Рабочая программа по дополнительному образованию «Корригирующая гимнастика »
методическая разработка по физкультуре по теме
Рабочая программа по кружку «Корригирующая гимнастика ».
Главная направленность программы корригирующей гимнастики -это коррекция физического и психического развития детей с нарушением интеллекта.
В программе представлены различные здоровьесберегающие технологии:
-дыхательные упражнения по А .Н. Стрельниковой;
-пальчиковая гимнастика ;
-психогимнастика по методике М.Чистяковой
-игровой самомассаж, массаж биологически активных зон по А.А Уманской и К.Динейки;
- офтальмотренаж (гимнастика для глаз);
-ходьба по «дорожкам здоровья» (для развития стоп);
-упражнения на тренажерах;
-прыжки на батуте;
-плавание в сухом бассейне;
-упражнения на мячах прыгунах (хопах) с рожками;
-упражнения на дисках здоровья;
- игры малой подвижности;
-релаксационная гимнастика, беседы о здоровье.
Большое значение в программе уделяется индивидуальному подходу. В процессе работы учитываются особенности физических и психических нарушений каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kruzhku_korrigiruyushchaya_gimnastika.docx | 151.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»
Программу разработал : воспитатель Кутешова Елена Николаевна
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Корригирующая гимнастика »
Пояснительная записка
Проблема охраны здоровья детей в специальном дошкольном учреждении стоит очень остро.
Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.
У них наблюдаются диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение опорно-двигательного аппарата ,
сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д. ,низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Снижение тонуса коры головного мозга затрудняет выполнение движений детьми, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создаёт скованность в движениях и статических позах , напряженность ,угловатость;
Детям с нарушением интеллекта присуща быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Имеются нарушения в развитии физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.
Недоразвитие двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта приводит к большим трудностям в овладении всеми видами деятельности. Поэтому важное значение в коррекционно- воспитательном процессе в специальном дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование и коррекцию моторных функций. С целью коррекции данных нарушений был организован кружок «Корригирующая гимнастика».
Главная направленность программы корригирующей гимнастики -это коррекция физического и психического развития детей с нарушением интеллекта.
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии:
-дыхательные упражнения по А .Н. Стрельниковой;
-пальчиковая гимнастика ;
-психогимнастика по методике М.Чистяковой
-игровой самомассаж, массаж биологически активных зон по А.А Уманской и К.Динейки;
- офтальмотренаж (гимнастика для глаз);
-ходьба по «дорожкам здоровья» (для развития стоп);
-упражнения на тренажерах;
-прыжки на батуте;
-плавание в сухом бассейне;
-упражнения на мячах прыгунах (хопах) с рожками;
-упражнения на дисках здоровья;
- игры малой подвижности;
-релаксационная гимнастика, беседы о здоровье.
Большое значение в программе уделяется индивидуальному подходу. В процессе работы учитываются особенности физических и психических нарушений каждого ребёнка.
Содержание
Цель:
-корректировать и компенсировать нарушения психофизического развития, мелкой и общей моторики.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами корригирующих упражнений, дыхательных упражнений, самомассажа;
- Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков; существление профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Образовательные задачи:
- Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
- Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Развитие координации движений и ориентировки в пространстве;
- Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Коррекционные задачи:
- Коррекция эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
Воспитательные задачи:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня психофизического развития у детей с ОВЗ;
- Преодоление нарушений двигательных функций, имеющихся у детей с ОВЗ;
- Стабилизация эмоционального фона у детей;
- Снижение заболеваемости;
- Потребность в ведении здорового образа жизни.
Разделы программы
Беседы о здоровье – это беседы, посвященные здоровому образу жизни.
Задачи:
-повышать знания детей о собственном теле, здоровье человека;
-вырабатывать привычку вести здоровый образ жизни.
Корригирующие упражнения -это такие упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса, способствуют развитию координации движений, ритма, пространственной ориентировки и коррекции психических процессов.
Задачи:
-укрепление всех мышечных групп;
-формирование правильной осанки ;
-развитие координации движений, ориентировки в пространстве;
-коррекция интеллектуальных функций ( речи, внимания, восприятия) ;
-воспитание гармоничного физического развития детей .
Игровые упражнения на фитболах- эти упражнения помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и используются для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
-формировать правильную осанку, развивать мышечную систему;
-развивать у детей умение ощущать себя, свои мышцы, своё тело ,управлять каждой группой мышц (шеи, лица, рук, ног, туловища)
-развивать координацию движений; сенсорные и моторные функции;
-осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата;
-корригировать речь детей.
Дорожки здоровья- представляет собой массажный коврик с различными поверхностями , при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Коврики и элементы на них красочные и яркие, детям доставляет огромное удовольствие прогулка по таким дорожкам здоровья в детском саду.
Задачи:
-развитие координации движений, равновесия;
- осуществление профилактики плоскостопия.
Упражнения на тренажерах (велотренажер, беговая дорожка, ходики)- спортивные тренажеры удовлетворят потребность детей в движении, развивают их выносливость, улучшат координацию, помогут справиться с нервными перегрузками.
Задачи:
-повышать двигательную активность;
-укреплять нервную систему;
-развивать координацию движений , мышцы рук и ног;
-развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Прыжки на батуте – прыжки на батуте позволят детям при постоянных занятиях укрепить вестибулярный аппарат, улучшить координацию движений, а также предотвратить заболевания опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
-развивать координацию движений;
-укреплять вестибулярный аппарат;
-осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата.
Сухой бассейн- это своего рода «емкость» с мягкими толстыми стенками, заполненная цветными яркими пластиковыми шариками, полыми внутри и твердыми при небольшом нажатии.
Задачи:
- развивать все группы мышц тела;
- способствовать расслаблению, снятию напряжения, стресса;
- оказывать положительное влияние на весь организм;
- снимает психическое напряжение и поднимает настроение;
Тренажер диск здоровья - представляет собой предельно простое устройство, оно поможет сформировать правильную осанку и развить координацию движений.
Задачи:
- оказывает общеукрепляющее действие на мышцы и суставы;
- тренирует вестибулярный аппарат;
-улучшает кровообращение органов малого таза;
-снимает психическое напряжение и поднимает настроение;
- формирует правильную осанку.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Задачи:
-воздействовать через биоактивные точки на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости;
-способствовать повышению функциональных возможностей организма;
-способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.
Дыхательные упражнения - комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.
Задачи:
-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;
-содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;
-способствовать повышению иммунитета.
Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз.
Задачи:
-улучшать кровоснабжение глазных яблок;
-нормализовать тонус глазодвигательных мышц;
-способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.
Задачи:
-способствует развитию речи, творческого мышления;
-активизировать моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться.
Психогимнастика- специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоциональной и личностной сферы).
Задачи:
- преодоление барьеров в общении;
- развитие лучшего понимания себя и других;
- снятие психического напряжения.
- коррекция эмоционально - волевой сферы.
Игры малой подвижности– это детские игры, в которых игроки не двигаются вообще или двигаются крайне мало.
Задачи:
-развивать внимание, речь , ориентировку в пространстве;
-оказывать благотворное влияние на психическую деятельность.
Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Задача:
-способствовать снятию напряжения мышц после физической нагрузки.
Организация образовательного процесса
Кружок «Корригирующая гимнастика» посещают 10 детей в возрасте от 5 до 8 лет, которые являются инвалидами и имеют V группу здоровья.
Занятия кружковой работы проводятся 2 раза в неделю , во второй половине дня.
Продолжительность 25- 30 мин.
Корригирующая гимнастика разработана согласно основным педагогическим принципам:
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
- Принцип постепенности. Предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе занятий.
- Принцип доступности. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
- Принцип наглядности. Предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
- Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Структура кружка «Корригирующая гимнастика»
Каждый комплекс кружка проводится в игровой форме и имеют свой сюжет.
Комплексы состоят из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
I. Вводная часть (5-7 минут).
Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.
В содержание вводной части входят: различные виды ходьбы и бега, укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
II. Основная часть (15-20 минут).
В этой части используются корригирующие упражнения упражнения, которые непосредственно укрепляют мышцы корпуса, способствуют развитию координации движений, ритма , пространственной ориентировки и коррекции психических процессов, оказывают физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитывают физические качества детей.
Также в основную часть включены ходьба по «дорожкам здоровья» (для развития стоп), упражнения на тренажерах, прыжки на батуте, плавание в сухом бассейне, упражнения на мячах фитболах ,упражнения на дисках здоровья; пальчиковая гимнастика , психогимнастика , игровой самомассаж, офтальмотренаж (гимнастика для глаз), дыхательные упражнения(способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер) .
III. Заключительная часть (3-5 минут).
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Проводятся игры малой подвижности; выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме.
Список литературы:
1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья».-Волгоград: Учитель,2007.-151с.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение,1991.-с.15-41.
3. Зарин А.П. Ложко Е.Л. Музыка и движение в коррекционно –воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта.- СПб, 1994.
3. Картушина М.Ю.Быть здоровыми хотим.- М.:ТЦ Сфера,2004.-384с.
4. Потапчук А.А. Овчинникова Т.С.. Двигательный игротренинг для дошкольников.- Спб.: Издательство «Речь»,2002.176с.
5. Страковская А.н. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей.-М.:Медицина,1987.-240
6. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика.М:Метафора,2002.
7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-4 лет,5-7лет.-М.:Издательство ГНОМ и Д,2003.-104с.
8. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб.: Лань,1996.-32с.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение.М.,1990-с.3-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"
Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ « Танцевально – игровая гимнастика Са – фи - данс»
quot;Са-фи-данс"...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...