Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни
статья по физкультуре на тему

Баюнова Ольга Викторовна

Основные задачи и направления физического воспитания в детском саду. Описаны условия, способствующие воспитанию здорового дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc35 КБ

Предварительный просмотр:


Физическое воспитание дошкольников в режиме здорового образа жизни

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно только при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

- создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;

- воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи.

Для полноценного физического развития детей и реализации потребности в движении в ДОУ должны быть созданы определённые условия.

Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активного движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренажёров. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На участке ДОУ желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий» и т.д.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребёнка способствует гибкий режим дня, который следует рассматривать в 3-х аспектах:

- динамичный режим дня для детей;

- гибкий график работы воспитателей, специалистов;

- разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создаёт условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития.

Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при наличии бассейна), что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.

Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно только при условии содружества медицины и педагогики, чётко организованного медико-педагогического контроля, в который входят:

- медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

- медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;

- санитарно-педагогический надзор за местами, где производятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды занимающихся детей.

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач ДОУ составляет сводную схему, которая поможет иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Для этого необходимы:

- чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;

- соблюдение режима прогулок во все времена года;

- сон с доступом воздуха;

- гигиенические процедуры и др.

Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные игры и упражнения, развлечения.

Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу);

- в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий.

В целях развития индивидуальных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по интересам: волейбол, футбол, баскетбол и др.

Вопросы воспитания здорового ребёнка должны решаться в тесном контакте с семьёй. Проведение родительских собраний, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада должно осуществляться систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения.  Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Здоровый крепкий организм до...

Инновационная деятельность: Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимовоздействия ДОУ и семьи

Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи....

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни ( из опыта работы инструктора по физической культуре)...

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Статья поможет раскрыть понятие проекта для дошкольных работников. На примере инструктора по физической культуре ДОУ проектная деятельность в ДОУ станет ясной для инструкторов....