Интеграция непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в практике ДОУ
методическая разработка по физкультуре на тему

Жернакова Наталья Ивановна

Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_rmo_zhernakova.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Полтавский детский сад "Березка" Полтавского района Омской области.

Интеграция непосредственно образовательной деятельности

по физической культуре в практике ДОУ

(выступление на РМО)

 

                                                   Воспитатель:

                                                                                 Жернакова Наталья Ивановна

 

Полтавка - 2012г.

       Физическая культура перестает  восприниматься как узкая дисциплина, становясь неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры, что актуально на сегодняшний день, поскольку  акцент с формирования знаний, умений и навыков переносится на формирования общей культуры ребенка.

В настоящее время в условиях модернизации системы образования и реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимание занимает интеграция образовательных областей. Обсуждая проблему интеграции образовательных областей, важно раскрыть понятия ,,интеграция,,.

Понятие интеграция происходит от латинского слова ,,integration,, - т.е. восстановление. Интеграция различных образовательных областей представляет возможности динамического освоения знаний. Вновь усвоенные знания включаются в уже имеющиеся, соотносясь со знаниями из других областей.

     Министерство образования от 14.03.2000г  №65/23-16 рекомендует в практике ДОУ использовать преимущественно интегрированные занятия. Именно эти занятия ,,позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. В содержании занятий по физической культуре включаются дидактические игры, творческие подвижные игры, проблемные занятия, таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется эффективное решение как оздоровительных, так и обучающих задач.

      Под интегрированными занятиями мы понимаем такую форму организации деятельности, при которой одной темой объединены задачи, например, физического воспитания и математического развития, сопряжены двигательная и познавательная деятельности. Цель таких занятий заключается в закреплении и совершенствовании двигательных умений, навыков, развитии умственных способностей, познавательных интересов, мыслительной активности, посредствам использования межпредметных связей. Ключевым понятием является выделение общих тем. Если раньше мы обучали основным видам движения, формировали двигательные навыки, то сейчас мы рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Воспитателям необходимо искать новые формы работы, позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.        Основной вид деятельности, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих целей и задач, игра. В своей практике организовываю занятия физической культурой так, чтобы их содержание было максимально приближено к игровой деятельности, фундамент любой игры - воображение. Физическая культура может интегрироваться с каждой из 9 образовательных областей, рекомендованных ФГТ. Существуют разнообразные формы и виды деятельности детей в детском саду, направленные на сохранение и укрепление здоровья использую элементы оздоровительных методик: дыхательная гимнастика, самомассаж и взаимомассаж, пальчиковая гимнастика.

     В каждый комплекс утренний гимнастики и физической культуры обязательно включаю дыхательные игры и упражнения, которые улучшают деятельность желудочно-кишечного тракта, благотворно влияют на нервную систему. Можно использовать упражнения с акцентом на выходе, произнесением различных звуков, упражнения на задержку дыхания, игровые упражнения с чтением стихов. В данных упражнениях: «стрельба», «гудок парохода», решаются задачи образовательных областей, физическая культура и здоровье, коммуникация, познание, чтение художественной литературы т.е. происходит их интеграция. Также использую суставную гимнастику - она дает психологический         эффект: повышает активность, настроение, устраняет хондроз и меланхолию. Использую в своей практике точечный массаж.

     Цель использования точечного массажа: повысить защитные свойства организма, способствовать пробуждению нервной системы, также он используется в целях профилактики простудных заболеваний, в наличие двигательной деятельности - чтобы подготовить детей к предстоящей мышечной нагрузке, в заключении - чтобы успокоить детей, дать возможность восстановить силы для последующей деятельности. "Физическая деятельность" и "здоровье" - это области неразрывно связаны друг с другом. Наша задача - сохранить и укрепить не только физическое, но и психическое, и социальное здоровье, помогают в этой работе включения двигательного воображения, в частности образно-ролевая игра. Например: нужно выполнить самомассаж ушных раковин - не самое интересное занятие для детей, а если они принимают образ Чебурашки, то же самое занятие становиться намного привлекательнее и полезнее. Образы медведя и лисы помогают в профилактики плоскостопия, змеи и бабочки - в профилактики нарушений осанки, образ ветра и трубача - при проведении дыхательной гимнастики.

Если ребенок принимает образ кошки, он автоматически преображается в движении. Не приходиться объяснять, как расслабить те или иные мышцы его образная память воспроизводит кошачьи движения, и вот ребенок уже выгибает спину, ползает, урчит.

«Физическая культура» и «Познание».

     Именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Особое внимание уделяю развитию зрительного, слухового и тактильного восприятия. В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны в двигательной деятельности, выступают спортивный инвентарь и нестандартное оборудование. Игра "цветы" закрепляет понятие цвета, развивает пространственные представления, творческие способности. Дети бегают по залу врассыпную с разноцветными мячами в руках, а на сигнал "На середине поляны вырос розовый цветок", дети с розовыми мячами объединяются в группу и образуют цветок с розовыми лепестками, поднимая мячи вверх.

«Физическая культура» и «Социализация».

     Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников большое значение имеет игра, в которой отражаются окружающая деятельность, мир людей, природы и общественной жизни. Например, использую такие игры, как игра "Такси": мальчики - водители, девочки - пассажиры. Они с удовольствием вызывают такси по телефону, закрепляя правила телефонного разговора. Мальчики на своих автомобилях стоят в автопарке, ожидая вызова. Затем девочки садятся в "такси" и отправляются по своим делам, кто в магазин, кто в парикмахерскую. Заканчивается игра тем, что машины развозят девочек по домам и возвращаются на стоянку. В процессе этой игры решается несколько задач: закрепление идентификации, правил и норм поведения в общественных местах, обогащение лексикона детей. Подвижная игра - это упражнение, которое готовит ребенка к жизни.

«Физическая культура» и «Коммуникация».

     Общение со сверстниками и взрослыми неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднение в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Особое внимание нужно уделить агрессивным и застенчивым детям, т.к. именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации необходимо гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, образно - ролевая игра помогает в этом. Допустим, сегодня мы изображаем трусливых мышек, и я хвалю тихих, застенчивых детей за то, как они артистично показывают зверьков, вселяя в них уверенность в себе. Шумные, интерактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания. Агрессивные дети таким социально приемлемым способом избавляться от излишней агрессивности, а застенчивые учатся смелости. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, принимать различные роли, что повышает компетентность детей.

«Физическая культура» и  «Музыка».

     Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений. При выполнении упражнений под музыку, улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Ребенок с помощью движение учится воспринимать музыку, передавать ее характер. Использую разные работы с музыкой двигательная имитация, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ  инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция образовательной области.

Литература:

1. «Воспитатель»  №4/2012г., с 17-24.

2. «Современный детский сад»  №1/2012г., с 34 - 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"

Непосредственная образовательная область физическая культура "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности («Физическая культура» + «Познание» + «Художественное творчество) совместно с родителями.Тема: "Мы лисичке помогаем – вместе по лесу гуляем".

Данная непосредственная образовательная деятельность нацелена на развитие   интегративных качеств воспитанников в процессе  двигательной, творческой совместной деятельности взрослого и ...

Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельности физическая культура

Занятие по непрерывно образовательной деятельности физическая культура...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «физическая культура» (на улице) в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год.

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «физическая культура» (на улице) в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год....