Система педагогической работы, направленной на формирование здоровья детей
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Система педагогической работы , направленной на формирование здоровья детей.
Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГТ) отражают современный подход к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования, причем не только к ее структуре, но и содержанию. Они задают единую основу для разработки вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития детей (физическое, социальное ,личностное, познавательное и художественное). В них фиксируется обязательность реализации таких принципов , как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Рабочая программа направлена на систематизацию умений и навыков по обучению детей дошкольного возраста плаванию и рассчитана на четыре года обучения.
Нормативная база для разработки программы:
- Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655);
- Программа развития МБДОУ ДС КВ№48 «Золотой петушок» города Нижневартовска.
Программа построена на теоретико-методологических подходах к проблеме развития психики ребенка:
- качественном (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);
- генетическом (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);
- возрастном (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин);
- культурно-историческом (Л.Д.Выготский)
- личностном (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин);
- деятельностном (В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин)
Программа основывается:
- на фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития детей дошкольного возраста.
- научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
- действующем законодательстве, иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
Программа:
- направлена на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;
- взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создание равных условий их образования независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности;
- соответствует принципу развивающего образования;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- преемственность с основными общеобразовательными программами дошкольного образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития детей на этапах дошкольного детства;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми 6-7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущий вид деятельности – игра);
- учитывает гендерную специфику развития дошкольников.
Показатели программы:
- построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;
- разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому;
- гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
- развитие различных видов деятельности с учетом возможностей , интересов и потребностей детей;
- организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении;
- право выбора ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
Содержание программы включает интеграцию образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (таб. 1). Образовательный процесс отличают организационные, национально-культурные, биологические, климатические и другие особенности.
Содержание программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.
-
«Физическая культура»
Рекомендации родителям по освоению программы:
- доброжелательность и взаимная заинтересованность в занятиях в бассейне (родители рассказывают о своем детском опыте посещения бассейна, общения с водой; при этом можно использовать фотографии, нарисовать совместный рисунок, вырезать или вылепить из подручного, нестандартного материала фигуры морских обитателей);
- терпеливое отношение в изучении новых движений (помочь ребенку в словесном контакте понять необходимость и правильность выполнения трудных упражнений, посредством сказкотерапии, например, вместе с ребенком придумывать новые сказки: «Путешествие в подводное царство», «В гостях у Золотой рыбки», «Русалка и дельфин» и пр.);
- желание родителей и совместная помощь педагогам в освоении ребенком этапов программы.
Рекомендации воспитателям по освоению программы:
Воспитатель группы, которую посещают дети, занимающиеся по этой программе, должен взаимодействовать с инструктором по плаванию. Хорошие результаты по подготовке детей к очередному занятию дает предварительная работа в группе:
- с детьми: беседы, конкурсы рисунков, выставка поделок из нестандартного материала, подборка картинок и создание тематических картотек и каталогов, т.е. деятельность, направленная на показ и закрепление движений с помощью моделирования;
- с родителями: беседы о регулярном посещении занятий в бассейне и отсутствии пропусков занятий без уважительных причин; рассказ о необходимости специальной формы (купальные принадлежности, халат) и гигиенических принадлежностей для занятий плаванием (мочалка, мыло); консультации о значении плавания и закаливания в оздоровлении ребенка (систематическое посещение занятий приводит к снижению заболеваемости).
Цель программы:
Проводить комплексное оздоровление и оказывать индивидуальную помощь дошкольникам в освоении разных видов движений на воде.
Задачи:
- укреплять психическое и физическое здоровье детей
- развивать способности детей ориентироваться в воде, быстро реагировать и перестраивать двигательные действия, учить произвольному расслаблению мышц;
- развивать коммуникативные качества.
Основные принципы программы
- Развивающее обучение. При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся у детей на этот момент уровень умений и навыков.
- Воспитывающее обучение. В процессе обучения решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств)
- Сознательность. Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание ребенком сути того или иного движения, которое он производит. Впервые был введен П.Ф.Лесгафтом. Начиная с трех лет, ребенка постепенно подводят к пониманию сути движения, мышечно ощущать его, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду).
- Систематичность. Чередование нагрузки и отдыха , взаимосвязь между различными сторонами содержания физкультурных занятий.
- Наглядность. Создание у ребенка с помощью различных органов чувств представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно-мышечной наглядности.
- Доступность. Обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Два из основных условий доступности – преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.
- Индивидуализация. Учет индивидуальных особенностей детей, обеспечение здорового образа жизни в ДОУ каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов. Дифференцирование знаний, физических нагрузок, а также приемов педагогического воздействия.
- Оздоровительная направленность. Физические нагрузки даются адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состоянию здоровья. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, включение в комплексы физических упражнений элементов дыхательной гимнастики ,упражнений на повышение выносливости, двигательной активности, осуществление медицинского контроля за физическим развитием, обеспечение рационального общего и двигательного режимов в ДОУ, создание оптимальных условий для игр и занятий детей.
Условия обеспечения эффективности программы:
- регулярное посещение детьми занятий;
- дыхательные упражнения на суше с тонизирующим и успокаивающим эффектом;
- повышение эмоционально-положительного тонуса в течение длительного времени;
- разработка и выполнение специальных упражнений для освоения различных видов движений на воде, игровых, развивающих дыхание, ориентировку в воде, упражнения на расслабление мышц, общеразвивающих для формирования и коррекции осанки.
Необходимо обратить особое внимание на специальные упражнения для детей:
- наиболее трудные упражнения осваиваются детьми на первом этапе: умение держать себя на поверхности воды без каких- либо движений. Для этого необходимо научить ребенка правильному и поэтапному выполнению каждого действия на воде: вдох, задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание , скольжение. Поэтому каждое занятие начинается с разминки. Очень важна предварительная работа: выполнение специальных упражнений на суше;
- наиболее интересные упражнения для детей, способствующие улучшению эмоционального настроя и качественного выполнения основных движений, представлены в разделе «Комплексы упражнений».
Рекомендации по организации занятий:
В занятия включены:
- циклы авторских образно-игровых упражнений в стихах и загадках , в том числе и с нестандартным оборудованием;
- комплекс подводной гимнастики «Бригитта»;
- упражнений на воде «Аквабилдинг»;
- упражнения по акваэробике с мячом на воде «Веселые утята».
В программе большой спектр игр и комплексов:
- традиционных («Звездочка», «Поплавок» и др.)
- авторских «Море волнуется», «Хоровод» и др.)
Они проводятся в порядке постепенного увеличения нагрузки на протяжении всех занятий. В процессе закрепления умений и навыков предполагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. При повторении упражнений, чтобы не было утомительного однообразия, используются задания одного типа, но разного содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...
Перспективное планирование в системе педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.
Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста на год по экспериментированию в неживой природе...
Система педагогической работы "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Пять лет я работала по этой теме. Предлагаю конечный продукт....
Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»
Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...
Проектирование системы методической работы на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
В данном проекте представлена система методической работы, направленная на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....
Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...
Система педагогической работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни дошкольников
Система педагогической работы, направленная на формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни детей от 4-х до 8-ми лет Система педагогической работы по формиров...