Педагогический проект. Тема: «Здоровый ребёнок – счастливая семья»
проект по физкультуре (старшая группа) на тему
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире ведущие позиции, поскольку в нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Важно формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Здоровый ребёнок – счастливая семья»
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире ведущие позиции, поскольку в нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Важно формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». [1] Известный русский врач и писатель В.Вересаев так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять всё; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно".
Здоровье – это отсутствие болезней, а также психическое и социальное благополучие. «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье, не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (автор: Г. Сигерист, американский медик). Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.
Согласно ФГОС [2] «…физическое развитие детей… это становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
По мнению ученых, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, растет количество заболеваний. Это связано с образом жизни семьи ребенка, зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Что может быть объективнее статистики? А она год за годом посылает нам лишь неутешительные сигналы.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза.
Об этом же свидетельствует и мониторинг состояния здоровья воспитанников нашего детского сада (Приложение 1). Увеличивается количество детей, относящихся к 3 группе здоровья (с 9 человек в 2012 году до 37 человек в 2013 году); растет число детей, часто болеющих и имеющих хронические заболевания (38% от общего числа детей, посещающих детский сад, состоят на диспансерном учете).
1.Закон РФ «Об образовании» п.1 ст.18
2.Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155, п.2.6
По результатам медицинского контроля часто болеющих детей старшего дошкольного возраста количество увеличилось в 2 раза. А мы знаем, что в этом возрасте увеличиваются нагрузки, происходит интенсивный рост развития, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки, привычки помогающие вести здоровый образ жизни, а в дальнейшем успешное обучение в школе. В связи с этим было проведено анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста, которое показало, что большинство из них не занимаются укреплением здоровья своих детей, ссылаясь на занятость и некомпетентность в этих вопросах.
Сотрудничество с семьями воспитанников всегда была одной из задач функционирования нашего детского сада. В нашем учреждении с большим успехом проводились консультации, родительские собрания, анкетирования, для родителей вывешивалась различная полезная информация в родительских уголках. Все складывалось вполне традиционно (Приложение 2). Но мы задались вопросом, все ли так уж хорошо в нашем общении с родителями. Многие педагоги не до конца понимали всю важность этой работы, считали, что родители слишком заняты, чтобы стать партнерами, им хочется, чтобы детский сад взял на себя все функции по воспитанию и развитию детей, а родители бы только осуществляли необходимый уход. Иногда можно было услышать и такое мнение, что молодые родители не только не знают, как и что делать с детьми, но и не хотят этого знать. При разработке системы взаимодействия с родителями была создана творческая группа из педагогов, способных нестандартно мыслить, генерировать идеи. Эта группа стала стержнем в организации последующей работы с семьями воспитанников.
Для решения поставленной проблемы нам было необходимо взаимодействие всех участников проекта.
Цель этой работы:
Актуализировать роль семьи в вопросах здорового образа жизни образовательной среды ДОУ.
Задачи
- Проанализировать опыт образовательного учреждения и передовой педагогический опыт в вопросах формирования здорового образа жизни.
- Выявить и повысить уровень компетенции родителей в формах, методах и средствах формирования здорового образа жизни у детей.
- Создать необходимую развивающую среду с помощью привлечения родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.
- Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Убедительно просим внимательно прочитать анкету и ответить на вопросы. Необходимые сведения подчеркнуть или дописать.
- Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?_____________________
- Есть ли дома физкультурное оборудование?________________________
Если да, то какое?______________________________________________
- Проводите ли Вы дома закаливающие мероприятия?_________________
- Частота заболеваний ребёнка за последний год:
- не болел ни разу;
- 1 раз;
- 2 раза;
- каждый месяц;
- _____________________________________________________________
- Каковы, на Ваш взгляд, причины заболеваемости?___________________
- Расположите по значимости направления в развитии ребёнка (на 1-м
месте, на 2-м месте и т.д)
- Здоровье;
- Интеллектуальное развитие;
- Духовное развитие;
- Социальное развитие;
7. На что, на ваш Взгляд, должны обращать внимание детский сад и семья, заботясь о здоровье детей?
- Соблюдение режима;
- Полноценный сон;
- Рациональное, калорийное питание;
- Благоприятная психологическая атмосфера;
- Закаливающие мероприятия;
- Физкультурные занятия;
- Достаточное пребывание на свежем воздухе;
8. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете эффективными и наиболее перспективными в воспитании здорового ребёнка?
- Совместные праздники ( спортивные досуги, «Дни здоровья»,
«Мама, папа и я – спортивная семья»);
- Открытые занятия;
- Тематические выставки, конкурсы;
- Групповые (индивидуальные консультации и беседы с педагогами)
- Совместный выходной день;
- Вечерняя спортивная площадка;
- Соревнования;
- Информация в родительский уголок;
9. Какую помощь, поддержку в решении проблемы здоровья ребёнка
Вы оказываете детскому саду?
- Соблюдение режима дня дома;
- Соблюдение гигиенических правил;
- Проведение закаливающих процедур;
- Совместные занятия с детьми спортом на открытом воздухе и дома;
- Участие в спортивных мероприятиях детского сада;
- Участие в профилактических мероприятиях детского сада.
10. Меры, принимаемые для укрепления здоровья дошкольников
Меры по укреплению здоровья | Семья | Детский сад |
Посещение врачей | ||
Прием лекарств | ||
Соблюдение режима дня | ||
Соблюдение сан.- гигиенических норм | ||
Занятия физическими упражнениями | ||
Правильное питание | ||
Прогулки на свежем воздухе | ||
Закаливание | ||
Немедикаментозные средства оздоровления (массаж, фито и т.п.) |
Благодарим за сотрудничество!
Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием комплексной “Программы обучения и воспитания” под ред. Васильевой.
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по физкультурно-оздоровительной работе.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Реализация проекта
I этап: подготовительный
(диагностическое и организационное направление)
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей и педагогов и получение семейной поддержки:
1. Регулярный осмотр детей педиатром и старшей медсестрой ДОУ.
2. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.
3. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физвоспитанию.
4. Анкетирование родителей.
5. Диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей педагогом - психологом.
II этап: внедренческий
Направления работы во II этапе:
1. Рациональная организация двигательной деятельности детей.
2. Познавательная деятельность.
3. Оздоровительно–профилактическое направление.
4. Система закаливания.
5. Комплекс психологических мероприятий.
6. Работа с родителями.
7. Работа с педагогическим коллективом.
Формы работы по проекту
Взаимодействие детского сада и семьи | - анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа; - встречи со специалистами ДОУ (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальным работником, педиатром, ст. медсестрой и др.) на общих родительских собраниях, днях открытых дверей, семинарах – практикумах, просмотр открытых занятий, индивидуально, по запросу; - совместные мероприятия – спортивные праздники, участие в соревнованиях |
Медико–психологические услуги | - диспансеризация специалистов детской поликлиники на базе МДОУ; -диагностическая, консультативная, просветительская, профилактическая, коррекционная работа педагога-психолога; - занятия с педагогом – психологом - кислородные коктейли; |
Комплексная система физического развития | - физкультурные занятия в зале и одно на улице; - коррегирующая гимнастика - закаливающие мероприятия; - артикуляционная гимнастика; - подвижные игры на улице - праздники, развлечения, досуги - туристические походы, экскурсии |
Гигиена, режим, питание | - подбор мебели согласно ростовым показателям; - прогулка на воздухе; |
III этап: контрольно-оценочный
(подводятся итоги, выстраивается перспектива)
- Диагностику осуществляют врачи, анализируя динамику заболеваний детей в течение года.
- Проводится повторное анкетирование родителей.
- Инструктор по физической культуре проводит тестирование по характеристике двигательной активности и сравнивает с результатами, показанными детьми в начале года.
- Диагностику психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей проводит педагог - психолог.
- Оформление результатов совместного творчества детей и родителей:
-составление сказок, сочинение рассказов, кроссвордов о здоровье;
- конкурс газет, плакатов; фотовыставки;
- изготовление нестандартного оборудования для спортплощадки, спортзала.
IV. Презентация проекта
- “Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” (спортивный праздник с участие детей и родителей)
- Выставка фото проектов “Спорт в нашей семье”
Рабочий план реализации проекта
Дата проведения | Место проведения | Наименование мероприятия | Задачи | Ответственный за выполнение |
Сентябрь | Группа | Анкетирование родителей | Выявить умения родителей в оздоровлении детей в семье | Инструктор, психолог, воспитатели |
Сентябрь | Лес | Поход в осенний лес | Вызвать у детей радость, эмоциональный подъём от совместной деятельности педагога и родителей | Инструктор, воспитатели, родители |
Октябрь | Группа | Родительское собрание. Фоторепортаж «Поход в лес» | Приобщение детей к ЗОЖ через совместную деятельность с родителями; познакомить с результатами анкетирования; поделиться впечатлениями о совместном походе. | Инструктор, медработник, воспитатели, дети |
Октябрь | Спортзал | Спортивные игры | Формировать глубокий, ритмичный вдох – выдох, развивать координацию движений, укреплять мышцы тела. | Инструктор, воспитатель, дети |
Октябрь | Группа, спортзал | Консультация для родителей «Здоровье – дело престижное» | Познакомить родителей с зональным массажем ног, уметь применять на практике. | Инструктор, медицинский работник |
Ноябрь | В семье | Изготовление нестандартного оборудования | Привлечь родителей к созданию нетрадиционной развивающей среды | Инструктор, родители. дети |
Ноябрь | Группа | Занятие с детьми «Сохрани своё здоровье» | Формировать умение самостоятельно следить за своим здоровьем | Воспитатели, дети |
Ноябрь | Группа, спортзал | Консультация для родителей «Какими видами спорта можно заниматься» | Познакомить с различными видами спорта, которыми можно заниматься дома со своим ребёнком. | Инструктор, психолог |
Декабрь | Спортзал | «Круглый стол» с родителями «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ» | Познакомить с методической литературой по физическому развитию ребёнка в семье | Инструктор, психолог, воспитатели |
Декабрь | Спортзал | Физкультурное занятие с детьми, родителями «Спорт – это жизнь» | Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; развивать двигательные навыки, повысить эмоциональный настрой. | Инструктор, воспитатели, дети, родители |
Январь | Спортзал | Викторина с родителями «Спорт – это жизнь» | Активизировать участие родителей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях. | Инструктор, воспитатели, психолог, родители, дети |
Январь | Стадион | Экскурсия на стадион | Воспитывать стремление заниматься спортом, приобщать к месту проведения спортивных соревнований. | Инструктор, воспитатели, дети, родители |
Февраль | Группа, спортзал | Консультация для родителей «Больше внимания осанке» | Познакомить с причинами нарушения осанки, профилактикой, рекомендовать физические упражнения. | Инструктор, медицинский работник |
Февраль | Лес | Поход в зимний лес (на лыжах) | Развивать умение кататься на лыжах; привлечь родителей к проведению лыжного марафона. | Инструктор, воспитатели, дети. Родители |
Март | Группа | Изготовление детьми пакета рекомендаций о ЗОЖ | Привлечь детей к созданию советов, рекомендаций для сказочного персонажа (Баба Яга) | Инструктор, воспитатели, дети |
Март | Спортзал | Изготовление макета спортивной площадки | Привлечь родителей, детей к моделированию спортивной площадке, изготовить её в виде макета; развивать творческое воображение. | Инструктор, родители, дети |
Апрель | Спортзал | День здоровья «Семейный час» | Побуждать детей и родителей к участию в спортивных соревнованиях. | Инструктор, родители, дети, воспитатели |
Апрель | Спортзал | Спортивное развлечение для детей «Космическое путешествие» | Создать мотивацию для занятий спортом. Воспитывать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Обогащать родителей знаниями, практическими умениями в организации и проведении детского досуга. | Инструктор, психолог, воспитатели, медработник, дети, родители |
Май | Спортзал | Викторина «Что, где, когда?» для родителей и детей | Побуждать детей и родителей к участию в спортивных, творческих, интеллектуальных соревнованиях. | Инструктор, родители, дети, воспитатели, психололг |
Май | Спортзал | Презентация проекта «Здоровый ребёнок – счастливая семья» | Подготовить к презентации проекта: распределить роли между детьми, родителями, изготовить костюмы, атрибуты, пригласительные билеты. | Инструктор, психолог, воспитатели, медработник, дети, родители |
Предполагаемый итоговый результат
– это компетентная семья, как первоисточник здоровья ребёнка и освоение дошкольниками практических навыков ЗОЖ; активное отношение ребёнка к своему здоровью, умение определять и чувствовать свой организм.
Краткосрочные результаты
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья дошкольников
- Снижение количества заболеваний наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации
- Повышение заинтересованности работников детского сада, родителей в укреплении здоровья дошкольника
- Увеличение потребностей родителей заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих детей
- Установление партнерских отношений с семьями воспитанников
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обобщению опытом
Долгосрочные результаты:
- Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
- - активный отдых вместе с детьми;
- - посещение кружков, секций оздоровительной направленности;
- - проведение закаливающих процедур;
- - использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского просвещения.
Оценка эффективности реализации проекта
Исходя из целей и задач проекта, были разработаны следующие критерии оценивания:
- Уровень компетентности педагогов по вопросам формирования здорового образа жизни
Показатели:
* Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
* Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, причины низкого воспитательного потенциала семьи и т.д.).
* Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
- Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Показатели:
*Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения
*Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями по вопросам формирования здорового образа жизни;
*Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников (работа воспитателей , психолога, администрации по сбору данных)
3. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (выявляется по результатам входящего и итогового анкетирования)
Показатели:
*Снижение заболеваемости детей, посещающих МДОУ.
*Повышение уровня физической подготовленности.
*Использование полученных знаний и сформированных умений детьми в повседневной жизни.
*Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей.(для родителей -использование выставок литературы, консультации, семинары-практикумы, КВН, тестирование)
*Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
*Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
*Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
*Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
Проведя оценку эффективности реализации проекта, с помощью определенных критериев мы пришли к выводу, что проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, а также в вопросах детско-родительских отношений физкультурно-оздоровительной деятельности.
Родители стали проявлять искренний интерес к здоровью детей и жизни ДОУ, научились выражать восхищение результатами детской физкультурной деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, проявили такие качественные показатели как: инициативность, ответственность за здоровье своих детей, положительное отношение к продуктам совместной деятельности с детьми.
Оценка рисков (меры предотвращения)
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
При реализации проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
- Травматизм.
Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях
1. Нарушение правил организации занятий.
- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;
- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала;
- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;
- недостаточный интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
2. Нарушение в методике преподавания
- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;
- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением южных упражнений, игр, эстафет.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.
- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;
- отсутствие вентиляции;
- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки;
- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).
- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.
- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;
- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. Недооценка значения страховки и помощи.
- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;
- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.
6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.
- малые размеры зала или площадки для занятий;
- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;
- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;
- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;
- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;
- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;
- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
- отсутствие телефона в доступном месте;
- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.
Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.
- Активность участия родителей в совместных мероприятиях.
Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической. Когда родители осознают значимость совместной деятельности. Так же с целью активизации деятельности родителей запланировано проведения ряда индивидуальных консультаций для родителей.
- Утеря интереса детей к деятельности.
Для устранения данного риска, проект включает инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здоровый ребёнок - счастливая семья"
Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста...
Проект "Здоровая ребёнок - счастливая семья"
Проект "Здоровый ребёнок - счастливая семья". Физическое здоровье неразрывно связано с их психическим здоровьем,эмоциональным благополучием.Исходя из принципа "здоровый ребёнок - успешн...

Отчет по проекту на тему «Здоровый ребёнок – счастливая семья». первая младшая группа
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. У вновь пришедших детей в детский сад часто наблюдается отсутствие элементарных навыков...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»...

Проект «Здоровый ребёнок – счастливая семья».
Актуальность проектаИменно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. У вновь пришедших детей в детский сад часто наблюдается отсутствие элемен...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»...