Программа дополнитльного образоания по физкультурно - спортивной направленности
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему
Направленность программы «Хочу быть здоровым»:
оздоровительно-развивающая.
Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры.
Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Введение:
Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
На каждом историческом этапе развития человечества существовали различные ценности, однако единственной, поистине вечной ценностью оставалось здоровье. Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом «Как сохранить и укрепить здоровье?» Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Древние философы Аристотель, Гиппократ проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику «движения кладовой жизни», а Платон писал: «Гимнастика есть целительная часть медицины» Не зря гласит восточная мудрость «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все».
Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте, ведь 75% болезней взрослых заложены в детстве. Временем великих начал мы называем детство. Именно, в этот период жизни у ребенка закладываются основы здоровья, двигательной подготовленности, гармоничного физического развития. Неповторимы условия, в которых протекает жизнь детей в детском саду. Так различен опыт взрослых, занимающихся проблемами физического воспитания и сохранения здоровья. Где она самая верная дорога, ведущая к здоровью? И как к месту изречение древних: «Можно указать путь, а что будет достигнуто на этом пути, зависит от того, кто пойдет по нему».
При поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем. Мы не в состоянии повлиять на эту тенденцию, однако стараемся учитывать ее при организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей в детском саду. Наш девиз: «Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен для него радостным освоением мира движений». Состояние ребенка, его здоровье зависит от многих факторов, но поскольку ребенок в детском саду находится значительную часть времени, то задача всех работников детского сада – заботиться о его здоровье.
Прежде, чем начать целенаправленную работу по оздоровлению дошкольников, необходимо выявить состояние здоровья детей, уровень физической подготовленности, чтобы в дальнейшем разработать программу оздоровления, эффективную для каждого ребенка. Оздоровительная программа должна быть понятна не только педагогическому персоналу, а самое главное – родителям и полностью отвечать их чаяниям. Реализация программы зависит от всех ее участников: работников детского сада, родителей и детей. Критерий эффективности оздоровительной программы – заболеваемость и уровень физической подготовленности.
За основу работы по оздоровлению дошкольников я взяла комплексную программу «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушиной. Опираясь на эту программу, мною была составлена модифицированная программа
«Хочу быть здоровым»
Направленность программы «Хочу быть здоровым»:
оздоровительно-развивающая.
Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры.
Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В инструментарий мониторинга физического развития детей к традиционным диагностикам добавлены тестирование психомоторного развития и обследование уровня освоения позиции субъекта двигательной деятельности.
Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ.
С точки зрения современного развития дошкольного образования программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Современная система оздоровительных методик известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ методик оздоровления гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Принципы построения программы:
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
- Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
- Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цели и задачи программы «Хочу быть здоровым»:
Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Задачи:
- Укреплять функциональные системы организма.
- Способствовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, психофизических нарушений.
- Создавать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения им двигательного опыта.
- Развивать психофизические качества, музыкальные, интеллектуальные, сенсорные способности.
- Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни.
- Расширять кругозор, формировать познавательные интересы детей.
Особенности программы:
- Рассматривается под оздоровительным аспектом.
- Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
- Занятия построены с учетом возрастных критериев.
- Использование малых форм народного фольклора.
- Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Отличительные особенности программы:
В программе применена комбинация методик:
- Методики, направленные на развитие органов дыхания:
- Методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева.
Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
- Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит самопроизвольно.
-Методики, направленные на коррекцию зрения:
- Метод коррекции зрения В.Ф.Базарного заключается в том, что для активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций.
- Метод улучшения зрения У.Бейтса и М Корбетт
Используются приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение.
-Методики, направленные на профилактику ОРЗ, на повышение резистентности организма:
- Массаж биологически активных зон (по А.А.Уманской)
Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).
- Массаж пальцев.
По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
- Самомассаж по китайской методике Шиацу.
Точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Он улучшает питание тканей, терморегуляцию, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
-Методики, направленные на развитие речевого аппарата:
пальчиковые игры, логоритмика направлены на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации внимания и памяти.
-Методики, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата:
- Элементы хатха-йоги.
Хатха-йога – система воспитания здорового тела и здоровой психики. Используется часть упражнений хатха-йоги, направленных на улучшение осанки и развитие гибкости.
- Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки.
Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.
-Методики, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей:
- Ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики, Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.
- «Эффект Моцарта» Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное напряжение.
Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа.
Работа с родителями:
- Познакомить родителей с подвижными играми, используемые в кружковой работе
- Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»
- Устный журнал с участием ортопеда, педиатра детской поликлиники.
- Оформление фотовыставки работы кружка
- Ознакомление родителей с приемами самомассажа.
- Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.
- Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия.
- Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в кружке
- Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей"
- Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»
- Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем»
- Дни открытых дверей с просмотром работы кружка
- Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Крепыш»
- Познакомить родителей с результатами диагностики
- Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками».
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста
- - количество детей – 10-12 детей
- - возраст 5-6 лет
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей основной и подготовительной физкультурной групп при отсутствии следующих медицинских противопоказаний: хронические и острые заболевания почек, органов дыхания; пороки сердца; значительная близорукость с изменением глазного дна; повышенное внутричерепное давление.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения, 72 часа.
Формы занятий:
- Традиционные
- Круговые тренировки
- Игровые
- Занятия – путешествия
- Обучающие
- Познавательные
Режим занятий:
- -2 раза в неделю
- - время проведения – 25- 30 минут
Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
Условия реализации программы.
Программа рекомендована специалистам по физической культуре, работающим со старшими дошкольниками.
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы по физкультуре в ДОУ.
Каждое занятие начинается с разминки, затем в игровой форме проходит основная силовая часть тренировки, выполняются упражнения на поддержание осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации, упражнения на релаксацию. Для творческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений.
Часть материала может органично включаться в основной курс по физической культуре, так как не противоречит его содержанию и программным требованиям.
Обязательно наличие спортивной формы одежды у детей и соответствующего санитарно-гигиеническим нормам помещения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
- Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
- Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
- Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
- Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
- Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Показатели освоения программы:
Используется методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности (О.А. Сафоновой)
1 блок:
- Челночный бег
- Прыжок в длину с места
- Метание мешочков с песком вдаль правой и левой рукой
- Гибкость (наклон вперед сидя)
- Сила (бросок набивного мяча)
2 блок:
- Умение объединяться с другими детьми в своих действиях;
- Интерес к двигательной деятельности;
- Знание подвижных игр;
- Умение организации и самоорганизации в подвижной игре;
Метод тестирования нарушения осанки
а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко
тест для мышц шеи:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
тест для мышц живота:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - поднять ноги до угла 45 и зафиксировать положение.
тест для мышц спины:
И. П. - лежа на животе, руки вверх
1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф. Зенкевич:
И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.
1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки)
Метод тестирования для выявления плоскостопия:
- Осмотр ортопеда
- отпечаток стопы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Оформление фотовыставки работы кружка
- Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.
- Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в кружке.
- Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей"
- Дни открытых дверей с просмотром работы кружка
- Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Хочу быть здоровым»
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Месяц | Тема |
сентябрь | Береги свое здоровье |
Октябрь | Учимся правильно дышать |
Ноябрь | Правильная осанка |
Декабрь | Школа мяча |
январь | Зарядка для хвоста |
Февраль | В стране Шаромании |
Март | Волшебное кольцо |
Апрель | Я здоровье берегу сам себе я помогу |
Май | Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка |
Содержание программы:
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:
- Общая физическая подготовка (ОФП).
- Строевые упражнения.
- 0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).
- Дыхательная гимнастика.
- Корригирующая гимнастика.
- Упражнения на развитие общей выносливости, силы и быстроты, ловкости.
- Специальная физическая подготовка (СФП).
- Упражнения на координацию движений.
- Упражнения на гибкость
- Различные виды бега
- Ритмическая гимнастика
- Релаксационные упражнения
- Танцевальные движения, различные виды подвижных игр
- Занимательные разминки
- Различные виды массажа
- Пальчиковая гимнастика
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы:
Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса | Материалы, оборудование | Учебно-наглядные пособия |
Образовательная область- физическое развитие | Спортивное оборудование: скамейки, обручи, мячи большие и маленькие, скакалки, мешочки с песком, набивные мячи флажки, султанчики. | Магнитофон, проектор, диски; |
Список литературы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
- Закон Чувашской Республики №50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. №1155;
- Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией 15.09.1990г.;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Э.Я Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Москва, Издательский центр «Академия»2007;
- М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» Программа оздоровления дошкольников, Сфера, Москва 2007;
- Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет Автор: Волошина Л. Н. Издательство: М. :АРКТИ Год: 2004
- Н.И. Николаева «Школа мяча», Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2008;
- 23. Моргунова О. Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
- О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников», Москва, Просвещение, 2005;
- Т.О. Крусева «Справочник инструктора по физической культуре в ДОУ», Ростов –на-Дону, Феникс, 2005;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности "Крепыш"
Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми на базе МБДОУ №8 «Теремок». Работая в детском саду довольно продолжительное время, я поняла, что есть дети с высокой двигательной активностью ...
Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».
Важное значение в коррекционно - воспитательном процессе в дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Состояние физического здоровья детей, без преувеличени...
Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2020-2021 учебный год
Одним из подходов к построению модели педагогического процесса, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие д...
Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2021-2022 учебный год
Дополнительное образование в ДОУ позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные сп...
Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Ритмика» физкультурно-спортивной направленности для детей старшего возраста 5-6 лет
Программа «Ритмика» адресована обучающимся в возрасте 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Данная программа дополнительного образования относится к физкультурно-спортивной направл...
Комментарии
в копилку
в копилку