Интеграция двигательной и познавательной деятельности при организации подвижной игры
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Латина Елена Владимировна

Суть интегрированных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и задания, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого с применением таких методических приёмов как создание воображаемой, поисковой или проблемной ситуации, вопросы,сравнения, а также сочетание нескольких видов движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_dvigatelnoy_i_poznavatelnoy_deyatelnosti.odt54.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Латина Е.В. г. Арзамас

 «Освоение опыта логико-математического содержания в процессе двигательной деятельности старших дошкольников».

1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», он изменяет представление о дошкольном детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни. В настоящее время дошкольное образование ориентирует педагога в процессе воспитания на необходимость раннего образования, которое обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста, что может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу. Физическое воспитание предусматривает развитие дошкольников в процессе различных видов деятельности, но специфические задачи,  решаемые в процессе физического воспитания имеют ярко выраженную однонаправленность в сторону улучшения физического статуса детей.  Актуальность данной темы была определена значимостью интеграции  таких видов деятельности, как двигательная, игровая, коммуникативная и познавательно – исследовательская, так как она предполагает «комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях».  Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления умственной деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функцией, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Ученые рекомендуют использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей. Мы объединили подвижную игру и  познавательно-исследовательскую деятельность по развитию математических представлений для  активизации процесса образования, направленного на достижение  внутреннего целостностно-ориентированого единства в развитии ребенка дошкольного возраста.  Двигательное и эмоциональное раскрепощение, которое возникает в процессе подвижной игры обеспечивает возможность для формирования психических процессов. Включение в процесс по физическому воспитанию дидактических игр, интеллектуальных задач направленных на развитие познавательных процессов,  не только способствует умственному развитию детей, но и формирует умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановке. Интегрированная деятельность обладает большим образовательным потенциалом, который реализуется при соблюдении комплекса педагогических условий. К ним относится умение педагогов  (воспитателя, инструктора по физической культуре) выбирать содержание деятельности, отвечающих требованиям интеграции; совместная деятельность специалистов дошкольного образовательного учреждения по планированию программного материала в учебной деятельности с различными возрастными группами; построение совместной деятельности на основе личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подхода; тесное взаимодействие педагогов и родителей по развитию как умственных, так и двигательных способностей ребенка.  При построении системы интеграции двух образовательных областей «Физическая культура»  и «Познание» (раздела «развитие математических представлений») мы разработали перспективный план разучивания подвижных игр, с учётом упорядоченного функционирования различных основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, лазание и ползание, метание и др.). Суть интегрированных  упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и задания, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого с применением таких методических приёмов как  создание воображаемой, поисковой или проблемной ситуации, вопросы, сравнения, а также сочетание нескольких видов движения. При организации опыта освоения определённой темы  математического развития  известная воспитанникам игра трактуется  по новому, в соответствии с решаемыми задачами. Например, игра «Построй шеренгу, круг, колонну» при освоении темы «Свойства и отношения» - предлагается играющим в следующем варианте: «У участников в руках разноцветные кубики (мячики), ведущий предлагает построение в круг, колонну, шеренгу по цвету (признак сериации)», при усложнении познавательных задач: «Кубики дети разбирают после сигнала и по карточке выполняют построение (например, чередование красного и синего кубика или два больших красных кубика и один синий мячик)». При освоении темы «Числа и цифры» эта же игра проводится следующим образом: «Задать с помощью числа на карточке или проговаривая, количество участников (например, шеренга -5)», при усложнении – «Сколько в вашей шеренге человек?-5.Сколько девочек? Мальчиков? (формировать умение определять состав числа)». При освоении темы «Сохранение количества, величины, последовательность действий» -«Изменится ли состав играющих в зависимости от построения? Как проверить?», при усложнении задачи «Играют 2 или 3 команды. Если произойдёт замена в командах, как это отразится на составе?

   Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере взаимодействия с семьями воспитанников. Мы реализуем проект «Моё солнышко» - система практических занятий с родителями и детьми с целью развития познавательной мотивации и готовности к восприятию нового. Существенной особенностью нового подхода  является значительное увеличение времени на решение двигательных и интеллектуальных задач без дополнительных организованных форм занятий и, следовательно, без превышения общих затрат времени на освоение учебной программы. Результатом интеграции двигательной и познавательной деятельности детей выступает гармонично развитая личность дошкольника. Интеграция образовательных областей  может осуществляться не только на основе объединения в единое целое различных разделов, но и их частей. В перспективных планах построения интегративных занятий важно соединить также в единство то, что изучал ребенок на различных этапах образовательного процесса (от ясельной до подготовительной группы), обеспечить преемственность за счет целостности видения мира. Каждый раздел  образовательной программы связан с другими: во-первых, в плане факторов, которые он поставляет для изучения других и заимствует у них, обеспечивая интегративный подход к осмыслению действительности; во- вторых, в плане умений получать, перерабатывать и применять информацию, что очень важно, так как составляет основу дальнейшего самообучения.       Поиск вариантов физкультурно-оздоровительных мероприятий при наличии интегративных процессов в достаточной мере может обеспечить принцип сохранности цели и задач физической культуры в детском саду. Речь идет о том, что все формы занятий физическими упражнениями от утренней гимнастики до занятий и самостоятельной двигательной активности дошкольников могут носить в большей или меньшей степени характер интегративности. В силу освоенности материала на других занятиях (знания об окружающем мире, развитие речи, математические знания, грамота и др.) и соединяемости («валентности») с определенными группами физических упражнений воспитателю (а также инструктору по физическому воспитанию) предоставляется возможность решать педагогические задачи (образовательные, воспитательные и оздоровительные) во всех формах физкультурно-оздоровительных мероприятиях самостоятельно. В частности, на занятиях физическими упражнениями дети могут сталкиваться с проблемами из самых разных областей знания о мире. Другими словами, каждый предмет может формировать умения для всех дисциплин. В детском саду на основе интегрированного подхода можно формировать те или иные умения параллельно на базе нескольких предметов и иметь положительный перенос достигнутого умения с одного предмета на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

Тематический контроль : Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

Предлагаю Вашему вниманию план тематического контроля в детском саду. Тема: Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельнос...

Роль подвижной игры в интеграции двигательной и познавательной деятельности.

Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быт...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...