ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
проект на тему
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Начальным этапом является изучение традиций и укладов каждой семьи воспитанника. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность , ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Все это способствует воспитанию любознательности , взаимоуважения.
Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления , какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.
Всё это способствует сплочению семьи, т.к. в процессе воспитания участвуют все члены семьи: от бабушек и дедушек, а также закрепляются знания о родном крае.
Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные имеют большое значение в вопросах по поликультурному воспитанию дошкольников.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.
Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение д/сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sadik_3.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« Поликультурное воспитание дошкольников через
взаимоотношения с семьями воспитанников»
2013 год
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность данной проблемы заключается в том, что одним из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.
Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Начальным этапом является изучение традиций и укладов каждой семьи воспитанника. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность , ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Все это способствует воспитанию любознательности , взаимоуважения.
Очень важно знать детям о семье, где они родились, историю её возникновения и становления , какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.
Всё это способствует сплочению семьи, т.к. в процессе воспитания участвуют все члены семьи: от бабушек и дедушек, а также закрепляются знания о родном крае.
Организация и проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные имеют большое значение в вопросах по поликультурному воспитанию дошкольников.
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.
Это ещё один повод общения между разными поколениями и сплочение д/сада и семьи.
НОВИЗНА проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через взаимоотношения с семьями воспитанников через практическую деятельность . Это позволяет расширить и дополнить систему работы с детьми.
Так с любви к ближнему окружению: семья д/сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольников. Интерес к этой теме объединяет педагогов , детей и их родителей, всех кто бережёт , ценит и сохраняет национальные традиции и обычаи. Поэтому этот проект актуален и очень важен в наше время.
Мы знакомим воспитанников с бытом, традициями, ремёслами народов Поволжья: русской, мордовской, татарской национальностей и воспитываем уважение к людям различных национальностей и их обычаям.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ТРЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
- ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ.
( сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.)
- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
( в процессе реализации первого направления « информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребёнка, « расшевелить» его чувства).
- НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
( знания , полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трёх направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА:
- общение с представителями разных национальностей;
В работе:
- показано, что формирование представлений о семье национальной принадлежности, обычаях успешно достигается в условиях организованной развивающей среды ;
- прослеживается интеграция образовательных областей;
- предложенье для практического применения: мини- проект; конспекты, непосредственно – образовательной деятельности, развлечения, народные праздники, которые могут быть использованы воспитателем в различных видах деятельности с привлечением родителей.
ЗАДАЧА ВЗРОСЛЫХ:
- Расширять представления об истории семьи, её традициях, обычаях, национальной принадлежности;
- Привлекать родителей к участию в мероприятиях, обрядовых праздниках и развлечениях;
- Развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, его традициям.
Инновационный проект вызовет интерес к истории и традициям своего народа.
ПРОБЛЕМА
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно .
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения , результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс д/сада.
Проблема реализации данного проекта вытекает из приобщения детей дошкольного возраста к семейным национальным традициям, обычаям, специфике их культуры и целостностей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников. Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.
ЗАДАЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Формировать представления о национальной принадлежности;
- Расширять представления об истории семьи, е традициях и обычаях.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать творческие способности у детей;
- Консультировать родителей по проблемам объяснения детям их национальной принадлежности, особенностей традиций, обрядов, обычаев, людей разных национальностей;
- Развивать речевые и исполнительные способности;
- Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- продолжать воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре , обычаям, традициям;
- привлекать родителей к организации мероприятий, обрядовых праздников и развлечений;
- воспитывать нравственные человеческие качества: доброту, бережное, добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и родного края, уважение к взрослым и сверстникам.
ГИПОТЕЗА
Поликультурное воспитание дошкольников возможно в том случае, если педагогическая организация работы в д/саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно- воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
АВТОРЫ ПРОЕКТА: Сонина Л.В.
Шумкина Е.В.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей и подготовительной группы, педагоги дополнительного образования, кружки : танцевальный, музыкальный руководитель, спортивный руководитель, родители.
ТИП ПРОЕКТА: творческий.
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Словесные: беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение, рассказ.
Наглядные: рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.
Практические игры: ( подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, музыкальные, игровые ситуации, развлечения, праздники, экскурсии, посещение мини- музея, театра, продуктивная деятельность, конкурсы, выставки.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Специально оборудованные кабинеты для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.
- Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, колокольчики.
- Атрибуты для театрализованной деятельности ( костюмы, маски, разнообразные виды театра, цирка).
- Технические средства обучения: видео аудиоаппаратура : наборы СД ДВ дисков, микрофонов и т.д.
- Национальные костюмы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Демонстрационный и дидактический материал.
- Методические пособия.
- Методическая литература.
- Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по образовательным областям.
- Конспекты сценариев праздников, развлечений.
1 ЭТАП
Информационно - накопительный
Сентябрь – октябрь
- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта.
- Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
- Довести до участников важность данного проекта.
- Составить перспективный план мероприятий.
2 этап – основной
Перспективный план реализации проекта
(октябрь 2013- май 2014гг.)
№ п∕п | Тема | Задачи | Участники проекта |
месяц | НОЯБРЬ | ||
1. 2. 3. | Беседа «Маленькая сестра – это моя семья» Консультация для родителей «Поликультурное воспитание в семье» Выставка детских рисунков «Моя семья» | Формировать у детей понятие семьи Углубить знания родителей о важности поликультурного воспитания детей Учить рисовать членов семьи, развивать творческое воображение | Дети, воспитатель Воспитатели, родители Дети, воспитатели, родители |
ДЕКАБРЬ | |||
1. 2. 3. 4. | Провести родительское собрание «Поговорим о толерантности» Д/и «Знакомство с куклой в мордовском национальном костюме » Беседа «Любимое блюдо моей семьи» Выставка поделок и рисунков «Зимушка хрустальная» | Расширять знания родителей о толерантности Познакомить с элементами мордовского орнамента Дать представление о различных национальных семейных блюдах Привлечь родителей к участию в выставке | Воспитатели, родители, музыкальный руководитель Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, родители, воспитатели |
ЯНВАРЬ | |||
1. 2. 3. | Подготовка и показ кукольного спектакля «Сказки Бабушки-забавушки» Знакомство с народным зимним праздником «Рождество» или «Рожтовань Кудо» Выставка рисунков «Сказки в рисунках детей и взрослых» | Развивать активность детей, их творческие способности Познакомить детей с народным зимним праздником мордовского народа, его обрядом Учить отображать в рисунках сюжеты сказок. Развивать творческие способности | Дети, воспитатели, родители Дети, воспитатели Дети, воспитатели, родители |
ФЕВРАЛЬ | |||
1. 2. 3. 4. | Д/и «Что это и откуда» (о национальных предметах быта и домашней утвари) Сюжетно-ролевая игра «Семья» Свободное общение «Папа – мой лучший друг» Фотовыставка «Наш папа – защитник отечества» | Заложить у детей основы поликультурного воспитания Углубить знания детей о семье, учить обыгрывать сценки в с/р игре Воспитывать любовь и уважение к близким, гордость за своих пап Привлечь родителей в подготовке фотоматериала для выставки | Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели, родители |
МАРТ | |||
1. 2. 3. 4. | Консультация для педагогов «Цели и приоритеты поликультурного воспитания в семье» Фотовыставка «Моя мама» Беседа «Мамины помощники» Знакомство с куклой в татарском национальном костюме | Показать важность семьи в поликультурном воспитании дошкольников Привлечь родителей в подготовке фотоматериала для выставки Воспитывать любовь и уважение к близким Познакомить с татарской национальной одеждой | Педагоги д/сада Дети, воспитатели, родители Дети, воспитатели Дети, воспитатели |
АПРЕЛЬ | |||
1. 2. 3. 4. | Беседа «Весенние народные праздники» Свободное общение «Один день из жизни семьи» Знакомство с куклой в русском костюме Выставка рисунков «Как мы дома отдыхаем» | Знакомство с весенними народными праздниками «Масленница», «Пасха» Помочь детям усвоить семейные обычаи, традиции Познакомить с элементами русского костюма Развивать творческие способности детей, привлечь родителей к участию в выставке | Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели Дети, воспитатели |
1. 2. 3. 4. | Беседа «Моя семья – мое богатство» Экскурсия в краеведческий музей Д/и «Одень куклу в национальный костюм» Развлечение «Наша дружная семья» | Пополнить знания детей о семье, ее традициях Привлечь родителей к участию в экскурсии Закрепить знания детей об элементах национальной одежды Подвести итоги, показать лучшие номера, подготовленные в рамках проекта по поликультурному воспитанию | Дети, воспитатели Дети, воспитатели, родители Дети, воспитатели Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
3 этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Презентация проекта « Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников».
- Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.
- Развлечение совместно с родителями « Чаепитие у разных народов»
- Выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах.
- Публикация наработок в СМИ.
- Оформление информационных стендов для родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта будет:
1.В группе создана специальная развивающая среда для познавательной активности ребенка.
2. Разработана программа по проведению мероприятий совместно с родителями.
3. Организованы фотовыставки, выставки, семейные газеты, способствующие сплочению семьи.
Доведена информация для родителей и педагогов влияющее на повышение их культурного уровня
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Мы считаем, что данный проект позволит в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности ( доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами : воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны».
Предполагаемые результаты реализации проекта
- Создание условий для ознакомления дошкольников с особенностями традиций, обрядов . обычаев людей разных национальностей.
- Внедрение новых форм работы с детьми и семьями воспитанников.
- Положительная динамика развития:
Дети должны знать:
- свою национальную принадлежность;
- особенности традиций, обрядов, обычаев людей разных национальностей;
-своё генеалогическое древо;
- люди каких национальностей живут в Мордовии;
- национальные праздники и их значение;
- о производстве Мордовии, где работают их родители;
- элементы национального костюма;
- предметы домашнего обихода;
- национальные подвижные игры;
- выдающихся деятелей, скульпторов, композиторов и художников Республики Мордовия.
Дети должны уметь:
- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
- рассказывать о народных и семейных праздниках и традициях;
- использовать песенки, потешки национальной принадлежности.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих интересов.
- Развитие у педагогов , родителей и детей толерантности по отношению к чужому образу жизни и поведения , основанную на понимании различий в культурном облике человека и его эмоциональной сфере.
- Расширять связи д/сада и семьи.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Умение применять накопленные практические навыки для социализации детей в обществе
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева, Л.П. Карпунина, Е.Н. Киркина и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.
- Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский- Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009;
- Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.
- Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.
- Чиркова С.В.. Родительские собрания в д/саду.-М. « Вако», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой восп...
Образовательный проект «Поликультурное воспитание через использование татарского фольклора»
Проблема В настоящее время проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей осуществляется всё более остро. Интерес к фольклорному искусству татарского народа не просто дань ув...
Образовательный проект "Патриотическое воспитание дошкольников, через связь с социумом посредством проведения праздников и развлечений"
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через связь с социумом посредством участия детей в праздниках и развлечениях, воспитание гордости и уважения за Российскую армию....
Образовательный проект «Поликультурное воспитание дошкольников через взаимоотношения с семьями воспитанников»
Актуальность данного проекта заключается в том, что одними из важных звеньев поликультурного воспитания у дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.Семья является основой воспитания...