Картотека игр и игровых упражнений малой подвижности
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с ребятами произносит текст и покалывает движения. Дети повторяют движения. Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны.) Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте.) Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши.) Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны.) | «Жили-были зайчики» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения. Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи ушки.) На лесной опушке, (Возводят руками.) Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома.) В маленькой избушке, мыли свои ушки, (Трут ушки.) Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук.) Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево.) Надевали тапочки.(Поочередно выставляют ноги пяточки.) |
На счет «один» прижать подушечки пальцев к верхней части ладони и прошипеть, как рассерженная кошка: «Ш-ш- ш» На счет «два» быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу!». Повторить игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка. | «Повстречались» На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Гав-гав!», Два жеребенка: «Иго-го!», . Два тигренка: «Р-р-р!», г Два быка: «Му-у!». Смотри, какие рога! |
«Мы погреемся немножко» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.) Мы погреемся немножко, Мы попрыгаем немножко, Прыг-прыг, прыг-прыг (Выполняют прыжки на двух ногах.) Мы погреемся немножко, Мы потопаем немножко, Топ-топ, топ-топ. (Шагают, высоко поднимая ноги.) | «Воздушный шар» Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с играющими, дети повторяют движения и действия в соответствии с текстом: С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу.) Шар воздушный там купили. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».) Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. Шар воздушный, надувайся, (Идут назад, расширяя круг, маленькими шагами — надувают шар.). Шар воздушный, раздувайся. Надувайся большой (Хлопают в ладоши.) Да не лопайся! Шар воздушный улетел, (Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.) Да за дерево задел. (Ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш.) И... лопнул. |
Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося: На Сережин день рожденья Испекли мы каравай (Идут по кругу.) Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.) Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.) Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.) Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.) «Каравай, каравай, ... Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.) Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется. | Дети идут в обход площадки в колонне по одному и произносят: Тишина у пруда. Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши. На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 секунд |
«Светофор» Для игры нужны бумажные кружки (диаметр 10 см) — красный, зеленый и желтый, — прикрепленные к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на желтый — встают, на зеленый— мршируют на месте. Далее во время движения в колонне по одному в обход площадки (зала) упражнения изменяются: красный — все стоят на месте, желтый — продвигаются в приседе, зеленый. — прыгают на носках.За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков. | Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.) Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.) Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.) А сынок — малютка просто. (Ставят руки на пояс.) Очень маленький он был С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой.) |
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня пропал и ручки. (Прячут руки за спину.) Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.) Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.) У меня пропали ножки. (Присаживаются.) Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.) Раз, два, три, четыре, пять, Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.) | «Две подружки» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.) Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.) «Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.) «Ква!» (Притопывают одной ногой.), Хором песни распевают, (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их — это ротик.) «Ква- ква-ква», (Хлопают в ладоши.) «Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.) Й спокойно спать мешают (Грозят пальцем.) «Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.) «Ква!» (Делают один притоп.) |
Дети образуют круг и двигаются по кругу. Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» — разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола. Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры. | Дети стоят в шеренге или врассыпную. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт — поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок. |
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения - и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем Наша елочка - краса, (Йдут по кругу, взявшись за руки.) Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.) Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.) Всем ребятам нравится. (Останавливаются.) | Воспитатель объяснит правила игры - на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» — хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения. Усложнить игру можно ускорением ил и добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» — прыжок на месте). |
«Котик к печке подошел» Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.) Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.) Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.) | «Дом» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.) На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».) За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.) Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.) «Тук-тук-тук — дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.) «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.) |
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре, пять, Будем ноги разминать. Мы шагаем по дороге, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) И по этой же дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) А теперь еще немножко На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.) Мы похлопаем в ладошки, Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.) Стоп. Присядем — отдохнем. (Приседание.) И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.) | Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Все захлопали в ладоши ( Хлопают в ладоши.) Дружно, веселее! (Стучат ножками.) Застучали наши ножки Громче и быстрее. По коленочкам ударим (Хлопают по коленкам.) Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем (Медленно поднимают руки.) Выше, выше, выше! Завертелись наши ручки, (Поворачивают кисти рук то вправо, то влево.) Снова опустились. (Опускают руки.) Покружились, покружились И остановились. (Останавливаются.) |
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем: Тук-тук-тук! (Три удара кулаками друг о друга.) Да-да-да; (Три хлопка в ладоши.) Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга.) Рад всегда! (Три хлопка в ладоши.) | Дети встают в круг, берутся, за руки. Педагог встает вместе с детьми в круг. Все хороводом идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения: Как на горке снег, cнег, И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.) И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег. (Идут все вместе к центру круга.) А под елкой спит медведь. . «Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми»! (Присаживаются на корточки.) |
«У меня, у тебя» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня, (Показывают руками на себя.) У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.) Блестящие глазки, (Показывают глазки.) ' У меня, у тебя — чистые ушки. (Показывают ушки.) Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.) Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте) У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают губки) У меня, у тебя розовые щечки, Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. Мы с тобой, мы с тобой попрыгаем на ножке. | (игра для детей 4-6 детей) Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.) A-у чайника — носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.) А у тумбочки — ножки, (Садятся на корточки.) А.у кастрюли— ручки.. (Руки ставят на пояс или плечам.) А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.) Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» - в кастрюлю.) А у меня — И ножки, (Показывают ножки.) И ручки, (Показывают ручки.) И носик, (Показывают носик.) И спинка, (Показывают спинку.) И вот еще что — Очень голодный живот! (Показывают живот.) |
«Снежок» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Раз, два, три, четыре. Мы с тобой снежок лепили. (Имитируют лепку снежка.) Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг.) Но совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.) Раз — подбросим, (Поднимают руки) Два -г- поймаем, (Опускают руки) Три — уроним, (Наклоняются, дотрагиваются до пола.) И сломаем. (Подпрыгивают.) | «Вершки и корешки» Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой находится воспитатель с больший мячом в руках. Эту игру может вести также кто-то из ребят. Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например: Воспитатель. Баклажаны. Ребенок. Вершки. Воспитатель. Редька. Ребенок. Корешки. Воспитатель. Капуста. Ребенок. Вершки. Воспитатель. Картофель. Ребенок. Корешки. |
Дети идут по площадке нарами, держась за руки. На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами — и становится впереди. Игра продолжается. | Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. В понедельник я купался, (Изображают, как плавают.) А во вторник рисовал. (Изображают, как рисуют.) В среду долго умывался, (Изображают, как умываются.) А в четверг в футбол играл, (Бегут на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгают на месте.) А в субботу танцевал, (Кружатся на месте.) В воскресенье торт я кушал, (Изображают, как едят.) А под вечер отдыхал. (Приседают, сложенные ладони кладут под щеку, глаза закрывают.) . |
«Жучок» Дети образуют круг. В центре круга водящий — жучок. Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: Жучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. (Играющие подходят к жучку и помогают ему встать на ноги.) Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Жучок танцует, а затем выбирает следующего водящего. Игра повторяется. | Раз — присядка, (Приседают.) Два — прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.) Это заячья зарядка(Кладут ладошки на голову -- «ушки на макушке».) А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».) Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.) Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.) Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.) А волчата — спинку выгнуть (Наклоняются вперед.) И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.) Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.) Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.) То одну, то обе: вместе, (Переступают с ноги на ногу.) Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.) А кому зарядки мало — Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.) |
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
| Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки вверх, или в стороны. Если не летает — руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет. |
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения; и произносит текст, дети повторяют движения в соответствии с текстом. Мы веселые мартышки. Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, (Хлопают.) Мы ногами топаем, (Топают.) Надуваем щечки, (Надувают щеки,) Скачем на носочках (Подпрыгивают на месте.) И друг другу даже Язычки покажем. (Показывают язык.) Дружно прыгнем к потолку, (Подпрыгивают.) Пальчик поднесем к виску (Подносят к виску палец.) Шире рот откроем, (Открывают рот.) Гримасы все строим. (Строят гримасы) Как скажу я цифру 3 — Все с гримасами замри | Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч. По команде воспитателя; «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося: Ты беги, веселый мячик, А Быстро, быстро по рукам. У кого веселый мячик, Тот подпрыгивает сам! Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки словами: «Раз, два, три!». Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова |
Дети, взявшись за руки, ритмично идут до кругу произнося стихотворение: Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот; так! С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и др. | «С добрым утром!» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживают веки.) Вы проснулись? (Соединяют указательный и большой С добрым утром, ушки! (Ладонями поглаживают уши.) Вы проснулись? (Расставляют пальцы рук, прикладывают растопыренные ладони к ушам.) С до добрым утром, ручки! (Гладят то одну, то другую руку) Вы проснулись? (Хлопают в ладоши) С добрым утром, ножки! (Гладят коленки.) Вы проснулись? (Топают ногами.) С добрым утром, солнце! (Поднимают руки вверх.) Я проснулся! (Смотрят вверх.) |
Дети повторяют движения за взрослым. Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены — это СОЛНЫШКО. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу — это заборчик. Руки сжаты в кулаки — это камешки | Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом: Шел король по лесу. По лесу, по лесу. (Идут по кругу, взявшись за руки.) Нашел себе принцессу, Принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, - Попрыгаем, попрыгаем. (Прыгают на двух ногах на месте.) И ножками подрыгаем, Подрыгаем, подрыгаем. (Выбрасывают прямые ноги вперед.) И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем. (Хлопают в ладоши.) И ножками потопаем, Потопаем, потопаем. (Топают ногами на месте.) |
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повтори ют движения. Это глазки. Вот. Вот. (Показывают сначала левый, потом правый глаз.) Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.) Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают нос, правой рот.) Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую на живот.) Эго ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают обе руки, два раза хлопают.) Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бедра, два раза топают.) Ой, устали. Вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу.) | «У жирафов» Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, (Похлопывают себя по туловищу — ставят пятнышки.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.) У слонов есть складки, складки, Складки, складочки везде: (Пощипывают себя — собирают складки.) На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.) У котяток шерстка, шерстка, шерсточка везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях (Поглаживают себя — разглаживают шерстку.) Есть на носах, на животах, на коленях и носках. (Дотрагиваются указательными пальцами до соответствующих частей тела.) А у зебры есть полоски, есть полосочки везде: (Проводят ребром руки по корпусу -рисуют полоски.) На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носах, на животах, коленях и носках. (Дотрагиваются пальцами до соответствующих частей тела.) |
Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх. Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони: Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим. Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз. Игра проходит живее, когда водящий.пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях. | Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга. Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх. По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих. Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину. Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2—3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом |
Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте...» и т. д. Играющие повторяют движения лишь, в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры. | «Будь аккуратным» Дети образуют круг. Воспитатель в произвольном порядке бросает мячик играющим. Поймавший мяч возвращает его, называя предмет, который помогает быть чистым, аккуратным, следить за собой. |
Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом. По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры. | Дети садятся в круг или в ряд. Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого, произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде. Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» — того, кто летает. |
«Золотые ворота» Назначаются двое ведущих. Они встают, взявшись за руки, и поднимаю!' их вверх, показывая ворота. Все остальные участники проходят через ворота, проговаривая: Золотые ворота. Пропускают не всегда Первый раз прощается Второй раз — запрещается, А на третий раз Не пропустим вас. Ведущие опускают руки по окончании стиха. Перед кем закрылись ворота, тот участник встает вместе с ведущим и поднимают руки. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не превратятся в ворота. | «Ипподром» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Лошадка бежит, бежит. (Хлопаем руками по коленкам.) Лошадка идет по траве. (Трем ладошки рук.) А тут барьер (Набираем воздух в рот и ударяем по щекам.) И еще барьер... Действия меняются. И фа повторяется несколько раз |
Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие — «краски». Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучится:
— За краской, — За какой?
Если голубой краски нет, хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, Найди голубые сапожки, |Поноси да назад принеси! Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе. Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю. | Дети стоят в кругу, а водящий — внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий. |
«Кружочек» Дети образуют круг, ходят хороводом и произносят: Кру-кру-кружочек, Сыграй во рожочек, Раз, два, три — Таня, перевернись ты! Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра продолжается. | Дети стоят в кругу или полукругом. Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5—6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один ребенок прячется. Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое м сто. Отгадывающий должен его назвать |
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4раза хлопают кончиками больших пальцев.) Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3раза.) Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.) Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.) Братец, братец, это ты? или: Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.) Дедушка, а это ты? или: Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.) Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.) Все мы вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.) | Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов — в другую сторону, произнося: Дружно мы танцуем — Тра-та-та, тра-та-та, Танец наш любимый — Это лавата. Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:
|
Двое играющих становятся друг против друга. Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест — правую с правой, левую с левой. Затем хлопок — и снова ладони вместе. Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала | Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. |
«Мы по Африке гуляли» Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.) И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.) Маме дам, папе даю (Стучим по правому, затем по левому колену.) И себя не обделю. (Стучим правой, левой рукой по груди.) Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.) Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.) Маме дам, папе даю (Стучим по правому, затем по левому колену.) И себя не обделю. (Стучим правой, левой рукой по груди.) | «Мяч» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. Десять, девять, (Хлопают в ладоши.) Восемь, семь, (Шлепают по коленям.) Шесть, пять, (Хлопают.) Четыре, три, (Шлепают.) Два, один. (Хлопают.) Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.) Играть хотим. Только надо Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.) Мяч кто будет (Топают на каждое слово.) Догонять. (Приседают.) |
«Три, тринадцать, тридцать» Выбирают водящего. Играющие становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий стоит в центре круга. При первом проведении игры желательно, чтобы водящим был воспитатель. Педагог объясняет, что если он скажет: «Три» — все играющие ставят руки в стороны; если он скажет: «Тринадцать» — все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать» — все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения). Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда в кругу останутся 1—2 игрока, игра заканчивается; объявляются победители. | «Свободное место» Играющие сидят в кругу. Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей. Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три — беги!» — бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся. Взрослый и все играющие отмечают, кто из ребят первым занял свободное место. Затем воспитатель вызывает других двух ребят, игра повторяется |
Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет | Дети стоят в кругу. Взрослый говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие. Я скажу: «Высокие» — поднимайте руки вверх; «Низкие» — приседайте и руки опускайте; «Широкие» — делайте круг шире; «Тонкие» — делайте круг уже. Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей. |
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
Играющие имитируют или выполняют названное действие | Дети делятся на две команды. Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся рядом перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики — имена девочек, девочки — имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен, и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен |
Съедобное — несъедобное» Дети стоят в кругу. Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо. | Дети стоят врассыпную. Воспитатель подает сигнал: «Тик!» — дети делают наклоны влево- вправо; по сигналу: «Так!» — останавливаются, а по сигналу: «Тук!» — подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5—8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.По окончании игры следует отметить самого внимательного игрока. |
Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят: Сиди, сиди, Яша, Под ореховым кустом. Грызи, грызи, Яша, Орешки каленые Милому дареные. Дети останавливаются и хлопают в ладоши: Чок, чок, пятачок, Вставай, Яша-мужичок. Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга. Где твоя невеста, В чем она одета, Как ее зовут И откуда привезут? С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени. | «Угадай, что делали» Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8—10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие. Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать. По слову воспитателя: «Пора!» водящий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? Дети отвечают: Что мы видели — не скажем, А что делали — покажем. Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим |
Дети свободно двигаются по залу (площадке). На один хлопок водящего они должны подпрыгнуть, на два хлопка — присесть, на три хлопка — встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений). Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармошке, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает изображаемое действие. Если водящий не отгадал, то он проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем выбирается другой водящий, игра повторяется. | Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.) Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.) Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.) Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.) Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.) Зубы щеткой чище три! (Имитируют чистку зубов.) |
Дети стоят лицом к взрослому. Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот. Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад — дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый — дети):
| «Делай наоборот» Дети стоят врассыпную по залу. Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону. Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети — наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети — шаг назад и т.д. |
«Если нравится тебе...» Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.) Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.) Если нравится тебе, то и другому покажи, Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.) Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения. В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее. Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе. | «Запрещенное движение» Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками. Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра. Неожиданно воспитатель показывает какое-либо запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка). Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши. |
Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак. Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем — слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом — слово «треугольный» (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный». Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп. | «Лево — право!» Дети сидят на стульях кружком. В центре — водящий с мячом. Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа. Тот, кто ошибется, сменяет ведущего. |
Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки | Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх — это рожки. Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз —это ножки. Одна рука показывает рожки, вторая — ножки. Затем руки одновременно меняются ролями. |
Выбирают водящего-«людоеда». Людоеду завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена. Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом. | «Найди мяч» Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной. Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч. С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: «Руки!». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх. Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий. Игра повторяется. |
Дети стоят в шеренге или врассыпную. Воспитатель объясняет правила игры: на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» — вытягивают руки вперед, на слово «воздух» — поднимают руки вверх, на слово «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Взрослый произносит слова вразнобой, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, считается проигравшим |
«Сосед, подними руку» Играющие стоят или сидят (в зависимости от уговора) в кругу. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся — поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Игра продолжается установленное время. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда ребенком не выполняется | Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки (зала). На противоположной стороне кружком (диаметр 2—3 шага) обозначается дом водящего. Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» На каждое слово водящего все шагают вперед. Как только водящий произнесет: «Стоп!» — дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся. Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал «стоп». Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!» Тот, кому это удастся, становится водящим. |
Играющие образуют круг. Выбирают по жребию (считалке) водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай, Кто позвал тебя, узнай. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель указывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен постараться угадать, кто из ребят его позвал. Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза. Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону. | Дети стоят в шеренге или врассыпную. Воспитатель называет стороны света и для каждой из них определяет действие: север — руки на пояс; юг — руки на голову; восток — руки вверх; запад — руки вниз. Взрослый называет часть света, дети показывают соответствующее движение. В конце игры отмечаются дети, не допустившие ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы
Игры и игровые упражнения малой подвижности для старшей группы...
Доклад Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста
Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию....
Консультация "Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста"
Игры — это не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений...В. А. Сухомлинский...
Статья "Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста"
Подвижные игры широко используются в детских садах на занятиях по физической культуре, а так же как и самостоятельная форма работы педагога. Практический опыт показывает, что подбор малоподвижных игр ...
Игры и игровые упражнения малой подвижности для младшей группы.
Игры и игровые упражнения малой подвижности для младшей группы....
Консультация для родителей: "Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей"
Консультация воспитателя для родителей: "Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей младшего дошкольного возраста"...
Картотеки игр и игровых упражнений малой подвижности по книгам Л.И. Пензулаевой
Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удо...