Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.
статья на тему
В статье дан обзор современному состоянию и основным подходам к содержанию и организации работы в дошкольной образовательной организации по внедрению методов музейной педагогики. Раскрываются основные задачи и технологии приобщения дошкольников к музейной культуре. Предлагаются разработки занятий по ознакомлению детей с народной культурой и произведениями изобразительного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_muzeyke_doshk.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования музейной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста.
Штанько И.В., к.п.н., доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВПО АСОУ МО, Почетный работник общего образования РФ
Уважаемые коллеги!
При использовании данного материала, делайте, пожалуйста ссылки на автора.
Данная статья была опубликована в журнале «Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения» №2 2014 г. стр.113
Одним из направлений в приобщении дошкольников к искусству – является музей изобразительного искусства. Эстетическое развитие детей младшего возраста, в том числе через потенциал художественного музея, становится необходимым залогом сохранения целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте будущего «жизненного пути» (С.Л.Рубинштейн).
Анализ современных программ по эстетическому воспитанию дошкольников, в которых предложены методы их приобщения к произведениям изобразительного искусства из музейных коллекций, показал, что они не предусматривают систематического общения с художественными подлинниками. Музейная составляющая программ сосредоточена в образовательном пространстве детского сада и осуществляется, главным образом, через репродукции и медийные заместители произведений живописи и скульптуры.
В дошкольных образовательных учреждениях появляются картинные галереи, музеи-сказки, музеи-мастерские. Все это является подготовительным этапом к встрече с настоящим искусством. Общение с подлинными образцами произведений искусства, хранящимися в музеях изобразительных искусств, не смогут заменить репродукции и слайдфильмы.
В последние годы музейной педагогикой занимаются ведущие научные центры дошкольного образования и музеи нашей страны. Разработаны программы «Музей и культура», «Здравствуй, музей» (Русский музей, Санкт-Петербург), «Я поведу тебя в музей» М.Ю. Юхневич, «Здравствуй, музей» Б.А Столярова (Сакт-Петербург), Л.В. Пантелеевой «Музей и дети» (Москва) и.т.д.
В данных программах определены задачи приобщения дошкольников к музейной культуре:
- Формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей
- Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.
- Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.
- Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.
- Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной культуры.
В Москве, при Третьяковской Галерее много лет работает методический отдел, который разрабатывает программы взаимодействия образовательных учреждений и музея. Ведущий искусствовед, старший научный сотрудник к.п.н. М.В. Мацкевич, является автором разработчиком программы для дошкольников «Путешествие в мир Русской живописи». В данной программе научно обоснована методика эстетического развития детей 5-7 лет в системе «художественный музей - детский сад». Предлагаются технологии педагогического руководства, формирующие у ребенка установку на эстетическое восприятие произведений искусства и активизирующие его в условиях музейной среды с ориентацией на дальнейшее развитие.
Впервые в музейной педагогике игра в пространстве художественного музея рассмотрена как самостоятельная форма его образовательной деятельности по эстетическому развитию дошкольников. Разработана методика, способствующая развитию эмпатии и продуктивности творческого воображения, под названием «Встреча в пространстве картины».
Предложенные в программе вариативные формы работы по эстетическому развитию старших дошкольников в детском саду и в музее предусматривает:
- культурно-средовое погружение (русская народная, западно-европейская и восточная культуры) на основе диалога, интерактивности, игры и продуктивной творческой деятельности в образовательном пространстве детского сада;
- тематические экскурсии-сказки и интеграционные игры в музейной среде, занятия в детском саду с использованием слайдов, изобразительных подлинников, а также настольных развивающих музейных игр, сказок о музее и художниках;
- изобразительную деятельность детей в музее и в детском саду.
В программе выделены формы работы с детьми в музее:
– равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности», близкие его малому личностному опыту;
– «интерактивность по представлению» при помощи сенсорных возбудителей перцепционных и мнемонических откликов;
– введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;
– использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;
– обращение к «художественному слову» и изобразительной деятельности в экспозиции в поле воздействия музейного подлинника (декламация, рисование сухими графическими средствами, пантомима, пластические этюды).
В данной программе определяется суть педагогического руководства на занятиях в музее и в детском саду. Она заключается в следующем: музейный педагог подготавливает и настраивает ребенка на эстетическое восприятие. Он организовывает условия для этого процесса, облегчает, активизирует, продвигает его, служит для детей проводником в чувственном и духовном освоении мира искусства. Стимулируя восприятие художественного образа, он способствует выявлению у детей их творческого ресурса.
Его партнером в творческом педагогическом руководстве становится педагог или воспитатель детского сада.
В пространстве музея в этом тандеме ведущая роль принадлежит музейному педагогу-искусствоведу, обладающему необходимыми знаниями, опытом и свободно ориентирующемуся в пространстве музея.
На игровых занятиях в детском саду ведущую роль берет на себя педагог дошкольного образования, знакомый с индивидуальными особенностями своих воспитанников, и тогда искусствовед выступает его ассистентом и консультантом.
Таким образом, рамки метода диалога в музейной игре расширяются за счет введения новой коммуникации: между педагогами, ведущими занятие, между самими дошкольниками.
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях организованы мини-музеи, в частности разновидности музея «Народного искусства», «Народных промыслов», а также «Картинные галереи», «Вернисажи». Именно в данной среде организуются первые занятия по приобщению к прекрасному.
Беседы и игры, организованные в музейной среде и целенаправленно формирующие эмпатию, благодаря наглядности, чувственному наполнению художественного образа, особой энергоемкости подлинников, способствуют долговременному и глубокому духовно-нравственному резонансу в формирующейся личности ребенка на занятиях в детском саду и в семье. Их эффективность именно в этом возрасте делает музей необходимым пространством для развития эстетических чувств дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим ...
Особенности использования познавательноисследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, к...
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Кинезиология - наука будущего» «Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»...
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста....
Презентация «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»
Презентация. Выступление на научно-практической конференции.Тема: «Использование музейной педагогики для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности»...
Использование "Мягкой педагогики" в работе с детьми дошкольного возраста
презентация к мастер-классу для педагогов ДОУ...