячи, а вечером рассказывали своим родителям о нашей экскурсии и приглашали мам и пап на выставку.
На данный момент музей расположен в раздевалке спортивного зала, что позволяет удобное посещение выставки родителями воспитанников.
С детьми проводятся следующие мероприятия: экскурсии взрослым для детей, детьми для детей, беседы, чтение художественной литературы, выставки рисунков, спортивные развлечения, праздники, НОД с использованием ИКТ.
Для родителей: консультации праздники, развлечения, выставки рисунков и т. д.
На вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст расширение кругозора детей, обогащение двигательного опыта детей с мячом. Формирование знаний детей о правилах спортивных игр с мячом. Повышение уровня компетенции родителей в организации игр с мячом, их активности в образовательном процессе.
Литература.
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,
О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,
Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.
4. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34. (79.1 М89 к871426 кх)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музейной педагогики в развитии личности детей дошкольного возраста
Мини - музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Для того чтобынаправление музейной деятельности достигло своих результатов, необходимо объединить усилия учёных, муз...
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.
В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные...
Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста»
Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциало...
Статья " Использование технологии музейной педагогики в ранней профориентации детей дошкольного возраста на примере мини музея «Космос»"
Статья адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений....
Презентация «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»
Презентация. Выступление на научно-практической конференции.Тема: «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»...
Заочный этап Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"
Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"...