Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2020-2021 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
Одним из подходов к построению модели педагогического процесса, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие дополнительного образования (кружковой работы).
Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности | 474.25 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребёнка.
Одной из форм физического воспитания дошкольников в детском саду является спортивно-оздоровительный кружок по художественной гимнастике.
Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего, интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий упражнениями художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, а в процессе игрового общения детей с музыкой через движения – двигательные навыки и умения.
Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формированию правильной осанки красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечнососудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы.
Занятия художественной гимнастикой в ДОУ имеют цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Данная программа вводит детей в большой и удивительный мир гимнастики и музыки, посредством игры знакомит с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями с предметом (обруч, скакалка, мяч), стилем хореографии, элементами танца. В основу программы легли элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Гимнастика – одно из самых действенных и универсальных средств физического воспитания.
Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным, если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически здоровым.
1.2 Цели и задачи
Художественная гимнастика эстетически яркий вид спорта, в Олимпийскую систему видов спорта этот вид спорта вошел в 1984 году. И получил признание всего мира. Занятия художественной гимнастики в ДОУ организуется по принципу групп начальной подготовки и имеет цель повысить популярность занятий этим видом спорта в детских садах.
Гимнастика одно из действенных и универсальных средств физического воспитания. Обучение упражнениям художественной гимнастики это прежде всего педагогический процесс.
На занятиях художественной гимнастики решаются следующие задачи:
- Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма детей:
- формирование двигательных способностей детей;
- воспитание физических качеств (гибкость, ловкость, равновесие).
- Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма детей:
- укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитательного воздействия:
- воспитание эстетических, нравственных, волевых качеств ребенка.
1.3. Принципы и подходы
Процесс обучения упражнениям в художественной гимнастики построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Преподаватель должен точно и доступно формировать музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, рисунков, схем.
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудного, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.
1.4. Целевые ориентиры
Физическое развитие детей дошкольного возраста, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, включает приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как гибкость и координация. Для регулярного контроля над уровнем развития этих физических качеств детей можно применять контрольные упражнения (тесты) по физической подготовке. Тест состоит из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физической подготовки, так и уровень специальной подготовки двигательного аппарата для выполнения различных элементов художественной гимнастики.
Гибкость –гимнастический мост из положения лежа на спине.
Низкий уровень – ноги и руки согнуты, стойка с опорой на голову от 1 балла до 2 баллов
Средний уровень – ноги и руки полусогнуты, нет фиксированной позы 3-3,5 баллов
Высокий уровень – ноги и руки выпрямлены, есть фиксированная поза 4-5 баллов.
Равновесие – стоя на гимнастической скамейке на одной ноге, другая согнута вперед. Руки в стороны. Фиксируется удержание позы.
Низкий уровень – от 7 до 10 секунд
Средний уровень – от 12 до 25 секунд
Высокий уровень – от 26 до 45 секунд.
Ловкость – лазание по гимнастической стенке.
Низкий уровень – от 15 до 20 секунд
Средний уровень – от 10 до 15 секунд
Высокий уровень – от 6 до 14 секунд.
Сила – отжимание от пола. Фиксируется количество раз.
Низкий уровень – от 0 до 4 раз
Средний уровень – от 5 до 10 раз
Высокий уровень – от 11 до 20 раз.
Координация движений - оценивается при подбрасывании и ловле мяча.
Ребенок принимает и.п. (ноги на ширину плеч) и двумя руками подбрасывает мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз.
Низкий уровень – 10-20 раз от 1 до 2 баллов
Средний уровень – 21-30 раз от 3 до 3.5 баллов
Высокий уровень – 31-40 раз от 4 до 5 баллов
В художественной гимнастике особое значение придается воспитанию прыжковой выносливости. В связи с этим рекомендуются прыжки с короткой скакалкой на двух ногах. Определяется максимальное количество выполненных прыжков.
Уровень физической подготовленности детей, занимающихся в кружке по художественной гимнастике «Непоседы»
№ | Ф.И.ребёнка | Гибкость балл. | Равновесие сек. | Сила раз. | Координация балл | Ловкость сек. | Выносли- вость раз. |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 |
2 . Содержательный раздел
2.1 Основные средства и методические особенности программы.
Средствами реализации программы являются специально подобранные двигательные действия, выполняемые в сопровождении музыки.
В зависимости от характера физических упражнений средства можно разделить на следующие подгруппы:
- упражнения общей физической подготовки;
- упражнения специальной физической подготовки;
- упражнения хореографии;
- упражнения ритмики;
- упражнения акробатики;
- упражнения без предмета;
упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка) – броски, ловля, перекаты, вращения, махи. Упражнения с предметами - ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.
2. 2 Методические особенности проведения занятий.
Процесс обучения упражнениям художественной гимнастики условно можно разделить на три этапа: I этап – начальное обучение новым упражнениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление упражнений.
Обучение на I этапе направлено на создание общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают сведения о характере музыки; о форме упражнений соответствующих данной музыки, прослушивание музыкального произведения.
На II этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением. На этом этапе обучения происходит овладение основным движениям во взаимосвязи с музыкой.
III этап обучения направлен на закрепление движений во взаимосвязи с музыкой. Закрепляются движения путем самостоятельного выполнения упражнений, выполнения упражнений под музыку.
2.3. Структура занятия
Основной формой организации учебной работы в художественной гимнастике является занятие. Для занятия характерны постоянный состав занимающихся, определенная длительность, строгая регламентация заданий.
Каждое занятие вне зависимости от места его проведения должно иметь три части - подготовительная, основная, заключительная.
Подготовительная часть - занимающиеся подготавливаются к решению поставленных задач с помощью относительно легких упражнений.
Основная часть - решаются главные задачи, т.е. выполняются элементы и упражнения присущие художественной гимнастики.
Заключительная часть - выполняются упражнения, способствующие более быстрому протеканию восстановительных процессов, чтобы занимающиеся могли перейти к последующей деятельности или отдыху.
В каждом отдельном занятии художественной гимнастики решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Конечный результат занятия при прочих равных условиях зависит от того, в какой последовательности будут решаться задачи.
Общее количество часов по программе – 36 часов
3. Организационный раздел
3.1 Календарно-тематическое планирование
Неделя | Тема | Программные задачи | Содержание занятий | Количество занятий |
Сентябрь | ||||
1-4 | Изучение исходных данных состояния здоровья (формирование опорно-двигательного аппарата; определение уровня физической подготовленности, уровня развития творческих способностей детей) Тестирование. Составление индивидуальных карт физического развития и подготовленности воспитанников | 4 | ||
Октябрь | ||||
1-2 | Действия с мячом | Отработка способов удержания мяча. Упражнения в подбрасывании и ловле мяча с хлопком, после отскока от пола, в перебрасывании мяча, прокатывании мяча друг другу. Развитие точности движений во времени и в пространстве, укрепление силы мышц кисти, плечевого пояса. |
- с хлопком; - после отскока от пола.
| 2 |
3-4 | Акробатика | Работа по технике безопасности. Упражнения в выполнении перекатов. Отработка сохранения группировки до конца переката. Укрепление мышц стопы Развитие ловкости, ориентации в пространстве |
| 2 |
Ноябрь | ||||
1-2 | Действия с обручем | Отработка способов удержания обруча. Упражнения в выполнении маховых и круговых движений, вращений, прокатывании обруча. Развитие координации движений, ловкости, быстроты. Формирование правильной осанки. Развитие у детей положительного отношения к физическим упражнениям, желания заниматься гимнастикой. |
| 2 |
3-4 | Закрепление умений составлять композицию с обручем | Составление композиции с обручами из разученных движений | 2 | |
Декабрь | ||||
1-2 | Действия с лентами | Обучение манипулированию с лентой на месте и в движении. Формирование слитности, волнообразности, целостности движений. Развитие чувства ритма. Обучение согласованию движений с музыкой | Игровое упражнение «Волшебный художник» («волны», «взмахи», «змейки», «спиральки») на месте и в движении «Сделай красивую фигуру» | 2 |
3-4 | Закрепление умений составлять композицию с лентами | Составление композиции с лентами из разученных движений | 2 | |
Январь | ||||
1-2 | Акробатика | Обучать детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая все двигательные трудности. Закреплять умения выполнять акробатические упражнения на скамейке. Отработка техники прыжков разной сложности. Развитие координации движений, выносливости, гибкости. Формирование навыка правильной осанки |
- на скамейке «Ласточка»; - в обруче «Коробочка»; - перекат вперед, назад; - на полу «Мост», «Березка»
| 2 |
3-4 | Закрепление умений составлять композицию с элементами акробатики | Составление композиции с элементами акробатики изученными ранее. | 2 | |
Февраль | ||||
1-2 | Действия со скакалками | Привитие интереса к играм со скакалкой, помощь в преодолении двигательных трудностей. Упражнение в прыжках через скакалку. Развитие у детей быстроты реакции, координации движений, ловкости. Обучение нахождению в упражнениях со скакалкой игровых моментов, образов, красоты движений |
| 2 |
3-4 | Закрепление умений составлять композицию со скакалками | Составление композиции со скакалками изученными ранее «Веселая скакалка» | 2 | |
Март | ||||
1-2 | Действия с мячом | Закреплять умение манипулировать мячом. Разучивание выкрутов мяча. Развитие творческой двигательной деятельности и умения осознано управлять своим телом, гибкости. Формирование правильной осанки. |
- подбросить мяч невысоко, поймать тыльной стороной ладони; - подбросить мяч одной рукой, поймать другой;
| 2 |
3-4 | Развитие точности движений во времени и пространстве, ловкости, силы, выносливости. Воспитание дружеских взаимоотношений и умение договариваться в игре | Разучивание композиции с мячом «Разноцветные горошины» | 2 | |
Апрель | ||||
1-2 | Действия с лентами | Закреплять умение владеть лентой, выполняя разные элементы. Формирование слитности, волнообразности, целостности движений. Развитие чувства ритма. Обучение согласованию движений с музыкой. Развитие творческого мышления в выполнении упражнений | Разучивание композиции с лентами и обручами «Травушка» | 2 |
3-4 | Действия с обручем | Выявление интереса детей к играм с обручами. Развитие умения манипулировать с обручем, ловкости рук, глазомера, быстроты реакции. Обучение согласованию движений с музыкой. | Разучивание композиции с обручами и лентами «Травушка» | 2 |
Май | ||||
1-2 | Действия со скакалками | Развитие у детей творческого подхода к выполнению упражнений со скакалками. Упражнения в прыжках через короткую скакалку. Обучение раскручиванию и закручиванию скакалки. Развитие быстроты реакции, координации движений, ловкости. Укрепление мышц стопы, профилактика плоскостопия |
| 2 |
3-4 | Акробатика | Определение степени ловкости, быстроты реакции, силы, выносливости, быстроты мышления и моторной памяти, пластичности и координации движений. Релаксация | Выполнение упражнений: - перекат; - кувырок; - шпагат; - «Березка»; - «Мост»; - «Коробочка» - «Колесо» Разучивание композиции с элементами акробатики «Весенний цветок». | 2 |
4. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Ротерс Т.Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Ростов-на-Дону 2001
2. Солонинкова В.А. Упражнения художественной гимнастики. Москва 1986
3. Черемнова Е.Ю. Танцевально-оздоровительные методики для детей. – Ростов-на-Дону 2008
4. Боброва Г.А. Художественная гимнастика.
5. Куду Э.А. О влиянии музыки на образование деятельных навыков в художественной гимнастике. Волгоград 2008
6. Фомина Н.А Сказочный театр физической культуры. Волгоград 2004
7. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. - Минск, 1987
8. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. - 2004
9. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2004
10. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001
11. Рунова М.А. Двигательная активности ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2000
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001
13. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно - эстетической направленности 2020-2021
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группе компенсирующей направленности 2020-2021 учебный год
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группе компенсирующей направленности 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа воспитателя Средней группы общеразвивающей направленности 2020-2021 учебный год
Рабочая программа воспитателяСредней группы общеразвивающей направленности 2020-2021 учебный год...
Дополнительное образование кружка "Знайки" 6- 7 лет 2020-2021 учебный год
Дополнительное образование экологического кружка "Знайки" - подготовительная группа 2020...
Аннотация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (на внебюджетной основе) 2020-2021 учебный год
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлек...
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеобразовательной направленности. 2020 - 2021 учебный год
Цель рабочей программы создать каждому ребёнку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разных ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Крепыши" в подготовительной группе на 2020-2021 учебный год
Данная программа включает в себя комплекс спортивно-оздоровительных развлечений, направленных на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка, а так же коррекцию имеющихся недостатков в ф...