Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
статья по физкультуре на тему
Оздоровительные мероприятия в детском саду - это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zdorovesberegayushchey_sredy_v_dou.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего, сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Говоря о создании здоровьесберегающей среды, мы подразумеваем следующие направления:
Основные направления:
1. Организация жизни ребёнка в ДОУ т. е. режим дня;
2. Обеспечение благоприятной адаптации.
3. Выполнение санитарно – гигиенического режима.
4. Проведения обследования.
5. Лечебно-профилактические мероприятия;
6. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
7. Создание предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах;
8. Взаимодействие детского сада и семьи;
Предметно-развивающая среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение.
Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группах пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются.
Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация двигательного режима в течение дня. В нашем дошкольном учреждении разработана система общей психологической защиты детей. Она включает в себя:
- организацию режимных моментов, комфортную для психологического состояния детей;
- средства физического воспитания: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия по развитию движений, прогулки, закаливающие процедуры;
- хождение босиком,
- дыхательная гимнастика,
- солнечные и воздушные ванны,
- корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки, внедрение здоровьесберегающих технологий.
Предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков.
Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети могут получить из предметно-развивающей среды от инфраструктуры до группового помещения информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
Педагоги ведут активную работу по взаимодействию детского сада и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Ярким и радостным событием в жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц для каждого возраста, «Дни здоровья» (ежеквартально) .
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. В последние годы наблюдается ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития и всё это диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о выборе физического развития детей как приоритетного направления в работе детского сада.
В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:
- по заболеваемости;
- по группам здоровья;
- по уровню сформированности физических качеств;
- по адаптации к условиям ДОУ;
Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником и инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья.
Оздоровительные мероприятия в детском саду - это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Старшей медсестрой нашего сада ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей.
Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:
- Утренняя гимнастика и гимнастика после сна.
- Физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями.
- Подвижные игры в помещении и на воздухе.
- Спортивные игры.
- Развлечения и физкультурные праздники.
- Дни здоровья.
Проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей:
- Используют различные виды закаливания.
- Применяют дыхательную гимнастику.
- Применяют точечный массаж.
- Корректирующая гимнастика.
В детском саду имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарем. В целях реализации программы «Здоровье» ежегодно планируется воспитателями работа и с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.
Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив детского сада добился следующих результатов:
- налажена координация всех специалистов ДОУ;
- уровень заболеваемости ниже городского;
- действует система диагностирования физического развития детей;
- осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;
- применяются разнообразные формы закаливания детей;
- созданы условия для полноценного физического развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...
Создание здоровьесберегающей среды на основе игр и игровых упражнений
Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме....
Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ
Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях...
Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды
Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреж...
Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ
Презентация по ЗОЖ в детском саду...
"Основные направления создания здоровьесберегающей среды" консультация для воспитателей
"Основные направления создания здоровьесберегающей среды"...
Обобщение опыта. Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.
Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах. ...