ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
проект на тему

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность  у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Начальным этапом является изучение традиций и укладов каждой семьи воспитанника. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность , ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Все это способствует воспитанию любознательности , взаимоуважения.

Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления , какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.

Всё это способствует сплочению семьи, т.к. в процессе воспитания участвуют все члены семьи: от бабушек и дедушек, а также закрепляются знания о родном крае.

Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные   имеют большое значение в вопросах по поликультурному воспитанию дошкольников.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят   всем чувства радости, удовлетворенности.

Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение д/сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadik_3.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

                         ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

   « Поликультурное воспитание дошкольников через

        взаимоотношения с  семьями воспитанников»

                                            2013 год

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность  у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Начальным этапом является изучение традиций и укладов каждой семьи воспитанника. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность , ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Все это способствует воспитанию любознательности , взаимоуважения.

Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления , какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.

Всё это способствует сплочению семьи, т.к. в процессе воспитания участвуют все члены семьи: от бабушек и дедушек, а также закрепляются знания о родном крае.

Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные   имеют большое значение в вопросах по поликультурному воспитанию дошкольников.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят   всем чувства радости, удовлетворенности.

Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение д/сада и семьи.

НОВИЗНА  проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через взаимоотношения с семьями воспитанников  через практическую деятельность . Это позволяет расширить и дополнить систему работы с детьми.

Так с любви к ближнему окружению: семья д/сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольников. Интерес к этой теме объединяет педагогов , детей и их родителей, всех кто бережёт , ценит и сохраняет национальные традиции и обычаи. Поэтому этот проект актуален и очень важен в наше время.

Мы знакомим воспитанников с бытом, традициями, ремёслами народов Поволжья: русской, мордовской, татарской национальностей и воспитываем уважение к людям различных национальностей и их обычаям.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ:    

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ.

( сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

( в процессе реализации первого направления « информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, « расшевелить» его чувства).

  1. НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

( знания , полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трёх направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста  ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА:

- общение с представителями разных национальностей;

В работе:

- показано, что формирование представлений о семье национальной принадлежности, обычаях успешно достигается в условиях организованной развивающей среды ;

- прослеживается интеграция образовательных областей;

- предложенье  для практического  применения: мини- проект; конспекты, непосредственно – образовательной деятельности, развлечения, народные праздники, которые могут быть использованы воспитателем в различных видах деятельности с привлечением родителей.

ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ:

- Расширять представления об истории семьи, её традициях, обычаях, национальной принадлежности;

- Привлекать родителей к участию в мероприятиях, обрядовых праздниках и развлечениях;

- Развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, его традициям.

Инновационный  проект вызовет  интерес к истории и традициям своего народа.

                                              ПРОБЛЕМА

Семья и дошкольное учреждение  – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно .

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения , результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс д/сада.

Проблема реализации данного проекта вытекает из приобщения детей дошкольного возраста к семейным национальным традициям, обычаям, специфике их культуры и целостностей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:   Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи  воспитанников. Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-Формировать представления о национальной принадлежности;

- Расширять представления об истории семьи, е традициях и обычаях.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать творческие способности у детей;

- Консультировать родителей по проблемам объяснения детям  их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, людей разных национальностей;

- Развивать речевые и исполнительные способности;

- Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре , обычаям, традициям;

- привлекать родителей к организации мероприятий, обрядовых праздников и развлечений;

- воспитывать нравственные человеческие качества: доброту, бережное, добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и родного края, уважение к взрослым и сверстникам.

ГИПОТЕЗА

Поликультурное воспитание дошкольников возможно в том случае, если педагогическая организация работы в д/саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно- воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

АВТОРЫ ПРОЕКТА:                                                 Сонина Л.В.

                                                                                     Шумкина Е.В.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей и подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, кружки :  танцевальный, музыкальный руководитель, спортивный руководитель, родители.

ТИП ПРОЕКТА: творческий.

ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

Словесные:  беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение,  рассказ.

Наглядные:  рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.

Практические игры:  ( подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, музыкальные, игровые ситуации, развлечения, праздники, экскурсии, посещение мини- музея, театра, продуктивная деятельность, конкурсы, выставки.

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Специально оборудованные кабинеты для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
  2. Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, колокольчики.
  3. Атрибуты для театрализованной деятельности ( костюмы, маски, разнообразные виды театра, цирка).
  4. Технические средства обучения: видео аудиоаппаратура : наборы СД ДВ дисков, микрофонов и т.д.
  5. Национальные костюмы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методические пособия.
  3.  Методическая литература.
  4. Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям.
  5. Конспекты сценариев праздников, развлечений.

1 ЭТАП

Информационно - накопительный

Сентябрь – октябрь

  1. Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта.
  2. Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный  и дидактический материал для взрослых и детей.
  3. Обращение к специалистам.
  4. Довести до участников важность данного проекта.
  5. Составить перспективный план мероприятий.

2 этап – основной

Перспективный план реализации проекта

(октябрь 2013- май 2014гг.)

№ п∕п

Тема

Задачи

Участники проекта

месяц

НОЯБРЬ

1.

2.

3.

Беседа «Маленькая сестра – это моя семья»

Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Формировать у детей понятие семьи

Углубить знания родителей о важности поликультурного воспитания детей

Учить рисовать членов семьи, развивать творческое воображение

Дети, воспитатель

Воспитатели, родители

Дети, воспитатели, родители

ДЕКАБРЬ

1.

2.

3.

4.

Провести родительское собрание «Поговорим о толерантности»

Д/и «Знакомство с куклой в мордовском национальном костюме »

Беседа «Любимое блюдо моей семьи»

Выставка поделок и рисунков «Зимушка хрустальная»

Расширять знания родителей о толерантности

Познакомить с элементами мордовского орнамента

Дать представление о различных национальных семейных блюдах

Привлечь родителей к участию в выставке

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

Дети, родители, воспитатели

ЯНВАРЬ

1.

2.

3.

Подготовка и показ кукольного спектакля «Сказки Бабушки-забавушки»

Знакомство с народным зимним праздником «Рождество» или «Рожтовань Кудо»

Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых»

Развивать активность детей, их творческие способности

Познакомить детей с народным зимним праздником мордовского народа, его обрядом

Учить отображать в рисунках сюжеты сказок. Развивать творческие способности

Дети, воспитатели, родители

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели, родители

ФЕВРАЛЬ

1.

2.

3.

4.

Д/и «Что это и откуда» (о национальных предметах быта и домашней утвари)

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Свободное общение «Папа – мой лучший друг»

Фотовыставка «Наш папа – защитник отечества»

Заложить у детей основы поликультурного воспитания

Углубить знания детей о семье, учить обыгрывать сценки в с/р игре

Воспитывать любовь и уважение к близким, гордость за своих пап

Привлечь родителей в подготовке фотоматериала для выставки

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели, родители

МАРТ

1.

2.

3.

4.

Консультация для педагогов «Цели и приоритеты поликультурного воспитания в семье»

Фотовыставка «Моя мама»

Беседа «Мамины помощники»

Знакомство с куклой в татарском национальном костюме

Показать важность семьи в поликультурном воспитании дошкольников

Привлечь родителей в подготовке фотоматериала для выставки

Воспитывать любовь и уважение к близким

Познакомить с татарской национальной одеждой

Педагоги д/сада

Дети, воспитатели, родители

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

АПРЕЛЬ

1.

2.

3.

4.

Беседа «Весенние народные праздники»

Свободное общение «Один день из жизни семьи»

Знакомство с куклой в русском костюме

Выставка рисунков «Как мы дома отдыхаем»

Знакомство с весенними народными праздниками «Масленница», «Пасха»

Помочь детям усвоить семейные обычаи, традиции

Познакомить с элементами русского костюма

Развивать творческие способности детей, привлечь родителей к участию в выставке

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели

МАЙ

1.

2.

3.

4.

Беседа «Моя семья – мое богатство»

Экскурсия в краеведческий музей

Д/и «Одень куклу в национальный костюм»

Развлечение «Наша дружная семья»

Пополнить знания детей о семье, ее традициях

Привлечь родителей к участию в экскурсии

Закрепить знания детей об элементах национальной одежды

Подвести итоги, показать лучшие номера, подготовленные в рамках проекта по поликультурному воспитанию

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели, родители

Дети, воспитатели

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

3 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Презентация проекта « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников».
  2.  Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.
  3.  Развлечение совместно с родителями « Чаепитие у разных народов»
  4.  Выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах.
  5. Публикация наработок в СМИ.
  6. Оформление информационных стендов для родителей.

  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате  реализации проекта будет:

1.В группе создана специальная развивающая среда для познавательной активности ребенка.

2. Разработана программа по проведению мероприятий совместно с родителями.

3. Организованы фотовыставки, выставки, семейные газеты, способствующие сплочению семьи.

Доведена информация для родителей и педагогов влияющее на повышение их культурного уровня

             

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Мы считаем, что данный проект позволит в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности ( доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами : воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны».

Предполагаемые результаты реализации  проекта

  1. Создание условий для ознакомления дошкольников с особенностями традиций, обрядов . обычаев  людей разных национальностей.
  2. Внедрение новых форм работы с детьми и семьями воспитанников.
  3. Положительная динамика развития:

Дети должны знать:

- свою национальную принадлежность;

- особенности традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей;

-своё генеалогическое древо;

- люди каких национальностей живут в Мордовии;

- национальные праздники и их значение;

- о производстве Мордовии, где работают их родители;

- элементы национального костюма;

- предметы домашнего обихода;

- национальные подвижные игры;

- выдающихся деятелей, скульпторов, композиторов и художников Республики Мордовия.

 

Дети должны уметь:

- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

- рассказывать о народных и семейных праздниках и традициях;

- использовать песенки, потешки национальной принадлежности.

  1. Развитие у детей познавательной активности, творческих интересов.
  2.  Развитие у педагогов , родителей и детей толерантности по отношению к чужому образу жизни и поведения , основанную на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере.
  3. Расширять связи д/сада и семьи.
  4. Развитие коммуникативных навыков детей.
  5. Умение применять накопленные практические навыки для социализации детей в обществе

                МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева,  Л.П. Карпунина,  Е.Н. Киркина  и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.
  2. Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский- Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009;
  3. Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.
  4. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.
  5. Чиркова С.В.. Родительские собрания в д/саду.-М.  « Вако», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Образовательный  проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»...

Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»

Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...

Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»

Проблема    В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань ув...

Образовательный проект "Патриотическое воспитание дошкольников, через связь с социумом посредством проведения праздников и развлечений"

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через связь с социумом посредством участия детей в праздниках и развлечениях, воспитание гордости и уважения за Российскую армию....

Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»

Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой воспитания...