Проект "Работа с детьми с ослабленным здоровьем"
проект по физкультуре на тему

Кузенкова Регина Юрьевна

Профилактическая и коррекционная работа по плоскостопию у детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kuzenkova_regina_yurevna.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Приволжский межрегиональный центр повышения

                         квалификации и профессиональной переподготовки

                         работников образования. ФГАОУ  ВПО «Казанский

                         (Приволжский ) федеральный  университет»

                         Проект

 «Работа с детьми с ослабленным здоровьем»                                                                          

                (Нарушение опорно- двигательного аппарата.

                               Профилактическая и коррекционная

                             работа по плоскостопию у детей 5-6 лет)

                                               Выполнила:

                                               Кузенкова Регина              

                                               Юрьевна, инструктор по

                                               физической культуре      

                                               высшей            

                                               квалификационной

                                               категории

  Содержание:

1.Пояснительная записка.

2.Тематический план.

3.Методическое обеспечение.

4.Список литературы.

                   Пояснительная записка.

Актуальность. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение.

Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы (Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления»).

В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период.

Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед учителями детских дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста. Все это и определяет актуальность проекта.

Цель: изучить современное состояние проблемы физических средства реабилитации в комплексном восстановлении детей с плоскостопием (5-6 лет).

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сущность, этиологию и патогенез, симптомы, особенности клиники и осложнения течения плоскостопия у детей дошкольного возраста (5-6 лет).

2. Определить наиболее эффективные методы комплексного восстановления детей дошкольного возраста (5-6 леи), страдающих плоскостопием.

Объект исследования: методы реабилитационной помощи при плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: восстановительная двигательная деятельность с детьми дошкольного возраста, страдающими плоскостопием.

Гипотеза: Мы предполагаем, что использование комплексов реабилитационных упражнений позволят восстановиться детям дошкольного возраста (5-6 лет) с плоскостопием.

Образовательная деятельность рассчитана на детей 5-6лет, продолжительность - до 25-30 минут, проводится 1 раз в неделю, состоит из трех частей

Структура образовательной деятельности

1. Вводная часть 3 - 4 мин.

2. Основная часть 15 - 16 мин.

3. Заключительная часть 4 мин.

Для массовых обследований дошкольников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца. Плантограф представляет собой деревянную рамку, на которую натянуты полотно или мешковина и поверх них полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа

кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Он должен стоять на двух ногах с равномернойнагрузкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп – плантограмму.

Оценка плантограммы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечате. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из этой же точки, проходит к середине основания

большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная, если первая линия внутри отпечатка уплощена и обе линии расположены

внутри контура – стопа плоская. Тестовое обследование проводит медицинская сестра дошкольного учреждения 2 раза в год.

Ожидаемые результаты проекта.

  Реализация данного проекта позволит качественно улучшить состояние здоровья детей.

Срок  реализации проекта 1 год

Совместно с мед. сестрой и инструктором по физической культуре были обследованы дети старшей группы  № 3.

Всего с нарушением плоскостопия было выявлено   6 детей.

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей 5-6 лет  

месяц

Тема образовательной деятельности

задачи

инвентарь

сентябрь

Тест- мониторинг

Тест-диагностика по выявлению нарушений осанки и

плоскостопия у детей.

«Круг-кружочек»

Закреплять знания о строении тела человека. Развивать

двигательную память ребенка; воспитывать осознанное

отношение к своему здоровью.

 Спортивные  игрушки

«Дерево»

Формировать правильную осанку, укреплять свод стопы.

Развивать двигательную память ребенка, научить запоминать

с одного раза. Воспитывать бережное отношение к природе.

Массажные коврики

«Леший»

Дать представления о гимнастике йогов; закрепить умение

выполнять статические упражнения, сосредоточивать

внимание на дыхании. Воспитывать храбрость, уверенность в

своих силах.

Обручи., кольца, скамейки

октябрь

Кукла Маша

Познакомить детей с анатомо-физиологическим понятием о

функциональном значении мышц

Кукла Маша

«Маша – растеряша»

Укреплять мышцы стоп

Массажные мячики

«Заяц – хваста

Укрепить навык правильного массажа спины

Коврики

«Котенок»

Развивать гибкость спины

мяч

ноябрь

«шимпанзе»

Развивать гибкость спины

мешочки

«Удав»

Развивать мышцы спины

Массажные коврики

«Козлята»

Развивать двигательную память

Маска козы

«Гномики»

Укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

Массажные коврики

декабрь

«Мы веселые тигрята»

Укреплять позвоночник и

мышцы спины.

Массажные коврики

«Медведь»

Укреплять грудной отдел

позвоночника и мускулатуру рук.

маска

«Сова»

Формировать правильную осанку

Маска, месяц

«Коршун»

Укреплять мускулатуру ног

Маска

январь

«Аист»

Укреплять вестибулярный

аппарат

Маска

«Ласточка»

Развивать равновесие и

умение ориентироваться в пространстве.

Гимнастическая скамейка

«Бегемот»

Учить управлять собственным телом

Маска

«Колобок»

Воспитывать ловкость, выдержку,

внимание.

Мячи

февраль

«Цыплята»

Формировать привычку к здоровому образу жизни

Массажные мячи

«Самолет»

Способствовать укреплению свода стопы

Тренажер

«Мойдодыр»

Совершенствовать общую

и мелкую моторику руки

Мелкие игрушки

«Лодочка»

Продолжать укреплять мышцы туловища и конечностей

Март

«В гостях у Айболита»

Формировать правильную осанку. Развивать чувство

равновесия, улучшение координации движений. Воспитывать

осознанное отношение к своему здоровью.

Мячи, коврики, мешочки

«Весна в лесу»

Формировать правильную осанку; укреплять свод стопы

Скамейки, дуги, мячи малого размера

«Волк и лиса»

Укреплять мышечный аппарат стопы с помощью

самомассажа.

Гимнастические палки

«Клубочек»

Формировать правильную осанку, укреплять свод стопы.

Схемы

Апрель

«Космонавты»

Закреплять знания детей об упражнениях развивающих и

укрепляющих позвоночник, стопу

Гимнастические палки, обручи

«Я и физкультура»

 Способствовать исправлению деформации стоп ног

Гантели, ребристые дорожки

«Будем здоровы»

(спортивное развлечение

Дать понятие о зависимости здоровья человека от гибкости

Позвоночника, стопы

Платочки, кегли,

секундомеры

«Звездочки»

Закреплять знания детей об упражнениях развивающих и

укрепляющих осанку и стопу.

Скакалки, лестнича

Май

«Привет с моря»

Развивать

умения ориентироваться в пространстве. Воспитывать

интерес к обитателям моря.

Корзины с шарами,

веревка с мешочком.

Игровая

образовательная

деятельность «Ванька –

потеряшка»

Закрепить у детей умение распознавать органы человека и

показывать их местонахождение на своем теле. Развивать

зрительное и тактильное восприятие.

«Азбука»

 Продолжать развивать гибкость стоп

Массажные мячики

Тест-диагностика

Оценка эффективности образовательной деятельности

 по исправлению нарушений  плоскостопия

Методическое обеспечение.

Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ, так и в спортивном зале.

Предметно-игровая среда в спортивном зале ДОУ включает в себя:

 Инвентарь и материалы:

1. Гимнастические скамейки

2. Гимнастическая стенка

3. Наклонные доски

4. Мячи по количеству детей.

5. Гимнастические палки

6. Гимнастические обручи

7. Набивные мячТест – диагностика для выявления плоскостопия.

            Игры и упражнения для детей, страдающих плоскостопием:

«Перешагни через веревочку»

Цели: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в

перешагивании через препятствия.

* Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.

По команде ребенок идет и перешагивает через веревку, затем поворачивается и снова

перешагивает через веревку, пока не перешагнет по всей длине. Инструктору надо контролировать правильность осанки и смыкания губ

«Ласточка»

Цели: тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, ног.

Инструктор показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки стороны,туловищенесколько наклонено вперед, голова поднята. Инструктор держит ребенка за обе руки и контролирует, правильно ли  выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды,  затем опорная нога меняется.

«Море, берег, парус»

Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного корсета,  позвоночника, мышечного аппарата стопы.

Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По сигналу инструктора «Море» выполняют шаг назад, по сигналу «Берег» - шаг вперед, по сигналу «Парус» - поднимают руки вверх.

Правила: Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки или

сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

 «Поднять паруса»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц участвующих в формировании свода стопы.

Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху. По сигналу воспитателя «Убрать паруса» они сходят со скамейки и разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу «Поднять паруса» дети должны быстро занять свои места и принять положение стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса.

Правила: 1) действовать строго по сигналу;

2) занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга;

3) на скамейках стоять. На носках, руки вверху;

4) те кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию воспитателя

выполняют стойку на носках на полу, пропуская одну игру.

 «Ловкие ноги»

Цели: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, развитие координации

движений, тренировка быстроты реакции.

И.п. – сидя на полу, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами –мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку.

Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.

«Барабан»

Цели: укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, тренировка быстроты реакции.

И.п. – и.п. сидя на скамейке. Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно.

Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Список литературы:

1. Аленькин П.Ф. Массаж и движения. - Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1992

2. Белая М.А. Руководство по лечебному массажу, 2-е изд. - М.: Медицина, 1983

3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М.: 1995

4. Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Васильева Т.Д.; ГЦОЛИФК. - М., 1981. - 21 с.

5. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 144 с., ил

6. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998

7. Данько Ю.И. Очерки физиологических упражнений. - М.: Медицина, 1974

8. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 1988

9. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: 1994

10. Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. Физическое воспитание дошкольников. - Калининград, 1997

11. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1963. - 64 с.: ил.

12. Как вырастить здорового ребенка / Под ред. В.П. Алферова. - Л.: Медицина, 1991

13. Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. - М.: 2002

14. Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. - М.: 1993

15. Легафт П.Ф. Анатомия мышечной системы. - Л.: ФиС, 1938 г.

16. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов и техн. физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 368 с., ил.

17. Лечебная физическая культура : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с

18. Закон об РФ «Об оразовании в Российской федерации».2014

19. Программа «Сообщество».

20.Федеральный Государственный Стандарт  образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства»

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре з...

Проект индивидуальной траектории на ребенка дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

Проек  "Росток" индивидуальной траектории на ребенка дошкольного возраста с ослабленным  здоровьем.                         ...

«Босоножье» Закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем.

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировк...

Конспект сюжетно-игрового занятия по хатха-йоге «Путешествие в Африку» для детей старшей возрастной группы с ОВЗ и ослабленным здоровьем

Цель: сформировать у детей стойкое понимание необходимости укреплять свое физическое здоровье.Задачи:образовательная: учить детей правильно выполнять асаны;воспитательная: воспитывать в детях чувство ...

Игры и упражнения для детей с ослабленным здоровьем

МесяцТема занятия, цельОктябрьИгра «совушка - сова».Цель: развевать коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки.Игра «Шарик лопнул».Цель: восстановление нос...