Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

 Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neverova_m.i._ioch_1.docx174.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалиста

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

«Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Время обучения: 1 сессия: 19 января-23 января 2015г.

                           2 сессия: 26 января-30января 2015г.

Выполнила:

Неверова Марина Ивановна

воспитатель

структурного подразделения

«Детский сад «Ежик»

              ГБОУ ООШ № 6

г.о, Новокуйбышевск, 2015г.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

        Физическое развитие – одно из основных направлений развития детей в дошкольном возрасте. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют сниженной двигательной активности, что приводит к слабости мышц, связок, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы у детей дошкольного возраста - недостаток уровня их развития. Один из путей -  правильная организация физического развития с раннего детства.

        Свободу двигательных действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

        Задачи физического развития детей младшего дошкольного возраста реализуются посредством развития физических качеств: скорости, ловкости, гибкости, быстроты реакции, координации, выносливости, крупной и мелкой моторики силы. Наиболее эффективным методом решения данных задач являются подвижные игры с детьми, т.к. именно игровая деятельность является ведущей на этапе дошкольного детства.

        Совершенствование системы образования требует  внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер. Они направлены на своевременное обеспечение каждому ребенку оптимальных условий для всестороннего развития, включая направления физического развития, формирования полноценной личности.

         В наше время значительно выросли требования к физическому развитию детей.

        В п. 3.1. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях». Таким образом, внедрение в практику системы работы по использованию подвижных игр позволит эффективней усваивать детям новый материал, повысит уровень физического и общего развития, выносливость детского организма, снизит утомляемость, что позволит сформировать готовность к обучению к школе.

        По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

        Формирование положительного отношения к подвижным играм:

- развивать у детей потребность в двигательной активности;

- целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действия в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.

- соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения.

        В процессе решения задач по этому направлению могут быть выявлены недостатки.

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

- не все дети умеют действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях

- у многих детей не сформированы представления о себе, о здоровом образе жизни.

- в перспективном планировании по физическому развитию уделяется недостаточное внимание.

- не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении с подвижными играми, физическими упражнениями.

- развивающая предметно-пространственная среда ДОУ недостаточно оснащена ( нет современно-технического оборудования, игр, инвентаря, материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

- нет программы.

        

        На основе выявленных недостатков выделяется, следующее противоречие - развитие двигательной активности у младших дошкольников происходит в игровой деятельности, однако  отсутствие средств и  материально-технического оснащения делает затруднительным.

        2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

        Противоречие определяет  проблему усовершенствование деятельности педагога по формированию у детей дошкольного возраста овладения подвижными играми с правилами.

        3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

        В соответствии с пунктом ФГОС 4.6. к целевым ориентирам ДОО относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования:

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Владеет соответствующими возрастом основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Пользуется физкультурным оборудованием в свободное время.

Умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление. Сохраняет равновесие при перешагивании через предметы. Может ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом. Может катать мяч в заданном направлении, бросать его двумя руками от груди, из-за головы; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее пяти метров.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Проявляет интерес к участию совместных игр и физических упражнений. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Владеет простейшими навыками поведения во время умывания. Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнений, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила совместных игр.

        4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

        Отношение детей к подвижным играм  во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги.

        Изменение в содержании:

  • обобщение опыта работы по теме формирования у дошкольников позитивных установок к различным видам двигательной деятельности;
  • внести в тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса новые эффективные формы работы взаимодействия с инструктором по физическому воспитанию, круглый стол «Наши успехи и  достижения», консультация «Как организовать спортивный уголок в домашних условиях», сюжетно-ролевая игра «Автобус»;
  • включение в перспективное планирование содержания, форм и средств развития двигательной деятельности дошкольника;
  • применение новых эффективных современных форм работы с воспитанниками и их родителями по физическому  воспитанию детей: мастер-класс, посещение спортивного клуба «Ника», использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, журналы);
  • опираясь на ФГОС формирование позитивных установок к различным видам двигательной деятельности.

Изменения в средствах обучения и воспитания:

  • создание альбомов о спорте: «Спорт, спорт, спорт», «Наши любимые подвижные игры».
  • оборудование физического уголка,  оснащенного необходимым спортивным инвентарем.
  • использование  мультимедийного пособия «Подвижные игры с детьми младшего возраста».
  • фотоконкурс «Зимние забавы», «Все про спорт».
  • пополнение наглядного материала с помощью родителей: презентация «Наша спортивная семья», проект «Всерьез о здоровье».

Для детей.

Методы:

           1. Практический

        2. Игровой

        3. Наглядный

        4. Слуховой

        5. Словесный

        Приемы:

        1. Погружение в игровую ситуацию

        2. Групповая (коллективная) работа

        3. Беседы, загадывание загадок

        4. Голосовая и эмоциональная модуляция

        Здоровьесберегающие технологии:

        1. Дыхательная гимнастика «Самолет»

        2. Гимнастика для глаз «Погреем глазки»

        3. Физминутка «Головой качает слон»

        4. Игровые упражнения с релаксацией «Дождь в лесу», «Плывем в облаках».

Художественная литература.

        В формировании двигательной активности детей немаловажную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом: пробуждает интерес, желание подражать героям литературных произведений.

Рекомендуемые произведения:

        К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Ч. Янчарский «Игры», «Самокат», народные песенки «Под дождиком», «Палочка», «Маленькие ножки», сказка «У солнышка в гостях»,  З. Александрова «Дождик», С. Маршак «Радуга», В. Берестов «Веселое лето»,  Я. Аким «Песенка в лесу», В. Незвал «Один, другой, третий…».

Художественно-эстетическое развитие: конструирование.

Конструирование имеет огромное значение для всестороннего развития.

Изготовление физического оборудования из бросового материала: тарелочки-шумелочки, косички, погремушки и т.д.

Занятия по изобразительной деятельности можно и нужно широко использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для подвижных игр, масок.

Рисование

- «Колечки»

- «Красивые мячи»

- «Снежные комочки»

-«Красивые флажки»

Аппликация

- «Мячи большие и маленькие»

- «Флажки»

Лепка

- «Шарики»

- «Погремушка»

Труд

- книжки-малышки

- маски к подвижным играм

 

Игровая деятельность.

        Очень серьезные требования ФГОС  дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОО. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет  большее педагогическое значение, нежели учебное занятие по типу школьного урока.

Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о двигательной деятельности, о здоровом образе жизни. Рекомендуется расширить картотеку сюжетно-ролевых игр: «Автобус», «Таксопарк», «Мы спортсмены».

Дидактические игры развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формируют эмоциональный контакт со взрослыми, направляя его на сотрудничество; обучают ребенка способам усвоения общественного опыта.

Рекомендуемые игры: «Идите ко мне – бегите ко мне», «Возьми, положи, брось», «Найди свое место», «Куда девался мяч», «Прокати мяч», «Переложи игрушку», «Кто ловкий», «Кто скорей свернет ленту», «У кого большой мяч», «Кто внимательней», «Угадай,  кто за кем», «Шагаем и танцуем».

Познавательно-исследовательская деятельность развивает у детей самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Формами организации познавательно- исследовательской деятельности можно выделить следующее:

Экскурсии и наблюдения.

Задачи: продолжать формировать знания и закрепить представления детей о спорте, физической культуре; развивать познавательную активность; воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Рекомендуемые экскурсии: в школу (спортивный зал, спортплощадка), спортивный клуб «Ника», стадион «Нефтяник».

Коллекционирование.

 В процессе коллекционирования у дошкольника развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать (все о спорте, сборник литературы: стихи, поговорки, пословицы, наглядный иллюстративный материал: слайды, открытки, фильмы, папки). 

Коммуникативная деятельность.

 Деятельность, предметом которой является другой человек-партнер по общению. Беседы и разговоры с детьми, диалоги на данную проблему.

        Для педагогов.

  • Планировать деятельность, с детьми опираясь на ФГОС ДО, «Закон об образовании РФ» и СанПином.

Формы и методы работы с педагогами:

  • Индивидуальные: беседы, консультации, анкетирование, направленные на повышение уровня знаний по данной теме.
  • Коллективные: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические игры-викторины, открытые занятия, совещания в форме круглого стола, создание мини музеев.
  • Внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий  в педагогической деятельности.
  • Повышение качества образования.
  • Совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Выявление и распространение передового педагогического опыта.

Формы и методы работы с родителями:

  • Оказать помощь в совместном создании условий предметно-развивающей среды (приобретение спортивного инвентаря).
  • Совместные проекты «Наша спортивная семья», «День открытых дверей», конечный результат которых - фотовыставки и выставки детских работ.
  • Передвижные выставки  методической литературы по данному направлению.
  • Индивидуальные беседы о двигательной деятельности ребенка  с выражением похвалы и одобрения;
  • Создание мини-музея «Зимние олимпийские игры».

Изменения в контроле:

  • Составление индивидуальных карт развития;
  • Использование теста С. Медника «Диагностика вербальной креативности», методика на определение уровня вербального (абстрактного)  мышления (по К. Йерасеку)
  • Опросы и анкетирование родителей на предмет физического воспитания в условиях семьи.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

          Кадровые:

  • Привлечение инструктора по физическому воспитанию  для активизации двигательной активности;
  • Повышение квалификации педагогов по изучаемому вопросу.

          Психолого-педагогические:

  • Повышение уровня социально-коммуникативной компетенции педагогов и родителей  по формированию физических качеств ребёнка;
  • Изучение научно-педагогической литературы по вопросу формирования двигательных навыков у дошкольников;
  • Создание условий для каждого ребёнка в проявлении  полученных знаний и умений в той или иной ситуации;
  • Организация консультаций, мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов ДОО.

          Материально-технические:

  • Приобретение интерактивного оборудования;
  • Приобретение материалов и спортивного инвентаря для развития двигательных навыков воспитанников.

Нормативно-правовые:

  • Указ Президента РФ “О национальной стратегии действий в интересах детей” на 2012–2017 г.
  • Постановление правительства Российской Федерации № 172 от 21.03. 2007 г. “О федеральной целевой программе “Дети России”;
  • Приказ МинОбрнауки России № 655 от 23.11.2009 г. “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”;
  • Основная образовательная программа ДОО.

Информационные:

  • Приобретение  информационно-методической и художественной литературы.
  • Посещение мастер-классов по физическому развитию.
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОО.
  • Ресурсы интернета.

Ожидаемые результаты:

  • Дети научатся действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения; будут соблюдать элементарные правила в совместных играх.
  • У детей сформируются двигательные умения и навыки.
  • Дети получат элементарные представления о ценности здоровья, здорового образа жизни.

        Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

2. Кузнецова  М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.

3. Зимовина В.А. Воспитание ребенка – дошкольника. Расту здоровым. М. ВЛАДОС, 2003.

4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004.

5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа; Мозаика – Синтез – Москва, 2009.

6. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет; Айрис – Пресс, 2010.

7. Семенова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. Спб. 2004.

8. Научно – практический журнал «Здоровье дошкольника» 2012г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

   Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, разви...

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами.

В своей работе я описываю деятельность педагога по овладению детьми подвижными играми с правилами. В данной статье описаны все методы, приемы и формы работы педагога с детьми по данной теме....

Консультация: «Деятельность педагога по овладению детьми среднего возраста подвижными играми с правилами»

В наше время значительно выросли требования к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. Таким образом н...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...