"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"
методическая разработка по теме

Славкина Алла Андреевна

     Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными – дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи по здоровому образу жизни в физическом воспитании дошкольников. Такими учеными являются: Т.И.Осокина, Е.Н.Вавилова и др. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.Л.Венгера, В.Д.Давыдова, Е.О.Смирновой и др. Анализ работ С.А.Козловой, Л.Г.Касьяновой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_po_teme_zozh.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

"Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования"

на тему:

"Организационные и психолого - педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни"

время обучения: 1 сессия: 19.05 - 23.05.2014г.

2 сессия: 23.05 - 30.05.2014г.

Выполнила:

Славкина

Алла Андреевна

ГБОУ СОШ с. Новый Буян

ОДО № 1 "Светлячок"

- воспитатель

Самара, 2014г.

                      «Приобрести здоровье – это храбрость,

                                           Сохранить его – мудрость,

                                           А умело распорядиться им – искусство.

                                                                                      Франсуа Вольтер.

1.  МОДЕЛИРОВАНИЕ  СИСТЕМЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА,  НАПРАВЛЕННОЙ  НА  РЕШЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПРОБЛЕМЫ.

                            Анализ недостатков в результатах:

  • Недостаточно сформированы представления и знания о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • Недостаточно сформированы представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни;
  • Мало сформированы представления о правилах поведения в различных ситуациях;
  • Нет разнообразия в содержании подвижных игр и упражнений по здоровому образу жизни и их усложнений;

                         Анализ недостатков в основном процессе:

  • Малоактивное использование технологий обучения по здоровому образу жизни;
  • Мало реализован системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для современного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • Недостаточное использование музыкального сопровождения на занятия по физической культуре;

   Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

     Недостаточное количество тренажеров, картотеки подвижных игр и упражнений по здоровому образу жизни, дидактических игр и пособий по культуре поведении, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, оборудования для спортивных игр, для индивидуальной профилактической работы с детьми.

2.  Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

     Профессиональная проблема: создание организационных и психолого – педагогических условий для успешного овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

3. Описание новых образовательных результатов:

Целевые ориентиры по ФГОС

       Конкретизация

          Проявления

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика рук; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребенок проявляет любознательность.

Выполнение упражнений с предметами, например, с кубиками, с мешочками с песком, с малыми мячами и т.д ; выполнение основных видов движений: бег, ходьба, лазание, ползание, бросание, ловля, прыжки и т.д.; ориентироваться в пространстве.

Самостоятельное выполнение культурно – гигиенических навыков, чтение художественной литературы о правилах поведения в различных ситуациях на улице и дома.

интерес

В общеразвивающих упражнения, в подвижных играх, упражнениях на равновесие.

Полоскание рта после еды, при необходимости мытье рук, пользование носовым платком, расческой и т.д.

В играх и упражнениях.

4.  Характеристика изменений в образовательном процессе:

     Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста, а так же задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными – дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи по здоровому образу жизни в физическом воспитании дошкольников. Такими учеными являются: Т.И.Осокина, Е.Н.Вавилова и др. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.Л.Венгера, В.Д.Давыдова, Е.О.Смирновой и др. Анализ работ С.А.Козловой, Л.Г.Касьяновой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности.

     В соответствии с законом «Об Образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

     Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью, формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного здоровья. Этим занимается новая отрасль знания, получившая название валеология – наука о здоровье.

     Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

                              Здоровый образ жизни включает в себя:

  • Здоровое питание;
  • Регулярные физические упражнения;
  • Укрепление и повышение иммунитета различными способами;
  • Соблюдение режима дня;
  • Соблюдение правил личной гигиены;

     Актуальность: проблемы по здоровому образу жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением экологического, психологического, провоцирующих негативизм в состоянии здоровья.

     В современной жизни практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации непосредственно – образовательной деятельности акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на непосредственно – образовательную деятельность, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развить интерес к непосредственно – образовптельной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникла проблема: как эффективно организовать воспитательно – образовательный процесс без ущерба здоровью детей дошкольного возраста? Ответить на его можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

     Активный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, т.к. в дошкольный период детства закладываются основы здоровья и физического развития. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом. Одной из причин неблагополучия в состоянии здоровья детей дошкольного возраста является недооценка педагога и родителей значимости физической культуры, как средства психофизического развития и эффективности оздоровления ребенка.

     Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Формирование культурно – гигиенических навыков является одной из самых актуальных при воспитании у детей дошкольного возраста, которая способствует укреплению здоровья, физического, психического развития, а так же воспитанию культуры поведения. Главными задачами по укреплению здоровья детей дошкольного возраста является формирование  у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни; научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Потребность в здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста формируется так же на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что полезно, а что вредно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

     Эффективность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста обеспечивается следующими педагогическими условиями:

  • Организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирование, познавательные общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой основе эмоционально – положительного отношения к данному процессу;
  • Расширение предметно – развивающей среды для освоения детьми способов ведения основ здорового образа  жизни;
  • Осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.

                                                     Направления:

  • Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к здоровому образу жизни и включение в физкультурно – оздоровительную деятельность на всех этапах образовательного процесса, способствует воспитанию положительной ориентации по отношению к здоровью, улучшению к взаимопониманию между детьми и между детьми и взрослыми, снижает конфликтность, агрессивность, чувство изолированности, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии, а значит, и на состоянии в целом.;
  • Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей дошкольного возраста и приобщению их к здоровому образу жизни;
  • Знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
  • Овладеть основными культурно – гигиеническими навыками;
  • Уметь вести себя в различных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей дошкольного возраста, умению избегать и даже предотвращать их;
  • Развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • Становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

                    В систему работы входят основные элементы:

  • Воспитательно – образовательный процесс: утренняя гимнастика, упражнения на релаксацию, минуты здоровья, физкультминутки, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и т.д.
  • Работа с родителями: уголки здоровья для родителей и детей, дни и недели здоровья, круглый стол «Заботимся о своем здоровье вместе», беседы, консультации и т.д.
  • Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдац правила гигиены», «Как правильно чистить зубы», «Твое настроение».

        В содержание работы по формированию представлений детей   дошкольного возраста о здоровом образе жизни:

1.   Формирование когнитивного компонента представлений:

  • Образовательная работа с детьми: сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков;
  • Развивающая работа с детьми: развитие способности к установлению причинно – следственных связей между здоровьем и образом жизни;

2.  Формирование поведенческого компонента представлений:

  • Воспитательная работа с детьми: формировние мотивации и потребности к здоровому образу жизни, профилактика негативного поведения.

     Наиболее эффективными формами организации обучения и воспитания являются: гимнастика после дневного сна, закаливающие процедуры, заняти по физической культуре, подвижные игры, игровые ситуации.

     Средства: занятия по физической культуре, беседы, игры и упражнения, чтение художественной литературы, дни здоровья, развлечения.

     Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образ жизни (соблюдение режима дня, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоционально - положительным отношением к данным элементам и умением реализовать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами ( чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Контроль:

  • физкультурно - оздоровительная работа в редиме дня в ДОУ;
  • "Диагностика культуры здоровья",  В.А.Дергунская.

5.  Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новыъ образовательных результатов:

  • Кадровые: нехватка узких специалистов: психолога, логопеда;
  • Научно - методические: планирование и организация системы работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по здоровому образу жизни; рекомендации по проведению различных видов гимнастик; организация семинаров, консультаций; изучение проблемы в научно - методической литературе; выявление, обощение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ; организация выставки методической литературы; подготовка карточек для воспитателей; составление рекомендаций по использованию здорового образа жизни в образовательном процессе ДОУ;
  • Нормативно - правовые:

         = Закон РФ "Об Образовании";

         = "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"

         Указы Президента России:

         = "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ";

        = "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ";

  • Информационные: недостаточное количество компьютеров, спортивного и физкультурного оборудования, тренажеров, методической литературы;
  • Организационные: совместные с родителями мероприятия, спортивные праздники и развлечения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого - педагогические условия восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Форму...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРИВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

"Забота о здоровье"-это важный труд воспитателя. От жизнирадостности, бодрости детей зависит их духовная жизьнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешк...

Презентация "Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни»

Если мы научим детей с самого раннего возрастаценить, беречь и укреплять своё здоровье.Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,  то только в этом случае можно надеяться...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОЛЬКЛОРА»

В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным нормам и правилам здорового образа жизни

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осмысленному поведению детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой воспитания дошкольников, так как в этом возрасте изза ...