Интегрированный проект "Наша масленица"
проект по физкультуре (подготовительная группа) по теме
Проект объединяет образовательные области "Физическая культура", "Познание", "Художественное творчество" и "Музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Наша масленица" | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наша Масленица»
воспитателя по физической культуре МБДОУ № 50
города Невинномысска
СЕРЕДА ИННЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
Тема: интегрированный проект «Наша масленица»
Цель: способствовать развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным праздникам.
Литература:
- Густомясова А.Л. Метод проектов в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие. – Ставрополь: Литера, 2007. – 132 с.
- Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
- Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: - Владимир, 1995.
- Журнал дошкольное воспитание: №12/09 с.109, №2/10 с.126.
Форма отчета: спортивный праздник «Наша масленица».
Дата отчета: 25 апреля 2014 года.
Результат:
- Дети познакомились с народными традициями проводов русской зимы – Масленицей.
- Совместно с воспитателем оформили газеты: «Масленица» и «Как мы зиму провожали»
- Совместно с воспитателем выучили песни: «Ой, блины, блины..», «Бабушка, испеки оладушки», «Бесконечная песенка»
- Совместно с родителями оформили книгу с рисунками «Как на масленой неделе..»
- Приняли участие в спортивном празднике «Наша масленица».
Осуществление интегрированного проекта «Наша масленица» способствовало развитию познавательной и двигательной активности детей дошкольников, сформировало навыки командного взаимодействия как в исследовательской деятельности, так и в выполнении игровых заданий и эстафет.
Актуальность исследования:
Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования. В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития, включая физическое. Уходят в прошлое узкоспециализированные разделы в комплексных программах, все чаще говорят о совокупности образовательных областей. Двигательная активность находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической.
Масленица - один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились ещё в языческой Руси. Повелось так в нашей стране, что Масленица - самый весёлый, шумный и народный праздник! Так и у нас в детском саду стало традицией празднование этого весёлого праздника. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.
Это определило тему моего проекта: «Наша масленица».
Объектом исследования в данном проекте является процесс развития двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным праздникам.
Предмет исследования: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста посредством спортивно-развлекательной проектной деятельности.
Педагогическая цель: способствовать развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным праздникам, включив детей, педагогов и родителей в спортивно-развлекательный проект.
Задачи:
- Познакомить детей с традицией празднования Масленицы.
- Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной деятельности.
- Способствовать сближению детей, родителей и педагогов в исследовательской деятельности.
- Побуждать к творческой деятельности.
- Совершенствовать двигательные навыки дошкольников, умения выполнять правила народных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность через участие в спортивном празднике «Наша масленица».
Гипотеза исследования: процесс развития двигательной активности детей дошкольного возраста будет эффективным, если участие детей, педагогов и родителей в интегрированном проекте «Наша масленица» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества.
Ожидаемый результат: осуществление интегрированного проекта «Наша масленица» всеми участниками процесса будет способствовать развитию двигательной активности детей дошкольного возраста, исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, что гарантирует успешное обучение детей в школе, сформирует у дошкольников умение работать сообща, а так же устойчивый интерес к народным традициям.
Дидактический смысл проектной деятельности: Использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы.
Принципы реализации проекта:
- доброжелательность при всех обстоятельствах;
- дисциплинированность и соблюдение всех правил при проведении подвижных игр;
- обязательность в выполнении всех заданий;
- взаимопомощь в работе;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы;
- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
МБДОУ № 50 города Невинномысска
Сценарий спортивного праздника
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
на тему «Наша масленица»
Автор: Середа Инна Геннадьевна
воспитатель по физической культуре
МБДОУ № 50 города Невинномысска
Невинномысск
2014
Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,
вовлечь детей принять в участие в празднике;
знакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Литература:
- Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: - Владимир, 1995.
- Журнал дошкольное воспитание: №12/09 с.109, №2/10 с.126.
Ход праздника:
Ведущий 1:
Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Здравствуйте, гости!
Милости просим!
Ведущий 2:
Собирайтесь, гости!
Встречать Масленицу годовую,
Нашу гостьюшку дорогую!
Душа ль ты моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широк двор!
На горках кататься, в блинах поваляться.
Сердцем потешиться!
Ведущий 1:
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины и оладьи, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Ведущий 2:
Уж ты, Зимушка-зима,
Все дороги замела,
Все дороги, все пути
Не проехать, не пройти.
Мы по кругу все пойдем,
Дружно спляшем и споем!
Исполняется песня «Бабушка, испеки оладушки».
Ведущий 1:
Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!
Такие пословицы вошли в нашу жизнь из тех времен. И сейчас на этот веселый праздник дети учат стихи.
Дети читают стихи.
Ведущий 2: А давайте проведем веселый конкурс. Нашим гостям завяжем глаза, и пусть они покормят своих деток блинами с вареньем!
Конкурс «Накорми блинами».
Ведущий 1:
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые.
Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!
Ведущий 2:
Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
Дети исполняют песню «Ой, блины, блины..».
Ведущий 1:
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Ведущий 2:
Вот и у нас сейчас будет очень весело, потому что пришло время поиграть, веселой игрой Масленицу потешить. Устроим веселые соревнования!
1.Бег в мешках.
2.Петушиный бой.
3. Рыбалка.
4. Перетягивание каната.
Ах, какие Вы все молодцы!
Ведущий 1:
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.
Ведущий 2:
Мы с вами тоже сегодня сожгли чучело Масленицы! И вы сами видели, как сразу вышло солнышко поглядеть, не пора ли весне просыпаться!
Уходи, зима! Приходи, весна!
Уходи, зима ко дну,
Присылай весну!
Дети исполняют песню «Бесконечная песенка».
Ведущий 1:
Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай, прощай наша широкая.
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные,
Ведущий 2:
В воскресенье, к сожаленью,
Наше кончится веселье.
Не забудьте попросить друг у друга прощение!
Ведущий 1: А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных? Ну-ка все к столу!
Каждый ребенок обладает индивидуальным уровнем развития, объемом знаний, умений, навыков, обуславливающих характер протекания проектной деятельности. Рейтинговая система позволяет определить индивидуальные особенности овладения проектной деятельностью и скорректировать направления работы воспитателя по формированию специфических знаний и умений ребенка. Мониторинг результативности нацелен на изучение уровня сформированности специфических знаний, навыков и умений.
Методика обследования сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), необходимых для осуществления проектной деятельности
Этап проектной деятельности | Показатель | Критерий оценки | Методика проведения |
1 этап – выявление проблемы | Знания, необходимые для вхождения в проблемную ситуацию, определение конечного результата деятельности | 4 балла | Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 1 этапа проекта |
Умение на основе диалога с воспитателем ставить цель, определять результат групповой деятельности | 4 балла | ||
Знания возможных способов разрешения проблемной ситуации | 5 баллов | ||
Умение строить гипотезу, выбирать из нескольких гипотез одну | 5 баллов | ||
Знания о возможности практической реализации выдвинутой идеи, задачи | 4 балла | ||
Умение формулировать вместе с воспитателем и самостоятельно задачи | 5 баллов | ||
Знания об этапах исследовательской деятельности | 5 баллов | ||
Умение разрабатывать план деятельности по достижению цели | 5 баллов |
2 этап - планирование работы над проектом | Знания о моделях конструктивного поведения в рабочей группе | 5 баллов | Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 2 этапа проекта |
Умение договариваться и конструктивно решать возникшие при распределении ролей разногласия | 5 баллов | ||
Знания об источниках информации: - сверстники, - взрослый, педагог, - книги, - опыты, эксперименты | 4 балла | ||
Умение использовать различные источники и способы получения информации | 5 баллов | ||
Знания о способах представления информации | 4 балла | ||
Умение объяснять, показывать, представлять сверстникам полученную из различных источников информацию | 5 баллов | ||
3 этап - практическая деятельность по решению проблемы | Знания и умения, необходимые для практической реализации идеи | 5 баллов | Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 3 этапа проекта |
Умение реализовывать идею в индивидуальной практической деятельности | 5 баллов | ||
Знания, применяемые для получения результатов | 4 балла | ||
Умение совместно включаться в презентацию продукта | 5 баллов |
4 этап –презентация результатов деятельности детей | Знания о способах презентации и анализа деятельности | 5 баллов | Наблюдение за участием ребенка в ходе реализации 4 этапа проекта |
Умение выступать публично и давать объективную самооценку, участвовать в обсуждении оценки других | 5 баллов | ||
Знания, позволяющие увидеть перспективы деятельности | 3 балла | ||
Умение проектировать дальнейшую деятельность | 3 балла |
Критерии оценки проектной деятельности дошкольника
Всего баллов за работу по этапам:
1 этап - Выявление проблемы - 27 баллов;
2 этап - Планирование работы над проектом - 38 баллов;
3 этап - Практическая деятельность по решению проблемы - 19 баллов;
4 этап - Презентация результатов деятельности детей - 16 баллов.
Максимальный балл - 100.
Уровни сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, необходимых для осуществления проектной деятельности
80 - 100 баллов - высокий уровень сформированности умений и знаний, необходимых для осуществления проектной деятельности в дошкольном возрасте. Характеризуется инициативой детей, нестандартностью мышления, развитыми организаторскими и коммуникативными умениями, высокой степенью самостоятельности и рефлексии. Проектная деятельность детей зачастую выходит за рамки проекта, спланированного воспитателем.
50-80 баллов - уровень сформированности знаний, умений и навыков, обеспечивающий протекание проектной деятельности в рамках, спрогнозированных воспитателем. Отличается стабильностью результатов, активностью детей, самостоятельностью. Функция педагога заключается в стимулировании деятельности и руководстве при необходимости.
30 - 50 баллов - уровень сформированности знаний и умений, определяющий позицию детей как «ведомых». Воспитатель выступает в роли организатора, наставника, руководителя деятельности в рамках проекта.
Мониторинг сформированности знаний и умений детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), необходимых для осуществления проектной деятельности свидетельствует о том, что у 30% детей выявлен высокий уровень сформированности знаний и умений, у 58% детей - средний уровень, у 12% детей - низкий уровень.
Некоторые показатели диагностики выявили у дошкольников затруднения со знаниями возможных способов разрешения проблемной ситуации и знаниями о возможности практической реализации выдвинутой идеи, задачи. Детям необходимо усвоить знания об этапах исследовательской деятельности, знания, необходимые для практической реализации идеи. Второй этап - практическая реализация замысла - выявил у детей затруднения в умениях реализовывать идею в индивидуальной практической деятельности, знаниях о способах презентации и анализа деятельности, а также в умениях выступать публично и давать объективную самооценку, участвовать в обсуждении других работ. Важными показателями, констатирующими сегодняшние результаты и прогнозирующими будущие, являются знания, позволяющие увидеть перспективы деятельности и умения проектировать дальнейшую деятельность. Именно эти показатели вызывают у детей наибольшие затруднения, что свидетельствует о недостаточной сформированности проективных знаний и умений для планирования дошкольниками своей дальнейшей деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что проектная технология в физическом воспитании является новым опытом получения и презентации информации, социальным опытом сотрудничества со всеми звеньями педагогического и творческого процесса: со сверстниками, с родителями, с воспитателями и специалистами. Это сотворчество необходимо развивать, расширять во всех сферах детской деятельности, в том числе и в физическом воспитании.
Внедрение интегрированного проекта выявило сформированность умений на основе диалога с воспитателем ставить цель, а также умений формулировать вместе с воспитателем и самостоятельно задачи.
Практический итог проектной деятельности дошкольников выявил высокий уровень знаний, применяемых для оформления результатов, умений совместно оформлять коллективный продукт, а также презентовать свою деятельность.
Интегрированный проект «Наша масленица» - ценный опыт как для дошкольников, так и для родителей и педагогов дошкольного учреждения в рамках не только физического воспитания дошкольников, но и в формировании интереса к народным традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия: "Масленица- весну встречай".
Интегрированное занятие: познание, коммуникация, лепка....
Интегрированное занятие "Масленица" для детей 2-3 лет.
Формировать представление у детей о богатстве и культуре русского народа, учить любить свое наследие, передавать его из покаления в покаление....
Интегрированное занятие «Масленица»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Масленица – радостный праздник, ассоциирующийся прежде всего с приходом весны и угощением вкусными, румя...
Интегрированное занятие "Масленица"
Интегрированное занятие Масленица...
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста Интегрированное занятие «Масленица»
Тема: «Масленица»Цель: познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Задачи:Образовательные задачи:Дать детям знания о русском народном п...
Конспект Интегрированного занятия « Масленица пришла» для детей группы раннего возраста
Конспект Интегрированного занятия « Масленица пришла» для детей группы раннего возрастаЦель: познакомить детей с русским народным праздником, его значение...
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста Интегрированное занятие «Масленица»
Тема: «Масленица»Цель: познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытнойкультурой....