Буклет "Сундучок бабушкиных игр"(русские народные подвижные игры)
материал по физкультуре на тему
Буклеты для родителей и педагогов по русским народным подвижным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Сундучок бабушкиных игр"(русские народные подвижные игры) | 405.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поясок»
Дети образуют круг. Выбирается водящий. Ему даётся в руки поясок. Дети начинают двигаться по кругу. Водящий идёт в кругу, в противоположную сторону. Дети поют:
Вот наш Вова( имя ребёнка) идёт
Поясочек несёт.
Кому дать, кому дать,
Кому поясочек передать?
Водящий останавливается, кланяется, передаёт поясок другому ребёнку.
«Кот Васька»
Дети сидят на лавке. «Кот» прогуливается перед детьми, на носочках, оглядывается то вправо, то влево.
Дети: Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
А бежит стрелой.
«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает»
Воспитатель: Глазки закрывается-
Спит иль притворяется?
Зубы у кота-
Острая игла.
Дети идут к коту.
Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
«Кот» догоняет детей.
«Огуречик, огуречик»
Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят) Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт!
Огуречик догоняет детей. Дети убегают.
«Мышка»
Играющие стоят лицом в круг, соединив перед собой ладони. В центре двое водящих. Один из них берёт маленький предмет – мышку и зажимает её между ладонями, затем начинает вкладывать свои ладони в ладони других детей, незаметно передав кому-нибудь «мышку», встаёт рядом с другим водящим. Второй водящий должен угадать, у кого в ладошках «мышка спряталась».
«Заинька»
Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит Заинька. Один из ребят спрашивает его:
- Заинька, Заинька, где твой дом?
- Мой дом под кустом, под березовым
листом.
Затем все хором говорят:
- Заинька, Заинька,
- Приходи к нам на лужок
На головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает действия, о которых говориться в песне:
- Заинька, сорви цветик,
Вот и этак, сорви цветик.
- Заинька свей веночек.
- Положи на головку.
- Топни ножкой.
- Заинька попляши.
Дети идут в круг со словами:
- Заинька, Заинька,
Коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Заинька подходит к одному из ребят и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька и игра продолжается.
«У медведя во бору»
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. «Медведь» рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется во бору, потом ложится, как будто спит. Дети идут, словно собирают ягоды и грибы. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Медведь ворочается, потягивается. Затем он встаёт и начинает гоняться за детьми. Кто успевает убежать в дом, того медведь не трогает.
«Курочка-хохлатка»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», в другом доме - «цыплята» и «курица».Взрослый изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это «кошка» дремлет около своего домика. «Курица» выходит вместе с «цыплятами» гулять. Воспитатель говорит: Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко,
Не ходите далеко".
Приближаясь к «кошке» он говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка...
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые вместе с курицей убегают.
«Кошки-мышки»
Считалкой выбираются Кошка и Мышка. Остальные игроки становятся в кружок на расстоянии примерно шага друг от друга и берутся за руки, образуя между собой ворота. Если руки игроков опущены, то ворота закрыты, если подняты – открыты. Мышка залезает внутрь круга, а Кошка остается снаружи.Кошка должна поймать Мышку, для этого ей надо проникнуть в круг. А задача игроков, образующих круг, состоит в том, чтобы оберегать Мышку от Кошки.Кошка ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей проскочить внутрь. При этом ей разрешается прорывать цепь игроков, подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них. Игрокам при этом запрещается соприкасаться плечами.
Если Кошке удалось попасть внутрь круга, то игроки могут отворить Мышке «ворота», выпустить ее и тут же опять опустить руки. Теперь Кошке надо ловить Мышку снаружи, т.е. опять преодолевать цепь игроков. А когда Кошка выскочит наружу, ближайшие к Мышке игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.
«Воробушки»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», другой дом – «гнёздышки» - «воробушки».
В начале игры выбирается кошка. Кошка сидит в конце игрового поля. Остальные дети «воробушки». Ребята поют песенку про воробушек, передавая движения текста, до тех пор, пока не произнесут последние слова.
Стайка дружных воробьишек -
Чик-чирик! Слетела с крыши,
Посидела на скамейке,
Полетала по аллейке,
Поклевала быстро крошки
И на дерево от кошки –
Шмур-р-р! - скрылась.
Кошка выбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит к себе домой. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.
Сундучок бабушкиных
игр.
Младший дошкольный возраст
(3 – 5 лет).
Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Подготовила
инструктор по физкультуре
Тунгускова Елена Алексеевна
Балашиха 2015
«Капуста»
Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, платки, пояса, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, «хозяин», садится рядом с капустой. «Хозяин», показывая движениями воображаемую работу, говорит:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
После последних слов, дети пытаются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого заденет хозяин, тот больше в игре не участвует. Игрок, который больше унесёт из огорода капусты, объявляется победителем.
«Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй. Игра повторяется.
Правила игры. Ведущие бегут только за кругом. Играющие не поворачиваются, пока ведущий выбирает, кому положить на плечо платок.
«Баба Яга»
1 вариант. Играющие выбирают Бабу Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну линию черты становится Баба Яга и собаки, по другую – дети. Дети дразнят Бабу Ягу: Баба Яга,
Костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала,
Пошла в огород,
Испугала народ,
Побежала в баньку ,
Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак их ловить.
2 вариант. На земле рисуется круг. По считалке выбирается Баба Яга. Баба Яга берёт в руки помело, становится центр круга. Дети бегают по кругу и дразнят:
Баба Яга,
Костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала,
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Дети запрыгивают в круг, Баба Яга старается их «осалить». Кого «осалила», тот выходит из игры.
«Горелки»
1 вариант. Число участников должно быть нечетным. Считалкой выбирается горельщик. Играющие становятся парами друг за другом. Горельщик становится впереди, в нескольких шагах от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему не разрешается оглядываться и смотреть по сторонам. Игра начинается с того, что все дружно поют горельщику песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
При словах «глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят» горельщик, должен смотреть на небо. Как только кончилась песенка, последняя пара разъединяет руки и бросается бежать в перед, один справа, другой слева от игроков. Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди или сбоку от него. Если бегунам удалось опять схватиться за руки, они становятся первой парой. Горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих , для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сближаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику достаточно запятнать (дотронуться до бегущего рукой). Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар. А не пойманный остается без пары и должен «гореть». Если горельщик никого не поймал, он снова занимает свое место и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
2 вариант. Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит впереди, в руке платочек.
Все хором: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит
«Горячее место»
На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его . Когда все переловлены, игра начинается снова.
«Хромая лиса»
Водящий (Хромая лиса) должен запятнать кого-либо из игроков, после чего тот становится Хромой Лисой. У водящего должна быть «нора». Для этого используется свободный угол комнаты. Нора отделяется от остальной комнаты полукруглой чертой, проведенной мелом на полу. Все игроки бегают на двух ногах, а Хромая Лиса должна догонять их, прыгая на одной ноге. В начале игры Лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять на двух ногах. Но выйдя из норы, она уже должна скакать на одной. Остальные игроки стараются ее выманить. Они, то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса! Хромая лиса!». Хромая лиса старается запятнать игроков и, если ей это удалось, она может встать на обе ноги.
А новая Хромая Лиса должна поспешить в нору, так как она может пятнать кого-либо только после того, как побывает в норе и выскочит от туда на одной ноге. Лисе разрешается пятнать игроков и не выходя из норы, т.е. даже стоя на обеих ногах.
Хромая Лиса должна все время скакать на той ноге, на которой она вышла из норы. Если Лиса переменит ногу, или встанет на обе ноги, или даже просто коснется пола другой ногой, она должна отправляться в свою нору и начинать водить снова.
Никто из играющих, кроме Лисы, не имеет права входить в нору или даже наступать на черту.
«Водяной»
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Дети останавливаются, водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
«Жмурки»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают водящего «жмурку», завязывают глаза, ставят на середину круга. Поворачивают «жмурку» несколько раз вокруг себя и спрашивают:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
После этих слов игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманного нужно угадать на ощупь. Если «жмурка» угадает то, игрок меняется с ним местами.
Сундучок бабушкиных
игр
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Подготовила
инструктор по физкультуре
Тунгускова Елена Алексеевна
Балашиха 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами"
Подбор народных подвижных игр для детей младшего возраста....
Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.
Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
«Русские народные подвижные игры, как средство здоровьесбережения у воспитанников и приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...
Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....
Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....