Опыт работы "Здоровый ребенок-Здоровая нация"
методическая разработка (физкультура) по теме
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость. Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда.
Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся учёный, врач Авиценна. Он писал: “….. самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна”.
Здоровая нация — крепкое государство. Здоровая нация является безусловным признаком сильного государства. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. Современная демографическая ситуация в России, характеризуется снижением рождаемости, высокой смертностью населения, ухудшением качества здоровья. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость. Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда.
Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся учёный, врач Авиценна. Он писал: “….. самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна”.
Здоровая нация — крепкое государство. Здоровая нация является безусловным признаком сильного государства. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство всестороннего развития ребенка. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов ДОУ в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.
Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания. Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ!»
Проблема здоровья нации стала сегодня самым серьёзным вызовом системе управления государством. Как решить эту проблему? На мой взгляд, есть способ: “Здоровый ребёнок – здоровая нация”. Но много ли может сделать для решения этой проблемы один простой человек, например, инструктор по физической культуре?
Я инструктор по физической культуры. Моя профессия удивительна. Я в ответе за здоровье своих воспитанников, и никто не скажет, что это дело второстепенное. Часто говорю: “Будущее наших ребят в наших руках”. Каким будет здоровье наших детей, их жизнь сегодня, через 10, 20 и даже 30 лет, станет ли занятие физкультурой и спортом постоянным, надёжным и радостным спутником жизни нового поколения - это, в большей степени, зависит от меня. Поэтому одной из главных задач своей работы я считаю поиск правильного, часто индивидуального для организма базиса, который мог бы гарантировать здоровье, высокий потенциал трудовой деятельности, полноценное потомство и поддержание высокого нравственного и физического уровня на протяжении всей жизни.
Плавание - уникальный вид физической активности. Поэтому основной целью моей настоящей работы является через обучение плаванию создать основу для разностороннего физического развития. Для улучшения здоровья детей требуется улучшение всего процесса физического воспитания.
Я решила, что бассейн детского сада как раз и есть то место, где необходимо создать условия для привлечения к занятиям всех детей. Медленно, постепенно, но каждый ребенок способен получить определенное количество необходимых навыков и в то же время получать закаливающие мероприятия.
Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста по-разному ставят задачи по обучению плаванию. Многие считают, что основная задача - научить плавать, и используют спортивные подходы к занятиям с дошкольниками, проводят настоящие тренировки. На мой взгляд, такой метод подходит не всем детям. Мне кажется, что в основу занятий в бассейне необходимо взять игровой метод. В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремиться показать что-то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают педагогу обыграть каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию.
На своих занятиях стремлюсь повысить КПД своего педагогического труда, эффективности своих усилий, отбираю и использую такие методические приёмы, средства обучения, которые стимулируют активное участие в учебном труде каждого ребёнка на каждом занятии, пытаюсь создать атмосферу интереса к занятиям физкультурой и спортом. Мои обучающие усилия должны совпадать с познавательными учебными усилиями детей. Ведущим я считаю такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности.
В качестве конкретных задач, которые я ставлю, можно выделить следующие:
1. Формировать навыки плавания;
2. Развивать двигательные качества;
3.Воспитывать мышечно-интеллектуальную радость в процессе плавания;
4. Воспитание у детей потребности в здоровье;
5. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты: сформированные навыки плавания; правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям; сформированные навыки здорового образа жизни; улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности; повышение активности родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ.
В своей работе, хочу показать, что более профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому совершенствованию.
Я успешно использую в своей работе такие здоровьесберегающие программы: «Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Физкультурно-оздоровительная деятельность, которую провожу я как инструктор по физической культуре и плаванию:
-физкультурные занятия в бассейне (2 раза в неделю);
-пальчиковая гимнастика, самомассаж;
- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;
- ходьба по массажным коврикам (босохождение);
-спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц);
- Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал;
- Летний оздоровительный туризм.
Проводимые мною физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
-Традиционные;
-Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
-Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес»;
-Тематические занятия: «На озере», «Прогулка в парк» или с одним предметом «Поиграй со мной мяч»;
-Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
-Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год);
-Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».
Основное правило в педагогике: идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Это правило я соблюдаю и при обучении детей плаванию.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, есть плавательный бассейн. Плаванию отводится особая роль в физическом воспитании детей.
Первое знакомство с помещением бассейна начинается с раздевалки. Дети знакомятся гигиеническими правилами и правилами поведения на воде.
В то же время акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период.
Подвижные игры ,которые я использую являются одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи.
Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных упражнений, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине – по колено, по пояс, по грудь. Для занятий подготовлен необходимый инвентарь и подобраны стихи и загадки.
Двигательные упражнения применяю не только для формирования плавательного навыка, но и на познание окружающего мира, развитие познавательной деятельности.
Особую роль в обучении детей плаванию я отвожу применению наглядных приемом, например упражнениям-имитациям, т.е. подражанию объектам окружающей действительности.
Большое внимание я уделяю упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учу делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха – это связано с особенностями дыхания в воде.
Для формирования интереса к упражнениям на воде и отработки техники плавания я использую образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания и его выполнение, например: гуди как паровоз; нырни как утка; вытянись в струнку; работай руками как ветряная мельница крыльями и т.д.
Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать “свой”, соответствующий индивидуальностям каждого. Для этого я предусматриваю изучение различных движений – прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом, “лепестком”, в форме песочных часов, дугой и т.д.
Перед началом занятия я обязательно обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка, выясняю причины нежелания купаться: “не хочется”, “мама не разрешила”, “боюсь”. Чаще всего выясняется, что родители, боясь, что ребенок снова заболеет, не разрешают ему купаться. Таких родителей приходиться убеждать в пользе закаливания, учить готовить к плаванию дома, рассказать им о средствах закаливания и упражнениях с водой в ванне. В общении с родителями использую средства наглядной агитации, папки передвижки, причем материалы подбираю с учетом развития детей. Родителей приглашаю на открытые занятия, где они убеждаются, что детям приятно пребывание в воде, видят достижения других детей. Большое значение в физическом развитии, образовании и воспитании детей дошкольного возраста имеют мероприятия активного отдыха.
С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема дети должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале это выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку, проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д. А также я провожу праздники па воде. Праздники на воде - это, прежде всего, эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. От инструктора зависит эмоциональный настрой на занятиях, поэтому стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям.
Традиционными стали праздники на воде: «Новый год на воде» , «Выпускное занятие с элементами синхронного плавания» , «В гостях у Нептуна».Развлечения, спортивные праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию и формой демонстрации достижений детей в различных видах физических упражнений, проявлений двигательных и психических качеств, а также служат средством укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе, приносят воспитанникам большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.
Вопросы оздоровления ребенка мною решаются в тесном контакте с семьей. Занятия в бассейне приносят большую пользу в работе с дошкольниками, но без совместной работы с родителями будет трудно.
Для себя я определила следующие задачи работы с родителями:
-Повышение педагогической культуры родителей.
-Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Для этого использую следующие формы работы с родителями: проведение родительских консультаций, дней открытых дверей; совместные занятия и развлечения и т.п. Методы, используемые мною в работе с родителями: анкетирование, наблюдение за ребенком, беседы с родителями, беседы с ребенком
Свой опыт работы я отразила в конспектах занятий по плаванию для разных возрастных групп и спортивных праздников.
Таким образом, результаты позволяют сделать заключение об эффективности, проделанной работы: занятия плаванием в комплексе с другими мероприятиями по физическому воспитанию (закаливающие процедуры, физкультурные занятия, спортивные праздники, дни здоровья, работа с родителями) дали исключительный эффект: уменьшилось количество простудных заболеваний.
Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
- активный отдых вместе с детьми;
- посещение кружков, секций оздоровительной направленности;
- проведение закаливающих процедур;
Повышение активности родителей , проявляющихся в участии:
- в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимых в ДОУ;
- различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (семинарах, лекциях );
- снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни, семейным обстоятельствам.
В дальнейшем планирую продолжать физкультурно-оздоровительную работу:
-Совершенствовать систему физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
-Улучшение материально-технической базы: обновление и пополнение физкультурного оборудования.
Спортивный праздник на воде
"В гости к нам Нептун пришел"
(для детей старшей и подготовительной к школе групп)
(слова: Инструктор, Нептун, Лягушонок)
Цель. Организация активного отдыха детей.
Задачи:
-Закрепить интерес детей к занятиям физическими упражнениями в бассейне.
-Активизировать двигательную деятельность и внимание через игровую ситуацию.
-Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков.
-Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
-Воспитывать смелость, целеустремленность, взаимовыручку, доброту и коллективизм, создавать положительный эмоциональный настрой.
Место проведения: бассейн
Продолжительность. 60 минут.
Участники: Дети подготовительных к школе групп, воспитатели, родители.
( звучит отрывок песни из Фабрики Звезд-3 «Давай Россия!»)
Инструктор:
Полюбуйтесь, поглядите
На веселых дошколят!
Олимпийские надежды
Нынче ходят в детский сад!
Здравствуйте гости, здравствуйте болельщики, здравствуйте участники сегодняшнего турнира.
Сегодня у нас необыкновенный день - веселый водный праздник.
Самые ловкие и быстрые померятся силами.
Это праздник силы, смелости, здоровья.
Сейчас я представлю команды и попрошу вас поприветствовать друг друга аплодисментами.
(команды стоят друг напротив друга в шеренгу)
Инструктор:
Итак, сегодня соревнуются между собой две команды:
Команда «Золотая рыбка»
Команда «Дельфин»
Команда «Золотая рыбка» ваш девиз:
«Любим мы в воде плескаться
И в бассейне заниматься
Чтобы ловким, сильным быть
И в турнире победить».
Команда «Дельфин» ваш девиз:
«__________________»
Инструктор:
Считаю, турнир открытым!
(звучит шум моря, появляется Нептун)
Нептун:
Я Нептун-владыка вод,
Рек, озер, морей, болот
Грозный я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель
Здравствуйте ребята!
Вот услышал про турнир
И решил я к вам явиться
Чтобы самому мне убедится,
Посмотреть на вас друзья
На что способна детвора!
Инструктор:
Мы тебе Нептун так рады
Конечно, посмотри и оцени
Будешь ты тогда у нас в жюри.
Нептун:
Я согласен, но прежде чем к воде идти, надо разминку провести.
(дети снимаю с себя одежду)
Инструктор:
«На разминку становись!!!»
( проводиться разминка на суше под музыку Crazy Frog)
Разминка:
-«Воздушный пузырь»
-«Плавники»
-«Разноцветные чешуйки»
-«Замок»
-«Ласты»
-«Звезда-Поплавок»
Нептун:
Вижу, вы уже готовы
Веселы, бодры, здоровы.
Есть у меня волшебные морские раковины,
За победу в конкурсе буду награждать команды жемчужинами,
Вот только куда-то мой помощник запропастился,
Где он ?.....
Может он уже в бассейне?
Ну, пора идти к воде.
(дети идут к бассейну, тут и появляется веселый лягушонок)
Лягушонок:
А вот и я!
Жду я вас уже друзья.
Нептун:
Вот мой помощник «веселый лягушонок»
Лягушонок:
Здравствуйте ребята!
Я веселый лягушонок,
Очень приятно познакомится.
Любите играть, плескаться?------- Да
А в воде соревноваться?-------Да
Смело в воду заходите,
Свою ловкость покажите.
(пока дети заходят в воду, звучит музыка)
Инструктора по очереди объясняют задания
Первое задание:
«Буксир»
(-сначала идет пара, обходят обруч возвращаются, берут на буксир еще одного ребенка и так пока все не встанут в единую цепь.)
Чья команда быстрее соберет на буксир детей и вернется на пристань.
Второе задание:
«Резвый шарик»
Шарики волшебные Нептун вам передал. Чей шарик самый быстрый, сейчас посмотрим мы.
- дети дуют на лежащие перед ними теннисные шарики и продвигаются вперед до обруча, не помогая руками.
Третье задание:
«Поплавок»
- поплавок всем покажи, очень ловким будешь ты,
Чей поплавок дольше пролежит на воде.
Четвертое задание:
«Быстрые катера»
Вам задание такое: в руки мячики берите, с ними до картиночки плывите.
Катера по одному плывут, остальные в бухте ждут.
(дети с мячом (с доской) плывут до картинки, меняют мяч на доску и плывут назад (плывут по одному), дети выполняют скольжение на груди с работой ног кролем).
Эстафета-соревнование с опорой.
Пятое задание:
«Звезда»
-руки в стороны держите, на живот скорей ложитесь и звезду нам покажите, а теперь звезду переверни и на спине нам покажи.
(работа с надувными кругами)
Нептун:
Молодцы ребята, справились с заданиями!
(убирается ограничитель с центра бассейна)
Шестое задание:
«Море волнуется»
Лягушонок:
А теперь давайте вместе поиграем в игру:
«Море волнуется»
(под музыку дети свободно двигаются по всему бассейна, музыка останавливается, дети замирают, изображая морских жителей)- игра проводится 3раза.
Седьмое задание:
«Водолазы»
А теперь ко дну ныряйте, поднимайте все со дна.
По сигналу прекращайте
И игрушки сосчитайте.
(одновременно две команды ныряют и достают игрушки со дна)
Чья команда быстрее и больше соберет.
Восьмое задание:
«Фонтан»
За баллоны вы держитесь
И теперь на грудь ложитесь,
Ноги выше поднимите
И «фонтаны» покажите.
(дети держатся за края круга и выполняют ногами моторчики)
Лягушонок:
Молодцы ребята, справились со всеми заданиями,
А теперь давайте посмотрим,
Сколько заработала, жемчужен - каждая команда.
(подсчитывают результаты турнира)
Нептун:
Всеми я, друзья, доволен.
Смельчаки и храбрецы,
Удаль, ловкость показали,
Все сегодня молодцы!
Сообщает результаты команд. Лягушонок достает со дна бассейна сундучок и отдает его Нептуну.
Нептун.
Спасибо, Лягушонок, что достала со дна мой сундучок.
А я думал, что потерял его.
Он, ребята не простой,
В нем храню я драгоценности свои,
Которые собрал на дне морском.
На память дарю я этот сундук,
А сам ухожу я в море.
Крикнем празднику "Ура!"
До свиданья, детвора!
Передает сундук ведущему и уходит.
Инструктор:
А сундук-то не простой,
И в нутрии он не пустой.
И стучит он, и звенит.
Давайте посмотрим,
Что в нем лежит!
Раскрывает сундук.
Вот так чудо! Вот так клад!
Здесь награда для ребят.
Раздает детям шоколад.
Инструктор.
Праздник наш подошел к концу.
Всем спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребенок - здоровое будующее
Охрана жизни и здоровья воспитанников - приоритетная задача дошкольного учреждения. ...
Здоровый ребенок- здоровое будущее.
Интеграция деятельности воспитателей, медицинских работников и родителей по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ....
МИНИ – ПРОЕКТ «Здоровая спинка. Здоровый ребенок. Здоровая нация»
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятия...
Здоровый ребенок - здоровая нация. Оздоровительные упражнения.
Предлагаю оздоровительные упражнения которые помогут воспитателям, родителям в укреплении здоровья детей. Пальчиковая гимнастика, самомассаж в игровой форме и дыхательные упражнения! Закаляемся и гото...
Здоровый ребенок - здоровая нация.
Проект презентация о здоровье физическом и нравственном воспитании...
Презентация на тему: «Здоровый ребенок – здоровая нация»
Описание материалов, содержащие комплекс эффективных условий, включающих в себя технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовате...
Консультация для родителей "Здоровый ребенок - здоровая нация"
В консультации раскрыается понятие "здоровье", даются рекомендации родителям по формированию у ребенка здорового образа жизни....