Организация и формы работы игровых занятий по
физической культуре детей дошкольного возраста.
В младшем и среднем возрасте считаю необходимым основным методом обучения использовать импровизацию.
Это способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности ,помогает «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, поз.
Описание воображаемой ситуации — это один из наиболее эффективных приемов, в которой симпатичный детям персонаж попадает в трудное и опасное положение, а ребенок выступает в позиции помощника или защитника. Дети, действуя в эмоциональной раскрытой или воображаемой ситуации, спешат на помощь любимому горою.
Ребятам нравится,когда я превращаюсь в сказочницу бабушку , на занятии рассказываю детям, что знакомый персонаж из сказки «Колобок» попал в беду. Затем предлогаю детям спасти его от опасности. Дети с радостью откликаются на просьбу. Дети бегут будто - бы по узкому мосту, перешагивают через «камешки» и «лужи», идут по «кочкам», перепрыгивают «ручьи». Они имитируют соответствующие движения, выбирают способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Выполнив задание, дети радуются и испытывают удовольствие от затраченных усилий и достигнутого результата. Такие занятия развивают выносливость, смелость.
В ходе занятия необходимо пробудить у детей сочувствие к заботам персонажей, предлагая не только выручить или спасти героев, но и просто порадовать их совместными играми.
Часто предлогаю сходить в гости к игрушкам, игрушки очень соскучились и ждут встречи с нами. Затем мы радуем друзей и играем с нами в веселые игры. Нужно научить детей ценить дружбу и бережно относиться к игрушкам.
Самым занимательным является то, что чем разнообразнее действия, тем точнее и правильнее дети их выполняют. И чем привлекательнее роль для детей, тем больше удовольствия дети получают. Проводя физкультурные занятия — игры, нужно постоянно помнить о том, что коррекция качества выполнения движений, оценка деятельности детей — все это проводятся через роль от лица игрового сказочного персонажа, через воображаемую ситуацию. Особое значение имеет значение характер общения детей с взрослым и сверстниками: они нуждаются в своевременной помощи, поддержке, поощрении. Играя с детьми, воспитатель должен помочь им увидеть в меловой черте настоящее препятствие, в гимнастической скамейке — большой пригорок, а следовательно и способ выполнения нужного движения не вызывает вопросов и сомнений, он находится сам. Для детей большое удовольствие доставляют сюжетные подвижные игры. Чтобы провести такие игры, нужно придумать сюжеты в виде сказок.
Например: игра «Воробушки и автомобиль»- Жили-были маленькие пушистые воробушки. Они весело порхали с ветки на ветку. Опускались на землю в поисках пищи. На дорожках клевали зернышки, искали маленьких червяков и т.д.
С целью развития и поддержания интереса детей к разным занятиям по физической культуре важно позаботится о подборе физ.оборудования и пособий. Рациональный подбор физоборудования, его обновления путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка - все это помогает реализовать содержание занятий. В старшем возрасте в содержание занятия необходимо включать упражнения имитационного и образного характера, ритмическую гимнастику, элементы спортивных игр, основные виды движений, эстафеты, подвижные игры, задания по интересам.Обучение, совершенствование и закрепление основных движений проводятся в форме творческих, комплексных или игровых заданий, а также заданий по интересам.
Игры, эстафеты, комплексные задания и задания по интересам закрепляют приобретенные навыки в основных движениях.
При формировании новых двигательных навыков можно использовать игру – творчество.
На первом этапе обучения я использую игру «Угадай-ка». Она проводится в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения двигательных элементов.
На втором этапе (совершенствование навыка) в действие вступает игра «Почемучка». С помощью этой игры осуществляю контроль качества выполнения упражнения. На этом этапе обучения основные двигательные действия детям уже знакомы, поэтому у них активизируется внимание на конечный результат.
На последнем этапе проводится игра «Поиграй-ка». С помощью, которой я закрепляю двигательные навыки.Творческие задания являются своеобразным средством познания окружающего мира.
В содержании игровых занятий необходимо включать познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. В одном случае составляются задания на имитацию движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, в другом – движения выполняются с целью проявления физических качеств в сочетании с мыслительными операциям. В третьем — проявление умственных способностей ребенка.
Например, игра «Зайцы в огороде» .Текст определяет содержание игры:
- Вышли зайцы на лужок, видят зайцы огород. Там капуста, все вперед! Но, Дружок, знакомый пес стережет тот огород. Как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить?
Игра имеет несколько вариантов творческих заданий:
1. Зайцы должны утащить капусту, не вставая на задние лапы.
2. Каждый заяц неся капусту, заметает следы.
3. Указать способ передвижения: на одной лапе, трех лапах и др.
Реально - условная ситуация таких заданий помогает ребенку воспроизвести знакомый ему жизненный образ и проявить творчество в решении двигательной задачи.