"Двигательные способности и моторная одаренность ребенка"
консультация по физкультуре по теме

Смычагина Ольга Михайловна

Консультация для инструкторов Ф. К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnye_sposobnosti_i_motornaya_odarennost_rebenka.docx841.55 КБ

Предварительный просмотр:


Гуманизация системы непрерывного образования, в том числе и первого ее звена – дошкольного, предполагает ориентацию на личность ребенка, создание благоприятных условий для проявления и развития индивидуальности каждого. В связи с этим особое значение приобретает проблема понимания педагогом своих воспитанников и подхода к ним.

В числе ярких индивидуальных отличий ребенка – способности и одаренность. Как правило, под способностями понимаются особенности человека, обеспечивающие пригодность и высокие достижения в конкретном виде деятельности. Одаренность трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности

(Б.М. Теплов). Нередко одаренность определяется как интеллектуально-творческий потенциал личности (А.И. Савенков). «Развитие способностей, - писал С. Л. Рубинштейн, - совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляет способность одного уровня, открывают новые возможности для развития способностей более высокого уровня». Такое диалектическое понимание развития способностей предполагает особое внимание взрослых к способным и одаренным детям в первые годы их жизни.

Однако, как правило, когда речь идет об одаренных детях, обычно имеют в виду умственно одаренного, иногда – одаренного в области искусства ребенка. Между тем в настоящее время выявлено довольно значительное разнообразие видов человеческой одаренности. В их числе – общая интеллектуальная, художественная, творческая, лидерская (социальная), психомоторная – обнаруживающие себя уже в дошкольный период жизни.

Психомоторная одаренность проявляется в сфере движений и заметить ее можно по следующим признакам:

  • повышенная двигательная активность ребенка, ее разнообразие, стремление к овладению сложно координированными движениями;
  • умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
  • выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в ее построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
  • использовать свой «двигательный багаж» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
  • проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

В основе таких достижений лежат как генетически детерминированные свойства организма, так и психические предпосылки. К первым относятся высокий энергетический уровень нервных процессов, повышенная биоэлектрическая активность мозга, высокая сенсорная чувствительность (повышенная скорость восприятия сенсорной информации и быстрая ее обработка), хорошо развитая двигательная память, высокая концентрация внимания. Ко вторым – психические качества одаренной личности, важнейшие из которых – самостоятельность, активность и саморегуляция (Н.С. Лейтес). С этими характеристиками тесно связаны склонность ребенка к задачам дивергентного типа, выбор нестандартного решения, прогнозирование, предвосхищение результата своего действия до его осуществления. Способность прогнозирования включает в себя способность организма подготовиться к реакции на какое-либо событие до его совершения и лежит в основе тренинга двигательного представления и идеомоторной тренировки. Еще одна важная психологическая черта одаренных детей – соревновательность. Она проявляется в стремлении к победе, умении рисковать, доводить результаты своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям.

Особенность психомоторной одаренности в дошкольном возрасте требует специального подхода к ее диагностике. Важно выявить не физическую подготовленность детей, а действительные психомоторные способности (совокупность свойств и качеств) как важную составляющую в структуре психомоторной одаренности. На первое место здесь выступают способности в психокоординации, позволяющие ребенку экономно и полноценно использовать резервные силы и скорости в управлении движениями.

Статическую координацию на ограниченной площади опоры (гимнастической скамейке), способность к контролю и коррекции двигательного действия на основе зрительной афферентации (поток нервных импульсов, поступающих в ЦНС от органов чувств) можно определить по тому, как ребенок стоит на носках с открытыми глазами. Невыполнением упражнения считается сохранение позы менее контрольного времени (10 с), а также низкое качество выполнения – колебания стоп, балансирование.

Статическую координацию на ограниченной площади опоры с исключением зрительного контроля отражает стояние ребенка на носках на гимнастической скамейке с закрытыми глазами. Невыполнением упражнения считается удержание позы менее 3 с. независимо от качества выполнения.

Способность ребенка к динамической координации на ограниченной площади опоры проявляется в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки (длина – 250 см). Упражнение выполняется 3 раза, засчитывается лучший результат. Невыполнением считается балансирование (остановка или удержание равновесия с помощью движений рук и тела), а также превышение контрольного времени (10 с) выполнения упражнения.

Наряду с психокоординацией основой для прогнозирования будущих достижений ребенка выступает способность быстро реагировать, выполнять одиночное движение (природная быстрота реагирования). Ее проявление можно изучить с помощью теста «Нажми кнопку». Ребенку дается секундомер и предлагается 2 раза очень быстро нажать на кнопку. Это задание он выполняет 1 раз, затем делает еще одну контрольную попытку. Фиксируется время остановки секундной стрелки (как показатель быстроты).

Играет роль способность выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве. Она может исследоваться с помощью таких заданий:

  • повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию его пути;
  • пройти спортивный зал по диагонали и остановиться в центре;
  • расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов.

        Высокий уровень проявления данной способности отмечается при выполнении без ошибок всего комплекса упражнений.

Понятие «психомоторика» включает также способность воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новые (состояние психомоторной памяти). Данная способность выявляется с помощью теста «Пройди и запомни», состоящего из двух заданий. Для его организации отмеряется пятиметровый отрезок, начало и конец которого выделяются яркими линиями.

Первое задание: ребенок должен пройти отрезок с открытыми глазами (только 1 раз), запоминая ощущения каждого шага. В сумме они должны сложиться в чувство расстояния. Идти нужно обыкновенным шагом, свободно и непринужденно. Если последний шаг будет неполным – его нужно запомнить (оба носка должны быть на линии финиша).

Второе задание: пройти расстояние с закрытыми глазами, используя образ – эталон движения, сохранившийся в памяти. Количество шагов считать не следует, так как два одновременных процесса создают интерференцию – взаимное уничтожение части информации: образ движений  искажается и число ошибок увеличивается. Расстояние, которое ребенок не дошел до линии (или перешел), измеряется линейкой. Можно сделать три попытки. Дети с развитой психомоторной памятью ошибаются в пределах ± 15 см. Ошибки, не выходящие за пределы зоны ± 30 см, - считаются нормой. Это говорит о среднем качестве работы психомоторной памяти.

Наряду с психомоторными способностями изучению подлежат и кондиционные способности детей, обеспечивающие физическую подготовленность (быстроту, силу, ловкость, выносливость и др.). Они в меньшей степени относятся к управлению движениями. Однако существующая взаимосвязь психомоторных способностей и физических качеств предполагает большую вероятность наличия высокого уровня психомоторных способностей у детей, хорошо развитых физически.

«Не упустить» потенциально одаренного ребенка позволяют психологические характеристики личности. Здесь на первое место выходят увлеченность двигательной задачей и творческая составляющая (креативность). Ученые считают, что лишь мотивированная деятельность и творчество в ее выполнении содействуют развитию способностей.

Выявлению мотивационной готовности ребенка к двигательной активности может способствовать тест-беседа.

  • Нравится ли тебе заниматься физкультурой?
  • Если бы было два детских сада – один, в котором дети занимаются физкультурой (выполняют физические упражнения, играют в спортивные и подвижные игры), и другой, в котором дети рисуют, поют, а занятий физической культурой совсем нет. В какой из них ты бы пошел?
  • Если бы воспитатель сказал: «Сегодня одни дети пойдут в физкультурный зал и будут играть, выполнять физические упражнения, а другие останутся в группе и будут заниматься кто чем хочет», - что бы ты выбрал?
  • Если бы в детском саду проводилось спортивное соревнование, хотел бы ты в нем участвовать или только наблюдать, как соревнуются другие дети?
  • Хотел бы ты быть тренером и учить детей выполнять физические упражнения?

За полученные ответы начисляются баллы: «да» - 2, «не знаю» - 1, «нет» - 0.

Уровни мотивационной готовности к двигательной деятельности определяются количеством набранных баллов. Высокий – 9 – 10 баллов, средний – 5 – 8, низкий – 4 балла и менее.

Креативность ребенка выявляется с помощью теста «Дорисовывание», разработанного П. Торренсом. Он имеет несколько модификаций в зависимости от возраста детей.

Для детей 3 – 4 лет. Ребенку дается лист белой бумаги и овал из цветной бумаги длиной 7 см.

Взрослый говорит: «Возьми овал и положи его в любое место на листе бумаги, а потом нарисуй картинку, чтобы в ее центре был овал». По окончании работы взрослый уточняет, что ребенок нарисовал.

Для детей 5 – 6 лет. Ребенку даются три листа белой бумаги, в середине которых простым карандашом нарисованы контуры (на каждом листе по одному). Взрослый говорит: «Посмотри, кто-то из детей начал рисовать, но не закончил. Закончи, пожалуйста, рисунок». По очереди дошкольникам предлагают три контура. После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что нарисовано на рисунке. При анализе работ выставляются баллы. Дорисовывание с минимальным количеством линий – 1 балл; рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром, - 2; основной контур является частью (деталью) в других предметах – 3; рисунок содержит определенный сюжет – 4 балла. Ребенок, набравший менее 3 баллов, не обладает творческими способностями.

Полученная информация (на выше названных уровнях) необходима при построении образовательного процесса.

В дошкольной педагогике принято считать, что содержание образования одаренных детей должно быть «нетрадиционным». Первостепенной задачей считается развитие интеллектуальных способностей через использование видов деятельности, представляющих для одаренных дошкольников наибольший интерес. Имеющийся опыт предусматривает проведение исследований и экспериментов, выдвижение гипотез, обучение умению размышлять. Такие виды деятельности дают возможность каждому проявить свою индивидуальность. Интенсивность и объем экспериментальной деятельности, а также методы решения задач определяются самими детьми.

Ряд исследователей отдает предпочтение направлениям работы связанным с формированием у дошкольников личностного подхода к изучению различных областей знаний. В этом случае для реализации образовательных целей обучения особо выделяется мотивация (увлеченность задачей) и креативность (творческость). В процессе обучения используются следующие виды работы:

  • создание оригинальных движений, непохожих на движения других детей;
  • широкое поощрение движений, выполняемых под музыку;
  • формулирование вопросов, ответ на которые требует выхода за границы репродуктивного мышления, например: «Как иначе можно было выполнить это упражнение?» и др.

Все это сочетается с обеспечением психологически комфортных условий для развития положительной «Я – концепции одаренного ребенка».

Развитие интеллектуальных способностей и исследовательского интереса моторно одаренного ребенка на занятиях физическими упражнениями перестраивает его моторику, обеспечивает быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать двигательное решение и действовать в условиях меняющейся окружающей среды (ребенок принимает активное участие как в постановке проблемы, так и в определении методов ее решения). Педагогу важно обеспечить развитие высших психических функций познавательной деятельности детей: мышления, памяти, внимания, восприятия, выступающих основой приобретения новых знаний и умений.

Мышление на занятиях физическими упражнениями развивается путем включения мыслительных операций и интеллектуальных действий во все виды двигательной деятельности дошкольников. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификация, обобщение насыщают каждую форму работы по физическому воспитанию. Двигательное действие сочетается с развивающими играми, заданиями и упражнениями. Так, операция сравнения может иметь место при выполнении упражнения взрослым и ребенком, детьми разного уровня физической подготовленности. Ребенок находит признаки сходства и различия в движениях, обобщает понятие «техника движения». Операции анализа синтеза способствуют «интеллектуальные игры». Ребенок набирает команду игроков и выстраивает их по росту; выполняя задание в подвижной игре, сортирует предметы по размеру; подбирает инвентарь для спортивных игр, расставляет его в соответствии со схематическим изображением. Операция классификации и обобщения сопровождают анализ физического упражнения. Вначале дети учатся рассказывать о технике движения, изображенного на схеме, а затем называют ошибки в его выполнении. Понятие «техника движения» обобщается.

Среди основных методов развития памяти – использование образа как средства развития произвольной памяти (Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Ребенок запоминает образ предмета раньше, чем обозначающее предмет слово. Поэтому при объяснении игр и эстафет необходимо показать, что и как нужно делать. Слово для ребенка – дополнение к увиденному. Во время разучивания упражнений детям объясняется, что каждое из них может напоминать действие того или иного предмета, явления, существующего в окружающем мире. В своем сознании ребенок создает образы разной степени сложности, основанные на ассоциациях и эмоциональных впечатлениях. Впоследствии они помогают припомнить информацию об объекте, которую невозможно удержать в кратковременной памяти.

Работа по развитию внимания строится на двигательных заданиях, вызывающих у ребенка интерес к упражнению. Внимание и интерес неразделимы. На занятиях используются разнообразные формы развития движений с целью создания хорошего эмоционального фона, желания детей заниматься по собственному побуждению. Постепенно вводятся упражнения, развивающие произвольное внимание и требующие усилий для их выполнения. Это не означает, что на каждом занятии предлагаются новые задания. Полезнее внести дополнения к знакомому движению или дать такой вариант игры, который требует дополнительных физических и волевых усилий.

Способность к концентрации внимания развивается с помощью произвольного сосредоточения на зрительных и слуховых впечатлениях. Перед показом упражнения детям указывается, за чем им следует наблюдать, предлагается заменить как можно больше деталей в технике выполнения упражнения другим ребенком. Это переводит внимание с крупных деталей на мелкие. Попутно с концентрацией внимания тренируется способность к его переключению. Выполняя ходьбу по скамейке, ребенок перемещает фокус своего внимания на мяч, через который следует перешагнуть, подлезая под веревку, стремится не задеть подвешенный на ней колокольчик. Такие упражнения требуют постоянных вариаций, поэтому условия их проведения на каждом занятии меняются. Развитию функций внимания способствует также тренировка помехоустойчивости. Детям предлагается выполнить какое-либо действие и одновременно вводится мешающая помеха.

Так, в игре «Наоборот» педагог показывает упражнения, которые дети должны сделать наоборот (педагог наклонился влево – дети должны выполнить наклон вправо, педагог поднял руки – дети должны их опустить и т.д.). Задания со сбивающим фактором требуют высокого уровня произвольного внимания.

При создании программ развития восприятия учитываются особенности ориентировки детей в пространстве. Первоначальные представления о направлениях пространства связанны с собственным телом ребенка. Оно – точка отсчета, по отношению к которой и определяется направление. Постепенно дети начинают выделять отношения между предметами. Большое значение в образовании представлений о пространстве имеют подвижные и спортивные игры. Они учат дошкольников определенным образом располагаться на игровой площадке, помогают выделять и фиксировать тот или иной вид пространственных отношений.

В воспитании мотивации к двигательной активности большую роль играет активизация эмоций дошкольника, которые рассматриваются учеными как психический процесс, активно включающийся в модуляцию функционального состояния мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей (А.В. Запорожец). Выполняя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают к определенной деятельности, модулируют этапы ее протекания, оценивая результат. Они дают ребенку возможность предвидеть, прочувствовать последствия своей деятельности. Дети стремятся еще раз пережить такое же эмоциональное состояние, вновь заняться деятельностью, вызывающей его.

В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в игре. В ней, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой – формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт (Д.Б. Эльконин). Особо значим момент перевоплощения в игровой образ, выступающий важнейшим условием перестройки и оптимизации эмоциональной сферы дошкольника.

В физическом воспитании детей игровой метод всегда имеет сюжетное содержание, обогащаясь через общепринятые подвижные игры и игровые упражнения. Их выполнение полностью подчинено закономерностям техники конкретного двигательного действия. Подражание животным, птицам, явлениям природы и общественной жизни свойственно ребенку, ему присущи и положительные эмоции, проявляющиеся при этом. Они побуждают повторять двигательное действие много раз, помогают создать о нем правильное зрительное представление.

Важное условие развития детской игры – наличие у педагога «игровой позиции». Под ней понимается особое отношение педагога к детям, выражаемое при помощи игровых приемов. Игровая позиция – сложное образование, включающее в себя тесно взаимосвязанные между собой компоненты:

  • рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
  • «инфантилизацию», как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
  • эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
  • креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

«Игровая позиция» педагога основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике. Сформированная игровая позиция педагога («партнера», «режиссера», «соигрока») обеспечивает включение ребенка в игру, оказывает позитивное влияние на ее развитие.

В воспитании мотивации к двигательной активности значимую роль играет становление самооценки дошкольника (оценочные действия деятельности, ее сильных и слабых сторон). По данным исследователей, к пяти годам дети могут оценивать свои физические возможности, прогнозировать результаты своих действий. К шести годам они обладают дифференцированным аналитическим восприятием движений, что ускоряет процесс формирования двигательного навыка, закрепляет интерес к движению (Г.П. Лескова). По мнению психологов, одаренные дети склонны к высокой самооценке.

Развитию оценочных действий способствует деятельность, в которой существует определенная иерархия задач различной степени трудности, причем результаты их достижения (успехи и неудачи) легко определяются самими детьми. На занятии им предлагается:

  • создать первоначальный образ двигательного действия;
  • перенести двигательные навыки в новую двигательно-игровую ситуацию;
  • соотнести характер выполнения движения с конкретной ситуацией;
  • рассказать о том, как будет выполняться упражнение;
  • выделить элементы двигательного действия;
  • найти отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми;
  • сравнить свои действия с прежними собственными результатами.

В результате таких действий у моторно одаренных дошкольников формируются умения выступать инициатором двигательной деятельности, объяснять свои действия, иметь собственную позицию в ее построении, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки возникает саморегуляция  собственной деятельности (контроль за своим своим поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей деятельности, появляются желание выполнить ее лучше, стремление сравнить ее с деятельностью других. Направленность дошкольника на собственные внутренние и внешние действия рождает способность управления собой, самооценивания себя.

Основные способы формирования самоконтроля:

  • акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля;
  • широкое использование наглядных средств обучения (рисунки, схемы);
  • исполнение вариативных действий по образцу;
  • обсуждение способов выполнения двигательного действия; восприятие двигательного действия в медленном темпе; выполнение двигательного действия с проговариванием ведущих элементов.

        Важный элемент развития одаренности ребенка – приобщение к творческой деятельности. Осуществлять эффективное руководство творческой деятельностью детей необходимо при условии учета тех психических процессов, без которых невозможно творчество. Главная роль в этом процессе отводится воображению, носящему глубоко личностный характер. Результат – формирование особой внутренней позиции и возникновение личностных новообразований: стремление изменить ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. Взаимодействуя разнонаправленно с другими познавательными процессами (мышлением, восприятием), эмоционально-волевой и поведенческой сферой личности, воображение обусловливает широкий круг возможностей на уровнях деятельности и психики.

В двигательной деятельности развитию воображения способствуют двигательные инсценировки (творческая экспрессия). По мнению А.В. Запорожца, они учат «ощущать» движение. Реальное отображение этого – вхождение ребенка в образ, условной постановки себя на место того, кто является носителем эталона. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа, передача характера которого возможна с помощью средств образной выразительности (мимики, жестов, поз, походки и т.п.). Использование этих средств для передачи двигательного образа требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими.

При конструировании образа основными приемами творческого мышления выступают комбинирование и аналогизирование. Они позволяют ребенку войти в воображаемую ситуацию, посредством движения тела научиться выражать свои эмоции и эмоциональные состояния, создавать творческие композиции, новые движения. Образы, раскрываемые в двигательных инсценировках, соответствуют характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают многократно повторять одно и то же упражнение, комбинировать варианты двигательных действий, творчески их преобразовывать. Показателями творчества ребенка в двигательной деятельности выступают:

  • интеллектуальная активность и увлеченность поисковой деятельностью;
  • удачный подбор движений, способствующий воплощению игрового образа;
  • своеобразное сочетание, комбинирование известных движений;
  • появление новых элементов при создании простейших форм движений;
  • оригинальность двигательных решений.

Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество

как условие становления творческой индивидуальности моторно одаренного ребенка и как важнейший фактор его самореализации.

Анкета «Как распознать одаренность» Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч.

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогом, работающим с ребенком, родителем ребенка. За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться;
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
  • кажется, что он всерьез никогда не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.

Список использованной и рекомендованной литературы:

  1. Шебеко В. Н. «Двигательные способности и моторная одаренность ребенка»: Журнал «Инструктор по физкультуре» №2/2012 год.
  2. Интернет – ресурс http://www.vashpsixolog.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Двигательная активность, как оптимальное условие всестороннего моторного развития ребенка».

Соблюдение рационального двигательного режима помогает обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, предусматривает рациональное содержание двигательной активно...

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И МОТОРНАЯ ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА

    «Развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляет способность одного уровня, открывают новые возможности для развития способностей бол...

Развитие ритмических способностей детей дошкольного возраста. Проект индивидуального развития одаренного ребенка 6-7- лет

Косалапова О.И., музыкальный руководительМАДОУ «ЦРР-д/с №387» Московский район г. Казань, Республика Татарстан  «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое ...

Сопровождение одаренного ребенка, имеющие ярко выраженные музыкальные способности

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.Задачи:• Развитие музыкальных способ...

Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности

План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности»Цель: гармонизация и развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельностиЗадачи:1. Создание ...

"Развитие творческих способностей одаренного ребенка"

Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы (А.Эйнштейн)....

Проект по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников Одаренный ребенок

Догросрочный проект по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников....