Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
статья по физкультуре на тему

Оздоровительные мероприятия в детском саду - это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_zdorovesberegayushchey_sredy_v_dou.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ

Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Говоря о создании здоровьесберегающей среды, мы подразумеваем следующие направления:

Основные направления:

1. Организация жизни ребёнка в ДОУ т. е. режим дня;

2. Обеспечение благоприятной адаптации.

3. Выполнение санитарно – гигиенического режима.

4. Проведения обследования.

5. Лечебно-профилактические мероприятия;

6. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

7. Создание предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах;

8. Взаимодействие детского сада и семьи;

Предметно-развивающая среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение.

Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются.

Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. В нашем дошкольном учреждении разработана система общей психологической защиты детей. Она включает в себя:

- организацию режимных моментов, комфортную для психологического состояния детей;

- средства физического воспитания: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия по развитию движений, прогулки, закаливающие процедуры;

- хождение босиком,

- дыхательная гимнастика,

- солнечные и воздушные ванны,

- корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки, внедрение здоровьесберегающих технологий.

Предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.

Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающей среды от инфраструктуры до группового помещения информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

Педагоги ведут активную работу по взаимодействию детского сада и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Ярким и радостным событием в жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц для каждого возраста, «Дни здоровья» (ежеквартально) .

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В последние годы наблюдается ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития и всё это диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

 В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о выборе физического развития детей как приоритетного направления в работе детского сада.

В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:

-          по заболеваемости;

-          по группам здоровья;

-          по уровню сформированности физических качеств;

-          по адаптации к условиям ДОУ;

 Это  позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать  проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником и инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья.

Оздоровительные мероприятия в детском саду - это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Старшей медсестрой нашего сада ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план  мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей.

Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:

  • Утренняя гимнастика и гимнастика после сна.
  • Физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями.
  • Подвижные игры в помещении и на воздухе.
  • Спортивные игры.
  • Развлечения и физкультурные праздники.
  • Дни здоровья.

Проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей:

  • Используют различные виды закаливания.
  • Применяют дыхательную гимнастику.
  • Применяют точечный массаж.
  • Корректирующая гимнастика.

В детском саду имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарем. В целях реализации программы «Здоровье» ежегодно планируется воспитателями работа и с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.

 Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив детского сада добился следующих результатов:

-  налажена координация всех специалистов ДОУ;

- уровень заболеваемости ниже городского;

- действует система диагностирования физического развития детей;        

- осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;

- применяются разнообразные формы закаливания детей;

- созданы условия для полноценного физического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Создание здоровьесберегающей среды на основе игр и игровых упражнений

Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды  в  дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме....

Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ

Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях...

Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды

Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреж...

"Основные направления создания здоровьесберегающей среды" консультация для воспитателей

"Основные направления создания здоровьесберегающей среды"...

Обобщение опыта. Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.

Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.                                   ...