Программа "Здоровый малыш"
методическая разработка по физкультуре на тему
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и родителями с применением здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovyy_malysh.doc | 329 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»
Принято на заседании педагогического совета № от ______________ | Утверждена Заведующий МАДОУ ДС № 34. ___________ И.В. Щербинина №____ от _________ |
Программа
Авторы-составители:
Заместитель заведующего
Путинцева Е.В.
Инструктор по ФИЗО
Змановская Е.А.
г. Нижневартовск
Содержание
Информационная карта | 3 | |
Пояснительная записка | 5 | |
1. | Концептуальные основы | 8 |
2. | Содержание программы | 9 |
3. | Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении | 15 |
4. | Условия реализации программы | 17 |
5. | Мониторинг реализации программы | 20 |
6. | Список литературы | 23 |
Приложения |
Информационная карта
Наименование программы | «Здоровый малыш» |
Автор-составитель | Зам.зав. по ВМР Путинцева Е.В. Инструктор по ФИЗО Змановская Е.А. |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 34 «Дюймовочка» |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | ул. Ханты-Мансийская 27а, город Нижневартовск Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область. Телефон/факс - (3466) 45-00-91 |
География программы | МАДОУ ДС № 34 |
Целевые группы | Группы общеразвивающей (компенсирующей) направленности детей от 2 до 7 лет |
Вид программы | модифицированная |
Тип программы | Программа социализации, направленная на сохранение, укрепление здоровья дошкольников, освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни |
Сроки реализации программы | 5 лет |
Цель программы | Способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий |
Задачи программы | 1. Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей. 2. Развитие физических качеств. 3. Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня. 4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. 5. Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности. 6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. |
Краткое содержание программы | В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и родителями с применением здоровьесберегающих технологий. |
Ожидаемые результаты |
3. Сформировано ценностное отношение к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. 4.Сформировано психоэмоциональное благополучие детей. 5. До 45% семей вовлечены в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. До 70% повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей. |
Пояснительная записка
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важных направлений деятельности дошкольных учреждений. Особенно данные проблемы актуальны для северных территорий.
Статистический анализ состояния здоровья детей г. Нижневартовска подтверждает, что количество здоровых детей с каждым годом снижается.
Первопричинами снижения уровня практически здоровых детей в городе являются суровые климатические условия, низкая двигательная активность детей в семье. В последнее время наблюдается ослабление многих функций современной семьи, которые имеют прямое отношение к здоровью детей и их развитию.
Практически во всех дошкольных учреждениях физическое развитие и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением. В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку созданы условия соответствующие требованиям СанПиН, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей. Особую актуальность данная проблема имеет для детей коррекционных групп: для детей с нарушением речи и с задержкой психического развития.
Новизна. Сложившаяся в дошкольном учреждении система оздоровительной работы в активизации процесса оздоровления детей ведется через внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Это позволит добиться максимальных результатов по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, сформировать у них основы знаний, умений и навыков ЗОЖ и главное, сформировать и развить внутренние мотивы детей к пониманию ценности здоровья, стремлению выполнять гигиенические процедуры, физические упражнения, вести подвижный образ жизни.
Все вышесказанное явилось основой для разработки образовательной программы «Здоровый малыш» по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Оздоровительная работа в дошкольном учреждении строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых подходов к оздоровлению детей, разнообразием педагогических услуг.
Общеизвестно, что в дошкольном детстве потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор.
В связи с этим решением проблемы может стать:
- включение детей в комплекс оздоровительных мероприятий с участием профильных специалистов с использованием нетрадиционного оборудования и современных технических средств;
- внедрение в образовательный процесс здоровьсберегающих технологий, а именно, особых форм двигательной активности детей, которые имеют оздоровительную направленность.
В программе рассматриваются представления о ребенке как о целостном духовно-телесном организме. Ребенок - целостный организм, который является посредником и преобразователем значимых для него природных, социальных и экологических связей. Формирование двигательной сферы в игре способно выработать у него осмысленное отношение к собственному телу, его состояниям и возможностям. Именно такой подход обеспечит воспитание у ребенка ценностного отношения к движению, как способу существования живого, а также осмысленное отношение к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому.
Теоретическое обоснование. Методологической основой программы «Здоровый малыш» является программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, разработанная под руководством В.Т. Кудрявцева, доктора психологических наук, директора института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В этой программе на основе комплексного междисциплинарного подхода к проблеме нашли своё продолжение и развитие идеи ведущих российских физиологов А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, психологов А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, педагогов П.С. Лесгафта, Ю.Ф. Змановского, М.И. Чистяковой, Л.Н. Волошиной, З.И. Бересневой.
Цель программы: способствовать сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста, формированию ценностного отношения к собственному здоровью путем внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей.
- Развитие физических качеств.
- Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня.
- Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни.
- Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности.
- Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни, вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность.
Основные направления организации оздоровительной работы:
1) Социально-психологическое: направленно на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни и получение комплекса теоретических знаний.
2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
3) Оздоровительное – развитие компенсанаторных функций, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Основные принципы программы.
- Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик проводимые мероприятия направленных на укрепление здоровья, основаны на научные и практически апробированные методики.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
- Принцип последовательности и системности, который обозначает последовательную линейную логику разворачивания содержания образования и движение от частного к сложному.
4. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
5. Принцип прочности – повторение. Прочность знаний дополняется гибкостью и практичностью.
- Концептуальные основы оздоровительной работы с детьми.
Основы отечественной системы физического воспитания детей дошкольного возраста – теоретические, естественнонаучные, методические, организационные связаны с педагогической деятельностью П.Ф. Лесгафта, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, Ю.Ф. Змановского и т.д.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития ребенка является приоритетным направлением в дошкольных учреждениях. Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации образовательного процесса.
Физическое воспитание содержит большие возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальнее особенности личности, культура жеста.
Физическая культура приводит к телесной гармонии ребенка, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность содействует развитию мышления, воображения, желание придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.
Забота о физической культуре ребенка должна быть направлена на полное раскрытие индивидуальных физических и духовных сил, гармоничного развития и познания радости творчества.
Принятый Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает возможность дошкольным учреждениям выбирать общеобразовательные программы, самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работ по физическому воспитанию.
Программа «Здоровый малыш» разработана на основе раздела «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» программы «Детство» Н.А. Ноткиной, Т.И.Бабаевой в соответствии с Федеральными государственными требованиями к образовательным областям «Физическая культура», «Здоровье».
Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений о здоровом образе жизни, уровню сформированности двигательной культуры в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного учреждения.
Отличительной особенностью программы «Здоровый малыш» является то, что в ней выделено 4 раздела, включающие в себя организацию оздоровительной работы в дошкольном учреждении по трем основным направления. Это позволит педагогу использовать дифференцированный подход к обучению дошкольников с учетом уровня физической подготовленности и распределять нагрузку для детей в соответствии индивидуальных и возрастных особенностей; применять разнообразные методики, направленные на физическое образование. В физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения включены все участники образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).
2. Содержание программы.
В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы определены задачи в каждой возрастной группе.
группа | Представления | Практические умения |
Группы общеразвивающей направленности от 2 до 4 лет |
«Физическое развитие» | |
Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом. Знать предметы и действия гигиенических процессов, правила поведения за столом | соблюдать последовательность при выполнении КГН, проявлять самостоятельность Вежливо обращаться за помощью к взрослому.
| |
Формировать первичные представления о физических упражнениях, подвижных играх. | согласовывать свои действия с движениями других, соблюдать предложенный темп; -учить реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним; -учить самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, принимать активное участие в подвижных играх | |
Группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет | «Физическое развитие» | |
Знание последовательности действий КГН и культуры поведения за столом.
| Проявлять самостоятельность и последовательность в выполнении КГН, самообслуживании. Замечать неполадки в одежде. Пользоваться столовыми приборами, выходя из-за стола благодарить. | |
-учить воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений; - приучать оценивать движения сверстников и замечать их ошибки; | -добиваться уверенно и активного выполнения основных элементов техники движений; - развивать скоростно-силовые качества -закреплять умения ориентировки в пространстве -побуждать к самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений; -соблюдать и контролировать правила в подвижных играх. | |
Группы общеразвивающей (компенсирующей) направленности) от 5 до 7 лет. | «Физическое развитие» | |
Представление о здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур, закаливания, занятия спортом, о необходимости пребывания на свежем воздухе и укрепления здоровья. Знакомство с правилами безопасного поведения, сведения о травмирующих ситуациях, о некоторых приемах первой помощи в случае травмы, о правилах поведения в обществе в случае заболевания. | Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы. Осваивать приемы элементарной первой помощи при травмах (смазать царапину, пе6ревязать палец, приложить холодное к ушибу) Выполнять утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях. | |
- добиваться осознанного выполнения детьми всех видов движений; -учить анализировать свои движения и движения товарищей; -формировать первоначальные представления о спортивных играх и упражнениях. | - развивать ловкость движений, быстроту и общую выносливость. -добиваться активного выполнения детьми всех видов движений; - развивать творчество и инициативу в выполнении движений -закреплять умения в самостоятельной организации игр и упражнений со сверстниками; -закреплять правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях. |
Для детей групп компенсирующей направленности (с нарушениями речи, с задержкой психического развития) работу проводят учитель - логопед, учитель- дефектолог и педагог психолог (по результатам заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии).
Обучение и развитие детей с отклонениями в развитии требует специально организованных для этого условий и имеет важное значение для дальнейшей жизни ребенка, т.к. ранняя коррекция дефекта предупреждает возникновение вторичных и последующих дефектов развития. Система обучения воспитанников с нарушениями речи проводится в условиях логопедической группы детского учреждения на основе программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Обучение воспитанников с задержкой психического развития проводится по программе С.Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустиной «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Также в работе с детьми коррекционных групп используются дополнительно здоровьесберегающие технологии Э.Аветисовой, А.Бейтса, М.Ю. Картушиной, В.В. Цвынтарного, А.Бирюкова, Н.Лопатиной, Т.Ткаченко.
Коррекционная направленность работы с детьми пронизывает все разделы деятельности, в том числе и физкультурно-оздоровительную деятельность.
Программа включает 4 раздела, имеет четкую структуру, позволяющую реализовать образовательные задачи в каждой возрастной группе.
- Образовательная деятельность с воспитанниками реализуется в совместной и самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов и направлена на охрану здоровья воспитанников и формирование представлений о здоровом образе жизни
- Работа с педагогами направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах. Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
- Работа с семьей направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей, организацию клубов по интересам, совместное участие в спортивных мероприятий и др.
- Взаимодействие с социумом направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе ДОУ, конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.
Каждый раздел программы включает в себя основные направления деятельности дошкольного учреждения в период реализации программы с целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительной работы:
1) Социально-психологическое, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы и получение комплекса теоретических знаний. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Педагогический процесс выстраивается таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОУ для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОУ.
3) Оздоровительное – направлено на развитие компенсанаторных функций, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в соответствии с разделами Программы
Направления | Содержание | Образовательная деят-ть с воспитанниками | Работа с педагогами | Работа с семьей | Взаимодействие с социумом |
Социально-психологическое направление | 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков; 3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 4. Формирование и развитие ценностного отношения к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. 5. Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни. | - Непосредственно-образовательная деятельность согласно тематическому плану. - Беседы по формированию здорового образа жизни согласно тематическому плану. - Игровые обучающие ситуации согласно тематическому плану. - Театрализованные игры. - Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни. | Изучение теории, актуальных проблем физического воспитания. Разработка и внедрение программ, пособий, методических рекомендаций. Курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги. Обмен опытом в виде презентаций на педсоветах. Изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании. Самообразование. | Консультации Индивидуальные беседы Родительские собрания, памятки, анкетирование, опросники по вопросам здорового образа жизни. | Организация консультативного пункта на базе ДОУ, проведение конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений. Посещение городской библиотеки № 2. Сотрудничество с театральными коллективами и посещение спектаклей на базе ДОУ. Организация встреч детей, родителей с медицинскими работниками. |
Двигательное | 1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) 3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 4.Организация рациональной двигательной активности детей в течение дня. 5. Вовлечение семьи в совместную спортивно-оздоровительную деятельность. | - Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре и плаванию. - Развитие мелкой моторики. - Утренняя гимнастика. - Гимнастика после дневного сна. - Подвижные игры. - Спортивные игры. - Физические упражнения. - Физ.минутки. - Физическая активность на воздухе. - Физкультурный досуг. - Спортивные праздники. - Дни здоровья. | Участие в конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в опытно-экспериментальной работе. | Памятки. Анкетирование. Проведение семейных праздников, развлечений, акций, «Дней открытых дверей», с совместным участием родителей и детей. Создание совместно с родителями условий на участках для двигательной активности. | Организация занятий лечебной гимнастикой педагогом кафедры ТОФВ НГГУ Совместные спортивные праздники с общеобразовательной школой № 3. |
Оздоровительное | 1.Сохранение и укрепление здоровья, обеспечение физического и психического благополучия детей. 2.Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма 3. Профилактика заболеваемости. 4. Улучшение физической и умственной работоспособности 5.Формирование оптимальных условий для эмоционального благополучия детей, проявления любознательности, творческой активности и самостоятельности. 6. Педагогическое просвещение родителей, популяризация знаний о здоровом образе жизни. | Соблюдение температурного режима. Соблюдение режима дня. Закаливание: «солевые дорожки», «контрастное обливание ног». Профилактика зрения, плоскостопия, осанки, самомассаж, дыхательная гимнастика. Прогулки, утренний прием детей на улице. Босохождение на занятиях физической культурой. Витаминизация третьего блюда, чесночная терапия. Обеззараживание воздуха с использованием аппарата «Дезар» | Использование новинок и нетрадиционных подходов в физкультурно-оздоровительной работе Внедрение в работу с детьми разработанных пособий, методических рекомендаций. | Памятки Анкетирование Родительские собрания по профилактике заболеваемости; профилактике нарушений осанки, плоскостопия, зрения и т.д. Создание условий на участках для двигательной активности совместно с родителями. | Проведение диспансеризации в ДОУ |
3.Этапы реализации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Этапы | Содержание | Сроки | Ответственные |
Подготовительный | - Информирование коллектива и родителей о реализации программы «Здоровый малыш» | Ежегодно Сентябрь | Заведующий. Зам.зав. по ВМР Старший воспитатель Воспитатели Специалисты |
- Исследование состояния инновационных образовательных процессов в ДОУ. - Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ. - Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей. -Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами. - Создание системы взаимодействия педагогов ДОУ, родителей. - Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. | Январь 2012- май 2012 | ||
Диагностический | Разработка диагностического инструментария оценки результативности. Методика проведения диагностики по физическому воспитанию Г. Лескова, М. Ноткина. Формула В.И. Усакова «Темпы прироста» Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье» Е.В. Гончарова | Ежегодно Сентябрь Декабрь Май | Воспитатели Инструктор по физической культуре Инструктор по плаванию |
Основной | - Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках программы. Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни. - Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность. - Разработка и проведение с педагогами и родителями серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр, мастер-классов по обучению использования в работе инновационных технологий, методик в области «Физическая культура» и «Здоровье». Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по физкультурно-оздоровительной работе) КВН «Если хочешь быть здоров». Викторина по здоровому образу жизни. Проведение Недели здоровья. Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья «Спортивная семья». - Мини – проекты оздоровительной направленности - Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей. - Апробация системы работы по профилактике заболеваемости. - Организация проведения педагогического аукциона по физическому образованию. - Организация встреч детей и родителей с медицинскими работниками. - Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни. - Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий. - Организация в группах уголков здоровья. - Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д. | Октябрь-апрель В течение года Ноябрь Январь 2 раза в год (осень, весна) Апрель 1 раз в год В течение года Февраль 1 раз в квартал 1 раз в квартал Ежедневно К началу учебного года В течение года | Заведующий Зам.зав. по ВМР Старший воспитатель. Творческая группа. Воспитатели групп |
Итоговый | - Обмен инновационным опытом. - Обобщение результатов инновационной деятельности в ходе мониторинга. -Трансляция результатов реализации программы «Здоровый малыш». - Организация самоанализа деятельности. - Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей. | Заведующий Зам.зав. по ВМР Старший воспитатель. Творческая группа. |
4. Условия реализации программы
4.1. Кадровое обеспечение программы.
Заведующий ДОУ:
- общее руководство по внедрению и реализации программы «Здоровый малыш»;
- ежемесячный анализ реализации программы;
- контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Заместитель заведующего по ВМР:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый малыш»;
- контроль за реализацией программы «Здоровый ребёнок».
Старшая медицинская сестра:
- обследование детей по скрининг – программе и выявление патологии;
- составление списков часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки показателей физического развития, критериев здоровья.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;
- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами, босохождение).
Воспитатели:
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- пропаганда ЗОЖ;
- закаливающие мероприятия;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей, среди родителей
- гимнастики направленные на профилактику зрения, плоскостопия, осанки, дыхания, мелкой моторики.
Педагог – психолог:
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- методы психологический разгрузки.
Логопед:
- устранение речевого дефекта у детей;
- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Заместитель заведующего по АХР:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы «Здоровый малыш».
Шеф – повар:
- контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
- соблюдение графика выдачи пищи.
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно – гигиенического режима;
- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
4.2. Материально-техническое и методическое обеспечение программы:
Помещение | Оборудование | Методическое обеспечение |
Физкультурный зал | спортивный комплекс; сухой бассейн. гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, спортивные маты, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое; тренажёрами (велотренажёры, беговая дорожка, батут, силовой тренажёр, диски здоровья); магнитофон. | Методическая литература. Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна. Картотеки подвижных, спортивных игр. Картотеки игр направленных на профилактику плоскостопия, зрения, осанки, дыхания, мелкой моторики. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей. Материалы по профилактике различных заболеваний, рекомендаций по закаливанию и др. |
Бассейн | Оборудования для подлезания, перешагивания массажёры для стоп, нестандартное оборудование, магнитофон | Методическая литература. Комплекс разминки, Картотеки подвижных, спортивных игр. Картотеки игр направленных на профилактику плоскостопия, осанки, дыхания. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей и др. |
Музыкальный зал | пианино, музыкальный центр, необходимые музыкальные инструменты, | Методическая литература. Картотеки подвижных, театрализованных игр. Картотеки игр направленных на профилактику плоскостопия, осанки, дыхания. Дидактические игры. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей и др. |
Спортивная площадка | волейбольная, баскетбольная площадки, оборудование для подлезания, перешагивания, яма для прыжков в длину, «полоса препятствий» для развития выносливости, беговая дорожка | |
Прогулочные участки | Горки, малые архитектурные формы для развития двигательной активности | |
Спортивные уголки в группах | Нестандартное оборудование, массажеры, оборудования для метания, прыгания, лазания мячи, кегли, обручи, атрибуты для подвижных и спортивных игр. | Картотеки игр и физ.минуток направленных на профилактику плоскостопия, зрения, осанки, дыхания, мелкой моторики. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей. Материалы по профилактике различных заболеваний, рекомендаций по закаливанию и др. |
Кабинет психолога | Сенсорная комната, центр воды и песка. Магнитофон | Методическая литература. Комплекс игр направленных на снятие психоэмоциональное напряжение. Картотеки развивающих и коррекционных игр. Картотеки игр направленных на профилактику дыхания, мелкой моторики. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей и др. |
Кабинет учителя - логопеда | столы, стулья, зеркало большое и маленькие для индивидуальной коррекционной работы, ученическая доска. Магнитофон, телевизор, DVD-проигрыватель. | Методическая литература. Картотеки развивающих, дидактических и коррекционных игр. Картотеки игр направленных на профилактику дыхания, мелкой моторики. Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей и др. |
5. Педагогическая диагностика.
Критерии | Показатели | инструментарий | Сроки | Ожидаемый результат |
| ||||
Развития физических качеств | Количество воспитанников с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств, | Методика Н.А. Ноткиной, Г.Лесковой Формула В.И.Усакова «Темпы прироста» | Сентябрь Май | Ежегодное повышение уровня развития физических качеств и двигательных навыков на 2%.
|
Усвоения основных двигательных навыков | Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения двигательных навыков | Сентябрь Май | ||
Заболеваемость | общая заболеваемость, простудная заболеваемость, заболеваемость детей в случаях на 1 ребенка, заболеваемость в днях на 1 ребенка, индекс здоровья. | Расчет формулы заболеваемости, формула индекса здоровья | Ежемесячно 1 раз в квартал Май Январь | Снижена заболеваемость. Ежегодное увеличение индекса здоровья на 0,2%, |
Уровень сформированности представлений и практических умений | Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения задач по ЗОЖ | Методика проведения диагностики «Человек и его здоровье», Е.В. Гончарова | Сентябрь Май | Сформировано ценностное отношение к своему здоровью и позитивных мотивов к ведению здорового образа жизни. Сформировано психоэмоциональное благополучие детей. |
| ||||
Повышение педагогической компетентности | Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий | Наблюдение Карта профессиональной компетентности педагога | Май | 100% педагогов используют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе |
Обобщение и распространение педагогического опыта | Анализ педагогического опыта | Май | Обобщен и распространен опыт Не менее 2 педагогов ежегодно | |
Разработка педагогических проектов, методических рекомендаций. программ | Анализ педагогических проектов, методических рекомендаций программ | Май | Разработаны педагогические проекты, методические рекомендации в рамках образовательной в области «Физическая культура» и «Здоровье». Создан пакет методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей. | |
Заинтересованность педагогов в ведении ЗОЖ | Участие педагогов в спортивных соревнованиях и конкурсах на уровнях ДОУ и города | Факт участия | Май | Активное участие не менее 50% педагогов |
3.Работа с родителями. | ||||
Повышение компетентности | Использование здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. Выпуск брошюр, плакатов. | Анкетирование опрос Индивидуальная беседа | Апрель | До 70% повышена компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья детей. |
Вовлечение родителей в совместные мероприятия | Участие родителей в совместных спортивных праздниках и соревнованиях | Наблюдение Факт участия Бланки контроля | Апрель | До 45% семей вовлечены в совместную спортивно- оздоровительную деятельность. |
4.Взаимодействие с социумом. | ||||
Привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни | Участие родительской общественности и социальных институтов | Факт участия На родительских собраниях, семинаров, круглых столах и др. | Сентябрь | Ежегодное проведение не менее 1 мероприятия |
Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей. Оказание педагогической помощи в развитии и коррекции представлений и практических умений дошкольников в области «Здоровье», «Физическая культура» | Организация консультативного пункта на базе ДОУ | Анкетирование Опросники Посещение консультативного пункта Журнал регистрации | Сентябрь | Деятельность консультативного пункта |
Список литературы.
- Бабаева И.Т., А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Программа «Детство», – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011
- Дергунская В.А. Диагностика культур здоровья дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005
- Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2001
- Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Ставрополь: 2001
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр Академия, 2001
- Чупаха И.Б., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровый ребенок в здоровом социуме.- М.: Ставрополь: 1999
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2003
- Иванков Ч.Т. Теоретические основ физического воспитания. – М.: 2000
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. - М.: Академия, 2002
- Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000
- Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб, 1993
- Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: 2000
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ Сфера, 2004
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1995
- Лескова Г., Ноткина Н.А. Методика проведения диагностики по физическому воспитанию
- Формула Усакова В.И. Темпы прироста.
- Гончарова Е.В. Методика проведения диагностики Человек и его здоровье.
- Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. - СПб Речь, 2001
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье. М.: АРКТИ, 2004
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. - М.: ФиС, 1953
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2002
- Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: НЦ ЭНАС, 2004
- Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004
Тематический план непосредственно-образовательной деятельности
Тематический план бесед по формированию здорового образа жизни
Тематический план игровых обучающих ситуаций
Формы проведения физкультурных занятий Змановская
Тематический план по плаванию Волжина
Формы проведения утренней гимнастики и их чередование Змановская
Система закаливания Змановская
Тематический план проведения физкультурных досугов, спортивных праздников Змановская
Методика проведения закаливающих процедур Змановск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....
статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.
Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....