Проект программы физического развития ребенка. Плоскостопие.
проект по физкультуре на тему
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача. С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют все больше детей с пласкостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предупреждение развития, а также устранение не правильной осанки и плоскостопия должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 791 КБ |
prilozhenie_1-3.doc | 33.5 КБ |
prilozhenie_4.doc | 35.5 КБ |
prilozhenie_5.doc | 25 КБ |
prilozhenie_6.doc | 222 КБ |
prilozhenie_7.docx | 24.09 КБ |
prilozhenie_8.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы
физического развития ребенка
с ограниченными возможностями.
Плоскостопие.
Реализация программы 4 месяца.
Подготовила
инструктор по физическому воспитанию
МАДОУ № 399
Советского района г. Казани
Гарипова Нина Александровна
Казань 2014
Пояснительная записка
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата.
Предупреждение развития, а также устранение неправильной осанки и плоскостопия должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ.
Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.
Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.
Цель проекта: Создание условий для исправления плоскостопия и общего укрепления организма ребенка.
Реализация этой цели невозможна без тесного контакта с семьей, поскольку роль родителей в воспитании ребенка является определяющей. Положительный результат можно ожидать только в том случае, если родители будут являться активными участниками совместной деятельности и только при наличии теплых эмоциональных отношений с ребенком.
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребёнка правильной осанки и профилактике плоскостопия. Только когда ребёнок становится взрослым, замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле.
В условиях семьи необходимо соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий с детьми, что и в детском саду, поэтому необходимо проводить родительские собрания на тему профилактики развития нарушений осанки и плоскостопия, консультации и рекомендации по практической работе с ребенком.
Задачи проекта:
Общие:
1. Укрепление организма ослабленного ребёнка;
2. Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне;
3. Профилактика нарушения осанки.
Специальные:
1. Исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.)
2. Укрепление мышц, формирующих свод стопы;
3. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Средством для решения поставленных задач является хорошо организованные и спланированные мероприятия в области лечебной физической культуры.
Физические упражнения при плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, проводятся в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) – лёжа, сидя, особенно в начале курса. По мере укрепления мышечно-связочного аппарата голени и стопы в основной части курса вводятся упражнения, в исходном положении стоя и в ходьбе.
Все специальные упражнения выполняются в сочетания с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки, и общеразвивающими упражнениями - в соответствии с возрастными и физическими особенностями каждого ребенка.
Важнейшей составляющей лечебной физкультуры является массаж, как необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы.
Диагностика.
Существует множество методик для определения степени плоскостопия у детей. Я хочу более подробно остановиться на следующих методах.
Метод плантографии.
Для получения плантограммы (отпечатка стопы) нужно:
• сесть на стул, высота которого такова, что углы в тазобедренных и коленных суставах тестируемого были равны 90°;
• нанести на подошвенную поверхность стопы гуашь или йод;
• аккуратно поставить ноги на лист бумаги (Формат А4), лежащей на полу перед тестируемым;
• встать, равномерно распределяя вес на обе стопы, и задержаться в этом положении несколько секунд.
Определение степени продольного плоскостопия
• от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев;
• обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной АК;
• к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией;
• полученный отрезок разделить на три равные части. Нумерация начинается от внутренней части отпечатка к наружной.
I степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал;
II степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал;
III степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.
Определение поперечного плоскостопия
• на отпечатке стопы находим наиболее выступающие точки на внутренней и наружной стороне переднего отдела стопы - точки А и В, соответствующие головкам 1-й и 5-й плюсневых костей, и соединяем их между собой;
• через точку В на наружной стороне отпечатка и наиболее выступающую точку пятки проводим касательную, к которой восстанавливаем перпендикуляр из точки D - крайней задней точки отпечатка пятки, получаем точку Е;
• на наиболее выступающий край большого (или второго) пальца ставим точку P. DP - длина отпечатка.
• величину отрезка DP умножаем на 0,16 и откладываем от точки Е по прямой ВЕ. Получим точку С. СЕ=0,16*DP ;
• из точки С восстанавливаем перпендикуляр к прямой ВЕ. СС¢ - серединная пяточная ось;
• делим отрезок СС¢ пополам, получаем точку F - среднюю пяточную точку;
• отрезок АВ делим пополам и получаем точку Z;
• соединяем точки F и Z, получаем условную ось стопы
• из точек А и В поводим линии AN и BR параллельные FZ (условной оси стопы)
• из точек А и В проводим линии АP и BQ через крайние передние точки отпечатков 1 и 5 пальцев.
В норме угол при первом пальце (угол NAP) меньше 18°, а угол при пятом пальце (угол QBR) меньше 12°.
Методы тестирования физической подготовленности.
Для оценки различных сторон физической подготовленности детей 5-7 лет были включены следующие тестовые упражнения:
1) Прыжок в длину с места;
2) Челночный бег;
3) Определение общей активной гибкости;
4) Определение динамической силовой выносливости мышц брюшного пресса.
Прыжок в длину с места:
По результатам прыжка в длину с места оценивалась скоростно-силовая подготовленность.
Прыжок в длину с места выполняется на размеченной площадке из исходного положения стоя, ноги согнуты в коленном суставе, руки отведены назад. Результат измеряется от контрольной черты до отметки, оставленной пятками ног с точностью до 0,5 см. Испытание повторяется дважды. В протоколе фиксируется лучший результат выраженный в сантиметрах (Лях В.И. 1998 г.).
Челночный бег 3*10 метров:
Используется для оценки уровня развития скоростных качеств.
Тест включает в себя бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров).
Упражнение выполняется из положения высокого старта. Испытуемый по сигналу начинает бежать в максимально быстром темпе, коснувшись отметки, бежит обратно. Фиксируется время от старта до момента пересечения линии старта (с точностью до 0,1 секунда). В протокол вносится результат, выраженный в секундах (Кузнецов В.С., Хенодов Ж.К., 2000 г.).
Гибкость:
Ребенок стоит на краю скамейки плавно выполняет наклон. Вперед, не сгибая колени. За 0 принимается уровень опоры скамейки. По положению средних пальцев рук определяют результаты пробы. Выполняют три попытки. Засчитывается лучший результат. Если ребенок не достает до пальцев ног, результаты записываются со знаком минус, если достает, со знаком плюс.
Динамическая силовая выносливость:
лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе – определяется количество переходов из положение лежа в положение сидя в темпе, 16-20 раз в минуту (Е.С. Фатахова, 2001 г.).
Схема занятия.
- Подготовительная часть занятия 4 – 5 минут.
- Основная часть занятия 20 мин.
- Заключительная часть занятия 4 – 5 минут.
Дополнительно к комплексу нужно применять массаж 10 сеансов и контрастные ванночки 10 раз подряд в те же дни после выполнения упражнений.
Весь комплекс для лечения плоскостопия: упражнения – 20-30 минут.
Массаж: 20-30 минут.
Контрастные ванночки для ног.
Тематический план.
I. Общеукрепляющие упражнения (2 часа).
Общеукрепляющие упражнения следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс.
- Упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата.
- Приобретение стойких структурных основ осанки;
- Предотвращение дефектов осанки;
- Укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы,
- Двигательного аппарата;
- Предупреждение нарушений осанки;
- Стимулирование роста костей, мышц и связок.
- Упражнения на развитие физических качеств.
- Развитие всех мышечных групп;
- Предупреждение изменений мышечной напряженности;
- Совершенствование функций вестибулярного аппарата;
- Противостояние утомлению.
II. Специальные упражнения (16 часов).
Упражнения, выполняемые в положении сидя:
- Сгибание и разгибание стоп вместе или попеременно.
- Круговые движения стопами по максимальной окружности в оби стороны.
- Вращение мяча средней величины.
- Захват и набрасывание мелких предметов.
- Катание на велосипеде.
Упражнения, выполняемые в положении стоя:
Эти упражнения лучше делать, держась за опору на уровне груди.
- «Сокращение» стоп.
- Перекатывание с носка на пятку.
- Приседания.
- Отталкивание мяча тыльной стороной стопы.
III. Игровые упражнения (4 часа)
Игровые упражнения для ног.
- «Ходьба на носках».
- «Пройти по линии».
- «Здравствуйте!»
- «Ловкие ножки».
- «Загадки».
- «Веселые ножки».
Подвижные игры при плоскостопии.
- «Ловкие ноги». Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, стопами удерживают мяч. Перекладывают мяч в сторону, передавая его другому игроку.
- «Великаны и Карлик». «Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше, «Карлики» передвигаются присев на корточки.
IV. Лечебно-оздоровительный массаж (10 часов).
Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии. Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.
Массаж нужно проводить в следующей последовательности:
1. Массаж икроножной мышцы.
2. Массаж ахиллова сухожилия.
3. Массаж внешней стороны голени.
4. Массаж тыльной стороны стопы.
5. Массаж подошвы.
6. Массаж икроножной мышцы.
7. Массаж подошвы.
Массаж икроножной мышцы.
Для выполнения массажных приемов на икроножной мышце, массируемого следует положить на живот, а под его голеностопные суставы - валик. Необходимо провести приемы:
1. Поглаживание:
а) прямолинейное;
б) попеременное.
2. Выжимание:
а) клювовидное;
б) поперечное.
3. Разминание:
а) ординарное;
б) двойное кольцевое;
в) комбинированное;
г) кругообразное фалангами согнутых пальцев сначала одной, а потом двумя руками;
д) кругообразное клювовидное сначала одной, а потом двумя руками.
4. Поглаживание прямолинейное.
Массаж ахиллова сухожилия.
Растирание:
а) прямолинейное 'щипцевидное';
б) спиралевидное 'щипцевидное';
в) прямолинейное буграми и подушечками больших пальцев;
г) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
д) кругообразное клювовидное;
е) кругообразное ребром большого пальца.
Массаж внешней стороны голени.
Массируемого нужно положить на спину, под его колени подложить валик.
Дальней рукой следует провести:
1. Поглаживание прямолинейное.
2. Разминание:
а) кругообразное подушечками четырех пальцев;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
в) кругообразное клювовидное;
г) кругообразное ребром большого пальца.
Ближней рукой:
Выжимание основанием ладони.
Массаж тыльной стороны стопы.
Не изменяя положения массируемого, следует обхватить его стопу со стороны подошвы ближней рукой и выполнить массажные приемы дальней рукой:
1. Поглаживание прямолинейное в направлении от кончиков пальцев до голеностопного сустава.
2. Растирание:
а) прямолинейное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;
б) кругообразное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;
в) прямолинейное подушечкой большого пальца;
г) кругообразное подушечкой большого пальца;
д) прямолинейное подушечкой среднего пальца;
е) кругообразное подушечкой среднего пальца;
ж) кругообразное ребром ладони.
3. Поглаживание (на задней поверхности голени).
4. Выжимание (на задней поверхности голени).
Массаж подошвы.
1. Поглаживание подошвы тыльной стороной кисти.
2. Растирание в направлении от пальцев к пятке:
а) кругообразное подушечкой большого пальца;
б) кругообразное подушечками четырех пальцев;
в) прямолинейное кулаком поперек и вдоль;
г) кругообразное гребнем кулака.
3. Сдавливание стопы.
Массаж икроножной мышцы.
1. Поглаживание прямолинейное.
2. Выжимание клювовидное.
3. Разминание:
а) ординарное;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
в) кругообразное клювовидное.
Массаж подошвы.
Растирание:
а) прямолинейное кулаком;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.
Для укрепления мышц, которые поддерживают внутренний свод стопы, рекомендуется совмещать сеансы массажа с корригирующими упражнениями, с пассивными и активными движениями стопы:
1. Сгибание.
2. Повороты внутрь.
3. Разгибание.
4. Раздвигание и сдвигание пальцев ног.
5. Собирание пальцами ног различных мелких предметов.
6. Катание маленького мячика.
7. Скользящие движения стопой одной ноги по голени второй.
8. Приседания на палке, лежащей поперек стопы.
V. Контрастные ванночки для ног (2 часа).
Контрастные ванночки: чередование 15 сек – горячая вода, 5 сек – холодная – выполнять 5 раз подряд.
Методическое обеспечение проекта.
Для коррекции нарушений осанки и плоскостопия нужно оборудовать физкультурно-оздоровительную зону, оснащённую необходимым инвентарём для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
Приобретение массажных дорожек, ковриков, мячей, роликов, колец.
Изготовление нестандартного оборудования: «ортопедической дорожки» состоящей из гальки и других тренажёров выполненных из дерева.
Для проведения лечебно-оздоровительного массажа необходимо оборудовать специальный кабинет.
Занятия с детьми необходимо проводить в увлекательной интересной для них форме. Поощрять успехи детей, стимулировать их на правильное и качественное выполнение упражнений.
Заключение.
Каждый хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи.
Профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т.к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.
Нужно воспитывать у родителей ответственность за своих детей и продолжать работу с родителями о соблюдении ортопедического режима в домашних условиях.
Рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, движение. Физкультура – залог здоровья наших детей.
Литература.
- Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. М. 1967.
- Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей // Ортопедия и травматология. № 8. 1960.
- Осокина Т.И. «Пособие для воспитателей». М. 1988.
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». М. 2007.
- Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. – М.: Медицина, 1983 г.
- Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
- В.П. Алферова. «Как вырастить здорового ребенка» Л. Медицина, 1991 г.
- Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.
- Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». Калининград, 1997 г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Упражнение на укрепление мышц стопы и формирования сводов стоп.
КОМПЛЕКС "УТЯТА"
1. "Утята шагают к реке"
И.п. - сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. - то же
1-2 - поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп
3-4 - и.п.
3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же.
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев
.
4. "Утка крякает"
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря"
3-4 - и.п.
5. "Утята учатся плавать"
И.п. - сидя руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнутую правую стопу - вперед
2 - разгибая правую стопу, согнутую левую стопу - вперед.
Приложение 2
Упражнение на укрепление мышц стопы и формирования сводов стоп.
КОМПЛЕКС С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. - то же
1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
3-6 - держать
7-8 - и.п.
3. И.п. - то же
1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног о пол
3-4 - и.п.
4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.
Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
5. И.п. - то же.
Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.
Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание. Лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.
Приложение 3
Упражнение на укрепление мышц стопы и формирования сводов стоп.
КОМПЛЕКС "МАТРЕШКИ"
(на основе элементов русских народных танцев)
1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 -правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.
2. "Красные сапожки, резвые ножки"
И .п. - то же
1 - правую вперед-в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой ноги.
3. "Танец каблучков"
И.п. - то же
1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх
3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.
4. "Гармошка"
И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо
2 -опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево.
5. "Елочка"
И.п. - то же
1 -слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 - таким образом продолжать передвигаться вправо
1-8 - то же влево.
6. "Присядка"
И.п. - то же
1 -присед на носках, колени в стороны, руки вперед-в стороны ладонями вверх
2 - и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с другой ноги.
7. "Шаг с припаданием"
И.п. - стоя на правой, левую в сторону - книзу, руки на пояс
1 - шаг левой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед
2 - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону - книзу
3-4 - то же, что на счет 1-2
То же в другую сторону.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Комплекс «Загадки»
«Цапля»
«Цапля важная шагает, клювом тучи разгоняет» (малыш становится на цыпочки и ходит, стараясь ровно держать спинку).
«Мышка»
«На носочках ходят мыши, так, чтоб кот их не услышал» (ребенок ходит на носочках, прижав руки, согнутые в локтях, к телу, а голову вжав в плечи).
«Котенок»
«Котенок пушистый играет в саду, бегает, прыгает он на ходу. Бабочку ловит, смешно приземляясь, едва-едва земли касаясь» (котенок крадется - малыш ходит на цыпочках, вытянув ручки вперед; котенок бежит - ребенок бежит на носочках; котенок ловит бабочку - малыш мягко подпрыгивает, опускаясь на всю ступню).
«Медвежонок»
«Мишка ходит косолапо - так учили мама с папой» (кроха ходит сначала на внешней стороне стопы, затем - на внутренней).
«Краб»
«Краб из моря выползает, и песочек загребает» (малыш захватывает пальчиками, словно клешнями, насыпанную в тазик фасоль, горох или песок).
Рисуем ножками разные геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб и т.д.) - малыш выполняет круговые движения в одну и в другую сторону большими пальцами ног.
Изображаем углы - кроха, сидя на стульчике, поднимает ножки с вытянутыми носками сначала под большим, а потом под маленьким углом.
«Пружинки»
«Что за странные пружинки упираются в ботинки? Ты носочки опускай, на пружинки нажимай, крепче, крепче нажимай. Нет пружинок - отдыхай!» (ребенок должен представить, будто ставит ноги на пружинки. Эти пружинки «выскакивают» из пола и отталкивают носочки ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются вверх, а пятки при этом упираются в пол. Снова прижимаем стопы к полу - крепче, сильнее! Важно ощутить, как напрягаются ножки. А потом - расслабляются...).
Игры с массажем
«Массаж ног»
Кую, кую ножки (стучать по стопе)
Поедем по дорожке (массируем пальцы).
Дорожка кривая, кобылка хромая (ручку под попу, покачаться)
Грязь по колено (хлопки по ногам, снизу, вверх)
Завтра рано, поедем до пана (качаться, постукивая пятками)
Ехали, ехали….(высокий шаг по кругу)
В огород заехали. Бух! (присесть)
Гимнастика с массажными мячиками «Колобок»
с применением художественного слова
Катился по дорожке (Дети катают массажные
Румяный колобок мячики ногами)
И песенку веселую
Он напевал, как мог:
«Ля-ля-ля»
Колобок наш не спешит, (Прокатывают мячи вверх
По дорожке вверх бежит. по ноге до колена)
А теперь он вниз покатится, не беда. (Прокатывают мячики
Ребятишкам очень нравится, вниз. Потом по другой
«Да-да-да» ноге)
На пути у Колобка (Подкидывают мячики
Ручеечек небольшой. вверх и ловят их двумя
Колобок наш вверх подпрыгнул, руками)
Громко крикнул:
«Ой-ой-ой!»
Вдруг навстречу волк лесной, (Каждым пальчиком
Колобочек, что с тобой? поочередно трогают
Выставил иголки, выступы - «колючки»
Спасается от волка. мяча)
«У-у-ух».
Волк сбежал, (Дети сжимают мячики
Наш Колобок очень-очень рад. руками – «здороваются»
Возвращается домой, с Колобком)
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Подвижные игры
Пятнашки
Дети разбегаются по залу. Водящий бегает за ними, стараясь запятнать их.
Спастись от него можно:
1) приняв основную стойку, поднявшись на носки и отведя руки назад, ладонями вперед;
2) встав на носки и подняв руки вверх;
3) плотно прижавшись к стенке так, чтобы затылок, плечи, ягодицы и пятки касались ее, руки в стороны и вниз, ладонями вперед;
4) присев на носках, выпрямив спину, согнуть руки к плечам, сжав ладони в кулак и вытянув указательные пальцы кверху;
5) повиснув на гимнастической стенке.
Ловкие ноги
Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами одного игрока команды - мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку.
Барабан
Дети садятся на стулья (или на скамейку). Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт по-очереди носком одной ноги, другой и носками двух ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки прижаты к полу.
Донеси платочек
Дети садятся на скамейку в одном конце зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги, и ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. Повторить другой ногой. Выигрывает тот кто донесет платок ни разу его не уронив.
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Упражнения для профилактики плоскостопия.
В исходном положении сидя с выпрямленными ногами:
Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, затем повторить упражнение, поменяв ноги.
Сидя с согнутыми ногами:
Сгибание пальцев стоп.
Приведение стоп внутрь.
Кружение стопами внутрь.
Захватывание и поднимание стопами мяча (волейбольного или набивного).
Захватывание и приподнимание карандаша пальцами.
Захватывание и приподнимание губки пальцами.
Подтягивание пальцами стоп тонкого коврика.
В исходном положении стоя:
Энергичное надавливание пальцами стоп на пол – ноги врозь, передний отдел стоп приведен; попеременные повороты корпуса вправо и влево с переводом стоп на наружный край.
Стоя на носках, стопы параллельно; переход на наружный край стопы и возвращение в И.П.
Стопы параллельно. Попытка привести стопы, надавливая ими на пол.
Ходьба босиком по песку или коврику из поролона (можно с большим ворсом) с опорой на наружный край стоп и с согнутыми пальцами.
Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.
Ходьба по бревну боком (босиком).
Предварительный просмотр:
Приложение 7
Семинар - практикум для родителей
по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
Комплекс гимнастики «У царя обезьян»
Цель: ознакомление родителей с проблемой увеличения заболеваний опорно-двигательной системы у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- раскрыть проблему возникновения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста;
- познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы;
- актуализировать у родителей осознанное отношение к проблеме.
Ход семинара:
В зале находятся родители.
Инструктор по физической культуре: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить о проблеме профилактики плоскостопия. Результаты анкетирования проводимого недавно в вашей группе показали, что основная масса родителей, ограничивается в решении данной проблемы подбором удобной обуви. Это конечно немало важно, но не достаточно.
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания! - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильному ее подбору форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется обувь, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.
Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.
Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
Важно для профилактики плоскостопия стараться избегать чрезмерной нагрузки на стопы.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье.
В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.
В двигательной деятельности детей дошкольного возраста, в разнообразных жизненных и игровых ситуациях, широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Важно научить ребенка мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий.
Начиная с шестого года жизни (старшая группа), дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. Во избежание чрезмерной нагрузки на стопу, упражнения в прыжках на скакалке следует чередовать с небольшими интервалами отдыха.
Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи, с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей. Хорошо если у вас дома есть спортивный уголок. Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.
При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы.
Сегодня на нашем занятии я хочу познакомить вас с примерными упражнениями для укрепления мышц стопы. Думаю, что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их самим, чем мы с вами сейчас и займемся.
Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.
1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.
2. «Какая высокая трава! Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята». Ходьба на носках, руки вверх.
3. «Вот и прошли этот участок». Обычная ходьба.
4. «Болото, идти опасно! Идем строго по следовой дорожке». Ходьба по следовой дорожке.
5. Переходим через ручей». Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.
6. «Утята гуляют возле ручья». Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
7. «Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо». Ходьба в полуприседе на носках.
8. «Это медведь идет!» Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
9. «Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики». Обычная ходьба, построение вдоль обручей
10. «Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки». Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.
11. «Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть». И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.
12. «Обезьянки показывают нам, какие у них мячики». И.П. стоя на обруче, в руках мяч. В полуприседе, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.
13. «Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки». И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.
14. «Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. - сидя.
15. «Теперь обезьянки решили играть большими мячами». И.П. - сидя. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в коленях - выдох, И.П. - вдох.
16. «Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками». Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.
17. «Обезьянки собирают свои игрушки в домик». Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
18. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву». Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
19. «Забираются по веткам дерева выше и выше». Лазание по шведской стенке.
20. «Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
21. «Спускаются на землю». Лазание по шведской стенке.
22. «Идут по каменистой гряде». Ходьба по ребристой доске.
23. «И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков». Массаж стоп массажерах.
24. «Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают». Перекаты в группировке.
25. «Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы».
Инструктор по физической культуре: Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр для ног, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из консультаций, памяток, стендов, появляющихся в группе. Следите за нашей информацией, и вы узнаете еще много интересного. А чтобы сегодняшнее занятие не забылось достаточно быстро, разрешите предложить вашему вниманию памятки о профилактике плоскостопия. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.
Предварительный просмотр:
Приложение 8
Перспективный план кружка
«Весёлые ножки»
МЕСЯЦ | СОДЕРЖАНИЕ |
Сентябрь | Выявление патологии у детей. Плантография. Вводная беседа. Обучение простейшим упражнениям на коррекцию плоскостопия и исправления осанки, укреплению мышечного корсета спины. Упражнять в различных видах ходьбы и бега. Дать первоначальное представление о правильной осанке (10 – 15 с). Игровые упражнения Канат», «Птички на ветке», «Здравствуйте» Подвижная игра «Пятнашки» |
Октябрь |
Познакомить с «дорожкой следов», обучить ходьбе «елочкой», приседу на внешней стороне стопы. Ввести упражнения около гимнастической стенки без предметов. Массаж стоп. «Дорожка здоровья» по принципу круговой тренировки. Игровые упражнения «Доминошки», «Загадки», «Колобок» Подвижная игра «Ловкие ноги» Дыхательная гимнастика, упражнения для глаз. |
Ноябрь | Выполнение упражнений на гимнастической скамейке. Обучить ходьбе по гимнастической скамейке разными способами, сохраняя правильную осанку. Упражнять в мягком приземлении при прыжках. Игровые упражнения «Заяц с капустой», «Гантеля», «Башня» Подвижная игра «Донеси платочек» Массаж глаз; расслабление глаз Самомассаж стоп и голени. |
Декабрь | Разучить новый комплекс коррекционных упражнений в парах с малым мячом, кеглями. Ходьба по наклонной доске вниз на носках; по наклонной ребристой доске. Игровые упражнения «Пингвины», «Передай кеглю другому». Выбрасывание мяча, зажатого между стоп, прыжком вперед. Тренажер «Роллер». Упражнения моргания глаз; вращение глаз, пальчиковая гимнастика. |
Январь |
Разучить коррекционные упражнения с мешочками; с гимнастическими палками. Развить умение переносить легкие предметы на голове, поднимаясь и спускаясь по наклонной доске, передвигаясь боком приставными шагами по плоской гимнастической палке, лазать «по-медвежьи» с мешочком на спине. Развивать мышцы ног, выполняя разнообразные прыжки, подскоки; укреплять мышцы спины, захватывая гимнастическую палку пальцами ног. Подвижная игра «У царя обезьян» Повороты глаз; массаж глаз, самомассаж плечевого пояса. |
Февраль | Выполнение упражнений с мягкими предметами (палочкой). Захват и удержание пальцами ног тонкой палочки, прокатывание ее стопами. Проведение эстафеты с оборудованием для коррекции плоскостопия, исправления осанки. Закрепить навыки ползанья по скамейке; научить перетягивать друг друга (группами), принимая правильное и.п. Игровые упражнения «Боулинг», «Веселые ножки», «Кольцо» Дыхательная гимнастика. |
Март |
Упражнения с нетрадиционным оборудованием: массажные коврики. Разучить упражнения с ними, различные виды ходьбы. Учить выполнять упражнения на гимнастической стенке: вис, приседания, приставные шаги (хват руками у груди). Подвижная игра «Барабан» Самомассаж. |
Апрель | Продолжать учить выполнять упражнения с мелким предметами: бумажками, пуговицами. Эстафета: «Чья команда больше соберет пуговиц пальцами ног?» Учить лазать лестнице серединой стопы, сохраняя равновесие. Упражнять в различных видах ходьбы по канату, сохраняя правильную осанку. Игровые упражнения «Мячик», «Насос», «Ежики» Дыхательная гимнастика, пальчиковая. Самомассаж. |
Май | Учить выполнять вис на канате, стараясь обхватить его стопами. Занятия по интересам: зал разбит на несколько зон с разными пособиями, предметами. Подвижные игры по выбору детей. Самоммасаж. Определение результатов работы. Плантография. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта на тему: "Двигательная активность - важный фактор физического развития ребенка"
Двигательная активность у детей в различных видах деятельности....
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...
Физическое развитие. Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста в детском саду
Образовательная область «Физическое развитие» детей группы раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физич...
«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»
Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Адаптированная образовательная программа ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка» (далее Программа) предназначена для воспитанника старшей...
Консультация по физическому развитию "Предупреждение плоскостопия"
Консультация по физическому развитию "Предупреждение плоскостопия"...
Консультация по физическому развитию "Профилактика плоскостопия"
Консультация по физическому развитию "Профилактика плоскостопия"...