Роль музейной педагогики в развитии личности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Мини - музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Для того чтобынаправление музейной деятельности достигло своих результатов, необходимо объединить усилия учёных, музеев и образоватьльных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_y.doc | 31 КБ |
konsultatsiya_y.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль музейной педагогики в развитии
личности детей дошкольного возраста».
В наши дни приоритетным направлением дошкольного образования является приобщение детей к музейной педагогике. Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно – педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую аудиторию.
Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности по средствам раскрытия историко-культурных конспектов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Основными задачами приобщения ребёнка-дошкольника к музейной педагогике являются:
- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам,
- формирование «образа музея, как храма искусства», в которых хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения,
-развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребёнка,
- научить детей самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо: организовать предметно-образовательную среду, подобрать специальные художественно-дидактические пособия, профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.
Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с четырёх лет, поскольку ребёнок этого возраста активно приобретает опыт видения, и ему достаточно посещения сказочной комнаты.
К пяти годам дети уже понимают юмор, могут выражать своё отношение к рассматриванию картин, иллюстраций, видеофильмам, радуются своим умениям и открытиям.
К семи годам появляются процессы узнавания, сравнения, способность воспринимать и оценивать реальные и воображаемые сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонаже. В этом возрасте предусматривается тесное сотрудничество детского сада с педагогами-экскурсоводами.
К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо чётко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способноё заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Для того чтобы направление музейной деятельности сделать эффективным необходимо объединить силы учёных, музеев и образовательных учреждений. Только тогда личность ребёнка будет развиваться полноценно, и приносить пользу обществу.
Мини-музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап – постановка целей и задач по созданию мини-музея.
2 этап – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.
3 этап – выбор помещения, расположение музея в групповой комнате, раздевалке.
4 этап – сбор информации и экспонатов по теме.
5 этап – оформление мини-музея.
6 этап – разработка тематики и содержания занятий для ознакомления детей с экспонатами.
7 этап – разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики.
8 этап – торжественное открытие мини-музея с приглашением детей и родителей.
Предварительный просмотр:
«Роль музейной педагогики в развитии
личности детей дошкольного возраста».
В наши дни приоритетным направлением дошкольного образования является приобщение детей к музейной педагогике. Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно – педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую аудиторию.
Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности по средствам раскрытия историко-культурных конспектов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Основными задачами приобщения ребёнка-дошкольника к музейной педагогике являются:
- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам,
- формирование «образа музея, как храма искусства», в которых хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения,
-развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребёнка,
- научить детей самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо: организовать предметно-образовательную среду, подобрать специальные художественно-дидактические пособия, профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.
Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с четырёх лет, поскольку ребёнок этого возраста активно приобретает опыт видения, и ему достаточно посещения сказочной комнаты.
К пяти годам дети уже понимают юмор, могут выражать своё отношение к рассматриванию картин, иллюстраций, видеофильмам, радуются своим умениям и открытиям.
К семи годам появляются процессы узнавания, сравнения, способность воспринимать и оценивать реальные и воображаемые сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонаже. В этом возрасте предусматривается тесное сотрудничество детского сада с педагогами-экскурсоводами.
К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо чётко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способноё заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Для того чтобы направление музейной деятельности сделать эффективным необходимо объединить силы учёных, музеев и образовательных учреждений. Только тогда личность ребёнка будет развиваться полноценно, и приносить пользу обществу.
Мини-музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап – постановка целей и задач по созданию мини-музея.
2 этап – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.
3 этап – выбор помещения, расположение музея в групповой комнате, раздевалке.
4 этап – сбор информации и экспонатов по теме.
5 этап – оформление мини-музея.
6 этап – разработка тематики и содержания занятий для ознакомления детей с экспонатами.
7 этап – разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики.
8 этап – торжественное открытие мини-музея с приглашением детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Роль музейной педагогики в развитии речи детей с ОНР.
Статья посвящена роли музейной педагогики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Как в условииях ДОУ можно создать мини-музей. Выделены принципы работы, которые учитываются при орг...
Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста»
Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь музей обладает большим образовательным потенциало...
"Роль родного языка в развитии личности детей дошкольного возраста"
Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его м...
Статья " Использование технологии музейной педагогики в ранней профориентации детей дошкольного возраста на примере мини музея «Космос»"
Статья адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений....
Заочный этап Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"
Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"...
Выступление Презентация "Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий"
Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру профессий...