Игры с мячом для развития двигательной активности дошкольников
статья по физкультуре на тему
Описывается значение игр с мячом для физического и психического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom_dlya_razvitiya_dvigatelnoy_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с мячом в развитии двигательной активности дошкольников
Алябьева Нина Владимировна,
Чиркова Татьяна Григорьевна,
МБДОУ № 75, г. Мурманск
По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все меньше свои двигательные возможности и способности. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний ДА в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.
В связи с этим перед педагогами ДОУ № 75 стал вопрос о повышении двигательной активности дошкольников.
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Поэтому, мы поставили перед собой вопрос – как через игры с мячом увеличить двигательную активность дошкольников. Работа с мячом стала занимать одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) — это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч это круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд, нередко символизирует приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч все больше стали играть в помещении и на улице.
Перед педагогами поставили следующие задачи:
• Максимальное исполнение двигательной активности летом;
• Забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии;
• Уважительное отношение к результатам обучения спортивным играм с мячом;
• Обеспечение участия семьи в жизни дошкольного учреждения;
• Подбор оборудования для проведения игр;
• Знание содержания игр и степень их влияния на организм ребенка.
Огромную роль в данном направлении имела реализация проекта «Полосатый мяч».
Цель проекта – вызвать у детей интерес к активным формам деятельности с мячом при сотрудничестве со взрослыми (родителем, педагогом).
Основные задачи проекта:
• актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
• формирование у детей и родителей практических умений при выборе и изготовлении пособий развивающе-оздоровительной направленности;
• пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с использованием мяча;
• пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием нетрадиционного способа изготовления.
Работа на подготовительном этапе строилась по трем направлениям:
- для того чтобы выяснить, уровень информационной лабильности родителей по вопросу исследования проведено анкетирование «Мой друг мяч».
- с детьми проведена беседа «Игры, в которые я играю дома», которая позволила определить степень активного отдыха в условиях семейного воспитания и уровень оснащённости развивающей среды пребывания ребенка дома.
- с педагогами организованна дискуссия об организации активного досуга в группе и на прогулке с использованием мяча.
В процессе реализации всего проекта дети познакомились с историей возникновения мяча, узнали, какие бывают мячи и как с ними можно играть, познакомились с новыми подвижными играми и упражнениями с использованием мяча различного диаметра и материала.
Результатом проекта стало значительное увеличение интереса к миру спорта, повысилась двигательная активность в самостоятельной и совместной деятельности дошкольников.
Придавая значимость роли игр с мячом в развитии двигательной активности дошкольников, организовали дополнительные образовательные услуги физкультурно-спортивного направления «Школа мяча». Составили рабочую программу, перспективный план на два года по реализации данной программы. Разработали модель двигательного режима детей в дошкольном учреждении, куда включены физкультурно-оздоровительные занятия, учебные, самостоятельные, физкультурно-массовые, внегрупповые занятия, совместная физкультурно-оздоровительная работа МБДОУ и семьи.
Неоценима роль взрослых при организации игр с мячом, поэтому педагогам и родителям по нашему мнению необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Определяя силу воздействия игры на организм ребенка, надо учитывать не только физическую нагрузку, вызываемую игрой, но и степень ее эмоциональной насыщенности.
- Установление очередности игр. Игры, проводимые в начале и в конце занятия должны давать небольшую психофизическую нагрузку, а в середине она будет наибольшей.
- Голос ведущего должен быть спокойным, ласковым, с доброй эмоциональной окраской, вселять в ребенка уверенность в свои силы. Положительные результаты в игре с мячом должны обязательно поощряться.
- Перед началом игр целесообразно показывать ребенку рисунки - схемы к проводимым играм. Это будет способствовать развитию у него воображения и мышления. Тренировка этой памяти важна не только для учебы в школе, но и для всей последующей жизни.
- Установлено, что в движении ребенок значительно легче и быстрее осваивает и запоминает слова, правила, действия и т.п. Учитывая это, подвижные игры целесообразно использовать для обучения ребенка, например, азбуке, счету, определению основных цветов, правильному произношению слов.
В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. В группах оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, включая разные виды мячей, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивают физические качества.
Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Уделяется большое внимание организации двигательной активности на прогулке, где используется разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности.
Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности помогает организовать определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 65% от периода бодрствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль подвижной игры в развитии двигательной активности дошкольника"
консультация для родителей "Роль подвижной игры в развитии дошкольника" раскрывает значение подвижной игры в жизни ребёнка дошкольного возраста, какие качества личности вырабатываются в процессе...
«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».
Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности....
Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"
Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...
Консультация для родителей «Роль подвижной игры в развитии двигательной активности дошкольника»
Консультация для родителей«Роль подвижной игры в развитиидвигательной активностидошкольника»...
Музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников
Выступила с докладом на семинаре-практикуме по теме: "Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста"...
Семинар-практикум: «Игра, как средство развития двигательной активности дошкольников»
Подвижные игры в жизни дошкольника имеют огромное значение для всестороннего развития. Игры в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявл...
Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников
Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольниковСреда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии в музыка...