ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ В СПОРТЕ
методическая разработка по физкультуре на тему
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detey_v_sporte.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» г.ЩЕКИНО
ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ В СПОРТЕ
АВТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ:
ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТКЭГО МОУ ДОД «ЦДТ»
2014 Г.
План
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
4.МОТИВИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому.
По статистике число детей и подростков от 6-15 лет систематически занимающихся спортом в России охват детей того же возраста составляет 18.3%, в США 25.4%. Если смотреть на статистику детей продолжившую свою спортивную карьеру, то мы получим совсем невысокий процент. По статистике из общего числа занимающихся спортом всего от 0.2% до 0.5% становятся профессиональными спортсменами.
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации юных спортсменов. Одна из главных проблем страны по охвату детей и привлечением их систематическим занятиям спортом это незаинтересованность детей. Для многих, занятия физкультурой и спортом приравнивается к «мучениям», и куда более интересней проводить свое свободное время, гуляя бесцельно по улицам или проводить дни напролет перед компьютером.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1.1 Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (6-11 лет) характеризуется тем, что ведущей деятельностью становится - учеба. Это должен знать каждый учитель, так как в этот период у ребенка расширяется сфера деятельности, появляется новые авторитеты, в нашем случае - учитель.
Так же в младшем школьном возрасте у детей получает развитие саморегуляция, и произвольность воли и поведения. Учится делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, обучается в определенной степени управлять своим поведением.
Так что начало занятия спортом с такого возраста, является важным моментом для формирования успешной личности в будущем.
Для работы с младшими школьниками учитель или тренер должен понимать, что для ребенка спортивная тренировка или урок физического воспитания является средством разгрузки психики, и не следует «давить» на детей и требовать от них высоких результатов. Для тренера или учителя важнее всего будет сформировать у детей чувство «нужности» физического воспитания, заинтересовать их в систематичных занятиях спортом.
1.1.1 Направленность занятий спортом детей младшего школьного возраста
Спорт - самый конкурентоспособный вид деятельности.
На следующем этапе формирования потребности ребенка в занятии спортом является учебно-тренировочная деятельность с целью воспитания потребности не просто к процессу игры, а к процессу состязательной активности подрастающей личности. Развивать способность к борьбе, противостоянию, поиску преимуществ над соперником через познание собственных сил.
Ребенок ищет ответы на вопрос «что для меня спорт?» Ведь спорт как вид жизнедеятельности человека есть сжатая картина мира. Если вне спорта жизнь не так часто ставит ребенка перед выбором и от одной экстремальной ситуации до другой - достаточно продолжительный промежуток времени, то спорту присуща напряженность, насыщенность не только движениями, но и ответственностью, переживаниями, поиском ресурсов деятельности, адекватности требованиям мира.
Найти свое место в сфере спорта ребенку не так легко. Где он себя ощущает, где хотел бы быть - в центре, окруженный со всех сторон партнерами, или на периферии? Высветить свою личность или спрятаться? Это зависит от эмоционального и делового статуса личности ребенка, его самоощущения, самооценки, оценки тренером, ближайшим окружением, профессионально связанным и не связанным со спортом.
Когда ребенок начинает заниматься спортом, родители ждут компенсации моральных, материальных, физических, психологических, временных затрат ребенка и самих себя. Если рассматривать цели занятий спортом ребенка, выстраивается достаточно простая картина - воспитать здорового, физически развитого, кондиционно и координационно подготовленного, психологически и социально адаптированного ребенка. Роль родителя в процессе сопровождения спортивной деятельности ребенка должна нести конструктивную составляющую, обеспечивающую оптимальную зону психологической поддержки.
Ребенком воспринимается критика в том случае, если он лично испытывает в ней потребность. В основном дети 6-11 лет ищут поддержки у значимых взрослых, спрашивая: «Папа (мама), как я сегодня выступил (сыграл, пробежал, провел соревновательный поединок…)?» И если мнение, высказанное родителями в более жесткой форме, не соответствует ожиданиям ребенка, то юный спортсмен абстрагируется, не прислушивается к мнению взрослого, а исполняет роль слушателя. Родители часто теряют авторитет в глазах ребенка. Адекватность суждений и профессиональное понимание спорта родителями являются залогом уважительного отношения к ним детей.
Родители или родитель, значимые родственники, школьный учитель оказывают влияние на качество воспитательного воздействия и взаимодействия тренера с ребенком. Ребенок пытается проявить себя, отразить в деятельности свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Ребенок может быть нацелен как на процесс, так и на результат деятельности. Это предполагает, что при формировании межличностного взаимодействия особое внимание тренер должен уделять семье спортсмена, являющейся главным институтом первичной социализации личности. Именно в ней юный спортсмен приобретает основы социального опыта, реализует задатки и способности, приобщается к культуре, развивается и чувствует себя защищенным, самостоятельным и уверенным в собственных силах даже в случае проигрыша на соревнованиях. Интересы семьи проецируются на будущее человека, на его личностное и профессиональное самоопределение.
В процессе занятий спортом в ребенке проявляются и развиваются новые для родителей личностные качества, которые либо поддерживаются и приветствуются родителями, либо опровергаются ими, если несут угрозу сложившимся убеждениям, ценностным ориентациям, направленности личности родителя и особенностей его поведения: на реализацию или защиту ранее принятой ценностной ориентации, достижение значимой цели и т. д. Начинающий тренер-педагог должен иметь представление и ожидать, что родители юных спортсменов - это не однородная безликая масса, а группа людей, находящихся на различных стадиях социального взросления и социальной реализации.
В процессе занятия спортом ребенок попадает в ситуации побед и поражений. Поражение, как это не парадоксально, несет в себе больше пользы, чем это кажется на первый взгляд. Только поражение может выявить слабые звенья в спортивной подготовке юного спортсмена. Победа, как правило, проявляет сильные стороны личности ребенка. Следовательно, детей и особенно родителей необходимо по-своему адаптировать к вероятностным поражениям и приобщать их к позиции «взрослого» человека, адекватного любым требованиям окружающей, часто агрессивной спортивной среды.
Так же поражение для ребенка становится тем сигналом, чтобы он осознал, «что то не так…» и сам себе ответил на этот вопрос «а почему так вышло...». Именно на это должны обращать внимание тренера и родители и совместными усилиями должны помочь ребенку ответить на этот вопрос.
1.1.2 Цели детей в занятии спортом
Каждый тренер - педагог должен понимать, а почему дети хотят заниматься спортом. После многолетних исследований спортивных психологов выявлены 3 основные цели занятия спортом у детей.
1) заниматься любимым делом;
2) достичь совершенства в избранном виде спортивной деятельности;
3) стать известным спортсменом.
Отметим, что детей не беспокоит состояние здоровья. Переживают о состоянии своего здоровья лишь высокотревожные дети. Каждодневной целью занятий спортом ребенка является удовлетворение потребностей в успешной спортивной деятельности с положительной социальной оценкой ближайшего окружения.
Признак цели - «наличие потребности и стремления в достижении будущего результата». Дети, создающие вербальный образ, представляют свои цели так: «Я буду лучшим спринтером команды»; «Я стану высококлассным футболистом»; «Я стану лучшим вратарем»; «Обо мне услышит весь мир». Дети, создающие перцептивный образ цели, говорят: «Я чувствую, что я буду лучшим спортсменом школы в этом году»; «Мама, в этом году ты будешь гордиться моими спортивными достижениями»; «Я завоюю право стоять на пьедестале почета»; «Мы сделаем все, чтобы в этом году наша команда ощутила радость победы» и т. д.
Цели бывают внешними и внутренними. Внешние цели задаются извне (тренер, родители, окружение, руководство спортивной школы, клуба, района), внутренние создаются внутри системы (когда командный игрок действует не автономно в своих целях, ценностях, взглядах, то выдвигается внешний лозунг, принятый как внутренняя потребность, мотив, ориентация, цель: «команда решила»; в этом случае команда имеет одну на всех духовную конституцию: «я поставил цель», «наша пятерка будет лучшей», «наша команда с тренером поставила цель - войти в пятерку лидеров» и т. д.)
Внешняя цель должна пережить стадию внутреннего принятия ее каждым спортсменом (если это командная цель), в случае непринятия основным составом команды цель не будет достигнута (если в этом виде спорта не имеет место случайное стечение обстоятельств). Внешняя цель, представленная ребенку в индивидуальном виде спорта, также должна пройти внутреннюю идентификацию с личными потребностями, мотивами, ориентациями, установками и убеждениями. Только через внутренние переживания юного спортсмена, ощущение его личной нужды и насущной необходимости развивается цель, рожденная быть достигнутой. Тренер может ставить массу целей, но если они не трогают души ребенка, то остаются лозунгами на бумаге.
1.1.3 Влияние спорта на становление психологических свойств личности
Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жизненный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания.
Исследования, посвященные изучению влияния спорта на становление психологических свойств личности и ее психического склада, показывают, что люди, посвятившие себя спорту обладают такими чертами характера, как высокий уровень мотивации достижения, уверенность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, экстраверсия, самоконтроль.
Типы личности спортсменов очень разнообразны. И в каждом случае определенный комплекс свойств обусловливает те или иные специфические для данного типа особенности деятельности и поведения, помогающие спортсмену достигать высоких результатов. Другими словами, в процессе спортивной карьеры формируется индивидуальный стиль спортивной деятельности, тесно связанный с общим стилем поведения личности.
1.2 Подростковый возраст
Подростковый период (11-15лет) является самым сложным периодом в жизни ребенка. Американский психолог А. Газел описал особенности биологического созревания, интересов в юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости протекает с 11 до 21 года, особенно важны первые пять лет с 11 до 16, то есть это период подросткового возраста.
1.2.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст характеризуется следующими особенностями:
1. Интенсивное половое созревание.
2. Бурная физиологическая перестройка организма.
3. Неустойчивая эмоциональная сфера.
4. Всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
Ведущей деятельностью у детей подросткового возраста становится общение со сверстниками. В этот период ребенок может отвергать те идеалы которые у него были в детском возрасте. Для многих детей этого возраста идеалом становится сверстник или какой то кумир взятый из многочисленных представителей суб культур (эмо, готы и.т.п.). Учитель для него теряет былой авторитет и расценивается как «недруг» постоянно попрекающий его за те или иные поступки.
Поэтому занятия спортом в этот период жизни очень важен для формирования правильных идеалов и норм поведения. Учебно-тренировочную деятельность нужно строить на воспитании у юного спортсмена этих идеалов и норм по средствам физических упражнений.
1.2.2 Особенности психического развития спортсменов подросткового возраста
Под влиянием занятий спортом у подростков и юношей происходит более ускоренное и более адекватное характеру деятельности развитие психических качеств, причем направленность изменений в таких качествах соответствует специфике вида спорта.
Развитие психических качеств юных спортсменов наблюдаются определенные этапы преимущественного развития, характерные для конкретного качества.
Целью управления процессом формирования мотивов занятий спортом у подростков11-14 лет интересов является правильная организация мотивационных моментов при начальном усвоении вида спорта.
Юношеский возраст самый сложный в деле формирования мотивов занятий спортом. Именно в этот период чаще всего происходит «переоценка ценностей», и юноша или девушка покидают спортивную секцию или спортивную школу. Важной причиной ухода юношей и девушек является неудавшаяся «спортивная карьера», отсутствие способностей к достижению высокого спортивного результата.
В.А. Зобков, изучавший условия формирования мотивационной сферы юных спортсменов, выяснил, что в зависимости от содержательных особенностей доминирующих мотивов занятий спортом их можно разделить на две группы: «спортивно-деловая» и «лично-престижная» мотивация. Для подростков с доминированием спортивно-деловых мотивов характерно стремление к достижению спортивного результата, чувство социальной ответственности, активная жизненная позиция в системе отношений спортивной группы. И, как следствие, более высокая психическая готовность на всех этапах соревновательной борьбы. Общей особенностью спортсменов с доминированием лично-престижных мотивов является стремление к личному самоутверждению средствами спорта, желание получить от окружающих положительные оценки в ущерб задачам спортивной деятельности, боязнь поражений и т. д.
Они отличаются эмоциональной неустойчивостью во время выступления в соревнованиях, что приводит к снижению соревновательной результативности. В этой ситуации тренер может в процессе постановки цели или усилить ориентацию на задачу, либо создать эго-вовлеченную установку. Первая достигается настроем на усилия, на усердную работу и конкретные личные достижения, на разбор ошибок, которые являются частью учебного процесса и на то, чтобы каждому игроку дать почувствовать, что он играет важную роль в команде. Вторая возникает в процессе сосредоточения внимания на том, что надо превзойти своих друзей по команде, невозможностью совершить ошибку и представлением, что только "звезды" вознаграждаются.
1.2.3 Цели занятия спортом у подростков
Главной целью у детей подросткового периода является достижение более высоких спортивных результатов. На этом этапе развития ребенка тренер-педагог должен уделять большее внимание психологическим особенностям личности. Как упомянуто ранее, частой причиной ухода детей из спорта и дальнейшей не заинтересованностью им является «переоценка ценностей», то есть юный спортсмен в ряду своего возраста может потерять всякий интерес к спорту, например из-за поражения, или неудовлетворённостью своих спортивных результатов.
В подростковом возрасте как не в каком другом тренер-педагог должен уделить большое внимание именно психологической подготовке спортсмена.
В психологической подготовке спортсменов подростков Тренер-педагог должен поставить перед ним вопрос «почему ты хочешь..» и «как ты этого добьешься» и всячески помогать в его начинаниях.
Так же не маловажную роль играет работа с родителями спортсмена. Спортсмен и его семья это две важные составляющие успеха его деятельности. Подростки часто сталкиваются с проблемами в общении с родителями из-за формирующегося в этом возрасте «чувства взрослости» у ребенка. Тренер-педагог должен сформировать у спортсмена такое понятие как «не будет успеха из-за семейных конфликтов». Пояснить и хоть ты и стал взрослым, родители это то что даст тебе успех в твоей карьере. И если ты по настоящему хочешь добиться чего-то в этой жизни, ты должен разобраться в себе, а не перекидывать свои проблемы на других.
Таким образом, занятия спортом в этом возрасте способствует становлению гуманной личности.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте. Весьма существенным понятийным компонентом психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной. технической, теоретической). Чаше всего психологическая подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структурирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов. Итак, психологическая подготовка - это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.
2.1 Психологические характеристики юных спортсменов
Занятия спортом сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение: например, становится на путь профессионального спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спорта с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т.п. Социальный статус разных видов спорта порой весьма неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с географическим и климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и.т.п.
Центральное место в соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Анализ литературных источников в области психологии спорта показал, что уже в первых исследованиях подготовки спортсменов к соревнованиям выявилась большая роль эмоциональных состояний в регуляции двигательных действий, операций, в частности, такого производного спортивной деятельности, как эмоциональная напряженность, в ряде случаев дезорганизующая деятельность или мобилизующая спортсмена к эффективной и успешной деятельности.
Проявление спортивной мотивации зависит от особенностей самооценки спортсменами своих личных качеств. По результатам исследования А.В. Шаболтас (1998) значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются уверенность в себе, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет, состояние здоровья. В частности, выявлено, что уверенность в себе тесно связана со спортивными достижениями, мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности.
2.2 Начало подготовки юного спортсмена
Важной предпосылкой осуществления регулирующей функции цели является ее субъективное принятие спортсменом. Чем яснее осознает спортсмен стоящие перед ним задачи, чем глубже он понимает и переживает важность и общественную значимость разрешения этих задач, тем интенсивнее побуждение к их разрешению. Чем труднее и серьезнее цель, тем больше усилий прилагают спортсмены. Трудность выбираемой спортсменом цели характеризует уровень ее притязаний в сфере спортивной деятельности. Уровень притязаний у спортсмена должен соответствовать его возможностям. Высокий уровень притязаний приводит к возникновению фрустрации (расстройство замыслов). По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, со слабой нервной системой - занижают его. Е.П. Ильин (1980) приводит признаки поведения спортсменов с завышенным и низким уровнями притязаний. Первые переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и сильно переживают неудачи. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться выше достигнутого уровня, неохотно берутся за сложные задачи, боятся неудач.
Основное правило волевой и психологической подготовки -- это обязательно учитывать, что каждый спортсмен отличается не только особенностями присущего ему типа высшей нервной деятельности, но и индивидуально-психологическими особенностями, проявляющимися как в его характере, так и в способностях. И требуется особенно тщательный индивидуальный подход к каждому занимающемуся в воспитании этих качеств.
2.3 Типы высшей нервной деятельности (ВНД)
Тип ВНД - это совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Рассмотрим типы ВНД в спортивной деятельности, разницу протекания свойств нервной системы у детей с различными типами ВНД.
В психологии различают четыре типа ВНД, каждая из которых соответствует определенному типу темперамента.
Первый тип ВНД - сильный - неуравновешенный, соответствует типу темперамента холерик. Характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение.
Второй тип ВНД - сильный - уравновешенный подвижный. Имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах -- это сангвинический тип.
Третий тип ВНД - уравновешенный - инертный, тип темперамента - флегматик. С сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
Четвертый тип ВНД - слабый -- характеризуется слабостью обоих нервных процессов -- возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов -- это меланхолический тип.
2.4 Характеристика типов темпераментов в спорте
В тренировочном процессе нужно учитывать тип темперамента спортсмена, чтобы делать акцент на его сильные стороны и преодоления слабых. Спортивные психологи выявили различия между типами ВНД в спортивной деятельности охарактеризовав каждый из них.
1. Сангвиник - отдает предпочтение упражнениям связанным с большой подвижностью, активностью и требуют смелости. Они легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых упражнений быстро схватывают основу изучаемого движения, могут легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Не любят кропотливой, длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверенны в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны, и, как правило, на соревнованиях выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии "боевой готовности".
2. Холерик - спортсмены с данным типом нервной системы предпочитают высокоэмоциональные виды упражнений, интенсивные и темповые движения. Они охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом деятельности, но энтузиазм их быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют двигательную тренировочную работу на силу и выносливость. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеют склонность к " предстартовой лихорадке ", что довольно часто не позволяет им реализовать свои возможности в соревнованиях.
3. Флегматик - в спорте этот тип нервной системы проявляется, прежде всего, в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо качества. Не отличаются высокой общительностью. Соревновательные результаты стабильны, перед стартом состояние " боевой готовности "
4. Меланхолик - данный тип нервной системы отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но при этом недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т.к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния "стартовой апатии".
После того как тренер-наставник определит тип ВНД он может более успешно заняться подготовкой юного спортсмена, что отразится на результатах спортсмена с положительной стороны.
Как упомянуто ранее психологическая подготовка имеет важное значение в занятии спортом у детей. Систематическая работа над психологической подготовкой не только повышает спортивное мастерство юных спортсменов, позволяет подготовиться к нелегкой стезе профессиональных спортсменов, но и приобрести жизненно важные поведенческие навыки.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
3.1 Педагогические особенности в подготовке юных спортсменов
Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию.
Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида. [Лубышева Л.И., 1992].
Физкультурное воспитание преследует более широкие цели - воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание - это, прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.
Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человекаявляются следующие:
забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);
многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их;
одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии;
уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;
степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [Столяров В.И., 1995].
В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств [Лубышева Л.И., 1996].
Философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.
Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.
Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое воспитание, интеллектуальное воспитание и двигательное воспитание (телесное воспитание).
Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.
Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.
3.2 Основные понятия о физическом воспитании детей
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место.
Физическое воспитание есть процесс организации физической и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке школьников к жизни, труду и защите Родины. Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
С педагогической точки зрения ценность физических упражнений заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие отдельных систем и функций.
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения проводятся соревнования. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу.
3.3 Особенности подготовки юных спортсменов
Физическое воспитание - это неотъемлемая часть в воспитании ребенка. Родителям следует уделять внимание физическому воспитанию своих детей, для формирования у них тех качеств личности, которые ему пригодятся в повседневной жизни, так же содействовать их гармоничному развитию. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными -- задача не только родителей, но и каждого учреждения, так как и их дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
4. МОТИВИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
4.1 Мотивирование детей к занятиям физической культурой и спортом
Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность - деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой.
4.1.1 Основные мотивации детей в занятии спортом
Важным фактором для начала занятия спортом является мотив.
Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Рассмотрим основные мотивы занятия спортом юных спортсменов до 11 лет:
· Получение удовольствия;
· Повышение мастерства;
· Выполнение того, в чем я силен (сильна);
· Приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;
· Желание овладеть новыми умениями и навыками;
· Возможность посоревноваться;
· Желание выступать на более высоком уровне;
· Обретение новых друзей.
На это следует обратить внимание тренеру или учителю для более успешного мотивирования детей.
Как указанно выше, на первом месте у детей этого возраста стоит именно получение удовольствия от процесса, а не достижение «спортивных высот».
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.
Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источником знания, эпизодическим чтением дополнительных книг. В первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями (А.И. Выгодский), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия по инструкции.
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба.
Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:
· Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
· Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)
· Подготовка себя к труду и службе в армии.
· Удовлетворение духовных потребностей (через общение с друзьями, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)
Большую роль в мотивировании школьников к систематичным занятиям спортом играет роль родителей. Воспитание потребности к занятиям спортом закладываются в семье. Семьи, где родители понимают роль физического воспитания в жизни ребенка, приучают к занятиям спортом с малых лет, путем выполнения несложных двигательных упражнений, таких как утренняя гимнастика, походы, катание на коньках, велосипед и.т.п.
Выполнение таких действий для ребенка должно быть без принуждения, и если такой род деятельности не подходит ребенку, следует его заменить на то, что приносит ему удовольствие.
Привычки формируются в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем физической культуры.
Первый этап: Формирование положительного отношения к физической культуре. С первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.
Второй этап: - Формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической культурой. Намерение, по определению Л.С. Рубинштейна, является внутренней подготовкой отсроченного действия или поступка. Это зафиксированная решением направленность на осуществление цели. На этом этапе задача учителя физкультуры - пробудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой. Он может предположить школьникам ежедневно выполнять дома зарядку. Сформировав у учеников это желание, учитель может переходить к следующему этапу.
Третий этап: - Осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка учащимися вместе с учителем физкультуры режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома.
Четвертый этап: - Превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку. В силу возрастных психологических особенностей младших школьников и подростков (легкая смена интересов и желаний, недостаточное развитие настойчивости, целеустремленности) регулярное, самостоятельное выполнение ими физических упражнений представляют значительные трудности. Ребенок может 3-4 раза встать пораньше и сделать зарядку, но потом это ему надоест и он найдет для себя много оправданий, которые освободят его от угрызений совести в том, что он не осуществил задуманное (например, "поздно лег спать, поэтому проспал, и на зарядку не осталось времени" и т.д.). При этом возникают защитные мотивировки: "и без зарядки можно стать сильным, вон Коля зарядку не делает, а у него второй разряд по гимнастике".
В связи с этим учителю необходимо осуществлять ряд мероприятий, которые поддерживали бы сформированные намерения учащихся самостоятельно заниматься физической культурой.
Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для младших школьников часто весомее слов и увещеваний родителей.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могут разрешить при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Наивысшей формой самостоятельности учащихся является выполнение ими общественных поручений. Устойчивость мотивов общественной работы во многом зависит от удовлетворения учащихся этой работой. Чем младше школьник, тем в большой степени он находит удовлетворение в полезности своих дел для всех, в их общественной пользе. Для того чтобы пробудить и поддерживать интерес школьников к общественным поручениям, необходимо соблюдать ряд условий:
Даваемое школьнику поручение должно иметь общественную значимость и целесообразность. Учитель должен показать, что выполняемое учащимися задание важно для всего класса, спортивной команды.
В обновленном традиционном обучении речь идет об изменении характера учения, что предполагает изменение позиции ученика. А суть изменения заключается в том, что у учащегося будет не только мотив - потребность быть субъектом, но и появится потребность - мотив изменить себя, быть другим завтра, чем сегодня. У него выращиваются внутренний мотив, и формирование мотивации учении должно строится, через три следующие способности:
· хочу, т.е. это моя потребность - мотив;
· хочу, т.е. это я умею делать;
· надо, т.е. это мне нужно знать.
Формирование этих способностей по сути есть, содержание мотивации, следовательно, шаги ее формирования.
4.1.2 Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у подростков
Мотивация подростков в отличие от детей младшего школьного возраста имеет ряд отличий. В целом мотивацию спортивной деятельности спортсменов - подростков можно разделить на две составляющие, это непосредственные мотивы и опосредованные мотивы деятельности:
К непосредственным мотивам спортивной деятельности относится:
1. потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
2. потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
3. стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
4. стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
5. потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности
1. стремление стать сильным, здоровым;
2. стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
3. чувство долга;
4. потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).
Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:
§ поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;
§ служить своими спортивными достижениями Родине;
§ содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.
Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.
4.2 Проблемы в мотивировании спортсменов-подростков
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения.
Наряду с этим остаются малоисследованными психологические особенности спортсменов подросткового возраста, особенности взаимосвязи спортивной мотивации с мотивами занятий спортом, волевыми качествами и свойствами темперамента, педагогические условия формирования спортивной мотивации.
Одной из проблем мотивирования спортсменов - подростков является их низкая заинтересованность в систематических занятиях физическими упражнениями.
Эта проблема получает свое развитие еще в период младшего школьного возраста. Основой на возникновения этой проблемы является то, что ребенка не приучили к систематическим занятиям физкультурой и спортом. А если ребенок не понимает важности в занятиях физкультурой, то как он может мотивировать себя к занятиям им!?.
И всё же, проблему можно решить и на данном этапе развития ребенка. Одним из способов решения данной проблемы является агитационная - пропагандистская работа с подростками. Ведь этот возраст характеризуется тем, что ребенок становится зависимым от мнения окружающих. Привести пример о каком-то знаменитом спортсмене, показ видео фильмов, походы на различные состязания.
Так же можно воспользоваться тем, что дети этого возраста начинают интересоваться лицами противоположного пола, внушить ребенку то, что «ты будешь более привлекательным для…», но тебе следует заняться спортом, если ты этого хочешь реально этого достичь.
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ
Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...
Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида.
Коррекционная поддержка детей с проблемами в развитии, посещающих детские сады общеразвивающего вида....
Дополнение к "Перспективный план работы "Центр игровой поддержки детей раннего возраста"
Дополнение к "Перспективный план работы "Центра игрвой поддержки детей раннеговозраста" ( теоритическая и практическая части)...
Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...
Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....
«Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста и детей с особыми возможностями здоровья посредством организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении»
В статье раскрывается актуальность организации сенсорной комнаты в образовательном учреждении . Можно познакомиться с оборудованием для оснащения сенсорной комнаты...